Сословия и классы Российской империи
презентация к уроку по истории (8 класс) по теме
Материал для проведения урока в 8 классе по теме "Традиции и быт российского дворянства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosloviya_i_klassy_rossiyskoy_imperii_vo_vtoroy_polovine.ppt | 882 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сословия Российской империи во второй половине Х I Х века. Дворянство Духовенство Купечество Мещанство Казачество Крестьянство
Классы Российской империи во второй половине Х I Х века. Буржуазия Пролетариат
Дворянство. После реформы 1861 г. все большее число дворян оседает в городах. Это были помещики, продавшие или заложившие свои вотчины. Дворянские титулы обязывали к определенному образу жизни. Дворяне снимали квартиру или дома в аристократических районах и пытались если не вести прежний образ жизни, то поддерживать его видимость. Дворянские привилегии обеспечивали право на должность в местном управлении. Дворяне были представлены и в думе, их влияние на городскую жизнь оставалось достаточно сильным.
Основные занятия дворян. Большинство дворян перестало быть помещиками, но все же были и те, у которых земля была, и они занимались земледелием. Но большая часть дворян продала землю зажиточным крестьянам, стала жить в городах и занимать высокие должности при власти, т.е. стала городскими чиновниками. Также выходцы из дворян стали представителями интеллигенции и буржуазии.
Дома дворян. Сохраняли усадьбы с многочисленной челядью, широким гостеприимством, конюшнями и псарнями только очень богатые дворянские семьи. Быт же среднего и мелкопоместного дворянства все более сближался с крестьянским. Нередко помещичий дом — обветшалый, полуразрушенный — стоял с заколоченными окнами, а хозяева ютились во флигеле для прислуги. Приходило в запустение и садово-парковое хозяйство.
Загородные усадьбы дворян. В деревенских домах обязательно полагалось двое сеней. В сенях обычно устраивали чуланы, которые использовали как кладовые, а также помещения для дворни. За передними сенями шла длинная и узкая лакейская. Через нее устраивали проход в довольно просторную залу. К ней примыкали гостиная и спальня. Через лакейскую можно было пройти и в хозяйские покои, располагавшиеся в задней половине дома. Хозяйские покои начинались в столовой. Из столовой имелся выход в гостиную и в девичью, из которой, в свою очередь, был проход в детскую и хозяйскую спальню, а также выход в задние сени и на другое заднее крыльцо.
Внутреннее убранство домов дворян. В каждой комнате стояла большая печь. В передних сенях, в столовой и некоторых других помещениях в красном углу помещали образа, даже составляли маленькие иконостасы. Стены, обтянутые штофными обоями, украшали картинами и картинками. В старых домах еще сохранялись по периметру помещения лавки. Диваны, маленькие изящные столики с чайными и кофейными приборами, зеркала в тоненьких золоченых рамах с резными листьями мирно соседствовали с массивными стульями с длинной прямой спинкой, многочисленными коробьями и сундуками.
Обеды дворян. Обед в несколько перемен кушаний длился много часов подряд. Каждая перемена требовала смены посуды, бокалов, скатертей. В начале 19 века в дворянских семьях обед начинался в три часа, а в середине века в пять часов вечера. Во главе стола садились хозяин и хозяйка, по сторонам от них гости по старшинству. Кушанья подавались в изобилии, но были не столь разнообразны и изысканны, как на званых обедах.
Меню дворян. Супы, щи, похлебки Рыба отварная, жареная Гранд-ассорти из мяса разных животных Пироги с разными начинками Вина, ликеры, шампанское в праздники Грибы, ягоды, фрукты Картофель Кофе
Одежда дворянок. В 51 -м году появился кринолин . В 90-е годы мода внесла коррективы в силуэт женского костюма. Покрой платья заметно упростился. Его линии стали более плавными, а фасоны разнообразными. Носили платья с рукавами-буфами, с очень изящными талиями и узкой в бедрах юбкой или лишь слегка приталенной, а то и вовсе свободной по покрою. Тогда же женский гардероб пополнился блузами из легких светлых тканей, отделанных ручной вышивкой в тон, кружевными вставками и мережкой.
Одежда дворян. В России появляются сюртук и редингот. Фрак с его взлетающими крыльями становится повседневной одеждой. Дворяне предпочитали цветные шерстяные ткани. Носили их со светлыми панталонами. Воротник полустойкий плавно переходил в отвороты, вырезанные края которых походили на ласточкин хвост. Узкие рукава с манжетом должны были доходить до середины ладони. Военные носили мундир.
Досуг дворян. Большое внимание русское дворянство уделяло своему досугу. Представители высшего сословия любили играть в шашки, шахматы и карты. Дворяне ходили на многочисленные балы.
Над презентацией работала: Учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназии №2 г.Тосно» Цыгикало Наталья Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по истории 8 класс. Российская империя во второй четверти 19 века.
Тест по истории 8 класс. Российская империя во второй четверти 19 века....
Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»
В 2014-2015 учебном году учащиеся 11Б класса продолжают серию уроков в музее школы с проектной работой «Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»...
Практическая работа.11 класс.Российская империя в начале ХХ века.
Практическая работа.11 класс.Российская империя в начале ХХ века....
Презентация 8 класс "Российская империя после войны 1812г."
Презентация по истории России 8 класс (учебник Данилов, Косулина) "Социально-экономическое развитие России после войны 1812г."...
Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ
Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ...
Конспект урока по истории "Перемены в повседневной жизни российских сословий" 8 класс
Этот материал помогает провести урок в 8 классе по истории России начала 18 века....
Урок истории в 10 классе "Российская империя в Первой мировой войне" с использованием материала музея «Истории 86-го пехотного Вильманстрандского полка».
Целью урока является: сформировать представления о роли России в Первой мировой войне и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг.. На этом уроке учащиеся проходят в школьный музей ...