«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»
статья по истории по теме
В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возможность представить учащимся готовый исторический образ, что в свою очередь ведет к ассоциативному восприятию информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_opyt.doc | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта.
«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»
1. Актуальность и перспективность педагогического опыта
Тема моей работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания» на сегодняшний день очень актуальна и инновационно направлена на образовательный процесс.
Человечество вступило на новый уровень развития. Не обошло это и систему образования, которая ставит перед учителем все новые и новые задачи. Сейчас использование информационно-комуникационных технологий стало обязательным в свете развития общества. То есть всё новое, когда то становится традиционным. Но не стоит пренебрегать традиционностью, ввиду возможности нахождения в изъезженных технологиях новых инструментов и методов способных привести к прогрессивной цели. Сами технологии остаются ведущими, потому что дают возможность использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и самые различные методы обучения. Характер инновации технологий, выражается в том, как учитель будет применять их на практике, выстраивая образовательный процесс. Какие формы, он им придаст и какими методами воспользуется.
Методов, составляющих непосредственно технологию достаточно много, но я остановлюсь на одном: методе культурологического подхода в изучении истории. В практике моей работы изучение истории строится на основе цивилизационного подхода. Он позволяет показать особенности цивилизации, уникальность исторического сообщества, основанную на вечных ценностях его культурного опыта, образа жизни, выработанного веками, а также значения сохранения собственных культурных традиций как важнейшего условия модернизации. История, культурология и художественная культура тесно взаимосвязаны. Это и позволяет, на мой взгляд, применить культурологический подход к изучению истории. В данном случае я рассматриваю историческую культурологию как методологическую основу преподавания истории. Практическая реализация культурологического подхода может быть осуществлена через межпредметную и внутрипредметную интеграцию. Межпредметная интеграция представляет собой сочленение курсов истории, обществознания, МХК, литературы. И внутрипредметная интеграция это возможность экскурсировать по курсу предмета. Кроме истории элементы культурологического подхода мной используются и при преподавании обществознания.
Актуальность моего педагогического опыта заключается в том, что применение культурологического подхода через информационно-комуникационные технологии позволяет создать условия для реализации системно-деятельностного и проблемного обучения. Благодаря применению в культурологическом подходе информационно-комуникационных технологий становится возможным обучение на элементах культурного наследия в форме привлечения объекта и его информационной поддержки. Что создаёт в последствии эффект индукции то есть движение знания от малого к большому. А интеграция знаний помогает совершенствовать ключевые компетенции учащихся. В результате реализуются основные концепции образования.
Перспективность моего педагогического опыта в том, что данный опыт может использоваться в образовательном процессе как в виде цельноурочной деятельности, так и в виде отдельных элементов урока. В связи с переориентацией историко-обществоведческого курса с формационной модели на цивилизационную модель. Система цивилизационного мировосприятия диктует нам инициализацию человечества через его культуру. Кроме того культурологический подход способствует формированию и закреплению в сознании образных стереотипов исторических событий или исторических личностей.
2. Концептуальность педагогического опыта
Проблема преподавания истории и обществознания волнует профессиональные сообщества уже много лет. Система образования претерпела грандиозные изменения за последнее десятилетие, продолжает она меняться и сегодня. Осмелюсь утверждать, что эти преобразования в наибольшей степени затронули школьное историческое и обществоведческое образование. Это введение концентрической системы, бесконечная смена учебных пособий по предмету, которая почти всегда совпадает со сменой государственных ориентиров во внутренней и внешней политике, введение ЕГЭ и новой формы ГИА в 9 классах, введение государственных стандартов 2-го поколения.
Невозможно вести разговор о новых подходах в преподавании истории и обществоведческих дисциплин без выяснения концептуальных основ и приоритетов школьного исторического образования. В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» № 6 за 2009 год опубликована концепция исторического образования в средней школе (разработчик Алексашкина Л.Н.).
Хотелось бы остановиться на некоторых общих моментах.
В концепции четко определено место истории в системе общего среднего образования.
- История – хранилище сведений о человеке и обществе, неисчерпаемый фундамент познания;
- Изучение истории служит основой развития нравственной и социокультурной сфер личности;
- История представляет собой объединяющую канву и хронологическую «вертикаль» для гуманитарных и социальных дисциплин;
- Историзм как принцип познания;
- Необходимость соотнесения прошлого и настоящего.
Школьное историческое образование выстраивается и в соответствии с социальным заказом. Сегодня существуют новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способности ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять полученные в школе знания и умения в повседневной жизни, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле слова (в том числе, в полиэтничной, поликультурной среде и т.д.). Исходя из этого, в концепции формулируются цели и задачи изучения истории в школе. Реализовать концепцию, призван культурологический подход через призму информационно коммуникационных технологий.
Можно выделить несколько функций, в которых наиболее наглядно проявляют возможности использования культурологического подхода в качестве инструмента и метода профессиональной деятельности учителя:
- Информационная функция. Органическая связь информационной функции учителя с культурологическим анализом проявляется при формировании культурного кругозора детей в тех фрагментах учебно-воспитательного процесса, когда учитель, опираясь на «ценностно-аналитический» подход к культуре, сообщает ученикам конкретный материал, характеризующий важнейшие достижения человечества в его историческом развитии. Культурологический анализ как средство поиска и переработки социокультурной информации расширяет личностное информационное пространство и обогащает индивидуальную картину мира учеников.
- Развивающая функция. Данная функция связана с развитием познавательных способностей обучающихся. Известно, что обучение приобретает развивающий характер лишь при целенаправленном управлении умственной деятельностью обучающихся.
На основе культурологического подхода преподаватель имеет возможность формировать у детей способность решать различные типы учебно-познавательных задач: распознавать и классифицировать различные явления и факты культуры; выявлять и сравнивать существенные общие и отличительные признаки социокультурных феноменов; выделять и описывать нравственные и эстетические составляющие в объектах культуры; осуществлять поиск социокультурной информации; выделять социокультурные проблемы; строить оценочные шкалы и т.д.
Как видим, культурологический подход при решении задач развивающего характера выступает в качестве специфического дидактического средства, обеспечивающего формирование у учеников готовности к широкой поисковой деятельности в постоянно меняющейся социокультурной среде.
- Ориентационная функция. Данная функция способствует формированию у учащихся системы ценностных ориентаций, позитивных отношений и социально значимых мотивов поведения и деятельности. В рамках этой функции культурологический подход направлен главным образом на аксиологическую интерпретацию культуры, на многостороннюю оценку «той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей».
Кроме того, ориентационная функция в сочетании с культурологическим подходом обеспечивает освоение инновационных идей и представлений «о фундаментальных направлениях духовной жизни общества, критериев нравственного здоровья человека и общей интеллектуальной культуры личности с учётом современных представлений о содержательном наполнении общечеловеческих ценностей».
- Мобилизационная функция. Данная функция связана с выработкой у учеников широкого набора умений и навыков, способствующих развитию у них познавательной активности и самостоятельности.
- Конструктивная функция. В рамках проектно-конструктивной деятельности педагога его собственные культурологические знания и умения способствуют решению следующих дидактических задач:
- производить отбор и систематизацию социогуманитарного материала в соответствии с целями и задачами учебного процесса и современными социокультурными запросами и тенденциями;
- осуществлять дидактическую переработку разнообразной культурологической информации в материал учебной дисциплины с целью усиления его гуманистической направленности;
- выделять важные с точки зрения культурологического развития обучающихся дидактические единицы - идеи, принципы, основные понятия, факты, проблемы культурологического характера и др.;
- устанавливать междисциплинарные и внутридисциплинарные связи с целью формирования у учащихся целостного социогуманитарного знания, основ культурологического восприятия социальных явлений и процессов.
- Коммуникативная функция. А.В. Мудрик выделяет три группы коммуникативных умений:
- умение организовываться и ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать окружающих людей;
- умение ориентироваться в ситуациях общения, знать и выполнять правила общения,
- умение сотрудничать в различных видах деятельности (коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое).
А.А. Леонтьев определяет два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и деятельностно-ориентированный. По мнению автора, данные типы коммуникативной деятельности обладают коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.
Культурологический подход, реализуемый в рамках коммуникативной функции, воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения, закладывает основы коммуникативной компетенции.
- Организаторская функция. Организаторская деятельность преподавателя заключается в последовательной реализации разнообразных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности учащихся, в создании организационно-педагогических условий для выявления их задатков и развития интересов, индивидуальных способностей. В рамках организаторской деятельности культурологический подход способствует решению следующих педагогических задач:
- формирование определённых традиций при организации ученического коллектива;
- организация и обеспечение необходимого взаимодействия образовательного учреждения и социума;
- создание психолого-педагогических условий для оптимизации социальной адаптации и активного самоопределения учащихся в новой социально-экономической и культурной среде;
- организация внеаудиторной воспитательной работы культурологического направления.
- Исследовательская функция. Для педагогической деятельности первостепенное значение имеет «гностический компонент структуры деятельности», т.е. способность находить новое оригинальное решение теоретических и практических проблем. Несомненную роль в реализации исследовательской функции играют культурологические знания и умения, обеспечивающие решение задач и проблем, встречающихся в педагогической деятельности.
В этой связи культурологический подход обеспечивает интеграцию усвоенных знаний через раскрытие существенных связей социокультурных явлений и процессов, через овладение способами и приёмами культурологического познания, которые обеспечивают применение социокультурных знаний в жизненных ситуациях.
3. Сущность педагогического опыта
Произведения культуры насыщены информацией и могут стать предметом наблюдения, изучения, исследования на уроках истории. Это позволяет при целенаправленном подборе содержания материала и разумной организации познавательной деятельности учащихся решать сложные задачи их обучения, развития и воспитания.
На уроках, где ученик работает с произведениями искусства, необходимо создать особые условия для свободного, личностного и непосредственного восприятия. Моя практика показывает, что эти задачи решаются при выборе групповых форм организации учебной деятельности учащихся и социоигровых методов обучения.
Эти условия позволяют решать задачи освоения и присвоения учащимися знаний, формирования на их основе собственного духовного мира.
Реализацию культурологического подхода в своей практике могу показать на примерах некоторых уроков.
- При изучении темы «Общество» в контексте курса обществознание 6 го класса, мной применялись в интерактивном режиме фрагменты мультфильмов. После просмотра фрагмента перед учениками ставилось проблемное задание.
Ученики в ходе анализа ситуации с героями мультфильма пришли к общему мнению, что обсуждаемые героями вопросы следующие:
- как купить?
- что продать?
- где взять деньги?
Все они носят экономический характер.
В результате дети самостоятельно подходят к понятию экономика и совместно с учителем дают определение понятию, при этом раскрывая основные экономические задачи.
Получение нового знания с использованием культурологического подхода более легко усваивается учащимися 6 класса в силу их психофизиологических особенностей и представления опыта готового знания.
При изучении в 10 классе темы «Экспансия с Запада. Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды». Я использовал репродукцию картины П. Корина «Александр Невский» с краткой информацией об авторе и картине. Перед учениками было поставлено проблемное задание: Выбор князя Александра Невского. Совместно с учителем намечены цели урока.
Цель урока: помочь учащимся переосмыслить имеющиеся у них знания о событиях шведской – немецкой агрессии ХIII в., показать роль идеологического противостояния православия, являвшегося и мировоззрением, и моралью, и образом жизни русских людей, и католичества, а также значение цивилизационного выбора князя Александра Невского.
В ходе урока класс разделился на группы.
Работа в группах:
Группа № 1- историки советского периода истории России.
Задание
Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?
Группа № 2- историки русского средневековья
Задание
Используйте исторические сведения о событиях российской истории ХIII в. и ответьте на вопросы:
- Почему П. Корин, создавая героический образ Александра Невского, обращается к Ледовому побоищу? Разве у князя не было других побед?
- Почему князь Александр Невский канонизирован?
Группа № 3- историки искусства
Задание
Используйте дополнительные материалы и свои знания по курсу мировой художественной культуры для ответа на вопрос:
- Какие символические образы древнерусского искусства помогли П. Корину создать героический образ Александра Невского?
- С какой целью художник использовал их?
Урок проводился поэтапно.
Этапы урока:
- Организация групп по интересам учащихся.
- Постановка проблемы урока: выбор князя Александра Невского.
- Просмотр фрагмента видиофильма «Образы русской истории» из серии «Третьяковская галерея», рассказывающего о картине П. Корина «Александр Невский».
- Выполнение учащимися заданий в группах: обмен мнениями, выработка общих позиций, формулирование ответа, отчет о работе группы.
- Обсуждение ответов групп, их краткий анализ.
- Подведение итогов урока: выводы по теме.
Работа учащихся над выполнением заданий преследовала достижение вышеназванных целей и задач. На мой взгляд, урок обеспечивал, во–первых, применение теоретических знаний учащихся по проблемам «культура», «цивилизация», «ценности» на конкретном историческом материале по истории Древней Руси, затем их проецирование на иной культурно – исторический материал - история СССР, во – вторых, проблемная постановка заданий активизировала познавательную деятельность учащихся.
Обсуждение заданий в группах, а затем в классе вызвала живой интерес старшеклассников и к отечественной истории, и друг к другу.
4. Анализ практического опыта.
Анализ практического опыта позволяет сделать следующие выводы:
- Исторический процесс можно показать как культурный процесс, так как история и культурология, являясь гуманитарными науками, пересекаются. Их объединяет и содержание, и методы. Но культурология, в отличие от истории, обладает способностью донести до учащихся принципы понимания общества с его переплетением норм, ценностей и представлений.
- Применение культурологического подхода в преподавании истории и обществознания предполагает интеграцию предметов. Интеграции подлежат не только содержание, но и методы, приемы и формы организации познавательной деятельности учащихся.
- Мир открывается через художественные образы, которые, как формы мышления содержат широкую информацию о природе, обществе, общественных отношениях, истории. И, значит, они могут стать предметом исследования на уроках истории, и при этом передавать опыт нравственных оценок, ценностных смыслов, формировать личность.
- Формой интеграции является интегративный урок, который позволяет, восстанавливая целостную картину мира, свести вместе историю народа и его культуру, сделать исторические явления понятными, живыми, вызывающими у учащихся определенные чувства и отношения.
5. Результативность применения опыта.
Результат применения культурологического подхода через информационно коммуникационные технологии на уроках истории в разрезе учебного года, к примеру, можно отследить на диаграммах успеваемости 8-9 класса в динамике за 2011-2013 уч. годы.
В заключение хочу сказать, что основной целью реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания является усиление мотивации ученика, путем вовлечения его образовательный процесс. Благодаря применению культурологического подхода как средства реализации мобилизационной функции педагога возможно формирование таких интеллектуальных умений, которые позволяют ученику самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, пополнять и преобразовывать её в зависимости от конкретных задач обучения.
Шаповалов А.В., учитель истории и обществознания.
9 класс 2012-2013 уч.год
8 класс 2011-2012 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
статья "Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации компетентностного подхода в образовании"
В статье рассмотрено несколько определений компетенции, ключевые компетенции, рассмотрены важные моменты для формирования ключевых компетенций в процессе обучения....
Обобщение опыта по теме "Применение системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания как средство повышения творческих способностей обучающихся"
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА город Губкин, Белгородская область...
Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...
Системно-деятельностный подход как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
статья учителя истории и обществознания Сапрыкиной Ольги Вадимовны...
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...