№ этапа урока | Деятельность учителя и учеников |
1. Орг. момент. | Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы . |
2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность) Повторение | 1) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.) 2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.) 3) Сколько лет в одном веке? (Сто.) 4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.) 5) Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.) 6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.) 7) Вы – это местоимение ... лица. (2л.) 8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.) 9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) 10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) 11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква). 12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я).
|
3. Слово учителя. Тема и цели урока. | - Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться. Читаем эпиграф, комментируем его. Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока: - Попробуйте выделить в высказывании ключевые слова, которые помогут нам понять, что же такое дискуссия.
(дискуссия, соединение знаний, сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения). Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия.
|
4. Повторение известного о типах речи
| - Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).
- Как различаются типы речи?
|
Тренировочные упражнения.
|
1 у доски - Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из слов для справок: Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события Общее впечатление о предмете.
Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) : Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ написать название каждого типа речи
|
|
| 1. Общее впечатление о предмете. 2. Признаки предмета. | 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод. | 1. Начало события. 2. Продолжение события. 3. Конец события. |
|
Остальные: прочитать текст выразительно Анализ текста (устно): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте? Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому) ВЫВОДЫ: - Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?
- Укажите части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства? (во-первых, во-вторых)
- Какое слово связывает доказательства и вывод?
|
5. Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа) | — В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (запись терминов и значений в тетрадь). В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения. Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему, почему? |
6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436 | Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите. (О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте? Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его. |
7.Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Кто прав...». а)Подбор аргументов. | Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни» Формулирование и запись тезисов и аргументов: Прав дедушка Права внучка 1. 1. 2. 2. Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к данной теме пословицы.
1. Тезис: прав дедушка 2. Доказательства 1)Мнение подруг из класса – потребительское 2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим.
Составление плана сочинения КТО ПРАВ?
1. 1. 2. Прав дедушка 2. Права внучка 1) 1) 2) 2) 3. Вывод 3. Вывод
- Что должно быть в пункте 1?
- О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)
- Какой тип речи должен быть во вступлении?
- Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?
- Как нужно начать рассказ о проблеме? (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…)
|
б)Составление плана сочинения |
8. Физминутка | «Отдых наш-физкультминутка, Занимай свои места. Раз присели, два-привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой- встанькой словно стали А потом пустились вскачь, Словно мой упругий мяч. Если устали глаза Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
|
9. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение. (по вариантам) | Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение. Соревнования между рядами: кто быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения 1 вариант - Я уверен... Я думаю (считаю, полагаю...), что... Мне кажется, что... 2 вариант - Докажем это. Почему? А вот почему... Это можно объяснить так... По-моему, прав... Я не могу согласиться с тем, что... но... Могут сказать (возразить), что... 3 вариант - Итак... Таким образом... Следовательно... Я понял, что... ( открываем доску и проверяем правильность выводов) |
10. Составление устного высказывания | А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.) |
11. Подведение итогов урока | - Что такое дискуссия? Что такое аргумент? - Что значит написать рассуждение на дискуссионную тему? - Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении? - Всё ли понятно? Если нет – жду вас на перемене или после уроков.
|
12. Домашнее задание | Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?») Сильным – подобрать для аргументации подходящие по данной теме пословицы и поговорки,
|