Урок - размышление в 10 классе по теме "Священство" и "царство"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
урок посвящен церковному расколу 17 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-razmyshlenie_v_h_klassse_svyashchenstvo_i_carstvo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2».
Урок-размышление. Учитель истории: Гимранова В.Х.
Тема: «Священство» и «царство».
Цель: - Систематизировать и обобщить знания уч-ся о
церковном расколе ХVII в.
- Определить смысл конфликта между светской и
церковной властью.
Оборудование: тема, эпиграф:
«Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом – Константинополем завладели агарянские внуки, турки. Твое же великое Российское царство – третий Рим – всех превзошло благочестием».
(В.О.Ключевский)
Портреты А.М.Романова, Никона;
Картина «Боярыня Морозова».
I. Вступление.
Шел 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились: «звонят к церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или врасплох бьют…» Что же случилось в Москве? К чему это колокола изменили себе?
Тогда только-только закончился Церковный собор, созванный царем Алексеем Михайловичем якобы для рассмотрения дел насущных, на самом же деле – для устранения ставшему ему ненавистным патриарха Никона. Низложить зарвавшегося патриарха, но увековечить его церковную реформу – решил собор… Так, с тревожных звонов, начиналась новая русская церковь.
Однако, прежде чем продолжить разговор о соборе, обратимся к событиям предшествовавшим. В конце концов, решения собора были лишь этапом в жизни страны, звеном в длинной цепочке событий.
Действительно, ли главное то, как стали осенять себя христиане после собора – двоеперстным или троеперстным крестным знамением? Только ли из-за этого горели страсти? В чем была суть происходящего?
В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в присутствии константинопольского патриарха была учреждена Московская патриархия.
Обращаясь к царю Фёдору, константинопольский патриарх произнёс слова, глубоко запавшие в царскую душу, их с тех пор передавали в Кремле по наследству. В воспроизведении В.О. Ключевского слова эти звучали так: (зачитать с доски).
События, способствовавшие утверждению третьего Рима, происходили и во время правления Алексея Михайловича.
- А какой он был этот царь?
(Краткое сообщение уч-ся о А.М.)
- Какое влияние оказало Соборное уложение?
(Централизация гос. власти, усиление самодержавия, окончательное закрепощение крестьянства).
Русская православная церковь тоже играла значительную роль в жизни России. Она, с одной стороны, поддерживала царскую власть, с другой, противостояла ей, и не по маловажным причинам. Казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные владения и богатства: церковь пыталась оказать влияние на гос. дела. Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше «священство» или «царство».
Таким образом, в XVII в. церковь обладала значительной властью.
- Почему же в XVII в. произошёл такой факт как раскол церкви?
Тема нашего урока «Священство» и «царство».
(В церковных книгах накопилось много неточностей, одновременно священник читал свою молитву, дьячок - пел псалмы.
В это время в Москве сложился Кружок ревнителей благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифатьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб.
Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям. Ещё со времён Стоглавого собора 1551 г. незыблемая верность «старине» в обрядах и нравах считалось опорой истинного православия.
При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором православной церкви выступил патриарх Никон.)
Новгородский митрополит Никон был избран патриархом в 1652 г. Историк Платонов отозвался о нём: «один из самых, могучих русских деятелей XVII в.»
(Характеристика Никона уч-ся)
По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу.
- К чему сводилось основное содержание реформы?
1. Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятью;
2. земные поклоны заменялись поясными;
3. во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;
4. иначе стали писать имя Христа - Иисус, вместо старого Исус;
5. «Алиллуйя» стали произносить трижды, а не дважды;
6. для богослужения допускались иконы только греческого письма.
Таким образом, фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды.
-Всех устраивала эта реформа? Если нет, то почему?
(Многочисленные противники из разных слоёв общества. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами её проведения. Их раздражало высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работ с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники – упорные блюстители старины вообще, они требовали исправлений по старорусским книгам. Крестьяне хотели белой свободы, бояре – главенства Боярской думы.)
Главным идейным противником Никона стал протопоп Аввакум.
(Краткая характеристика Аввакума - учитель)
- Почему Никон и Аввакум вначале входили в один кружок, а потом оказались врагами?
- Что общего в их хар-ре?
- Почему царь превозносит Никона на такую высоту, а потом между ними возникает конфликт?
(Главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Боярская оппозиция поссорила царя с патриархом. А.М. перестаёт посещать службы, которые вёл патриарх, не приглашал его на приём во дворец. В1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более 8 лет. Личные кач-ва Никона.)
В 1666-1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал собор с участием вселенских патриархов. На нём обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в делах церковных». Церковный собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белоозерский Феропонтов монастырь.
Через 15 лет при Федоре, ему было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.
В 1667 г. церковный собор проклял всех защитников старых обрядов – старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, гос-ва и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви.
Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, создавали свои общины. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных соц. слоев. В их числе и сестры – боярыня Морозова и княгиня Урусова.
(Работа по картине Сурикова «Боярыня Морозова»)
Оставшись вдовой к 30 годам, она считалась одной из самых богатых женщин Руси. Единственная наследница громадного состояния обоих братьев Морозовых. По ногам, переодевшись в простое платье, бродила по темницам, подавала щедрую милостыню, кормила, лечила. Прошла ч/з дыбу, подземелья. Их посадили в яму и подвергли голоду и холоду. Урусова умерла ч/з 2,5 месяца, Морозова выдержала до ноябрьских заморозков.
Епархиальный миссионер И.Жаров: «Эта Морозова и подобные раскольнические тогдашние мученицы в глазах правительства того времени были то же самое, что грозные современные боярыни с пенсне на носу, бомбометальщицы в верных слуг царя, которых за то подвергают заслуженной каре – ссылке в Сибирь и даже смертной казни… ».
Гонения продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г.
-Т.о., в чем политический смысл раскола?
(Москва, мечтавшая о лаврах Третьего Рима – о собственной империи получила свободу действий. Руками Никона церковь подчинилась и стала служить светской власти, а на старую свободную – устроили гонения.)
СПРАВКА.
Аввакум родился в 1621 г. в семье священника. Женился на глубоковерующей девушке Насте, которая стала единомышленницей и другом. Сначала дьякон, потом протопоп. Строго соблюдал все правила церковной службы, публично изобличал пороки своих прихожан, чем вызывал их гнев. Они неоднократно разоряли его дом.
В кружке «ревнителей благочестия».
Осенью 1653 г. сослан в Сибирь. Но в царской семье ценили его искренность и убежденность, по настоянию царя сослан сохранив священный сан. В 1662 г. – в Москве, не убедили отречься от убеждений. В 1664 г. – на Мезень, 1667 г. – Пустоозерский острог, 15 лет в земляной тюрьме. 14 апреля 1682 г. сожжен на костре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Урок-размышление. 6 класс
В сердце всё человеческое богатство... (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")...
«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'
Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....
Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")
"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'
Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....
Тема урока: Урок-размышление о счастье. Подготовка к сочинению-рассуждению. 10 класс.
Вид урока: урок – практикум.Тип урока: комбинированный с использованием ИКТФормы работы слово учителя, приём мозговой атаки анализ исходного текста, организация частично – поиск...