Рабочая программа 6 класс. История России (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.).
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа 6 класс. История России (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass._istoriya_rossii_n.m._arsentev_a.a._danilov._.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отечественная история. История России с древнейших времен до XV в.
(40 Ч)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории Отечества для 6-х классов основной школы обеспечивает изучение курса истории России, а именно изучение истории России с древнейших времен до XV века. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта.
Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:
- информационно – ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса по всеобщей истории;
- организационно – методическую функцию, которая позволяет с учетом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания, решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «история»;
- социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.
Цель изучения курса «История России с древнейших времен до XV в.»:
- показать самобытные черты отечественной истории, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям;
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности России с древнейших времен до XV вв. и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древней России оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Общие задачи изучения предмета «История России с древнейших времен до XV в.»:
- показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям;
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности отечественной истории с древнейших времен до XV в. и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый житель древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграция в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Содержание курса по «Истории России с древнейших времен до XV в.» конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучить в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный на фактах в истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм и проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.
Место предмета «История России с древнейших времен до XVв. » в учебном плане:
Школьный предмет «История России» должен ввести учащегося основной школы в науку, т.е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни.
В соответствие с базисным учебным планом предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 196 часов на изучение истории в 5 – 9 классах основной школы. Для обязательного изучения учебного предмета «История России» в 6 классе – 40 часов (из расчета два учебных часа в неделю), остальные 30 часов отводятся на изучение Истории средних веков.
Результаты обучения и усвоения содержания курса
«История России с древнейших времен до XV в.»:
Личностными результатами являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения курса являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результами изучения курса истории являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры древнерусской истории, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада народов древнерусского государства в мировую культуру.
К важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории России с древнейших времен до XV в.;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов средневековья, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в разные исторические периоды в России;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов России в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Содержание курса:
Введение.
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Тема 2. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финноугры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. 28 Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Тема 3. Образование государства Русь.
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Тема 4. Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. 29 Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Тема 5. Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Тема 6. Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. 30 Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Тема 7. Формирование единого Русского государства.
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков 31 в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Учебно-методическое обеспечение:
Рабочая программа составлена на основании:
- Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: «Просвещение», 2016. - 77 с.
Учебно-методический комплекс для обучающегося:
1. И.А. Артасов, А.А. Данилов. Рабочая тетрадь по истории России для 6 класса. – М.: «Просвещение», 2016.
2. А.А. Данилов. Сборник рассказов по истории России для 6 класса. – М.: «Просвещение», 2016.
3. А.Ю. Мерзликин, И.Г. Старкова. История России. Атлас. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2016.
4. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. История России. Учебник в 2-х частях. 6 класс. – М: «Просвещение».
Учебно-методический комплекс для учителя:
- О.Н. Журавлева. Поурочные рекомендации по истории России. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2016.
- К.В. Волкова. Контрольно-измерительные материалы по истории России для 6 класса (в 2-х частях). М.: «ВАКО», 2010г.
- И.А. Артасов. История России. Контрольные работы. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2016.
- Н.Ю. Бухарева. Дидактические материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века. В.: «УЧИТЕЛЬ», 2009г.
- В.В. Шаповал. Дидактические материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «ЭКЗАМЕН», 2007г.
- Н.И. Ворожейкина. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVIII века, для 6-7 классов. М.: «ВЛАДОС», 2003г.
- Ю.А. Смирнов. Контрольные измерительные материалы по истории России, 6 класс. М.: Экзамен, 2014г.
- Л.Н. Николаева, Е.Н. Грибанова. История России. Тематические тесты. 6 класс. Ростов-на-Дону «Народное образование», 2015г.
- Е.В. Симонова. Тесты по истории России для 6-х классов. М.: «ЭКЗАМЕН», 2014г.
- CD - Виртуальная школа Кирилл и Мефодия. Уроки отечественной истории (до XIX века).
- CD - История России с древнейших времен до начала XVI века, 1 часть.
- CD - Занимательная история России часть 1.
№ | Наименование разделов, тем урока | Кол.час. | Тип урока | Планируемые результаты: | Метапредметные результаты УУД: | Элемент содержания урока | Используемые пособия | Календарные сроки изучения темы | Домашние задание | |
Личностные (Л), Предметные (П) | Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные (К). | |||||||||
ФАКТ | ПЛАН | |||||||||
1 | Введение. Наша Родина – Россия. | 1 | изучение нового материала | Л.: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. П.: научатся определять термины: языковая семья. Получат возможность научиться: называть виды исторических источников истории России. | Р.: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. П.: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | 1. Наша Родина, наше Отечество. 2. Для чего м изучаем историю своего отчества. 3. Исторические источники и науки – помощницы историка. 4. Знакомство со структурой учебника и формами работы. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | стр.6-8 | ||
ГЛАВА I. «НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ» (5 ЧАСОВ) | ||||||||||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | комбинированный урок | Л.: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. П.: научатся определять термины: городище, дань, колонизация, стоянка. Получат возможность называть стоянки древних людей на территории современной России. | Р.: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. П.: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | 1. Появление людей на территории современной России. 2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. 3. Зарождение родового строя. 4. Совершенствование орудий труда. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §1 | ||
3 | Неолитическая революция. | 1 | комбинированный урок | Л.: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. П.: научатся определять термины: неолитическая революция, скотоводы, земледельцы, ремесленники. Получат возможность характеризовать неолитическую революцию, как историческое явление. | Р.: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. П.: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | 1. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. 2. Начало распада первобытного общества. 3. Появление первых государств. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | стр.15-19 | ||
4 | Образование первых государств. | 1 | комбинированный урок | Л.: формирование устойчивой мотивации к обучению, осознание своей российской идентичности, расширение опыта оценочной деятельности. П.: научаться овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков. Получат возможность прослеживать особенности развития первых государства, объяснять версии происхождения названия «Русь». | Р.: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. П.: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | 1. Греческие города – государства. 2. Скифское царство. 3. Упадок причерноморских государств. 4. Великое переселение народов. 5. Дербент. 6. Тюркский, Хазарский каганат. 7. Великая Булгария. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §2 | ||
5 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. П.: научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение. Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. К.: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | 1. Происхождение восточных славян. 2. Хозяйство, быт и нравы славян. 3. Духовный мир славян. 4. Общины земледельцев. 5. Восточные славяне и их соседи. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §3 | ||
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности». | 1 | повторительно-обобщающий урок | Л.: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. П.: научатся определять термины, изученные в темах 1-6. Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Раздаточные задания (тесты, кроссворды, ребусы, загадки) | |||
ГЛАВА II. «РУСЬ В IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII ВВ.» (10 ЧАСОВ) | ||||||||||
7 | Первые известия о Руси. | 1 | изучение нового материала | Л.: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. П.: научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников. | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 1. Происхождение народа русь. 2. О чем говорит археология. 3. Споры норманистов и антинорманиство. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §4 | ||
8 | Становление Древнерусского государства. | 1 | комбинированный урок | Л.: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. П.: научатся определять термины: уроки, погосты, реформа. Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава. | Р.: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П.: выбирают наиболее эффективные способы решения. задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 1. Образование государств. 2. Захват Киева и пути «из варяг в греки». 3. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. 4. Борьба с древлянами и реформы Ольги. 5. Походы Святослава. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §5 | ||
9 | Появление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | комбинированный урок | Л.: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. П.: научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства. | Р.: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. К.: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. | 1. Начало правления князя Владимира. 2. Причины принятия христианства. 3. Крещение Руси. 4. Значение принятия христианства. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §6 | ||
10 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. П.: научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы. Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси. | Р.: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. К.: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 1. Борьба за власть сыновей Владимира. 2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. 3. Управление государством при Ярославе Мудром. 4. Отношение Руси с другими государствами. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §7 | ||
11 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | комбинированный урок | Л.: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. П.: научаться характеризовать личность Владимира Мономаха на основании фактов из его жизни. Получат возможность научиться: устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период. Делать вывод о значении Любечского съезда. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между усилением угрозы со стороны половцев и укреплением власти великого киевского князя. | Р.: учатся при планировании достижения целей, учатся составлять план работы, последовательность действий на уроке, осуществлять констатирующий контроль по результатам действий на уровне произвольного внимания. П.: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 1. Правление Ярославичей. 2. Княжеские усобицы. 3. Любечский съезд князей. 4. Киевское восстание 1113 г. 5. Правление Владимира Мономаха в Киеве. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §8 | ||
12 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. П.: научатся определять термины: вотчина, боярин, поместье, смерд, рядович, закуп, холоп, челядь, оброк, барщина. Получат возможность научиться: прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между формированием раннефеодального государства и появлением феодальной зависимости; сравнивать различные категории зависимого населения. | Р.: учатся целеполаганию, включая постановку учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, итого, что еще неизвестно. П.: учатся характеризовать социальные явления используя материал учебника. Учатся самостоятельно формулировать вопросы для сравнения, делать выводы. Учатся искать материал, готовить рассказ по заданному плану. К.: учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия. | 1. Формирование древнерусской народности. 2. Основные слои населения Древней Руси. 3. Земельные отношения. 4. Церковная организация. Храмы и богослужение. 5. Монастыри. 6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §9 | ||
13 | Место и роль Руси в Европе. | 1 | комбинированный урок | Л.: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующей эпохи. П.: применять понятийный аппарат исторического знания, доказывать, что в IX – XII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства, устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии. | Р.: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. К.: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. | 1. Внешняя политики Древней Руси. 2. Отношения Руси со странами Европы и Азии. 3. Русь в международной торговле. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | стр.77-83 | ||
14 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 1 | комбинированный урок | Л.: выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности. П.: научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями. | Р.: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. П.: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К.: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | 1. Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв. 2. Особенности культуры Руси. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература и устное народное творчество. 5. Зодчество и ремесло. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §10 | ||
15 | Повседневная жизнь населения. | 1 | комбинированный урок | Л.: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. П.: научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча. Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)». | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П.: формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К.: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | 1. Жизнь земледельцев. 2. Жизнь горожан. 3. Жизнь князей и бояр. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §11 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в IX – первой половине XII вв.» | 1 | повторительно-обобщающий урок | Л.: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. П.: научатся определять термины, изученные в темах 7-15. Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Раздаточные задания (тесты, кроссворды, ребусы, загадки) | |||
ГЛАВА III. «РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII – НАЧАЛЕ XIII ВВ.» (4 ЧАСА) | ||||||||||
17 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | изучение нового материала | Л.: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни П.: научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников. | Р.: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. П.: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | 1. Время политической раздробленности. 2. Формирование самостоятельных государств. 3. Роль Церкви в условиях распада Руси. 4. Идея единства Руси. 5. Последствия раздробленности Руси. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §12 | ||
18 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им П.: научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей. Получат возможность научиться: характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. К.: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | 1. Освоение земель Северо-Восточной Руси. 2. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. 3. Князь Юрий Долгорукий. 4. Андрей Боголюбский. 5. Всеволод Большое Гнездо. 6. Культура Владимиро-Суздальского княжества. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §13 | ||
19 | Новгородская республика. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. П.: научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств. | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 1. Территория Новгородской земли. 2. Занятия новгородцев. 3. Основные категории населения Новгорода. 4. Политические особенности Новгорода. 5. Культура Новгородских земель. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §14 | ||
20 | Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | комбинированный урок | Л.: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни П.: научатся определять термины: боярская Дума посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Киевского, Черниговского, Смоленского и Галицко-Волынского княжеств. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. К.: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | 1. Киевское княжество. 2. Черниговское княжество. 3. Смоленское княжество. 4. Галицко-Волынское княжество. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | стр.123-128 | ||
ГЛАВА IV. «РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII – XIV ВВ.» (9 ЧАСОВ) | ||||||||||
21 | Монгольская империя и изменение политической карты мира. | 1 | комбинированный урок | Л.: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. П.: научатся определять термины: нойон, фураж, стан. Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар. | Р.: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П.: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | 1. Образование державы Чингисхана. 2. Начало завоевательных походов Чингисхана. 3. Битва на Калке. 4. Историческое наследие Монгольской империи. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §15 | ||
22 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | комбинированный урок | Л.: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. П.: научатся определять термины: нойон, фураж, стан. Получат возможность научиться анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя. | Р.: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П.: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 1. Вторжение в Рязанскую землю. 2. Разгром Владимирского княжества. 3. Поход на Новгород. 4. Нашествие на Юго-Западную и Центральную Европу. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §16 | ||
23 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | комбинированный урок | Л.: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. П.: научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского. Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского. | Р.: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. К.: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. | 1. Походы шведов. 2. Походы крестоносцев. 3. Князь Андрей Ярославович. 4. Невская битва. 5. Ледовое побоище. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §17 | ||
24 | Золотая Орда. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач. П.: научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция. Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников | Р.: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. К.: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 1. Образование Золотой Орды. 2. Народы Орды. 3. Религии в Орде. 4. Экономика Орды. 5. Ордынское владычество на Руси. 6. Повинности населения. 7. Борьба русского народа против ордынского владычества. 8. Последствия ордынского владычества. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §18 | ||
25 | Литовское государство и Русь. | 1 | комбинированный урок | Л.: выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности общим способам решения задач. П.: получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству. | Р.: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. П.: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К.: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | 1. Образование нового государства в Восточной Европе. 2. Устройство Литовско-Русского государства. 3. Значение присоединения русских земель в Литве 4. Союз Литвы и Польши. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §19 | ||
26 | Усиление Московского княжества. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. П.: получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. К.: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров | 1. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. 2. Борьба за Великое княжество. 3. Правление Ивана Калиты. 4. Причины возвышения Москвы. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §20 | ||
27 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. П.: научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту. | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 1. Москва – центр объединения русских земель. 2. Русь готовится к борьбе за свободу. 3. Походы Мамая на Русь. 4. На поле Куликовом. 5. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §21 | ||
28 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV вв. | 1 | комбинированный урок | Л.: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. П.: научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII— XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П.: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К.: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | 1. Начало возрождения культуры в русских землях. 2. Книжное дело, летописание. 3. Устное народное творчество, литература. 4. Зодчество. 5. Живопись. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §22 | ||
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII – XIV вв.» | 1 | повторительно-обобщающий урок | Л.: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. П.: научатся определять термины, изученные в темах 17-28. Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Раздаточные задания (тесты, кроссворды, ребусы, загадки) | |||
ГЛАВА V. «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА» (9 ЧАСОВ) | ||||||||||
30 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | изучение нового материала | Л.: проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. П.: научаться: давать характеристику международному положению в начале XV века Получат возможность научиться делать вывод о причинах образования централизованных государств в западной Европе. | Р.: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. К.: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 1. Мир к началу XV века. 2. Политическая география русских земель. 3. Генуэзские колонии в Причерноморье. 4. Централизация в Западной Европе и в русских землях. 5. Упадок Византии и его последствия. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §23 | ||
31 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | комбинированный урок | Л.: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. П.: научатся определять термины: феодальная война, уния. Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников. | Р.: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П.: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 1. Изменения в порядке владения землей. 2. Развитие ремесла и торговли. 3. Василий I. 4. Междоусобная война второй четверти XV в. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §24 | ||
32 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | комбинированный урок | Л.: проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. П.: научаться: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига. | Р.: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. К.: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 1. Разгром Тимуром Золотой Орды. 2. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. 3. Состав населения. 4. Занятия населения. 5. Взаимоотношения новых государств с Русью. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §25 | ||
33 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | комбинированный урок | Л.: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. П.: научатся определять термины: боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещики, Судебник, пожилое. Получат возможность научиться: давать характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводить исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения. | Р.: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. П.: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера. К.: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | 1. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. 2. Ликвидация ордынского владычества. 3. Завершение объединения русских земель. 4. Возвышение великокняжеской власти. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §26 | ||
34 | Русская православная церковь в XV – начале XVI вв. | 1 | комбинированный урок | Л.: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. П.: научатся определять термины: собор, митрополит, ереси, нестяжатели, иосифляне. Получат возможность научиться: называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви, и обозначать еретические движения; давать характеристику взаимоотношениям власти и церкви. | Р.: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. К.: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | 1. Православие в начале XV в. 2. Флорентийская уния и Русь. 3. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. 4. Русская православная церковь в XV в. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | стр.96-101 | ||
35 | Человек в Российском государстве и его соседи второй половины XV в. | 1 | комбинированный урок | Л.: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. П.: научатся определять термины: чин, привилегии, владельческие и дворцовые крестьяне, пожилое, казаки. Получат возможность научиться: давать характеристику сословиям русского общества. | Р.: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П.: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 1. Знатные люди Российского государства. 2. Помещики. 3. Ограничение свободы крестьян. 4. Городское население. 5. Появление казачества. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | стр.101-107 | ||
36 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | комбинированный урок | Л.: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. П.: научатся: называть самые значительные памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XIII XIV вв. | Р.: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. П.: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 1. Изменение восприятия мира. 2. Особенности русской культуры XV – начала XVI вв. 3. Развитие общественной мысли и летописания. 4. Литература. 5. Зодчество. 6. Живопись. | ИКТ (презентация, наглядные пособия, учебник) | §27 | ||
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Формирование единого Русского государства». | 1 | повторительно-обобщающий урок | Л.: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. П.: научатся определять термины, изученные в темах 30-36. Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Раздаточные задания (тесты, кроссворды, ребусы, загадки) | |||
38 | Итоговый урок по курсу: «История России с древнейших времен до XV в.» | 1 | повторительно-обобщающий урок | Л.: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. П.: научатся определять термины, изученные курсе истории. Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Раздаточные задания (тесты, кроссворды, ребусы, загадки) | |||
39-40 | Резервное время | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...
Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе
Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....
Рабочая программа по Истории России. 6 класс. Авторы учебника: Данилов А. А., Косулина Л. Г.
Рабочая программа по Истории России. 6 класс. Авторы учебника: Данилов А. А., Косулина Л. Г. 40 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа по истории России 6-9 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
Рабочая программа по истории России 6-9 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина...
Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...
Рабочая программа по истории России (3 части) - Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. под редакцией Торкунова А.В.
Рабочая программа по истории России (3 части) - учебник 10 класса (профильный уровень) - Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. под редакцией Торкунова А.В....