«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)'
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Нравственные уроки В. Распутина.

Цели:

 проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.

Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения.

 Работать над выразительным чтением учащихся.

 Воспитывать у учащихся наблюдательность, отзывчивость,  доброту.

 

.Рисунки учащихся «Что такое доброта?»

 

Урок - размышление.

 

Учитель. В каждом параграфе, в каждом рассказе, в сказке и песне, даже во фразе -

Ты только вдумайся, только всмотрись-

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой -

Ты только вдумайся, только всмотрись -

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

 

- О чем это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль)

На доске «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека».

(Распутин).

Сегодня мы будем учиться жить! Учиться у Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом повести, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении. Автор надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своем будущем.

Беседа.

-  Почему мальчик оказался в райцентре. Зачитаем на стр. 271.

-  Какие же это испытания? (Голод, в городе он чужой, негде достать еды.)

-  Всякий ли ребенок может выдержать такое? Почему наш герой не жалуется взрослым?

-  Почему не следит, кто у него ворует?

Найдем и прочитаем отрывок: мать, приехавшая в конце сентября...

-   Легко ли было матери учить сына в райцентре?

-   Сын был благодарен матери?

Первый урок: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».

 

-   Почему же наш герой не уехал домой?

-   Как учился мальчик? - Почему он всегда готовился к урокам?

-   Почему он ввязался в игру на деньги?

-   Как относится к этой игре Вадик и рассказчик?

Вывод. Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал.

Второй урок. Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.

Отрывок «Не в склад - объявил Вадик». Прочитаем по ролям.

- Почему нашему герою пришлось «смириться»?

Записываем третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь».

Прочитаем отрывок, который начинается словами: «Они били меня ...» Четвертый урок В. Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».

- Почему после избиения наш герой вновь возвращается в компанию Вадика?

-  Как в школе узнали об игре на деньги?

-  Что так боялся наш герой?

-  Смог бы директор «выжать слезу» из него?

-   Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? - Почему не любому учителю можно и довериться?

- Почему Лидия Михайловна решила заниматься с нашим героем у себя дома? - Почему для мальчика это были «мучительные и неловкие дни»?

-  Как Лидия Михайловна пытается оградить мальчика от игры с ребятами?

-  Как вы думаете, почему именно этого мальчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Как сама учительница объясняет это своему ученику? (См. стр. 292 учебника.)

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»? Как вы расцениваете этот поступок?

-   Как вы думаете, когда герой повести понял истинный смысл игры, которую придумала учительница? «Тут виновата я». В чем винит себя учительница?

- Осуждает или оправдывает автор своего героя?

-  Почему повесть называется «Уроки французского»? Какой главный урок преподала учительница?

Записываем пятый урок«Будь добрым и отзывчивым, люби людей».

 

Рефлексия.

-Какие уроки преподал нам Распутин?

- Чем интересна эта повесть?

 

Учитель. Хотелось бы, чтобы размышления об уроках Распутина вы продолжили в своих душах. В этом вам помогут и рисунки одноклассников, и отрывки из сочинений в стенгазете «Что такое доброта»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

План – конспект  урока (литература, 6 класс)

по повести  В. Распутина  «Уроки французского».

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА»

    (урок-размышление в 6-ом классе)'

                                                                                                 

                                                                                                Провела      

                                                                                               

                                                                                               Богатырёва   А.В    

Нравственные уроки В. Распутина.

Цели:

 проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.

Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения.

 Работать над выразительным чтением учащихся.

 Воспитывать у учащихся наблюдательность, отзывчивость,  доброту.

.Рисунки учащихся «Что такое доброта?»

Урок - размышление.

Учитель. В каждом параграфе, в каждом рассказе, в сказке и песне, даже во фразе -

Ты только вдумайся, только всмотрись-

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой -

Ты только вдумайся, только всмотрись -

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

- О чем это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль)

На доске «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека».

(Распутин).

Сегодня мы будем учиться жить! Учиться у Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом повести, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении. Автор надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своем будущем.

Беседа.

-  Почему мальчик оказался в райцентре. Зачитаем на стр. 271.

-  Какие же это испытания? (Голод, в городе он чужой, негде достать еды.)

-  Всякий ли ребенок может выдержать такое? Почему наш герой не жалуется взрослым?

-  Почему не следит, кто у него ворует?

Найдем и прочитаем отрывок: мать, приехавшая в конце сентября...

-   Легко ли было матери учить сына в райцентре?

-   Сын был благодарен матери?

Первый урок: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».

-   Почему же наш герой не уехал домой?

-   Как учился мальчик? - Почему он всегда готовился к урокам?

-   Почему он ввязался в игру на деньги?

-   Как относится к этой игре Вадик и рассказчик?

Вывод. Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал.

Второй урок. Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.

Отрывок «Не в склад - объявил Вадик». Прочитаем по ролям.

- Почему нашему герою пришлось «смириться»?

Записываем третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь».

Прочитаем отрывок, который начинается словами: «Они били меня ...» Четвертый урок В. Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».

- Почему после избиения наш герой вновь возвращается в компанию Вадика?

-  Как в школе узнали об игре на деньги?

-  Что так боялся наш герой?

-  Смог бы директор «выжать слезу» из него?

-   Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? - Почему не любому учителю можно и довериться?

- Почему Лидия Михайловна решила заниматься с нашим героем у себя дома? - Почему для мальчика это были «мучительные и неловкие дни»?

-  Как Лидия Михайловна пытается оградить мальчика от игры с ребятами?

-  Как вы думаете, почему именно этого мальчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Как сама учительница объясняет это своему ученику? (См. стр. 292 учебника.)

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»? Как вы расцениваете этот поступок?

-   Как вы думаете, когда герой повести понял истинный смысл игры, которую придумала учительница? «Тут виновата я». В чем винит себя учительница?

- Осуждает или оправдывает автор своего героя?

-  Почему повесть называется «Уроки французского»? Какой главный урок преподала учительница?

Записываем пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».

Рефлексия.

-Какие уроки преподал нам Распутин?

- Чем интересна эта повесть?

Учитель. Хотелось бы, чтобы размышления об уроках Распутина вы продолжили в своих душах. В этом вам помогут и рисунки одноклассников, и отрывки из сочинений в стенгазете «Что такое доброта»?

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'

Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....

Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)

Урок усвоения нового материала.Урок нацелен на воспитание толерантности, уважение к окружающим и самоуважение, атмосферы свободного выбора и доверительности.Формированию последовательного, логического...

Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»

В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...

Конспект интегрированного урока – размышления по литературе и истории в 11 классе «ПРАВО НА ПАМЯТЬ»

Урок о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве; истории народного мученичества; политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком. ...

Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»

В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...