мифы и религия Древней Греции
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Екатерина Рудольфовна Тимяшева

Открытый урок в рамках "Мастер-класса работы с ЦОР". Проводился урок в 5 классе. 

Цели:

1. Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.
2.Подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.
3. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Задача для учащихся: познакомиться с религией и мифами о древнегреческих богах и героях, обобщить полученные данные в виде таблицы.
Оборудование: презентация «Мифы и религия древних греков», интерактивная доска и проектор, интерактивные задания по истории Древней Греции, анимированный тест, видеофрагменты из мультфильма цикла «Занимательные истории. Древняя Греция». Учебник.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ЦОР.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока истории

в 5 в классе по теме

«Мифы и религия древних греков». 

Цели: 
1. Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.
2.Подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.
3. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Задача для учащихся: познакомиться с религией и мифами о древнегреческих богах и героях, обобщить полученные данные в виде таблицы.
Оборудование: презентация «Мифы и религия древних греков», интерактивная доска и проектор, интерактивные задания по истории Древней Греции, анимированный тест, видеофрагменты из мультфильма цикла «Занимательные истории. Древняя Греция». Учебник.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ЦОР.
 Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами продолжаем изучать историю Древней Греции и т
ема нашего урока «Мифы и религия древних греков» (слайд 1).

Давайте вспомним с вами, где находится Греция и основные занятия древних греков? (интерактивные задания).

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с религией древних греков, поговорим о божественном Олимпе; затем вспомним и узнаем новые греческие мифы, такие как – миф о Минотавре, Орфей и Эвредика, посмотрим миф о героическом поступке Прометея (слайд 2).
1. Религия Древней Греции.

2. Мифы и легенды древних греков:

А. Миф о Минотавре

Б. Орфей и Эвредика

В. Прометей

Давайте для начала вспомним с вами, что такое религия? Религия-это вера человека в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им (слайд3).

Самым первым божеством древних греков был бог Уран (слайд 4)- безграничное и огромное небо. Он женился на богине Гее и у них родилось множество детей: сначала титаны – шесть огромных гигантов, затем циклопы (одноглазые чудовища), а потом три уродливых монстра, каждый с сотней рук и пятьюдесятью головами – гекатонхейры.

        Уран встречал рождение каждого из своих потомков с ужасом. Глядя на них, Уран боялся, что когда-нибудь дети восстанут против него и убьют. Поэтому он стал глотать каждого новорожденного ребенка, а уже подросших бросил в Тартар – мрачную Бездну.

Гея страдала (слайд 5). Тогда она выковала из железа очень крепкий серп, который способен был срубить любую голову и спустилась с ним в Тартар, где томились ее дети.  Титан Кронос решил восстать против отца. Он убил  Урана и занял его трон, выпустив на волю своих братьев и сестер – титанов и взяв в жены богиню Рею. Кронос боялся, что его дети когда-нибудь так же, как и он, восстанут против него и свергнут с Олимпа. Потому он приказал своей жене Рее приносить ему своих новорожденных детей и проглатывал их. Но Рея спрятала последнего своего ребенка на острове Крите, в глубокой пещере, а Кроносу вместо него отдала завернутый в пеленку камень, это был Зевс.

Так появился самый главный бог греков – бог Зевс, вокруг которого и складывается греческий Олимп богов.

Постановка задачи на урок. Наша с вами задача (слайд 6) на сегодняшний урок –

  1. познакомиться с религией Древней Греции и мифами о древнегреческих героях и богах, обобщить полученные данные в виде таблицы (слайд 7).
  2. ответить на вопрос: почему религиозные представления греков были связаны с природными явлениями?

III. Объяснение 1 вопроса темы.

По представлениям эллинов, в их прекрасной стране обитали не знающие старости и смерти боги. Дворцы, где они беззаботно пировали, питаясь нектаром и амброзией (слайд 8), находились на самой высокой горе Балканского полуострова – Олимп. Поэтому богов называли олимпийскими. Давайте посмотрим на карте, где находится гора Олимп (слайд 9).

На светлом Олимпе, где всегда светит солнце и царит вечное лето, Зевс вместе с другими богами пирует в золотых дворцах (слайд 10).  Три бога поделили между собой – небо, море и подземелье. Зевс - бог громовержец строго следит, чтобы никто не нарушал его законы, беспощадно поражает своих врагов молниями. Брат Зевса Посейдон властвует над водной стихией, разъезжая по морям в колеснице, запряженной удивительной красоты конями. В его руке грозный трезубец, от ударов которого на море вздымаются волны. Глубоко под землей правит другой брат Зевса – Аид. В его царстве царит вечный мрак, здесь текут мрачные реки, по которым души умерших попадают в царство мёртвых.

Жена Зевса (слайд 11) Гера считалась покровительницей брака и супружеской верности. Дочь хозяина олимпа Афина, родившаяся из головы Зевса – богиня войны и победы, а также мудрости и ремёсел. Её изображали в боевых доспехах, с оружием. Афродита – богиня любви и красоты. Богиня охоты Артемида. Богиня плодородия и земледелия Деметра (слайд 12).  Покровителем искусства был сын Зевса – Аполлон (слайд 13), его почитали и как бога солнца. Бог виноделия и веселья Дионис, покровитель сил земли. Еще одним сыном Зевса был Гермес – покровитель торговли, вестник богов, изображался в крылатых сандалиях и широкополой шляпе (слайд 14).  Гефест-бог огня и кузнечного дела, покровитель ремесел.

IV. Проверка выполнения задания.

А теперь давайте проверим, насколько вы внимательно слушали лекцию учителя и как хорошо вы смогли познакомиться с греческими богами. Давайте выполним тест (слайд 15).  

Ну, что устали? Давайте немного разомнемся (физминутка). 

Я буду называть имена богов Египта и Греции. Ваша задача, если услышите древнегреческого бога, то приседаете, а если древнеегипетского, то делайте шаг вперед.

Аид, Деметра, Осирис, Зевс, Сет, Анубис, Гефест, Гера, Тот.

V. Актуализация знаний.

Молодцы. А кто такой Геракл? Он тоже бог? Совершенно верно, он являлся героем. Между богами и простыми людьми не было непреодолимой пропасти. Нередко боги и смертные люди влюблялись в друг друга и женились, а рожденные у них дети назывались героями. Жизнь богов и героев запечатлена в мифах, которые создавали греки. Мифы передавались из уст в уста, и их знал каждый эллин. Что же такое миф?

Миф (в переводе с греческого - предание)- сказание о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев и других фантастических существах. 

Давайте запишем новое понятие в тетрадь (слайд 16).

А какие мифы вы знаете? О каких героях слышали? Посмотрите на иллюстрации (слайд 17), и скажите – какой герой здесь изображен и как называется этот миф (работа с иллюстрациями)?

Совершенно верно, это Тесей и известный миф о минотавре. О чём этот миф? Какие черты характера героев описывает этот сюжет? Выразите свое отношение к Тесею.

VI. Просмотр видео.

Не менее известным героем является Прометей (слайд 18). Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма о Прометее, после чего вы должны будете ответить на вопросы:

1. Ради чего Прометей похитил огонь?

2. Какими чертами характера, на ваш взгляд, обладал Прометей? (слайд 19).

VII. Рассказ учителя.

Еще одним известным мифом у греков был миф об Орфее и Эвредики (слайд 20). Был Орфей знаменитым певцом Эллады и сыном бога Аполлона.  От звуков его чудесной лиры вся природа наполнялась трепетом. У Орфея была жена – прекрасная Эвридика, но её укусила змея и она умерла. Орфей решил спуститься в подземное царство,         чтобы просить Аида и Персефону вернуть ему         любимую Эвридику. Спустившись в страшный Тартар, Орфей так заиграл на лире, что тени умерших заплакали от сострадания. Аид и Персефона разрешили забрать Эвридику.

По дороге (слайд 21) Орфей  не должен был оглядываться. Но не выдержал он – оглянулся, и Эвридика снова умерла и стала тенью. Три года прожил он в печали. Сидел на берегу моря и играл печальные песни, пока не убили его фракиянки за то, что не полюбил он больше не одну женщину. Тень Орфея спустилась в подземное царство Аида, нашла там свою Эвридику и больше уже не разлучалась с ней.

 - Какое главное чувство воспето в этом мифе (беседа с учащимися)?

Итак, сегодня мы с вами узнали о греческой религии, об известных героях и их подвигах, конечно далеко не все мифы и имена героев прозвучали. Скажите, пожалуйста, какие главные выводы вы сделали на сегодняшнем уроке?

VIII. Закрепление изученного на уроке.
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но учёные и мы с вами изучаем мифы древних греков.

  1. Объясните, почему учёные изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки)
  2. Что из услышанного сегодня могло соответствовать исторической действительности? (города, дворцы, овладение ремёслами, войны, цари, виды занятий, строительство кораблей, мореплавание и др.).
  3. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь)
  4. Почему религиозные представления греков были связаны с природными явлениями?

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитать §23-24,  ответить на вопросы (устно).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать  мифы о богах и 12 подвигов Геракла,  выписать имя бога и указать сферу его покровительс...

Мифы и трагедии Древней Греции.

Тест предназначен для проверки степени усвоения материала учащимися.....

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...

В поисках золотого руна. Игра-викторина по мифам и легендам Древней Греции.

Игра-викторина "В поисках золотого руна" поможет проверить знания учащихся мифов Древней Греции, а также узнать много нового и интересного.Предложенный сценарий и презентацию можно использовать во вне...

Театрализованная игра-путешествие «Мифы и легенды Древней Греции»

Театрализованная игра-путешествие «Мифы и легенды Древней Греции»...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...

Презентация по истории Древнего мира на тему "Религия Древней Греции"

Греки, как и другие народы древнего мира, боялись грозных сил окружавшей их природы и не понимали их. Поэтому греки верили, что природой управляют многочисленные боги.Богов греки представляли себе в в...