Организация работы с заданиями В12 и В13 ЕГЭ по истории.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

В моем материале представлен опыт работы с заданиями В12 и В13 ЕГЭ по истории. Новые  задания, включенные в ЕГЭ требуют особого подхода к изучению тем по культуре России. Работа строится на использовании компьютерных технологий. Представлены составленные мной тренировочные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с заданиями В12 и В13 ЕГЭ по истории.

        В демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2013 года по истории произошли  изменения по сравнению с КИМ 2012 года. Добавлены блоки заданий на работу с иллюстративным материалом (В12–В13). В соответствии со спецификацией контрольных измерительных материалов этим заданиям дана следующая характеристика.

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание – раздел курса

Проверяемые умения, виды деятельности

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

В12

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в

разных вариантах (анализ

иллюстративного материала)

2.3

П

1

В13

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в

разных вариантах (анализ

иллюстративного материала)

2.3

П

1

      Код проверяемых умений 2.3 -  умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

      В связи с вышеуказанными изменениями возникла необходимость при подготовке к ЕГЭ изменить систему работы с заданиями, проверяющими знания учащимися особенностей развития культуры России и организовать работу с иллюстративным материалом, учитывая особенности новых заданий В12 и В13.

        Возникшая проблема может быть решена только с использованием информационно – компьютерных технологий. В моей работе представлен мой  небольшой опыт по решению данной проблемы.

       Прежде всего определилась с планом работы.

         1. необходимо решить какой иллюстративный материал может быть представлен в экзаменационной работе.

         2. собрать иллюстративный материал и подвергнуть его определенной обработке

         3. проанализировать задания демонстрационного варианта КИМов и определить некие закономерности вопросов

         4. создать задания аналогичные заданиям КИМов.

               1.Итак, для решения 1 задачи обратилась к словарю для определения термина

 иллюстративный материал - служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. (Большой толковый словарь русского языка. 1 е изд е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998) , т.е. к иллюстрациям могут быть отнесены любые рисунки, фотографии, схемы. Следовательно, возможно представление не только скульптурных и архитектурных изображений (как представлено в демонстрационном материале), но и икон, картин, книг и т.д.

               2. иллюстративный материал собирала в хронологическом порядке в соответствии с учебным материалом, представленным в учебниках по истории России 10-11 классов и с  использованием других наиболее известных справочников. Материал собирается на листы из интернет-сайтов.

Искусство Киевской Руси

(до феодальной раздробленности)

                                                           

Богоматерь Оранта». Мозаика храма Св. Софии Киевской. 11 в.       Ангел Златые власы.(архангел Гавриил)12в.

                                             

Спас Нерукотворный. Около 1191 года. ГТГ.                                                                     Апостолы Петр и Павел 11 в.

 

                                           

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф( Софийский собор в Киеве)

Софийский собор в Киеве (1037г.)            Реконструкция первоначального облика собора

 

 Софийский Собор в Новгороде.  (1045 -1050гг.)       Церковь Спаса на Нередице (1198) в Новгороде.

Десятинная церковь в Киеве  991-996 гг.                                             Развалины Десятинной церкви в Киеве

Скорее всего, иллюстративный материал в КИМах  будет представлен в черно- белом изображении, печатать задания надо в черно – белом варианте.

              3. при анализе вопросов к заданию В12  пришла к выводу, что необходимо включать сведения о

                 а) хронологическом периоде создания произведения

                 б) авторе произведения

                 в) месте нахождения прозведения

                 г) художественных, стилистических и смысловых (идеологических) особенностях;

   -  при анализе вопросов к заданию В13 пришла к выводу, что архитектурные произведения хронологически связаны с вопросом В12.

             4. создала несколько вариантов заданий.

Пример 1

В12 Какие суждения о мозаике, изображенной на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. мозаика создана в период расцвета  Киевской Руси

2.мозаика находится в храме Покрова на Нерли

3. мозаика передает образ Богоматери, наиболее почитаемый на Руси

4. автором мозаики является митрополит Иларион

5. мозаика не сохранилась до наших дней

Ответ:

  В13 Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная мозаика?  В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

     

1)                               3)  

2)                                4)   

Ответ:____________

Пример 2

В12 Какие суждения о книге, изображенной на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. книга выпущена в период опричнины

2. книга считается первым печатным изданием на Руси

3. книга выпущена первопечатником Иваном Федоровым

4. это издание напечатано  в Санкт – Петербурге

5. книга рассказывала о правилах поведения в быту

Ответ:

В13.Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная книга?  В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

1)                                  3)

2)                          4)

Ответ:___________________

Пример 3

 В 12.Какие суждения о скульптуре, изображенной на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

                                                         

1. скульптура создана в годы правления Петра I

2. свое название памятник получил благодаря одноименной поэме А.С.Пушкина

3. памятник установлен в Москве

4. автором скульптуры считается А.Д.Захаров

5. постаментом для скульптуры стал природный камень, найденный в окрестностях города

                Ответ: ____________

В13 Какое из зданий, представленных ниже, было построено в том же веке, в котором была создана данная скульптура?  В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

1)                                       3)

2)                                     4)

            Ответ: _____________

Данные задания могут быть использованы при любой форме подготовки к ЕГЭ по истории: уроки, элективы, факультативы. Я использую их на уроках. Работа с использованием этих материалов проводится на двух занятиях:

          1) урок изучения нового материала. Составляется таблица по художественной культуре с указанием дат сознания, мест расположения и авторов произведений и эти данные сопоставляются с иллюстативным материалом. Материал раздается на уроке как дополнительное дидактическое пособие.

          2) урок проверки и коррекции знаний и умений. Учащимся выдаются задания для самостоятельного выполнения. Для этого необходимо увеличить количество вариантов, что возможно сделать за счет использования электронных версий материалов.

     [ При наличии мультимедиа проектора работу можно еще больше разнообразить, привлечь учащихся к составлению заданий .   Таким образом, использование современных информационных технологий значительно облегчает работу над заданиями тестов при подготовке к ЕГЭ по истории.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над тренировочными заданиями при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

Хороктеристика способов организации и подбора тренировочных упражнений по всем видам речевой деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ...

Организация работы учащихся над творческим домашним заданием

В статье рассмотрены основные проблемы, усложняющие работу учащихся над творческим домашним заданием, методические рекомендации по организации работы учащихся, классификация творческих домашних задани...

Методические рекомендации организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания.

             В последнее время психологи и педагоги вместе с медикамиотмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения . Давайте п...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...

Организация работы по заданию логопеда

Организация работы по заданию логопеда...

Проектирование УУД на уроках литературы (задания для организации работы по формированию УУД)

Для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках литературы предлагаю использовать следующие нетрадиционные задания....

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...