Программа кружка " Юный лесовод"
календарно-тематическое планирование по экологии по теме
Данная программа носит интегрированный характер. Она объясняет географию, биологию, экологию, водную экологию, почвоведение, лесоразведение, охрану природы
Цель:
-Создание условий для изучения лесоведения
- формирование у учащихся представлений о лесе как универсальной ценности
- вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность
Задачи:
- научить ученика делать наблюдения
- устанавливать причинно-следственные связи
- проводить исследования
- установить связь между лесничеством и гимназией
- изучить биологию главнейших хвойных и лиственных пород
- познакомить с лесными почвами, вредителями и болезнями леса
- привить любовь и бережное отношение к природе
- систематизировать и углубить знания об экологических факторах,
структуре биоценозов, сетях и цепях питания
В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
-наблюдать и описывать влияние на микроклимат, устанавливать зависимость между интенсивностью растительного покрова и факторами среды.
- составлять схемы пищевых цепей в лесном биоценозе.
- выявлять влияние человека на лес.
- представлять результаты исследований в виде отчетов и таблиц.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о лесоведении, закономерностях распространения различных типов леса.
Изучение взаимоотношении человека и лесных экосистем, истории использования является побуждающим мотивом к разумному отношению, оценке состояния и охране лесов своей местности, выбору профессий, связанных с лесом: лесничий, лесоустроитель, егерь, охотовед.
Изучение курса рассчитано на 35 часов
Формы проведения: лекции, практические занятия, экскурсии, групповые и индивидуальные работы, защита рефератов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Юный лесовод" | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
на заседании кафедры Директор МОБУ Гимназия №2
протокол № ______________И.Ф.Зиганшин
от________________ приказ № от « _______» «_____» 2011
________________Ч.Ф.Галиева
Образовательная программа дополнительного образования
«Юный лесовод»
МОБУ Гимназия №2 с.Бураево
(2011-2012 учебный год)
Учитель- Мирошниченко Р.К
Пояснительная записка
Данная программа носит интегрированный характер. Она объясняет географию, биологию, экологию, водную экологию, почвоведение, лесоразведение, охрану природы
Цель:
-Создание условий для изучения лесоведения
- формирование у учащихся представлений о лесе как универсальной ценности
- вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность
Задачи:
- научить ученика делать наблюдения
- устанавливать причинно-следственные связи
- проводить исследования
- установить связь между лесничеством и гимназией
- изучить биологию главнейших хвойных и лиственных пород
- познакомить с лесными почвами, вредителями и болезнями леса
- привить любовь и бережное отношение к природе
- систематизировать и углубить знания об экологических факторах,
структуре биоценозов, сетях и цепях питания
В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
-наблюдать и описывать влияние на микроклимат, устанавливать зависимость между интенсивностью растительного покрова и факторами среды.
- составлять схемы пищевых цепей в лесном биоценозе.
- выявлять влияние человека на лес.
- представлять результаты исследований в виде отчетов и таблиц.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о лесоведении, закономерностях распространения различных типов леса.
Изучение взаимоотношении человека и лесных экосистем, истории использования является побуждающим мотивом к разумному отношению, оценке состояния и охране лесов своей местности, выбору профессий, связанных с лесом: лесничий, лесоустроитель, егерь, охотовед.
Изучение курса рассчитано на 35 часов
Формы проведения: лекции, практические занятия, экскурсии, групповые и индивидуальные работы, защита рефератов.
Программа
Введение (1 час).
Значение леса в природе и жизни человека. Лесные экосистемы –основная часть биосферы. Изменение облика лесов в результате разнообразной деятельности человека. Необходимость сохранения и восстановления лесов.
Лес. Климат и животный мир (8 ч)
Практическая работа №1. Изучение структуры лесонасаждения, влияние леса на климат и почву. Птицы леса. Определение птиц по внешнему виду и по голосам.( прослушивание кассеты с голосами птиц). Гнезда птиц( просмотр видеофильма «Гнезда птиц). Насекомые леса. Вредители леса и меры борьбы с ними. Следы жизнедеятельности животных ( погрызы, следы в данной местности на участке и т.д).
Растения леса, видовой состав (9 ч)
Хвойные породы: сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница, пихта. Практическая работа №2. Определение видовой и родовой принадлежности основных хвойных пород по хвое и шишкам. Основные лиственные породы. Практическая работа №3. Определение основных видов лиственных пород( дуб, ясень, береза, тополь, ольха, липа и т.д.) по листьям, побегам, плодам, семенам. Геоботаническое описание участка леса. Практическая работа №4. Работа по определительным карточкам с гербарными материалами. Практическая работа №5. Определение возраста дерева по спилу, по форме кроны, по цвету коры. Многообразие видов лесного сообщества, преобладающие виды, их влияние, распределение видов по ярусам.Взаимосвязь ярусов леса. Составление схем пищевых связей лесного сообщества. Цепи и сети питания.
Лесные почвы (4 ч)
Характеристика лесных почв. Практическая работа №6. Описание почвенного разреза, определение типа почв. Обработка почв. Удобрения лесных почв. Охрана почв, их состояние.
Лесоразведение. Лесоведение и лесоводство (5)
Сроки и способы посева семян. Практическая работа №7. Определение нормы высева семян сосны при посеве их в лесном питомнике. Определение пород деревьев и кустарников по семенам. Элементы лесонасаждения и их роль в жизни леса (древостой, подлесок, подрост, живой почвенный покров и др.). Определение типа леса. Древостой.
Таксация леса (4ч)
Понятие о лесной таксации. Таксация срубленного дерева и его частей. Практическая работа №8. Определение объема срубленного дерева, поленицы дров.Практическая работа №9. Определение объема растущего дерева. Работа с угломерными инструментами. Обмер дерева мерной вилкой (определение диаметра и высоты).
Лесопользование. Охрана и защита леса (2ч)
Основные положения законов об охране леса.Болезни леса и меры борьбы с ними.
Охрана природы. Биоиндикация и мониторинг (3 ч)
Основные положения об охране природ. Заложение площадок для лихеноиндикации на лесном участке. Определение видового состава лишайников. Практическая работа №10. Определение относительной численности лишайников.
Поурочное планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Форма проведения | Оборудование |
1 | Введение | 1 | лекция | ||
Лес. Климат. Животный мир( 7 ч). | |||||
2 | Лесные экосистемы- основная часть биосферы Практическая работа№1. Изучение структуры лесонасаждения | 1 1 | Лекция, беседа Практическая работа | ||
3 | Птицы леса. Определение птиц по внешнему виду и по голосам | 1 | Прослушивание кассеты с голосами птиц | Кассета с голосами птиц | |
4 | Гнезда птиц | 1 | Просмотр видеофильма «Гнезда птиц» | ||
5-6 | Насекомые леса. Вредители леса и меры борьбы с ними | 2 | Работа с коллекцией насекомых | Коллекция- вредители леса | |
7-8 | Следы жизнедеятельности животных | 2 | Работа над рисунками | ||
Растения леса, видовой состав ( 9 ч) | |||||
9 | Хвойные породы | 1 | Беседа, работа над коллекцией | ||
10 | Определение видовой и родовой принадлежности основных хвойных пород по хвое и шишкам | 1 | Практическая работа | Коллекция шишек хвойных растений, хвоя сосны, ели, пихты | |
11 | Основные лиственные породы | 1 | Беседа, работа над гербариями | ||
12 | Определение основных видов лиственных пород | 1 | Практическая работа | Листья, побеги, плоды, семена | |
13 | Геоботаническое описание участка леса | 1 | Лекция, ознакомление с геоботаническим описанием | ||
14 | Работа по определительным карточкам с гербарными материалами | 1 | Лабораторная работа | гербарии | |
15 | Определение возраста дерева по спилу, по форме кроны, по цвету коры | 1 | Лабораторная работа | Кора деревьев, спилы деревьев. | |
16 | Многообразие видов лесного сообщества, преобладающие виды, их влияние, распределение по ярусам | 1 | лекция | таблцы | |
17 | Составление схем пищевых связей лесного сообщества. Цепи и сети питания | 1 | Лекция с элементами беседы | Рисунки, отражающие пищевы е цепи и сети питания | |
Лесные почвы (4 ч) | |||||
18 | Характеристика лесных почв | 1 | Работа с коллекцией лесные почвы | Коллекция «Виды почв» | |
19 | Описание почвенного разреза, определение типа почв | 1 | Практическая работа | Почвенный разрез, вода, бинт | |
20 | Обработка почв. Удобрения лесных почв | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
21 | Охрана почв, их состояние | 1 | беседа | ||
Лесоразведение. Лесоведение и лесоводство (5 ч) | |||||
22 | Сроки и способы посева семян | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
23 | Определение нормы высева семян сосны при посеве их в лесном питомнике | 1 | Практическая работа | ||
24 | Определение пород деревьев и кустарников по семенам | 1 | Лабораторная работа | Коллекция семян | |
25 | Элементы лесонасаждения и их роль в жизни леса(древостой, подлесок, подрост и др.) | 1 | Лекция | ||
26 | Определение типа леса. Древостой | 1 | |||
Таксация леса (4ч ) | |||||
27 | Понятие о лесной таксации. Таксация срубленного дерева и его частей | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
28 | Определение объема срубленного дерева | 1 | Практическая работа | ||
29 | Определение объема растущего дерева | 1 | Практическая работа | ||
30 | Работа с угломерными инструментами. Обмер дерева мерной вилкой( определение диаметра и высоты) | 1 | |||
Лесопользование. Охрана и защита леса (2 ч) | |||||
31 | Основные положения законов об охране леса | 1 | лекция | ||
32 | Болезни леса и меры борьбы с ними | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
Охрана природы. Биоиндикация ( ч) | |||||
33 | Основные положения об охране природы | 1 | лекция | ||
34 | Заложение площадки для лихеноиндикации | 1 | |||
35 | Оределение видового состава лишайников Определение относительной численности лишайников | 1 1 | Практическая работа | Коллекция «Лишайники» | |
Литература
- Школьникам о лесе. Г.Г.Зорина. Издательство «Лесная промышленность», Москва. 1971
- Основы лесничества. В.П.Ливенцев, В.Г.Атрохин; М. «Просвещение»,1986 г.
- Птицы лесов и гор. О.Л.Беме, А.Н.Кузнецов; Москва. «Просвещение», 1981 г.
- Животный мир Башкирии. М.Г.Баянов, Е.В.Кучерев; г. «Уфа», г.Уфа,1995 г.
- Животные Башкирии. М.Г.Баянов, Е.В.Кучерев. Башкирское книжное издательство, г. Уфа,1977 г.
- Красная книга Башкирской АССР. Е.В.Кучерев. Башкирское книжное издательство,1987 г.
- География. 6 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь "
Программа кружка эколого-географического направления ....
Рабочая программа кружка "Юный лесовод"
Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план...
Программа кружка «ЮНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР»
Данная программа предназначена для вовлечения учащихся 5-7 классов в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как...
Программа кружка "Юные лесоводы"
Предлагаемая программа кружка юных исследователей и любителей природы "Юные лесоводы", составлена и опробирована мной в ходе работы ДО "Юные лесоводы". Материал содержит пояснительную запи...
Дополнительная образовательная программа кружка "Юный лесовод"
Организация внешкольной работы природоохранной направленности учащихся является процессом формирования осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.Да...
Программа экологического кружка: "Юные лесоводы"
Программа экологического кружка направлена на углубление знаний учащихся в области изучения леса, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природ...
Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"
Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...