Урок истории в 10 классе "Российская империя в Первой мировой войне" с использованием материала музея «Истории 86-го пехотного Вильманстрандского полка».
план-конспект урока по истории (10 класс)
Целью урока является: сформировать представления о роли России в Первой мировой войне и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг.. На этом уроке учащиеся проходят в школьный музей «Истории 86-го пехотного Вильманстрандского полка» и знакомятся с вооружением и снаряжением Русской императорской армии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_10_klass.docx | 46.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока (план урока):
Предмет |
История России | Класс |
10 | ||||||||||
Тема урока
|
Российская империя в Первой мировой войне | ||||||||||||
Цели урока
|
Сформировать представления о роли России в Первой мировой войне и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг.
| ||||||||||||
Задачи урока
| 1. Раскрыть ход военных действий военных кампаний в 1914—1916 гг. 2. Познакомить учащихся с примерами массового героизма российских солдат и офицеров в годы Первой мировой войны. 3. Охарактеризовать экономику страны в годы Первой мировой войны. 4. Рассмотреть как и почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916 году. 5. Ознакомиться с вооружение и снаряжение Русской императорской армии в Первой мировой войне. | ||||||||||||
Планируемые образовательные результаты
| |||||||||||||
Предметные
| Метапредметные | Личностные | |||||||||||
- Знают ход основных событий военных компаний, итоги. - Называют примеры массового героизма солдат в годы Первой Мировой войны. - Характеризуют экономику страны в годы Первой мировой войны. - Анализируют причины изменений настроений в русском обществе и на фронте в 1916 году.
| Познавательные: -Поиск и выделение необходимой информации. -Осмысление прочитанной или услышанной информации. -Извлечение необходимой информации. -Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. -Определение основной и второстепенной информации. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Аргументирование своей точки зрения.
Коммуникативные: -Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками. - Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. - Умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные: -Поиск и устранение причин возникших трудностей. - Постановка учебной задачи, определение последовательности действий. | -Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку. - Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. -Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать. - Почтительное отношение к прошлому своей страны. - Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма.
| |||||||||||
Условия реализации урока
| |||||||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование | ||||||||||
Презентация «Российская империя в Первой мировой войне» | Учебник: История России. 10 класс. Учеб.для общеобраз. Организаций. под ред.В.Р.Мединского А.В., Торкунова. М.- Просвещение, 2023. – 496 с.
| История России. Хрестоматия. 6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 (Электронная форма) История России. Поурочные рекомендации.10 класс: пособие для учителей общеобразов. организаций / Т.П.Андреевская. – М. : Просвещение, 2015. – 240 с. | Учебник Компьютер, проектор. На доске: число, тема урока, домашнее задание. Раздаточный материал: тест. | ||||||||||
Основные понятия | Позиционная война – ведение военных действий на протяженных и стабильных фронтах с глубокоэшелонированной обороной. Военно – стратегическая инициатива - созданная комплексом действий и мер возможность навязывания в течение длительного времени своей воли противнику в стратегическом масштабе, принуждения его применять невыгодные способы и формы борьбы, действовать в неблагоприятных условиях обстановки. Брусиловский прорыв - фронтовая наступательная операция Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова во время Первой мировой войны, проведённая 22 мая — 7 сентября (по старому стилю) 1916 года, в ходе которой было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии и заняты Буковина и Восточная Галиция. Инфляция- повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок. Продразверстка – обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды хлеба и других продуктов. | ||||||||||||
Основные даты | 20 августа 1914 г. – битва при Гумбиннине. 5—12 сентября 1914 г. – битва на Марне. 18 августа -26 сентября 1915 г. – Галицийская операция. 9 декабря 1914 – 4 января 1915 г. – Сарыкамышская операция. 10 января 1916 – 16 февраля 1916 г. – Эрзерумская операция. 21 февраля – 18 декабря 1916 г. – битва при Вердене. 4 июня – 20 сентября 1916 г. – Брусиловский прорыв. Июль – ноябрь 1916 г. – битва на Сомме. | ||||||||||||
Персоналии | Николай II, А.А. Брусилов, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, П.К. Ренненкампф, А.В. Самсонов | ||||||||||||
Форма проведения урока | Рассказ учителя + самостоятельная работа учащихся + показ | ||||||||||||
Этап урока (с хронометражем) | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД | ||||||||||
Организационный (2 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет отсутствующих. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Умение организовать рабочее место. | ||||||||||
Проверка домашнего задания (10 мин.) | Раздает задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий.
| Выполняют тестовые задания разной степени сложности. | Умение работать с тестовыми заданиями. | ||||||||||
Определение задач данного урока (1мин.) | Сообщает тему и план урока. Определяет цель и ставит соответствующие задачи. | Записывают в тетрадь. Внимательно слушают, осмысление цели и задач урока. Первичное усвоение темы урока. | Умение анализировать. | ||||||||||
Изучение нового материала (24-25 мин.) |
Рассказ учителя с помощью презентации.
Дает задание учащимся: прочитайте пункт Военные действия стр.18- 19 и выделите причины поражения русской армии в 1915 г.
Рассказ учителя с помощью презентации.
Дает задание учащимся: прочитайте пункт Мужество и героизм российских воинов стр.21- 22 и приведите примеры массового героизма солдат в годы Первой мировой войны .
Дает задание учащимся: прочитайте пункт Экономика России в годы войны стр.22- 23 и ответьте на вопрос как России удалось перестроить экономику на военный лад?
Дает задание учащимся: прочитайте пункт Власть и общество в годы войны стр.24 и ответьте на вопрос как изменилось отношение к войне российского общества? Вооружение и снаряжение Русской императорской армии в Первую мировую войну. Проходит вместе с учащимися в школьный музей «Истории 86-го пехотного Вильмандстрандского полка». Показывает учащимся и рассказывает о вооружении и снаряжении русских войск.
|
Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.
Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Причины поражения русской армии в 1915 г. - Переброска на Восточный фронт основных сил противника. - Недостаток в снабжении армии вооружением и боеприпасами. - Не было помощи со стороны союзников.
Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.
Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Первым кавалером офицерского ордена Св. Георгия стал П. Н. Врангель, отличившийся в бою у немецкой деревни Каушен в августе 1914 г. Поручик Н. Нечаев за год до войны из-за взрыва ракеты лишился глаза. Это не помешало ему вернуться в действующую армию и успешно воевать. Военный лётчик Ю. В. Гильшер сбил около десяти самолётов противника, потерял ногу, но продолжал летать на задания. М. Л. Бочкарёва спасла 48 бойцов, за что была награждена Георгиевским крестом 4-й степени. К началу 1917 г. она была уже старшим унтер-офицером и имела четыре георгиевские награды. 16-летний москвич, воспитанник Строгановского училища В. Соколов за снятие неприятельского дозора и захват неприятельского пулемёта был произведён в унтер-офицеры, награждён орденом Св. Георгия 4-й степени.
Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Решающую роль в этом переломе сыграло объединение усилий государства, промышленной буржуазии, земской и городской общественности, кооперации. В 1915 г. по инициативе крупных промышленников были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта – Особое совещание по обороне и подконтрольные ему Совещания по снабжению топливом, продовольствием, по перевозкам, артиллерийскому снабжению и т. д. В них входили правительственные чиновники, члены Государственной думы, представители капитала. Для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации – Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др. В Петрограде и Москве действовал Комитет научно-технической помощи – объединение русских ученых и изобретателей, быстро и оперативно решавшее военно-технические проблемы и внедрявшее свои изобретения в производство. Такими новинками, как самолет-бомбардировщик, пистолет-пулемет, самозарядная винтовка, гусеничный автомобиль, противогазы, армия обязана этому Комитету.
Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Затяжная война резко ухудшила жизнь людей. Взлет российской промышленности, работавшей на оборону, произошел за счет снижения выпуска товаров народного потребления, что стало причиной повышения цен. Перегрузка железных дорог привела к перебоям в снабжении крупных городов продуктами питания. Осенью 1916 г. Петроград и Москва познакомились с необычным для них явлением – очередями. Утихшее в начальный период войны забастовочное движение вновь стало набирать силу. Нередко вместе с экономическими стачечники выдвигали и политические требования. Неспокойно было в деревне. Мобилизованные крестьяне требовали выплаты их семьям пособий, снижения налогов. Вновь оживились антипомещичьи настроения. И хотя за время войны производство сельскохозяйственной продукции практически не уменьшилось, крестьяне не спешили везти хлеб на рынок, предпочитая дожидаться лучших времен. В конце 1916 г. в 31 губернии правительство ввело продразверстку. В армии росло влияние партии большевиков. В конце 1916 г. в войсках действовало более 150 большевистских организаций и групп. Широкий размах приобрело братание с противником, дезертирство. Армия все сильнее мечтала о мире, скорейшем окончании чуждой народу войны. Проходят в школьный музей «Истории 86-го пехотного Вильманстрандского полка». Знакомиться с вооружением и снаряжением Русской императорской армии. |
Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.
Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.
Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.
Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.
Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.
Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. | ||||||||||
Закрепление изученного материала (3мин.) | Прочитать документы на стр. 25-26 и ответить на вопросы к нему. | Читают документ и отвечают на вопросы. | Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения. | ||||||||||
Итоги урока. Рефлексия. (2 мин.) | Подводит итоги урока. Организует рефлексивную деятельность учащихся на уроке
Анкета
Выставляет отметки за урок. |
Анализируют свою деятельность на уроке. |
Поиск и устранение причин возникших трудностей. Развивают способность к самооценке. | ||||||||||
Домашнее задание (2 мин.) | Объясняет выполнение домашнего задания: учить параграф 2 + задание 5 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Записывают домашнее задание в дневник. |
| ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест. «Российская империя накануне Первой мировой войны»
Контрольный тест по теме: «Российская империя накануне Первой мировой войны». 11 класс...
урок обобщение, всемирная история 10 класса по теме: Первая Мировая Война
Предмет: всемирная история.класс: 10 класс.тема : Первая Мировая Война урок-обобщениевид урока: Самостоятельная работа....
урок обобщение, всемирная история 10 класса по теме: Первая Мировая Война
Предмет: всемирная история.класс: 10 класс.тема : Первая Мировая Война урок-обобщениевид урока: Самостоятельная работа....
Готовность Российской империи к Первой мировой войне
Тезисы, касающиеся подготовки страны к Первой мировой войне...
Зачетная работа по билетам - 11 класс. Развитие Российской империи до Первой мировой войны.
Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся...
Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.
Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....
Конспект урока по истории на тему « Россия в Первой мировой войне»
Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»...