Литература. Урок-размышление. 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
В сердце всё человеческое богатство... (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_serdce_vsyo_chelovecheskoe_bogatstvo._.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
В СЕРДЦЕ ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БОГАТСТВО…
(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Цели урока:
Учебная: углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
Развивающая: прививать навыки ведения диспута.
Воспитывающая: способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность. Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).
Оборудование: иллюстрации к рассказу, компьютер с проектором.
Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
На этом уроке мы продолжим работу по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором писатель показывает как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Ярко и доступно автор изображает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести.
«В сердце всё человеческое богатство…» - так называется наш урок.
2. Работа с текстом.
- Что является завязкой рассказа?
(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем». Это почти сказочное начало.)
- Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»?
(Да, исполнилась. Стр.110)
- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?» Попробуем ответить на эти вопросы.
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы “трудом своим заработать пряник”. Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “Труд” - мальчик понимает, что даром ничего не достается. Бабушка, воспитывая внука, приучает его трудиться.)
Давайте вместе с героями рассказа отправимся на увал за земляникой.
(Выразительное чтение эпизода стр.95, 2 абзац.)
- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?
(Соседские ребята “несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки”. Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду).
- Как ведут себя по дороге соседские ребята?
(«Левонтьевские орлы» бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились», «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки), «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».)
- Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они?
(Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы и эгоистичны)
- Обратимся к эпизоду сбора ягод. Как противопоставлены в нём главный герой и соседские дети?
- Как характеризует ребят сбор ягод?
- Почему герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга?
Задание по вариантам (опережающее).
Учащиеся 1 варианта находят слова, эпизоды, характеризующие рассказчика: искренний, трудолюбивый, честный человек («Я брал старательно…»)
Учащиеся 2 варианта находят эпизоды, фразы, характеризующие левонтьевских ребят: хитрые, ленивые, эгоисты, ябедничают друг на друга, обвиняют в неудачах других, а не себя («Вдруг крышка чайника забренчала…»; «жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «катаются», «раздавил»).
Вывод:
Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению.
- Как герой оказался в зависимости от Саньки?
Инсценирование диалога Саньки и героя
Автор: Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину.
Санька: - Бабушки Петровны испугался! Эх ты!
Витя: - Зато мне бабушка пряник конём купит!
Санька: - Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься её, и ещё жадный!
Витя: - Я?!
Санька: - Ты!
Витя: - Жадный?
Санька: - Жадный!
Витя: - А хочешь, все ягоды съем?
Автор: Сказал я это и сразу понял, что попал на уду.
Санька: - Слабо!
Витя: - Мне слабо? Мне слабо?
Автор: Повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву.
Витя: - Вот! Ешьте вместе со мной!
Автор: Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно уж теперь!
- Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?
(Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивая героя, провоцирует на дурной поступок: «Скажи уж лучше – боишься её, и еще жадный!» Тут герой и попадается «на уду»: «А хочешь, все ягоды съем?» Отступать было поздно.)
- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность», «махнул рукой». Тут же героя понесло – он хвастается: «Я еще у бабушки калач украду!» Он становился таким же, как левонтьевские ребята.)
- Почему герой решил обмануть бабушку?
(Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)
На слайде: ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ
- Как Санька пользуется тем, что Витя боится раскрытия обмана?
(Санька шантажирует героя, требует своровать у бабушки калачи.)
- Когда герой начинает осознавать свою вину?
(Ночью, ворочался без сна)
На слайде: ОСОЗНАНИЕ ВИНЫ
- Только ли страх пред бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик? Найдите этому подтверждение в тексте. (Отрывок наизусть читает ученик- стр.103, послед.абзац)
(Мальчик понимает, что совершил «злодейство», поэтому его мучит совесть.
Даже на рыбалке мальчик думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?»
- В ходе своих размышлений мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя, но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: «Не буду так делать!» У него хватило мужества сказать «нет» Саньке, и тот отстаёт от него.
А в это самое время бабушка продавала собранные им ягоды. Предлагаю послушать рассказ бабушки.
(Рассказывает одна из учениц о случае на базаре, как сама это представила).
- Подошла ко мне культурная дамочка, в шляпке. Говорит: «Я у вас эти вот ягодки все куплю».
- Пожалуйста, милости прошу, - говорю. Ягодки-то сиротинка горемычный собирал.
Стала высыпать из туеска, а ягоды-то только сверху лежат, дальше всё трава. Я готовая была провалиться сквозь землю! Никогда никого не обманывала в своей жизни, а тут такое…!
- Выходит, что своим обманом мальчик невольно толкнул и бабушку на обман другого человека.
- Проследите по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки (найти предложения и словосочетания, характеризующие состояние главного героя):
(«Но я не хотел домой…», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко». Мучительно тянется осознание вины. Мальчик остаётся один на один с обманом. Витя чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала о произошедшем, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.)
- Обратите внимание - развязка рассказа растянута. И такая особенность композиции не случайна. Как вы думаете, зачем автор намеренно затягивает финал этой истории?
(Виктор Астафьев показывает, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок. Мальчика испытывает угрызения совести).
- Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке?
(Эпизод, в котором бабушка рассказывает дедушке о случившемся обмане.
«Тут я провалился сквозь землю… стр.107»)
На слайде: УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ
- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Муки совести, стыд)
Писатель говорит о том, что обман делает человека несчастным.
Физкультминутка
А сейчас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Какова роль дедушки во всей этой истории?
(Дедушка пожалел мальчика, он увидел, как страдает внук, и посоветовал ему попросить прощения у бабушки. «Дед погладил меня по голове, и так долго копившееся слезы хлынули безудержно из моих глаз»).
На слайде: РАСКАЯНИЕ
- Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник?
Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих «злодеяниях».
На слайде: ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
- Какие качества ее проявились в этом эпизоде?
Бабушка сумела понять и простить внука. Любое живое существо на Земле заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, каждый заслуживает быть понятым другим. - А что значит «понять»? «Понять» - значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, «приоткрыть» свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, «услышан».
- Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется?
- Понять другого не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, быть милосердным. Доброта и прощение, живущие в сердце каждого человека, помогают людям стать лучше.
Писатель благодарен бабушке за ее доброту, за ее веру в него, за то, что помогла осознать вину. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
На слайде: БЛАГОДАРНОСТЬ БАБУШКЕ ЗА УРОК ЖИЗНИ
3. Итоги урока
Этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. Не отказывайтесь от советов и помощи близких людей, особенно пока вы еще подрастаете.
- Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа?
• Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
• Очень трудно признаться в содеянном
• Душевное раскаяние очень мучительно
• Раскаяние приносит облегчение
•Любить близких людей сейчас, пока они рядом, чтобы потом не жалеть.
На слайде слова В.П.Астафьева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д...
Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
laquo;Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...
Урок- размышление по литературе в 8 классе "У театральной афиши". Знакомство с комедией Н. В. Гоголя "Ревизор"
Урок построен в нетрадиционной форме: урок- размышление с применением ролевой игры(выполнение учащимися роли зрителей, режиссеров, актеров), элементов театрализации. Целью данного урока является знако...
Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")
"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства) ...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...
Комментарии
Спасибо за интересный урок
Спасибо за интересный урок анализа текста. Обязательно воспользуюсь Вашими материалами