Разработка урока в соответствии с ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе
по теме: «Древний Восток»
Цели урока: обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира; развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся;
развивать интерес и уважение к истории и культуре народов Древнего Востока.
Оборудование: карта «Древний Восток»;
- Оформление доски – рисунки учащихся по указанной теме, образцы египетского папируса, чайнворд «На берегах Нила».
- «Чёрный ящик».
- Правила поведения при работе в группе (листок с правилами находится на столе каждой команды, основные правила выведены на доску).
Форма проведения: урок – деловая игра, с использованием интерактивных технологий.
При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на три команды, придумать название команды, её девиз, эмблему, выбрать капитана.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проведение игры.
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Восток». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира.
Итак, сегодня у нас соревнуются три команды: Мемфис, Вавилон и Сидон. Представление капитанов: эмблема, девиз команды. Для успешной работы необходимо повторить правила работы в группе. Каковы они?
Правила работы в группе (находятся на столах команд):
- Чтобы попросить слово, подними руку.
- Говори по теме, понятно, кратко.
- Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
- Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
- Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
- Старайся найти наилучшее решение проблемы.
- Поощряй других к участию в обсуждении.
- Будь доброжелателен и терпим.
- Соблюдай правило «трёх нельзя»:
- нельзя говорить: «всё уже сказали»;
- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Учитывая возрастные особенности пятиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:
Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
Для оценки нашей работы, у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.
Учитель: Но прежде чем мы с вами начнем игру, давайте вспомним, какие страны называют Древним Востоком?
- Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.
- Назовите эти страны.
(Древний Египет, Финикия, Урарту, Сирия, Ассирия, Междуречье, Вавилонское царство, Персидское царство).
1. Конкурс «Разминка»
Командам по очереди задаются вопросы, на которые они дают ответы.
- В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)
- В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)
- Где изобрели цифры? (Индия)
- “Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности Нил, Ганг, Хуанхэ? (Хуанхэ)
- Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья? (Индии)
- Писали на бумаге (Китай)
- В какой библиотеке были несгораемые книги? (в библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги)
- Какой “дикий зверь” является источником жизни многих поколений людей государств Передней Азии? (река Тигр в Междуречье)
- Хаммурапи был царём Вавилона, Египта, Ассирии или Индии? (Вавилона)
- На чём писали в Древней Индии: на папирусах, на глиняных дощечках, на пальмовых листьях? (на пальмовых листьях).
- Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд.)
- Тонкая, воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (Шелк).
- Замкнутые группы людей, на которые делилось индийское общество. (Касты).
- Как называлась письменность в Китае? (Иероглифы).
- В какой стране верили в переселение душ? (В Индии).
- Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли).
- Где расположен Китай? (Юго-восточная Азия).
- Кого в Китае называли “Сыном Неба”? (Царя).
- Знаменитым китайским мудрецом был... (Конфуций).
- Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью. (Цинь Шихуан).
- Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма).
- Главные реки Китая. (Хуанхэ, Янцзы).
- Мог ли индиец перейти из одной касты в другую? (Нет).
- В каком году Цинь Шихуан объединил Китай в единое государство? (221 г. до н.э.).
2. Конкурс “Загадочный”.
Каждой команде предлагается отгадать загадку.
Загадка № 1.
Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды белый.
К концу же жизни
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)
Загадка № 2.
Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)
Загадка № 3.
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили ее строить,
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)
Загадка № 4.
Узнал Китай чрез много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наши не похожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошел чрез много мук
В Китае — расщепленный то... (Бамбук)
3. Конкурс “Синий ящик”.
По описанию нужно узнать предмет, который находится в синем ящике.
- Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
- Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
- То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
- Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
- Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
- Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
4. Конкурс «знатоки дат»
Задание: соотнеси дату и событие. Каждая команда получает задание на карточках.
События: разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае, взятие Вавилона персами, образование единого государства в Индии, правление царя Хаммурапи.
612 г. до н.э., 300 г. до н.э., 538 г. до н.э., 221 г. до н.э., 1792 – 1750 г.г. до н.э..
5. Конкурс переводчиков.
А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.
Командам даются листы с заданием.
Н КРСТ____________________ (не красть)
Н ЛГТ_____________________ (не лгать)
Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)
ПЧТ Т ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)
Какие заповеди здесь написаны?
6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
- Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)
- Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди).
- Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)
- Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)
- Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашока)
- Самый могущественный правитель Персидской державы, содержащий огромное количество тайных осведомителей, которых называли «глаза и уши царя». (Дарий Первый).
III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.
Домашнее задание: прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект разработки урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Выпиливание лобзиком"
В этой презентации показана технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком" в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по истории на тему "Отечественная война 1812 года"...
Разработка урока в соответствии с ФГОС по теме "Молодёжные субкультуры и здоровье человека"
Цель: совершенствование обучающимися навыков смыслового чтения с использованием текстов по английскому языку и биологии;Задачи:- совершенствование речевых умений по теме;-развитие коммуникативных знан...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ОО Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»Класс: 7Тип урока: Лабораторная работаОборудование: учебник, микроскопы, раздаточный материал (раковины моллюсков, чешуя рыб...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС с применением ИКТ на тему: "Права и свободы человека и гражданина"
Технологическая карта урока на закрепление учебного материала с применением знаний на практике и при подготовке к экзамену. Основная часть урока занята на работу в группах с текстом и заданием ОГЭ (26...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ООО в 5 классе по теме «Упрощение выражений»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАУРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «УПРОЩЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ»учитель математики высшей квалификационной категории Трошечкина Елена АлександровнаТема: «УП...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС
Разработка урока в соотсетствии с ФГОС...