Учебно-ролевая игра по теме: "Петр I. Итоги преобразовательной деятельности».
методическая разработка (история, 7 класс) на тему
На фоне общего снижения мотивации, отношение к учению приобретает личностный смысл. Происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, где учащемуся важнее самообразование и самосовершенствование. Игры, используемые на уроке, призваны активизировать деятельность обучающихся, укрепить мотивацию познавательной деятельности. Использование на уроке игр, дает возможность проводить контроль качества и уровня освоения суммы знаний в опосредованной форме, исключающей возможность появления стрессовой ситуации, часто сопутствующей различного рода проверкам. Участие в учебных ролевых играх способствует созданию живого, образного представления о предмете изучения. Игра, таким образом, помогает избежать формализации образовательного процесса и укрепить положительную эмоциональную окраску занятий, она придает учащимся уверенность в своих силах. Свидетельствует пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности. В процессе ролевых игр участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих событий. Все, что может помочь успешно исполнить роль (знания, умения, навыки ), приобретает для играющего особый смысл и иначе им осознается.
В ходе подготовки к игре дети и подростки учатся самостоятельно подбирать необходимый фактический и теоретический материал, учатся быстро мобилизовать имеющиеся знания. Игра содействует формированию и развитию навыков самостоятельной работы с научно-популярной, а затем и со специальной литературой, навыков систематизации и структурирования материала, что является необходимым условием подготовки детей к занятиям учебно-исследовательской работой. В учебнике Истории России ( А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «Просвещение», 200 ? г. ) учебный материал излагается по плану: экономическая политика Петра I, реформы государственного аппарата, реформы местного и городского управления, упразднение патриаршества. Он может изучаться в ходе работы с текстом и составление учащимися таблицы «Преобразования Петра I», либо подготовкой сообщений по отдельным направлениям реформ с последующим обсуждением значения этих реформ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-rolevaya_igra_7_kl.doc | 876.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
Учебно-ролевая игра по теме: " Петр I. Итоги преобразовательной деятельности».
Провела: Чибискова Е.Н.
г. Узловая 2009г.
Учебно-ролевая игра по теме: " Петр I. Итоги преобразовательной деятельности».
Учебный предмет: история.
Автор: Чибискова Елена Николаевна
Дата разработки: 26 марта 2009г.
Возраст учащихся: 13 – 14 лет ( 7 кл. )
Ожидаемые результаты: На занятии учащиеся смогут:
- Расширить понимание известных понятий: реформа, сословие, дворяне, бояре, самодержавие, крепостное право, сословно-представительная и самодержавная монархия;
- Проследить причинно-следственные связи:
- Между необходимостью проведения реформ и их итогами;
- Между реформами в России XVI-XVII вв. и преобразованиями Петра I;
- Целями, средствами проведения и результатами преобразований;
- Между проводимыми реформами и изменениями в положении сословий.
- Обобщить и углубить знания по данной теме, в ходе работы в малых группах, используя различные оценки деятельности Петра I, определить итоги и значение его деятельности;
- Работать с дополнительной литературой, участвовать в дискуссии, анализировать, отстаивать собственное мнение, сравнивать исторические факты, высказывать свою точку зрения, аргументировать;
- Расширить представления о роли личности в истории;
- Сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме.
Краткое описание идеи занятия:
На фоне общего снижения мотивации, отношение к учению приобретает личностный смысл. Происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, где учащемуся важнее самообразование и самосовершенствование. Игры, используемые на уроке, призваны активизировать деятельность обучающихся, укрепить мотивацию познавательной деятельности. Использование на уроке игр, дает возможность проводить контроль качества и уровня освоения суммы знаний в опосредованной форме, исключающей возможность появления стрессовой ситуации, часто сопутствующей различного рода проверкам. Участие в учебных ролевых играх способствует созданию живого, образного представления о предмете изучения. Игра, таким образом, помогает избежать формализации образовательного процесса и укрепить положительную эмоциональную окраску занятий, она придает учащимся уверенность в своих силах. Свидетельствует пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности. В процессе ролевых игр участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих событий. Все, что может помочь успешно исполнить роль (знания, умения, навыки ), приобретает для играющего особый смысл и иначе им осознается.
В ходе подготовки к игре дети и подростки учатся самостоятельно подбирать необходимый фактический и теоретический материал, учатся быстро мобилизовать имеющиеся знания. Игра содействует формированию и развитию навыков самостоятельной работы с научно-популярной, а затем и со специальной литературой, навыков систематизации и структурирования материала, что является необходимым условием подготовки детей к занятиям учебно-исследовательской работой. В учебнике Истории России ( А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «Просвещение», 200 ? г. ) учебный материал излагается по плану: экономическая политика Петра I, реформы государственного аппарата, реформы местного и городского управления, упразднение патриаршества. Он может изучаться в ходе работы с текстом и составление учащимися таблицы «Преобразования Петра I», либо подготовкой сообщений по отдельным направлениям реформ с последующим обсуждением значения этих реформ.
Формы организации познавательной деятельности:
Групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 5 групп по 5-6 человек. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.
Оборудование:
- Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «История России XVI – XVIII вв»
- Портрет Петра I;
- Задания для групповой работы;
- На доске, под портретом Петра I – эпиграф урока.
- Технические средства ( видеоаппаратура )
- Памятка участникам дискуссии.
- Быть позитивно настроенным, отказаться от агрессии.
- Критикуя, предлагать.
- Слышать и слушать друг друга ( не перебивать)
- Соблюдать регламент.
- Критиковать идеи, а не личность.
- Не навязывать свое мнение.
- Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
- Избегать поучений.
- Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.
- Иллюстрировать свои мысли примерами.
Учебное время – 2 ч.
Основные этапы урока:
- Организационный момент
- Постановка проблемного задания
- Информационно-поисковый этап
- Решение проблемного задания. Подведение итогов
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока.
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С. Пушкин.
Подготовительный этап:
За две недели учитель вместе с учениками обсуждает замысел игры, знакомит участников с правилами, памятками ведения дискуссионных игр. Дает список литературы, создаются группы участников игры, обязательно учитывая при этом способности и интересы. За неделю проводится консультация, обсуждаются непонятные вопросы
- Организационный этап:
- Объявление темы.
- Определение целей урока.
- Постановка проблемного задания:
- Просмотр учебного к/ф «Петр Великий» ( 3 мин. )
- Рассказ учителя:
27 января 1725 г. умер Петр Алексеевич Романов - первый российский император. Феофан Прокопович – сподвижник Петра произнес: «Закатилось солнце земли русской». Но при жизни высказывались и другие точки зрения. Одни его ругали, называя злодеем, деспотом, тираном. Другие – им восхищались.
Наш урок посвящен эпохе Петра Великого – первого императора России. Петр подается литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая фигура в истории России, развязавшая террор против своего народа.
Вокруг имени Петра сложилось немало легенд. О нем говорили: « Царь – плотник», «Петр прорубил окно в Европу», «Суровый, но справедливый». Но были и другие высказывания, подчеркивающие, что Петр «выражал интересы господствующего класса» и «драл по три шкуры с трудового крестьянства». В статье «Грядущий храм» Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос: «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
Н.М. Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это в свою очередь, к одичанию».
А.И. Герцен считал заслугой Петра осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: «Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали ноздри и клеймили железом»
Итак, проблема: Кто же был Петр Великий? Злой гений или отец нации? В чем он был прав и в чем виноват? Как же нужно оценивать деятельность Петра I?
- Информационно – поисковый этап:
Для решения этой проблемы разделимся на 2 группы (формирование групп проводится на уроке в форме жеребьевки)
Этап I.
Задание 1-е для всех групп:
- Опишите положение, в котором находилась Россия в начале правления Петра? С какими проблемами ему пришлось столкнуться?
( тяжелое экономическое положение, отсутствие выхода к морям, отсутствие внешней торговли, культурных связей с Западными странами, крепостное право, небольшое количество мануфактур ( ок. 30 ), нехватка денег и металла.
Задание второе 2-е для всех групп:
- Определите итоги экономических и государственных преобразований Петра I. Обсудите в группах, ответы занесите в таблицу.
Таблица №1. Итоги преобразований Петра 1.
Название реформы | Направления | Характеристика | Итоги реформы. (предполагаемые ответы) |
Экономические реформы | 1. Промышленность. 2.Торговля. | 1.Увеличение мануфактур 2.Таможенный тариф 3.Увеличение ярмарок 4.денежная реформа |
Внутренняя торговля, всероссийский рынок |
Военная реформа | 1.Армия. 2.Устав военной службы 3.Строительство флота | 1.Рекрутская повинность 2.Роспуск дворянского ополчения 3.Создание новых полков 4.Единое вооружение 5.Устав военной службы 6.Строительство флота |
Повышение боевого духа |
Изменение положения сословий | 1.Налоги. 2. Ревизия -1718-1724гг. 3.Указ о единонаследии-1714г.
| 1.Указ о единонаследии 2.Табель о рангах |
|
Реформа органов государственной власти | 1. Сенат- 1711г. 2.Коллегии. 3.Административно-территориальное деление
| 1.Генерал-прокурор 2..Двенадцать коллегий 3..Местное самоуправление
|
|
Изменение положения церкви | 1.Святейший Синод | 1.Святейший Синод | Церковь включена в систему государственного управления |
Этап II. Группы занимают свои места соответственно выбранным ролям.
Группа № 1. Дворяне.
Группа № 2 Бояре.
Группа № 3 Крестьяне.
Группа № 4 Духовенство.
Группа № 5 Горожане.
Задание
Представьте себе, что встретились вместе представители разных российских сословий нач. XVIII в: родовитые бояре, духовенство, горожане, дворяне. Между ними завязался спор о деятельности и реформах Петра I
- Выскажите суждения об отношении определенного сословия к деятельности Петра I.
- Какие реформы вызывали их одобрение или недовольство?
- Для участия в споре выберите 1 представителя группы.
- Результаты обсуждения зафиксируйте письменно в виде схемы, таблицы или ключевых выводов.
Для выполнения задания необходимо вспомнить
- Какие реформы, проводимые в России в XVI – XVII, повлияли на развитие страны.
- Сравнить, что представляли собой сословия XVI – XVII вв. и определить, что изменилось в положении сословий при Петре I в результате его деятельности?
- Как связаны между собой цели, средства проведения реформ и результаты?
При заполнении таблицы ребята могут пользоваться дополнительными материалами, которые находятся у них на столах.
1.«…Современникам Петра, присутствующим при бесчисленных нововведениях, казалось, что Петр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. Видоизменение старого порядка они считали за полное его уничтожение. Такому впечатлению современников содействовал и сам Петр. Его поведение, вся его манера действовать показывали, что Петр не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с ними ожесточенно…» (С.Ф. Платонов)
2. «Куда мы не оглянемся, везде встречаемся мы с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам прошедшую историю…
Обозревая царствование императора Петра Великого с намерением представить оное в одной общей картине, определить его значение в системе русской и европейской истории, невольно чувствуешь трепет, падаешь духом и не знаешь с чего начать, что сказать и что умолчать. Сколько созданий! Сколько разрушений, преобразований!...
Какое движение…, живость во всех концах обширного царства!.. Здесь роются в горах и достают руду, там из руды куют железо, дальше сверлят из железа ствол, а еще дальше стреляют уж из нового ружья…»(М.Н. Погодин)
3. «…Петровские реформы выросли из самой жизни постепенно, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты, не все в них оказывалось устойчивым, а потому одно изменялось, другое пополнялось…Поэтому в преобразованиях Петра есть и недоделанное и противоречивое. Иначе и быть не могло. Реформы выросли прежде и более всего из потребностей военных; воевал же Петр в течение почти всего своего царствования, а потому не имел времени спокойно обсуждать и вводить свои преобразования, многое, особенно вначале, делалось наспех. <...>» (Е.Ф. Шмурло)
Отношение к преобразованиям Петра I различных сословий.
Группа № 1. Дворяне.
Отношение к реформам. ( Предполагаемые ответы). |
Отрицательное: Необходимо учиться за границей или в отечественных заведениях; Государственную или военную службу начинать наряду с незнатными сословиями; поместье наследуется только одним сыном, а для остальных - обязательная государственная служба. Зависят от расположения или настроения царя. Могут попасть в немилость. Участие в военных действиях. Должны принимать европейские обычаи. Страдали от доносов фискалов. |
Положительное: Права увеличились только у дворян. «Худородный» мог превратиться в аристократа, учитываются личные заслуги, сохраняется частная собственность, владеют крепостными, могут не стесняться своего происхождения, получают жалованье за государственную службу. |
Группа № 2. Бояре.
Отношение к реформам. ( Предполагаемые ответы). |
Отрицательное: Не понимали новых обычаев в одежде, привычках(бороды, одежда); платили налоги государству за приверженность к старине; не учитывалось знатное происхождение, не нравились поступки царя при введении новых обычаев; несли службу наравне с незнатными или даже простолюдинами, рост налогов ухудшает положение крестьян, бегство крепостных лишало рабочих рук, боялись гнева, немилости царя т.к. олицетворяли старые порядки, боярские дети обязаны учиться, отмена деятельности Боярской думы,. Страдали от доносов фискалов. |
Положительное: Новый графский титул, сохраняется частная собственность, владеют крепостными, все равно являются привилегированным сословием. |
Группа № 3. Крестьяне.
Отношение к реформам. ( Предполагаемые ответы). |
Отрицательное: Не понимали новых обычаев в одежде, привычках(бороды, одежда); подушная подать, увеличение налогов, дополнительные поборы(за наличие бань, ульев, лодок),рекрутская повинность, работа на заводах и мануфактурах, приписные крестьяне, бородовые знаки, паспортная система, телесные наказания и казни, холопы превратились в крепостных, усиление эксплуатации со стороны государства и дворян, преследование старообрядцев, ограничение казацкой вольницы. |
Положительное: Могут дослужиться до чина или титула, используя личные заслуги(хотя и редко), могут стать предпринимателем. |
Группа № 4. Духовенство.
Отношение к реформам. ( Предполагаемые ответы). |
Отрицательное: Не понимали западных обычаев и традиций, осуждали «безбожие» царя» (не ходил на службы, снимал колокола, Осуждали действия царя: смеялся над священниками, отменил «Домострой» и Стоглавый собор, независимость священников, создал «всепьянейший и всешутейший собор». Падение православной культуры, запрет избирать нового патриарха, учреждение Святейшего Синода(1721), контроль за священниками – должность обер-прокурора, новый Духовный регламент (Феофан Прокопович), глава церкви – император, давали присягу императору, нарушалась тайна исповеди. |
Положительное: Священники получали жалованье от государства. |
Группа № 5. Горожане.
Отношение к реформам. ( Предполагаемые ответы). |
Отрицательное: объединение в цехи (контроль работы, уплата налогов), усиление зависимости от государства, выполнение государственных заказов, разделили на гильдии и подлых(подчиненных) горожан (в зависимости от дохода), чем больше прав, тем больше и обязанностей (строительство кораблей для купцов), городская беднота не участвовала в городском самоуправлении, подвергались наказания и казням, страдали от доносов. |
Положительное: Расширение торговли, рост ярмарок, таможенный тариф способствовал торговле, могут открыть свое дело. |
Этап III. Представители от каждой группы занимают место за отдельным столом, начинается дискуссия. Каждый представитель своего сословия высказывает свою точку зрения. Все остальные учащиеся в группах слушают участников дискуссии и заполняют таблицу.
Отношение к преобразованиям Петра I различных сословий.
Одобрение | Недовольство | |
Экономические реформы | ||
Военная реформа | ||
Реформа органов государственной власти | ||
Изменение положения церкви | ||
Изменение положения сословий |
После дискуссии группы представляют свои выводы.
4 этап Итог урока.
Давайте подведем итоги. Личность Петра I и его реформы вызывали и вызывают до сих пор споры. Споры то затихают, то усиливаются Реформы каждый воспринимает по-разному. Не всегда результаты реформ дают сразу положительные результаты. Порой на это уходят годы. Не всегда результаты бывают только положительные. Встречаются препятствия. И преодолевать их сложно и трудно. Так, китайцы, если хотели пожелать кому-нибудь зла, говорили: “Желаю тебе жить в эпоху перемен!” В этой фразе заключен глубокий философский смысл. Именно поэтому интересно и важно знать историю, уметь извлекать уроки из прошлого и обращать их на пользу.
Запишите итоги петровских преобразований (Каждая группа записывает итоги преобразовательной деятельности Петра I на ватманах. Впоследствии ватманы вывешиваются на доску. и участники каждой группы могут сравнить и дописать недостающие реформы.)
5 этап: Рефлексия. Итоги петровских преобразований
- Создал регулярную армию.
- Установил обязательное обучение дворянских детей.
- Ввел массовое обучение дворян за границей.
- Создал новый вид вооруженных сил - флот.
- Введен гражданский шрифт.
- Добился выхода в Балтийское море.
- С 1703 года стала выходить первая печатная газета “Ведомости”.
- Создан первый общедоступный театр.
- Основан город Таганрог.
- Созданы математические школы.
- Введено новое летосчисление от Рождества Христова.
- Установил начало Нового года с 1 января 1700 года.
- Созданы органы городского самоуправления.
- Провел налоговую реформу.
- Открыл Морскую Академию.
- Осуществил денежную реформу.
- 1703 год - основание Санкт-Петербурга.
- 1711 год - основание Сената.
- Создал “Табель о рангах”.
- Проведена губернская реформа.
- Изучение новых земель.
- Организовал поиск руд и полезных ископаемых.
- Вместо приказов организованы коллегии.
- Основал офицерские военные школы.
- Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).
- Основал первый русский орден святого Андрея Первозванного.
- Учредил первый музей — кунсткамеру.
- Основал первую публичную библиотеку.
- Учредил Академию наук (1724).
- Были введены ассамблеи.
- Введена европейская одежда.
Наш урок можно закончить словами эпиграфа к уроку.
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
- Постарайтесь определить, прав ли был поэт, когда оценивал Петра I как человека, который «Россию поднял на дыбы?»
6 этап. Домашнее задание.
1782 г. В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника императору Петру I , скульптором которого был Фальконе. М. Ломоносовым была сделана “Надпись к статуе Петра”.
Сей образ изваян премудрого героя,
Что ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и, царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил.
Рожденный к скипетру простер работе руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил войну в трудах,
Землях далеких был и странствовал в морях,
Художников собрал и обучал Солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов.
И словом, - се есть Петр
Отечества отец!
И сколько алтарей пред знаком Сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
Попробуйте дома, оценив деятельность Петра, сочинить свою подпись под памятником Фальконе, отразив в ней оценку личности Петра I.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практическое выполнения подведения итогов повседневной деятельности на примере воспитанников 5 класса
данный материал пригоден не только при подведении итогов за четверть, но и для повседневной деятельности...
Итоги внеурочной деятельности за 1 полугодие 2012-2013 уч. года
АНАЛИЗ воспитательной работы в начальной школе за I полугодие 2012-2013 учебного года. Воспитательная работа в начальной...
Анализ итогов учебной деятельности обучающихся
В материале представлен опыт работы преподавателя при подведении итогов учебной деятельности в организации среднего профессионального образования...
Мастер-класс "Организация и проведение дебатов, как формы подведения итогов исследовательской деятельности учащихся"
Мастер-класс проводится среди педагогов города...
Урок это основная форма и итог самообразовательной деятельности учителя
Выступление на педагогическом совете...
Образец задания импровизационного уровня и информативного уровня интеллектуально-преобразовательной деятельности
Данный материал является примером преобразовательной деятельности импровизационного и информативного уровня....
."Деление натуральных чисел "-III этап.Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Интеллектуально-преобразовательная деятельность...