Программа кружка «Юный архивариус»
материал по истории по теме
Под краеведением обычно понимают изучение края местными силами в совокупности влияний общественно-политических, культурных, экономических и природных. То есть краеведческие знания комплексные знания, обычно и историческое (точнее историко-культурное, историко-экономическое), и географическое одновременно. Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_arhivarius.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Юный архивариус»
Актуальность . Под краеведением обычно понимают изучение края местными силами в совокупности влияний общественно-политических, культурных, экономических и природных. То есть краеведческие знания комплексные знания, обычно и историческое (точнее историко-культурное, историко-экономическое), и географическое одновременно. Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных ее проявлений в родном крае, наполнить ее персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывает уважение к истокам нашим, родной земли, языку, народным преданиям, обрядам и традициям настоящее краеведение - это всегда любовь к краю, средство эстетического и нравственного воспитания.
В то же время, в силу конкретности, образности, наполнения близким, знакомым материалом, краеведение доступно самым различным слоям общества, являясь, по словам академика Д.С. Лихачева, «самым массовым видом науки». Поэтому введение краеведческого образования в программу средней школы не просто расширяет рамки школьного учебника, но и приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания, историей и культурой, школой экологического образования.
В процессе изучения истории необходимо вооружать учащихся научным методом познания. Опыт показал, что в формировании элементов диалектического метода познания у учащихся следует шире применять исследовательский метод обучения, используя для этого краеведческую тематику. Юный историк не имеет готового текста, характеризующего прошлое и настоящее родного села, города. Он должен сам принять участие в его составлении, а для этого ему надо посетить музеи, архив, предприятие, встретиться со старожилами, поработать над книгой, документом, газетой, то есть включиться в настоящую исследовательскую работу. В связи с этим многие учителя довольно широко и успешно практикуют такие формы творческой работы по краеведению, как написание рефератов, докладов, составление летописей .
Краеведческие темы, объекты, как правило, очень мало изучены, что создает условия для успешной исследовательской деятельности как учащихся, так и учителей. Собранный материал всегда требует тщательного анализа, проверки, научной оценки, методической обработки, что объективно связано с применением определенных научных методов исследования. Тематика краеведческих исследования обеспечена широким кругом источников близко расположенных и доступных. Поскольку ученические исследования по краеведческой тематике раскрывают перед учащимися много нового о родном селе, городе, то они, с одной стороны, сами проявляют к ним повышенный интерес, с другой стороны, учащиеся встречают широкую помощь ветеранов войны и труда, работников музеев и библиотек.
Таким образом, исследовательская работа учащихся представляла собой определенный процесс логического мышления - от самостоятельного наблюдения к самостоятельном выводам, умозаключениям. Следует заметить, что этот ход мысли имеет место и в научных исследованиях. Отсюда можно сделать вывод, что научное мышление и исследования учащихся, если они поставлены в положение самостоятельных исследователей, имеют много общего. Наряду с этим они имеют и существенные отличия, заключающиеся в том, что научное мышление более систематизировано, охватывает значительные масштабы и использует более точные приемы; ученый имеет огромный опыт, колоссальный запас знаний предварительных наблюдений как своих, так и чужих; проверка следствий из предположений ученого может продолжаться года и выражаться в целых томах трудов.
В результате такой работы учащиеся получают элементарные навыки анализа, обобщений. Они приобретают знания, которые, становятся их убеждениями.
Цель. Расширить знания учащихся 8-11 классов по истории, этнографии, географии родного края. Дать представление о краеведении, его методах и приемах, познакомить с формами самостоятельной работы по изучению родного края. Через местный исторический материал познакомить с вспомогательными историческими дисциплинами и основами работы архивариуса.
Расчет часов. Курс рассчитан на 34 учебных часа, по одному часу в неделю. Он включает лекционные и семинарские занятия, а также практическое усвоение материала в виде работы в музеи.
Контроль и отчетность проводиться через сообщения и выступления на семинарах и диспутах. Формой отчетности в первом полугодии является выступление с устными сообщениями и проведение экскурсий по школьному музею. Во втором полугодии учащиеся готовят внеклассное мероприятие по избранной теме.
Содержание курса:
Тема 1. Слово о краеведении.
Знакомство с содержанием и структурой кypсa. Темы докладов и экскурсий Основная литература по истории края. Страницы истории сибирского краеведения.
Тема 2. Вспомогательные исторические дисциплины.
Общая характеристика, их роль в обеспечении исторического исследования, знакомство с палеографией, хронологией, метрологией. Роль и место исторической библиографии в краеведческой работе. Краткая характеристика генеалогии, топонимики, нумизматики, фалистики, ономастики, сфрагистики и других дисциплин.
Тема 3. Основные методы краеведческой работы.
№ | Тема занятия | Основные понятия | Планируемый результат |
Тема 1. Слово о краеведении. | |||
1 | Введение в курс | Содержание занятий, структура кружка, основные работы | Познакомить с основными темами кружка |
2 | Основная литература по истории края | Литература по истории Иркутской области и Куйтунского района | Познакомить с основными литературными источниками по истории Иркутской области и Куйтунского района |
3-4 | Страницы истории сибирского краеведения. | Монография Л.П. Меньшикова «Народное образование Восточной Сибири 1917- 1990 гг.», монография И.И. Кузнецова «Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг», История Сибири 1-5 том. | Познакомить с работами сибирских авторов по краеведению, Дать представление о краеведении. |
Тема 2. Вспомогательные исторические дисциплины. | |||
5-7 | Археология | Археология, этапы работы археолога. Обработка находок, составление отчета. | Познакомить с методикой анализа археологических источников, расширять словарный запас учащихся. |
8-10 | Палеография | Палеография. Соборное уложение. Архивариус, лингвист. | Научить видеть изучаемую эпоху посредством письменных источников, показать разнообразие источников. Формировать бережное отношение к книгам. |
11-12 | Геральдика | Геральдика, герольды, рыцарская геральдика. | Сформировать представление о том, что основная задача геральдики является атрибуция. Способствовать применению знаний на практике. |
13-14 | Герб России как отражение ее истории | Российский герб. История создания герба. Современный герб. | Дать представление о трансформации государственного герба, связать историю герба с различными эпохами отечественной истории. Воспитывать любовь к истории своей страны. |
15-17 | Нумизматика. | Гривна, ногота, куна, резона, полтинник, грош. Профессия эксперт. | Познакомить с историей возникновения монет. Развивать мыслительную активность, умение рассуждать и решать исторические задачи. |
18-20 | Генеалогия. | Генеалогия. Родословные книги, генеалогический счет, династия | Продолжить развивать умение работать со схемами. Расширить представление о генеалогических закономерностях. |
21- 23 | Топонимика | Топонимика, этнонимика, антропонимика, гидронимика. | Познакомить с исторической ономастикой. Формировать умение работать в группах |
24-26 | Хронология | Календари: юлианский, григорианский, «високос». | Показать необходимость знаний исторических дат, научить определять дни недели по разным календарям. |
Тема 3. Основные методы краеведческой работы. | |||
27-28 | Основные методы краеведческой работы | Методы краеведческой работы. | Расширить представление о методах краеведческой работы, научить научному подходу к оценки экспонатов. |
29-32 | Практическая работа в школьном музее. | Экспонаты, оформление работ и экспонатов. | Учить оформлять экспонаты, формировать экспозиции, составлять отчет о работе в музеи. |
33 | Посещение краеведческого музея П. Куйтун | Экспонаты краеведческого музея. | Учить внимательно слушать экскурсовода, задавать интересующие вопросы. Прививать интерес к истории родного края. |
34 | Зачетный урок | Поиск информации, представление своих работ | Умение обобщать изученный материал и представлять его на аудиторию |
Литература:
1. Г.А. Леонтьева. Вспомогательные исторические дисциплины. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.
2.Г.Н. Матюшкин. Археологический словарь. – М. Просвещение, 1994 г.
3. А.Б. Лакиер Русская Геральдика. – М.: Просвещение, 1990.
4. Преподавание истории в школе. Журнал : № 9, 10 2004 г. №2 – 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь "
Программа кружка эколого-географического направления ....
Программа кружка " Юный лесовод"
Данная программа носит интегрированный характер. Она объясняет географию, биологию, экологию, водную экологию, почвоведение, лесоразведение, охрану природы Цель: ...
Рабочая программа кружка "Юный лесовод"
Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план...
Программа кружка «ЮНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР»
Данная программа предназначена для вовлечения учащихся 5-7 классов в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как...
Программа кружка "Юный эколог-исследователь"
Пояснительная записка, планирование работы кружка....
Программа кружка "Юный географ"
программа расчитана на учащихся 6-8 классов, состоит из двух разделов: в первом рассматриваются вопросы картографии, минералогии, ориентирования; вторая часть программы посвящена краеведению....
Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"
Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...