Проектно-исследовательская технология на уроках истории и ОРКСЭ
статья по истории по теме

Зорина Жанна Владимировна

 Публикация из опыта работы педагога по проектно-исследовательской технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_tehnologiya_na_urokah_istoriii_.docx396.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская технология

Из опыта работы учителя истории  и ОРКСЭ Зориной Ж.В

Учитель в системе использует  проектно-исследовательскую технологию, которая позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности  и творческой активности обучающихся. Использование данной технологии  позволяет педагогу разнообразить формы и методы  работы, активизировать деятельность учащихся.

Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Проектная деятельность содержит:

  1. анализ проблемы;
  2. постановку цели;
  3. выбор средств ее достижения;
  4. поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;
  5. оценку полученных результатов и выводов.

 Учащиеся разрабатывают различные формы проектов:

  1. Доклад
  2. Эссе
  3. Реферат
  4. Плакат
  5. Видеофильм

Учителем совместно с учащимися были разработаны критерии оценки защиты проекта:

  1. Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний
  2.  Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории
  3. Ответы на вопросы: полнота,  аргументированность , дружелюбность
  4. Деловые качества докладчиков:  готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность
  5. Достижение цели проекта.

В своей работе учитель применяет различные виды проектно-исследовательской  деятельности.

Пример 1:   на уроке  по основам светской этики  в 4 классе по теме «Род и семья – исток нравственных отношений» учащиеся выполняют, в качестве домашнего задания, мини-проект о своей семьи.

        Пример 2: в ходе изучения курса «Основы светкой этики» учащиеся составляют кроссворды по разным темам.

        Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. Для составления кроссвордов используются самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому учитель ее организует в виде домашнего мини-проекта. Эти кроссворды используются для проверки больших блоков пройденного материала.

Использование мини-проектов позволяет сформировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома

Пример 3:  в 6 классе  по курсу истории средних веков учащиеся изготавливают мини-книжки  «Средневековые рыцари»,   описывают  внешний вид рыцаря, его занятия, быт. Все это сопровождается  собственными иллюстрациями, с комментариями ученого историка.

Пример 4:  на уроке по истории России в 8-9 классах обучающиеся создают проекты с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например,  презентации по разделам культуры, доклады об общественных и государствеенных деятелях, эссе.    

Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяет решать ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Пример 5:  учащиеся старших классов  разрабатывают проекты  предметного и межпредметного характера, как исследовательские, так и творческие и представляют на школьных, районных, республиканских конкурсах, НПК.

Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

        Использование проектно-исследовательской технологии способствует самостоятельному овладению знаниями, выходящими за пределы учебной  программы, повышению уровня учебной мотивации, развитию креативности мышления, формированию умений и навыков научно-исследовательской деятельности, привитию  навыков  публичного выступления, формированию  мировоззрение.

Урок по теме «Политические партии в  России в начале ХХ века»

(проектно-исследовательская технология)

Цели:

  1. Построение знаний о причинах возникновения политических партий, их характеристика.
  2. Развитие  проектно-исследовательских умений: сбор информации, анализ, систематизация и обобщение, составление проекта.
  3. Формирование собственной позиции к программным требованиям политических партий.

Учебник: Данилова А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, ХХ – начало XXI века. 9 класс. – М. Просвещение, 2011.

Встреча с проблемой:

1.Актуализация опыта

Вступительное слово учителя:

- Вспомните, какие события происходили в России в к. ХIХ – в начале ХХ века?

Учащиеся вспоминают и называют основные события  к. ХIХ –  начала ХХ века: контрреформы Александра, первые мероприятия Николая I - внутриполитический кризис, русско-японская война  -    внешнеполитический кризис, народничество, народ перестает молчать.  

2. Создание проблемной ситуации:

- Как вы думаете,  что необходимо было сделать, чтобы вывести страну из кризиса?

Учащиеся высказывают свои мнение: сменить курс,  проводить реформы, ужесточить курс, свергнуть монарха и др.

3. Осознание и формулировка проблемы:

 - Как  вы видите, ваши мнения разошлись: одни хотят одного, другие другого. Кто же являлся носителем идей? Ответы детей:  политические партии.

Сформулируйте вопрос, на который нужно дать ответ.

Учащиеся формулируют проблему урока:  действительно ли политические партии выражали те или иные интересы?

Построение знаний:

1.Планирование исследования, выбор методов:

- Скажите  пожалуйста, как мы можем доказать что политические партии действительно выражали  те или иные интересы?

После группового обсуждения учащиеся называют: нужно знать их социальный состав, программы.

- Как  мы можем получить необходимые нам сведения и решить данный вопрос?

- Нужно найти в учебнике, дополнительных  исторических источниках информацию, проанализировать ее.

- Метод, которым мы воспользуемся для проведения исследования, называется сравнительно-исторический. Чтобы легче было сравнивать, предлагаю составить сводную таблицу.

2. Сбор информации.

Учитель организует работу в группах. Каждая группа выполняет мини-проект  - изучает одну из партий:

- РСДРП

- ПСР

- КДП-ПНС

- Союз 17 октября

- СРН

Полученная информация заносится учащимися на лист бумаге А3 в форме кластера, отражающая основные моменты:

3.Обмен информацией. Организуется защита мини-проектов группами, одновременно учащиеся заполняют таблицу.

4. Построение объяснения. В результате обсуждения информации учащиеся приходят к выводу, что политические партии действительно выражали интересы разных слоев общества.

5. Формулирование выводов.

- К чему может привести существование большого количества партий с различными программными установками?

- К политической борьбе, борьбе за власть.

-У какой из партий было больше шансов воплотить свои идеи в жизнь? Почему?

Той партии, которая в большей степени удовлетворит желания народных масс.

- Что ожидало Россию в дальнейшем?

- Если правительство не решит проблемы само, то ему «помогут» это сделать.

Рефлексия

1.Оценка процесса и результата деятельности.

Учащиеся оценивают работу друг друга в группе,  затем группы оцениваю работу другой группы, затем выводиться средняя оценка.

- учащимся предлагается написать резюме, продолжив фразу « Я понял, что …»

2. Домашнее задание: Подумайте как полученные знания можно использовать в современной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

Технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки.

использование проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки....

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»

В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...

Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии

Аналитическая справка  о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии...

Проектно-исследовательская работа по английскому языку "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"Купцова Светлана, 6 класс

Проектно-исследовательская работа ученицы 6 класса Купцовой Светланы "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"...

Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"

Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"  поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...