Рабочая программа по истории для 5 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2019-2020 учебный год. Учебник - Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Русское слово, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения предметов гуманитарного цикла «____» _______2012 г. протокол №______ от ______________ | Утверждено директор МБОУ СОШ №11 г. Липецка _____________ В.Н.Игнатов. приказ №_____от__________________ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
Г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для 5 класса на 2012-2013 учебный год
учителя истории и обществознания Самсоновой О.А.
Пояснительная записка.
Обучающиеся в 5 классе на уроках истории впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой. Исходя из выше перечисленного были определены цели курса:
- формирование общей картины исторического развития человечества, получение обучающимися представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
- приобщение обучающихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Программа по истории Древнего мира (5 класс) разработана на основе требований федерального государственного стандарта основного общего образования с учётом Примерной программы основного образования по истории и авторской программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений (автор Ф.А.Михайловский).
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Всеобщая история. 5 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.
Учебник - Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Русское слово, 2006.
Рабочая тетрадь к учебнику Ф. А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» С. А. Жукова.
В ходе изучения курса у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
Знать и понимать:
- Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
- Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации;
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
- Данная программа рассчитана на 68 учебных часов при 2 часах в неделю При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
Дополнительная литература:
- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010
- История Древнего мира. 5 кл.: атлас. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
- Древняя история Дальнего Востока: Учебное пособие/ Авт.- сост. Н. А. Ивенкова, И. П. Саплина – Хабаровск: Риотип, 1998
Содержание рабочей программы
Введение(1 ч). Ход времени и способы его измерении. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Источники знаний о прошлом. Историческая карта.
Раздел I. Жизнь первобытных людей(6ч). Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Раздел II. Древний Восток (20ч). Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Раздел III. Древняя Греция (21ч.) Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Раздел IV.Древний Рим (20ч.) Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы.
Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Итоговое повторение (2 ч.) Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира - фундамент современной цивилизации.
Учебно - тематический план
Раздел | Количество часов |
Введение | 1 |
I. Жизнь первобытных людей | 6 |
II. Древний Восток | 20 |
III. Древняя Греция | 21 |
IV. Древний Рим | 18 |
Итоговое повторение | 2 |
Перечень рекомендуемой литературы
1. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»;
2. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: hnnp://www.rusedu.ru/subcat_ 32.html;
3. Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима: hnnp://www.mhk.spb.ru/;
4. Античная мифология: hnnp://mythology.sgu.ru/ mythology/ant/index.htm.
Календарно – тематический план
№ | Темы урока (с указанием разделов) | Количество часов | Дата проведения урока | Дата фактического проведения урока | Причины корректировки календарно – тематического плана | «Согласовано» с заместителем директора по УВР (подпись, число) |
1 | Введение | 1 | ||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия. (7 часов) | ||||||
2 | Первые люди на земле. | 1 | ||||
3 | Открытия и изобретения древних людей | 1 | ||||
4 | Искусство и религия. | 1 | ||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | ||||
6 | От первобытности к цивилизации. | 1 | ||||
7 | Счет лет в истории. | 1 | ||||
8 | Повторение | 1 | ||||
Раздел 2. Древний Восток. (20 часов) | ||||||
9 | Египет – дар Нила. | 1 | ||||
10 | Страна двух рек | 1 | ||||
11 | Законы царя Хаммурапи | 1 | ||||
12 | Индия и Китай в древности. | 2 | ||||
13 | Повторение | 1 | ||||
14 | Фараоны и пирамиды. | 1 | ||||
15 | Жизнь в древнем Египте. | 1 | ||||
16 | Завоевание фараонов. | 1 | ||||
17 | Культура древнего Египта. | 1 | ||||
18 | Повторение | 1 | ||||
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | ||||
20 | Древняя Палестина. | 1 | ||||
21 | Ассирийская военная держава. | 1 | ||||
22 | Победители Ассирии. | 1 | ||||
23 | Повторение | 1 | ||||
24 | Образование державы Маурьев в Индии. | 1 | ||||
25 | Единое государство в Китае. | 1 | ||||
26 | Великая персидская держава. | 1 | ||||
27 | Повторение | 1 | ||||
Раздел 3. Древняя Греция. (20 часов) | ||||||
28 | Греция и Крит в эпоху бронзы. | 1 | ||||
29 | Поэмы Гомера | 1 | ||||
30 | Боги и герои Эллады | 1 | ||||
31 | Греческие полисы и колонизация. | 1 | ||||
32 | Афинский полис | 1 | ||||
33 | Древняя Спарта | 1 | ||||
34 | Повторение | 1 | ||||
35 | Греко – персидские войны. | 2 | ||||
36 | Расцвет демократии в Афинах | 1 | ||||
37 | Художественное развитие в 5 в. до н.э. | 1 | ||||
38 | Пелопонесская война | 1 | ||||
39 | Граждане, ученые, атлеты Греции | 1 | ||||
40 | Архитекторы, скульпторы, поэты. | 1 | ||||
41 | Повторение | 1 | ||||
42 | Возвышение Македонии | 1 | ||||
43 | Завоевание Александра Македонского. | 1 | ||||
44 | Греческий Восток | 1 | ||||
45 | Повторение | 1 | ||||
Раздел4. Древний Рим. (23 часа) | ||||||
46 | Рим под властью царей. | 1 | ||||
47 | Республика римских граждан | 1 | ||||
48 | Рим во главе Италии | 1 | ||||
49 | Первая война Карфагена | 1 | ||||
50 | Войны в Ганнибалом | 1 | ||||
51 | Рим – завоеватель Среднеземноморья | 1 | ||||
52 | Повторение | 1 | ||||
53 | Народные трибуны братья Гракхи | 1 | ||||
54 | Сулла – первый военный диктатор. | 1 | ||||
55 | Восстание Спартака | 1 | ||||
56 | Цезарь- повелитель Рима. | 1 | ||||
57 | Падение республики. | 1 | ||||
58 | Повторение | 1 | ||||
59 | Император Октавиан Август | 1 | ||||
60 | Цезари Рима | 1 | ||||
61 | Жизнь в Римской империи | 1 | ||||
62 | Кризис Римской империи | 1 | ||||
63 | Христианство | 1 | ||||
64 | Диоклетиан и Константин | 1 | ||||
65 | Итоговое повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в 5 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа в 5 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....
Рабочая программа в 7 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа в 7 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....
Рабочая программа в 8 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа в 8 а классе на 2019 - 2020 учебный год....
Рабочая программа в 10 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа в 10а классе на 2019 - 2020 учебный год....
Рабочая программа для 2 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа содержит:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план....
Рабочая программа для 3 класса на 2019-2020 учебный год
В рабочей программе содержится:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план...
Рабочая программа для 4 класса на 2019-2020 год
Рабочая программа содержит:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план....