ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»
проект по истории (5 класс) на тему

 

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»

«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл truhina.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО "НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

Квалификационные модульные курсы

«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»

(Квалификационные курсы

Теория и методика преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС и др.)

ПРОЕКТ УРОКА

«Древняя Греция».

Тема №5

«Религия Древней Греции»

Работу выполнила:

учитель МБОУ СШ №1

города Павлова

Трухина Наталья Викторовна.

Нижний Новгород 2015

Технологическая карта урока.

1.ФИО учителя Трухина Наталья Викторовна

2.Класс 5 «А»

3.Предмет история

4.Древняя Греция. Урок №5: «Религия Древней Греции».

5.Планируемые результаты:

  1. Личностные: уметь оценивать свои знания, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами (какой смысл имеет для меня учение).
  2. Метопредметные: владеть способами работы в группах, уметь управлять своей деятельностью: анализ, синтез, обобщение.
  3. Предметные: знать  уметь объяснять понятия, уметь по иллюстрациям определять богов.

6.Психолого – педагогическая характеристика класса и обоснование технологий, методов и методик, используемых на уроке.

5 «А» класс. 18 человек (9 мальчиков и 9 девочек). Учащиеся одного возраста. Уровень способностей выше среднего. У детей хорошая память, на уроках внимательны. Детям нравится работа в группах по поиску информации. Они могут составить целое из частей, сделать вывод, поставить учебную задачу и найти пути ее решения. Однако, у учащихся недостаточно хороший кругозор, что требует использования на уроке дополнительной литературы, ИКТ, подготовки дополнительных и опережающих заданий. Уроки проходят на основе системно – деятельностного подхода, который обеспечивает саморазвитие, активную учебно – познавательную деятельность, учитывает индивидуальные особенности. Применение ИКТ улучшает качество знаний, формирует устойчивый интерес к предмету. Здоровьесберегающие технологии обеспечивают регулярную смену видов деятельности учащихся на уроке, помогают дозировать учебную нагрузку, более четко организуют учебный процесс.

Используются следующие методические приемы: составление кластера, синквейна, таблиц, логических цепочек. Учащимся нравятся работы в группах, в парах.

7.Цель урока: формирование образа мира как единого и целостного, при разнообразии культур и религий на примере верования древних греков.

8.Задачи:

  • Обучающие: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
  • Развивающие:  развивать умения и навыки работы с исторической информацией.
  • Воспитательные: воспитание нравственных качеств учащихся: сознательное и уважительное отношение друг к другу, умение вести диалог и находить взаимопонимание.

9.Тип урока: комбинированный.

10.Этапы урока.

  1. Организационный (1мин.).
  2. Вводно – мотивационный (2мин.).
  3. Актуализация знаний (5мин.).
  4. Изучение нового материала (29мин.).
  1. Вера в сверхъестественные силы и боги Греции.
  2. Занятие греков и боги – покровители.
  3. Роль религии в жизни древних греков.

  1. Физкультминутка (1мин.).
  2. Первичное закрепление материала (2мин.).
  3. Выводы по уроку (4мин.).
  4. Организация изучения домашнего задания (1мин.).  

11.Используемая литература:

  • А. А. Вигасин «История древнего мира» Просвещение 2009;
  • Н. Кун «Легенды и мифы древней Греции»  Просвещение 1969;
  • Г.А. Кулагина «Сто игр по истории» Просвещение 1983.

12.Материалы и оборудование:

  • Карта «Древняя Греция в Vвеке до н. э.».
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Раздаточный материал.
  • Контурные карты.
  • Фрагменты мультфильмов о древней Греции.

13. Методы и приемы:

  • ИКТ.
  • Системно – деятельностная технология.  
  • Проблемно – поисковый метод.

14.Основные понятия:

  • Религия
  • Гора Олимп
  • Миф
  • Боги по именам

Ход урока.

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи для каждого этапа урока.

Организационный

1

Приветствие учащихся, проверка готовности опережающих заданий по группам

Приветствие учителя, включение в работу, готовность рабочего места

Организация рабочего места

Вводно - мотивационный

2

1.Мы продолжаем изучать Древнюю Грецию. Вспомним, где находится, покажем на карте.

2.Почему Грецию называют горной страной?

1.Учащиеся по цепочке (1 человек от группы; всего 3 группы по 6 человек) показывают Балканский полуостров, Эгейское и Ионическое моря Южную Европу.  

2.Горы вдоль и поперек. Самая высокая гора –Олимп. Греки верили, что там живут боги.

Проверка знаний предыдущих уроков.

Актуализация знаний

5

1.На каких уроках мы еще говорили с вами о богах?

2.О чем эти произведения?

3.Для проверки домашнего задания тест (лежит на столах групп)

Тест.

1.Одиссей возвращался из Трои на остров…

  1. Делос
  2. Итака
  3. Родос

2.Одиссей отправился в путь на… кораблях

  1. 7
  2. 11
  3. 12

3.На родину вернулись…

  1. Все корабли
  2. 2 корабля
  3. Один Одиссей

4.Странствие продолжалось…

  1. 1 год
  2. 5 лет
  3. 10 лет

5.Другое название города Троя…

  1. Микены
  2. Илион
  3. Афины

Ответы теста заранее подготовлены на доске.

1.При изучении «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

2.«Илиада» о Троянской войне. «Одиссея» о возвращение участника войны Одиссея домой.

3.Выполняют тест.

Осознанное построение высказываний (письменно).

Изучение нового материала

29

1.Каждая из групп получила опережающее задание. Слово первой группе.

2.Вспомните, что такое религия?

3. Мы говорим, что люди верят в сверхъестественные силы, а боги, имеющие облик людей, это сверхъестественные силы?

4.Слово второй группе.

5.Подумаем вместе, как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока.

6. Как вы думает, на какие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

7. Запишем тему урока в тетради.

1 группа: Предлагаем кроссворд, решив который узнаем ключевое слово новой темы. Учащиеся решают кроссворд, находят ключевое слово «религия» (приложение№1). Ответы кроссворда заранее подготовлены учащимися на доске.

3.Вера в сверхъестественные силы от неумения объяснить явления природы.

4.Дествиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни. Боги – сверхъестественные силы

2 группа:

Рассказывают о главных богах Греции: Зевс, Посейдон, Аид

(приложение№2).

5.Религия Древней

Греции.

6.Где жили? Как выглядели? Чем занимались? Где можно больше узнать о религии Древней Греции.

7.Запись темы урока с доски в тетрадь.

Умение делать выводы, находить пути решения поставленной проблемы.

Физкультминутка

1

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу Гебу на поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине Нут

Путь немножко отдохнут.

Повтори Амона путь.

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости Тот.  

Физкультминутку проводит группа 3.

Соблюдение режима труда и отдыха.

Изучение нового материала

8.  Работа с учебником. Откройте 30 стр. В тетрадь выписать богов и чему они покровительствовали.

9.Проверка задания.

(ответы подготовлены учителем  на доске).

8. Учащиеся выполняют задание в тетради.

9. Зевс – бог земли и неба.

Посейдон – владыка морей.

Аид – правит царством мертвых.

Гера – хранительница семейного очага

Артемида – богиня природы и охоты

Аполлон – бог солнца, покровитель искусств.

Афина – богиня мудрости.

Афродита – богиня любви.

Деметра – богиня плодородия.

Дионис – бог виноделия.

Гефест – бог кузнечного дела.

Гермес – бог торговли.

Арес – бог войны.

Первичное закрепление материала

2

Учитель предлагает просмотреть фрагменты мультфильмов о богах Древней Греции и узнать их.

1.  «Прометей» - Гефест, Зевс.

2. «Возвращение с олимпа» - Гера, Аполлон, Посейдон, Афродита, Дионис, Афина.

3. «Персей» - Гермес.

Получение и закрепление нужной информации о богах, их поступках.

Выводы по уроку

4

1.Работа с вопросами учебника на 133 стр.

2.Учитель объявляет и комментирует оценки.

3.Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

На столах у вас смайлики: веселые и грустные. Каждая группа, посоветовавшись, поместит свой смайлик на доску.

1.Отвечают на вопросы после параграфа.

2.Ученики подают дневники.

3.Дети оценивают урок.

Создание ситуации успеха и выбора.

Организация изучения домашнего задания

1

Параграф № 28. Подготовить для пересказа один из мифов (по желанию).

Запись домашнего задания в дневник. Вопросы учителю по домашнему заданию.

Соблюдение режима труда и отдыха.

Самоанализ проведенного урока.

Данный урок комбинированного типа. На уроке использовались творческие задания. Здания носят не только обучающий, но и развивающий характер. Структура урока соответствует системе обучения, программе, специфике учебного предмета. Присутствует сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Преобладает благоприятный психологический климат, но следует работать над оптимальным темпом урока, соблюдением временных рамок выполнения заданий. Следует работать над речью учащихся (присутствуют речевые ошибки). Учащиеся оценили урок положительно.

Приложение №1.

1Т

Р

О

Я

2П

Е

Н

Е

Л

О

П

А

3А

Х

И

Л

Л

Е

С

4И

Т

А

К

А

5Г

Е

К

Т

О

Р

6Д

О

С

П

Е

Х

И

7Н

А

В

С

И

К

А

Я

  1. Еще одно название города Илиона?
  2. Имя жены Одиссея?
  3. Кому Афина во время поединка подала копье?
  4. Царем какого острова был Одиссей?
  5. Могучий воин, защитник Илиона?
  6. Снаряжение война?
  7. Имя дочери царя Алкиноя?

Приложение №2.

Боги как люди своенравны, жестоки, мстительны. Они ссорятся, вмешиваются в дела людей, наказывают тех, кто нарушает их волю. Боги расположились на горе Олимп (показать на карте). Выступающий просит учащихся отметить гору Олимп в контурной карте.

Главным богом у греков был Зевс. Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния и хлынут потоки дождя на землю. Знаменитый скульптур по имени Фидий изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, а нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла – священной птицы. В правой руке – фигура крылатой Ники – богини победы (на доске изображение скульптура Фидия).

Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Кому молятся греки о спасении корабля? Посейдону. Обратите внимания на изображение Посейдона древним художником Навазе (изображение на доске). Художник изобразил кораблекрушение и виной тому опять Посейдон.

Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки. Туда не проникают лучи солнца и всегда ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу (изображение Аида на доске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Урок-презентация по истории Древнего мира "Древняя Греция"

Урок «Древняя Греция» является составной частью программы по истории Древнего мира в 5 классе.Данный урок – это повторительно-обощающий урок.Форма проведения – игра «Звездный час»Урок построен на осно...

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции».

Материал для уроко изобразительного искусства в 5 классе....

Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения....

урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия

Тема : Древний  Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...