Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ОО Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Белоногова Ирина Сергеевна

Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

Класс: 7

Тип урока: Лабораторная работа

Оборудование: учебник, микроскопы, раздаточный материал (раковины моллюсков, чешуя рыбы), черепаха, презентация

Цель учащихся: научиться определять возраст животного, используя знания о годичных кольцах

Цель учителя: формировать умения учащихся определять возраст животных (двустворчатые и брюхоногие моллюски, чешуя горбуши) с использованием методики подсчета годичных колец.

Планируемые результаты

- личностные:  объяснять смысл своих оценок;

развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения (формирование ответственного отношения к живой природе, формирование интеллектуальных умений).

- метапредметные:

а) регулятивные – работать по плану; устанавливать причинно-следственные связи; работать с микроскопом; оценивать свою деятельность; осуществлять самоконтроль; осуществлять взаимоконтроль; определять цель учебной деятельности;

б) познавательные – работать с источником биологической информации (учебник, раковины моллюсков, чешуя рыбы, черепаха);

в) коммуникативные – работать в группе; вступать в дискуссию;

- предметные: микроскоп, возраст, раковина, чешуя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx990.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

Класс: 7

Тип урока: Лабораторная работа

Оборудование: учебник, микроскопы, раздаточный материал (раковины моллюсков, чешуя рыбы), черепаха, презентация

Цель учащихся: научиться определять возраст животного, используя знания о годичных кольцах

Цель учителя: формировать умения учащихся определять возраст животных (двустворчатые и брюхоногие моллюски, чешуя горбуши) с использованием методики подсчета годичных колец.

Планируемые результаты

- личностные:  объяснять смысл своих оценок;

развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения (формирование ответственного отношения к живой природе, формирование интеллектуальных умений).

- метапредметные:

а) регулятивные – работать по плану; устанавливать причинно-следственные связи; работать с микроскопом; оценивать свою деятельность; осуществлять самоконтроль; осуществлять взаимоконтроль; определять цель учебной деятельности;

б) познавательные – работать с источником биологической информации (учебник, раковины моллюсков, чешуя рыбы, черепаха);

в) коммуникативные – работать в группе; вступать в дискуссию;

- предметные: микроскоп, возраст, раковина, чешуя.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I. Организационный

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа

Вопрос 1. В чем основные отличия развития с метаморфозом и без него?
Вопрос 2. Выскажите суждение о преимуществах и недостатках метаморфоза.
Вопрос 3. Какие известные вам животные развиваются с превращением, а какие — без него?

Вопрос 1.  У животных, развивающихся без превращения, личиночные и взрослые особи похожи. При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными органами, отсутствующими во взрослом состоянии. При метаморфозе они преобразуются и возникают органы, свойственные взрослым животным.

Вопрос 2. Преимущества развития с метаморфозом заключаются в том, что взрослые организмы и личинки в силу разности их строения могут обитать в разных средах и питаться разной пищей, т. е. не конкурировать друг с другом. Кроме того, свободноживущие личинки прикрепленных или паразитических животных играют важную роль в расселении вида. Недостатком является то, что при развитии с метаморфозом удлиняются сроки развития животного и повышается риск его гибели еще в личиночной стадии.

Вопрос 3. Метаморфоз наблюдается у свиного цепня, кольчатых червей, двустворчатых моллюсков, бабочек, лягушек. Без метаморфоза развиваются дождевые черви, пауки, клопы, тараканы, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

К.

Вступать в дискуссию

Л.

Объяснять смысл своих оценок

Подведение к теме урока

- Каким способом или методом можно подсчитать или узнать возраст растения? (показывает спил дерева)

- Каким способом или методом можно подсчитать или узнать возраст животного? (показывает раковину моллюска)

- Предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока

- Называет тему урока

Посчитать годичные кольца

Нужно посчитать полоски на раковине (годичные кольца, как и у растений)

Научиться определять возраст животного, используя знания о годичных кольцах

Р.

Определять цель урока;

Устанавливать причинно-следственные связи

III. Первичное закрепление

Делит учащихся на три группы (у каждой группы по микроскопу с чешуей и по две раковины моллюсков и одна живая черепаха на всех)

Наблюдение за выполнением хода Л.р. и правильностью оформления в тетради

Выполняют Л.р. в тетради

 

Работают с микроскопом

Считают годичные кольца на раковинах моллюсков, чешуе рыбы, черепахи

 

Л.р.  № 7 «Определение возраста животных»

Выполнение работы по инструкции, на стр. 246.

1. Посчитать годичные кольца на чешуе;

2. Посчитать годичные кольца на раковинах моллюсков (двустворчатых, брюхоногих);

3. Посчитать годичные кольца на панцире черепахи;

4. Определить возраст рассматриваемых животных.

5. Сделать вывод и рисунки.

Р. 

Работать по плану;

Работать с микроскопом;  Устанавливать причинно-следственные связи

К. 

Работать в группе

П.

Работать с источником биологической информации

IV. Контроль.

- Проверьте правильность подсчета годичных колец;

- Поменяться тетрадью с соседом и проверить оформление Л.р.

- Оценить выполненную работу

- Проверяют количество колец у моллюсков, черепахи  и у рыбы (слайд)

- Проверка Л.р. по образцу (слайд)

- Оценивают (бинарная оценка)

Показывают учителю тетрадь с Л.р.

Р. 

Оценивать свою деятельность; Осуществлять самоконтроль; Осуществлять взаимоконтроль

V. Рефлексия

1. Как узнать возраст животного?

2. У каких живых организмов есть годичные кольца?

3. Зная количество годичных колец, что можно узнать?

1. Посчитать годичные кольца

2. Растения (деревья), животные (моллюски, рыбы, черепахи)

3. Возраст животного

Р.

Устанавливать причинно-следственные связи

VI. Подведение итогов

- Как эффективно мы сегодня поработали?

- Полезна ли была полученная информация на уроке?

- Вам понравился урок?

(слайд)

Оценивают свою работу на уроке,  отвечая на вопросы

Р. 

Оценивать свою деятельность

VII. Домашнее задание

§ 46-48. Подготовиться к тесту.

Записывают Д/з в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 класс Площадь.Площадь прямоугольника. Методическая разработка в соответствии с ФГОС.

презентация к уроку Площадь. Площадь прямоугольника. 5 класс. Виленкин....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"

Урок по физике в 11 классе  по теме «Методы  решения задач по теме   «Определение фокусного расстояния линзы» при...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"

Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы) Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение л...

методическая разработка урока в 5 классе по теме "Животные"

разработка технологической карты к уроку в 5 классе на тему"Животные"...

Лабораторная работа «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

Пошаговая инструкция позволит самостоятельно выполнить работу дистанционно и научиться определять стадии развития у разных групп животных, относить их к группе животных с метаморфозом и без метаморфо...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса

Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"...