Рабочая программа кружка "Юный лесовод"
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmayunyy_lesovod.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов
Новооскольского района
Белгородской области»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ ДОД «СЮН» _______________ Гусев А. В. «____» ______________ 200 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Авторская образовательная программа
«Юный лесовод»
на 1 год
возраст воспитанников
11-15 лет
Педагог дополнительного образования
Задорожный Александр Иванович
Г. Новый Оскол 2010 г.
Пояснительная записка
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и науч ных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.
Программа кружка «Юные лесоводы» ставит следующие цели:
- воспитать у школьников чувство любви и бережного отно шения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
- углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым учащимися в школе дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, дать сведения о деятельности лесного хозяйства;
- научить слушателей кружка умению самостоятельно рабо тать со справочниками и определителями;
- развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ;
- выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, четко определить права и обязанности по отношению к ней;
- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выполнении природоохранных мер.
В программу кружка «Юные лесоводы» входят как теоретиче ские занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяй ства, так и выполнение практических заданий по пройденным те мам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, ве дение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.
Кроме того, в процессе занятий должно быть предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении мас совых традиционных праздников природы «День птиц», «Месяч ник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Пти цы — наши друзья», «Посвящение в юные лесоводы» и т. д., участие в районных, областных и всероссийских слетах членов школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатоков природы, в трудовых операциях («Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и др.), в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа преду сматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяй ства для ознакомления с достижениями науки и техники, пере дового опыта работы в лесу и деревообрабатывающих цехах, для встречи с ветеранами труда и передовыми тружениками леса, ознакомления с механизмами, облегчающими их труд.
Программа кружка «Юные лесоводы» рассчитана на 144 часа в год.
Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа кружка может быть продолжена за счет практических часов или в летнем лесном лагере труда и отдыха. Кроме того, продолжа ется выполнение индивидуальных или групповых опытных работ
и наблюдений за природой по заданию руководителя кружка и других наставников, в первую очередь специалистов лесного хо зяйства и ученых.
Выполнение работ в лесу проводится в течение соответствую щего сезона года, независимо от прохождения той или иной темы. После выполнения конкретного задания учащийся представляет отчет о проделанной работе, с которым он выступает перед свои ми товарищами по школе.
В процессе выполнения учащимися практических работ тре буется строгое соблюдение культуры и дисциплины труда, действующих правил техники безопасности и производственной са нитарии.
Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов. До начала выполне ния всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.
К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно-исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться уче ные, работники государственной лесной охраны и другие специа листы лесного хозяйства.
По завершении изучения всех тем программы на конференции членов кружка «Юные лесоводы» слушатель отчитывается о про деланной работе по заранее избранной и подготовленной теме, увязав свои рекомендации и выводы с практическими решениями задач, стоящих перед лесным хозяйством или наблюдаемым при родным объектом.
Тематическое планирование
занятий кружка «Юный лесовод»
на 2010-2011 учебный год руководитель: Задорожный А.И.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Знакомство учащихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год. Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений. Положение о школьном лесничестве. | 2 | 02.09.10 |
2 | Практическая работа. Ознакомление с рисунками, фотографиями, дневниками, рефератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы. | 2 | 04.09.10 |
3 | Практическая работа. Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей. | 2 | 09.09.10 |
4 | Практическая работа. Подготовка и участие в празднике «День работников леса» с приглашением в школу специалистов лесного хозяйства. | 2 | 11.09.10 |
5 | Практическая работа. Закладка опыта: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустарников. | 2 | 16.09.10 |
6 | Практическая работа. Участие в трудовой операции «Лесные семена». | 2 | 18.09.10 |
7 | Практическая работа. Трудовое участие в озеленении закрепленной лесной территории и уходе за ранее посаженными деревьями и кустарниками. | 2 | 23.09.10 |
8 | Экскурсия в лес – по границам лесных владений школьного лесничества. | 4 | 25.09.10 |
9 | Понятие о природе. Охрана природы – дело государственной важности. Влияние деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе. Соблюдение законов об охране природы. | 2 | 02.10.10 |
10 | Практическая работа. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. | 2 | 07.10.10 |
11 | Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир – посмотри вокруг». | 4 | 09.10.10 |
12 | Народнохозяйственное значение леса. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Лес – место обитания животных. Заповедники и заказники. | 2 | 16.10.10 |
13 | Практическая работа. Беседа с младшими школьниками на тему «Значение леса в жизни человека». Оформление стенда «Что дает один гектар леса». | 2 | 21.10.10 |
14 | Экскурсия в лес для определения типа леса по растительному покрову. | 2 | 23.10.10 |
15 | Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира и России. Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экологическое значение в настоящее время и будущем. | 2 | 28.10.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
16 | Практическая работа. Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Викторина «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?» | 2 | 30.10.10 | ||||
17 | Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих пород деревьев и кустарников России. Биологические особенности и условия их произрастания. Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. | 2 | 06.11.10 | ||||
18 | Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Охраняемые виды редких растений области и района. | 2 | 11.11.10 | ||||
19 | Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений. Организация сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловодство. | 2 | 13.11.10 | ||||
20 | Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. | 2 | 18.11.10 | ||||
21 | Операция «Живи, елка». | 2 | 20.11.10 | ||||
22 | Экскурсия с целью изучения растений, животных и явлений природы. | 4 | 25.11.10 | ||||
23 | Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растений. Ядовитые грибы и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. | 2 | 02.12.10 | ||||
24 | Практическая работа. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре с помощью определителя. | 2 | 04.12.10 | ||||
25 | Практическая работа. Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Проведение викторины «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?» | 2 | 09.12.10 | ||||
26 | Экскурсия в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин. | 2 | 11.12.10 | ||||
27 | Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. | 2 | 16.12.10 | ||||
28 | Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание крупномерных саженцев для механизированной посадки леса. | 2 | 18.12.10 | ||||
29 | Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и посадке сеянцев на лесокультурной площади. | 2 | 23.12.10 | ||||
30 | Практическая работа. Распознавание основных видов минеральных и органических удобрений. Составление коллекции минеральных удобрений. | 2 | 25.12.10 | ||||
31 | Практическая работа. Проведение викторины «Какая это порода». Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки. | 2 | 30.12.10 | ||||
32 | Организация охраны леса. Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственности за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. | 2 | 13.01.11 | ||||
33 | Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные, занесенные в «Красную книгу», занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды животных. | 2 | 15.01.11 | ||||
34 | Главнейшие виды вредителей и болезней леса. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод | 2 | 20.01.11 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц. | 22.01.11 | ||||||
35 | Практическая работа. Изучение отличительных признаков по чучелам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых, приносящих ущерб лесному хозяйству. | 2 | 27.01.11 | ||||
36 | Практическая работа. Проведение викторины «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной». | 2 | 29.01.11 | ||||
37 | Практическая работа. Подкормка птиц и животных в зимнее время. Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами. | 4 | 03.02.11 | ||||
38 | Практическая работа. Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей. | 2 | 10.02.11 | ||||
39 | Практическая работа. Проведение ревизий-обходов. | 4 | 12.02.11 | ||||
40 | План организации лесного хозяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки. | 2 | 19.02.11 | ||||
41 | Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т.д. | 2 | 24.02.11 | ||||
42 | Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. | 2 | 26.02.11 | ||||
43 | Практическая работа. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировки с них. | 2 | 03.03.11 | ||||
44 | Практическая работа. Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дерева, его диаметра и ширины. | 4 | 05.03.11 |
45 | Операция «Первоцвет». | 2 | 10.03.11 |
46 | Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, применяемые при этих работах. Меры, обеспечивающие безопасность работы на них. | 2 | 12.03.11 |
47 | Экскурсия в лес для ознакомления с технологией лесозаготовок. | 4 | 17.03.11 |
48 | Практическая работа. Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу. | 2 | 24.03.11 |
49 | Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений. | 2 | 26.03.11 |
50 | Практическая работа. Участие в трудовой операции «Муравей» для их учета и охраны. | 2 | 31.03.11 |
51 | Практическая работа. Викторина «Что когда бывает?» (о сезонных явлениях природы) | 2 | 02.04.11 |
52 | Экскурсия с целью изучения растений, животных и явлений природы. | 4 | 07.04.11 |
53 | Экскурсия в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления с работой лесокультурной техники. | 4 | 14.04.11 |
54 | Подготовка к районному конкурсу «Юный лесовод». | 4 | 21.04.11 |
55 | Практическая работа. Глазомерное, лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса. Сбор и уничтожение вредителей. | 2 | 28.04.11 |
56 | Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Химическая переработка древесного сырья. | 2 | 30.04.11 |
57 | Участие в районном конкурсе «Юный лесовод» | 2 | 05.05.11 |
58 | Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного материала для озеленения. Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах. | 2 | 07.05.11 |
59 | Практическая работа. Участие в операции «Лесная аптека». | 2 | 12.05.11 |
60 | Практическая работа. Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами. | 2 | 14.05.11 |
61 | Подготовка к итоговой конференции. | 2 | 19.05.11 |
62 | Итоговая конференция. | 2 | 21.05.11 |
Итого: | 144 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год.
Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населен ных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных расте ний. Положение о школьном лесничестве.
Просмотр кинофильмов: «Зеленый патруль» — на страже род ной природы», «Школьные лесничества» и др.
Практическая работа. Ознакомление в уголке приро ды школы с выставками рисунков и фотографий, дневниками, ре фератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы.
Трудовое участие в озеленении закрепленной территории и уходе за ранее посаженными деревьями и кустарниками в пе риод осеннего праздника «Неделя леса и сада».
Обзорная экскурсия в лес — по границам лесных вла дений школьного лесничества.
2.Охрана природы. Понятие о природе. И. В. Мичурин — великий преобразователь природы. Охра на природы — дело государственной важности. Значение охраны природы для народного хозяйства. Влияние хозяйственной дея тельности человека на окружающую среду. За культуру поведе ния в природе.
Важнейшие документы по охране природы. Охрана окружающей при родной среды — дело всех народов мира. Соблюдение законов об охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ре сурсов в России. Фотоаппарат и магнитофон для записи голосов птиц и зверей — лучшие помощники при общении с природой.
Показ короткометражного научно-популярного кинофильма «Охрана природы — дело народное».
Практическая работа. Оказание помощи в оформле нии школьного уголка природы; пополнение экспонатами биоло гических кабинетов. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир — посмотри вокруг».
3.Лес — основной компонент окружающей среды. Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства. Народнохо зяйственное значение леса. Лес в творчестве писателей и худож ников.
Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Роль зеленых насаждений в жизни человека. Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Заповед ники и заказники. Выявление и охрана памятников природы.
Просмотр кинофильма «Лес — народное богатство».
Практическая работа. Беседа с младшими школьни ками на тему «Значение леса в жизни человека». Организация викторины «Лес — мир добра и чудес». Оформление стенда «Что дает один гектар леса». Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих научный и хозяйствен ный интерес. Ознакомление с общими понятиями и терминологией из специального словаря. Экскурсии в лес для определения ти пов леса по лесорастительному покрову.
4.Основные сведения о лесных ресурсах мира и России. Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира, России.
Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем. Управ ление лесным хозяйством в России и за рубежом.
Практическая работа. Работа с литературой и атла сами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь — памятку необходимых данных.
Для закрепления сведений провести викторину «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?».
5.Основы лесоведения и лесоводства. Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарни ковых пород страны. Биологические особенности и условия их произ растания. Лесоводство — наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.
Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Растения, занесенные в «Красную книгу России» и области. Охраняемые виды редких растений области и района.
Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.
Организация сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловод ство.
Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. Крат кие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарствен ных растений.
Практическая работа. Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение по родного состава деревьев и кустарников по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешне му виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и лекарствен ных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей.
Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Изготовление наглядных посо бий: альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека грибов, ягод и растений. Проведение викторин «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные расте ния?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».
Общественно полезный труд. Участие в трудовой операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовки лекарственного сырья по заданию Аптекоуправления.
Беседы среди своих сверстников и младших школьников на темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения и здоровье человека».
Экскурсии в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин.
6. Лесовосстановление. Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание крупномерных сажен цев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.
Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного посадочного материала для озеленения.
Реконструкция малоценных насаждений и содействие естест венному возобновлению леса.
Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах. Техника безопасности и производственная санитария.
Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеян цев на лесокультурной площади.
Практическая работа. Закладка опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустар ников; по выращиванию голубой ели черенками или семенами под полиэтиленовой пленкой.
Подготовка весеннего праздника «Месячник леса и сада».
Подготовка отчета по теме «Анализ опыта выращивания поса дочного материала под полиэтиленовой пленкой». Проведение викторины «Какая это порода?» (по семенам и всходам).
Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки.
Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления с работой лесо культурной техники.
Распознавание основных видов минеральных и органи ческих удобрений. Составление коллекции минеральных удоб рений.
Общественно полезный труд. Участие в трудовой операции «Лесные семена». Участие в посадке леса и уходе за лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных работах, осенней инвентаризации лесных культур, выявление их приживаемости.
7. Охрана и защита леса. Организация охраны леса. Положе ние о государственной лесной охране.
Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.
Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их ту шения.
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Жи вотные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды животных. Главнейшие ви ды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вре дителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насеко моядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вре дителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зве рей и птиц.
Практическая работа. Изучение отличительных при знаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и жи вым объектам, по коллекциям с определителем главнейших ви дов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.
Участие в подготовке праздника природы «День птиц». Про ведение викторин «Какие птицы и звери одомашнены челове ком?», «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной?».
Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.
Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.
Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами.
Общественно полезный труд. Проведение конт рольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Мура вей» для их учета и охраны. Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса. Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и кладок яиц). Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.
8. Основы лесной таксации. План организации лесного хо зяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки.
Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.
Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них.
Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дереза, его диаметра и ширины. Составление слова ря незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной таксации».
9. Организация лесозаготовок и переработки древесины в лес ном хозяйстве. Понятие о главнейших технико-экономических по казателях производственных планов. Вопросы организации труда в лесном хозяйстве.
Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки дре весины.
Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, при меняемые при этих работах. Меры, обеспечивающие безопасность работы на них.
Понятие о лесном сортименте.
Практическая работа. Подготовка и участие в празд нике «День работника леса» с приглашением в школу специали стов лесного хозяйства. Оформление стенда «Что дает один кубо метр древесины». Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см с показом текстуры — ее строения — древесины в радиальном, тангентальном и поперечном срезах).
Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесоза готовок; в деревообрабатывающие цехи для ознакомления с тех нологическими процессами и работой на деревообрабатывающих станках; в гараж — для практического ознакомления с техникой и организацией ремонтных работ. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины.
Посещение лесничества (лесхоза) в период проведения дня открытых дверей, беседы со специалистами лесного хозяйства и передовиками производства.
10. Организация метеорологических и фенологических наблю дений в природе. Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами разви тия растений, поведением животных. Как, что и когда наблюдать в природе? Порядок их проведения в натуре. Оформление резуль татов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам.
Главнейшие объекты для фенологических наблюдений. Инст рументы и приборы для метеорологических наблюдений. Основ ные правила ведения наблюдений и требования к ним.
Практическая работа. Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом рас тений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной деятельностью человека. Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.
Сбор различных природных материалов для составления учеб ных коллекций (следы жизнедеятельности животных, гнезд птиц — брошенных), образцов древесины, плодов, семян, повреж денных насекомыми или зверями.
Викторина «Что когда бывает?» (о сезонных явлениях при роды).
Беседы: «Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и пого да», «Животные-синоптики», «Растения-барометры».
Обобщение итогов наблюдения за природой и сравнение их с соответствующим периодом прошлого года.
Экскурсии в природу с целью изучения растений, живот ных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.
Подготовка к конкурсу юных лесоводов. Подготовка проводит ся по программе конкурса с экскурсиями в природу.
12. Итоговая конференция. На конференции подводятся итоги работы кружка, заслушиваются отчеты об общественно полезной работе в лесничестве, о результатах опытов и экспериментов, на граждаются лучшие кружковцы.
Приложение
Примерные темы опытов, рекомендуемые для самостоятельной работы
Работы по заданиям специалистов
лесного хозяйства
- Выявление и описание природных памятников реликтовых, редких и ценных видов растений и животных, встречающихся на территории района и области.
- Анализ опыта лесовыращивания хвойных и твердолиственных пород на различных типах почв за последние 25—50 лет на территории местного лесхоза (лесничества).
- Анализ влияния рубок ухода за лесом при формировании ценных лесных насаждений (по уходу за дубом, сосной, елью и другими породами в отдельности).
- Состояние охраны леса и ведения лесного хозяйства в лес хозе (лесничестве).
- Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области с указанием конкретных примеров.
- На основе глазомерного лесопатологического обследования выявление насаждений, зараженных стволовыми гилями и бо лезнями, и очагов поражения леса вредными насекомыми.
- В зоне деятельности школьного лесничества выявление пло щади и определение лесохозяйственных и других мероприятий, в проведении которых они нуждаются.
- Выявление и отбор элитных и старейших деревьев в есте ственных насаждениях лесничества. Составление на каждое из них паспорта
9. Учет муравейников по кварталам и определение мероприя тий по их охране.
- Пушные и охотничьи звери, встречающиеся на территории района, и их хозяйственное значение.
- Выявление сырьевых баз и ресурсов ценных лекарствен ных трав, грибов и ягод в районе и составление схематической карты их размещения.
Опыты по заданию специалистов
лесного хозяйства
- Опыт выращивания сеянцев в лесных питомниках (в от крытом грунте) и в теплицах (под полиэтиленовой пленкой). В итоге дать сравнительные результаты.
- Опыт выращивания сеянцев отсортированными крупными семенами, зачащенным севом в строку и вразброс по площади. Сравнение результатов выхода стандартного посадочного мате риала и практические выводы.
- Опыт ускоренного создания плодоносящих плантаций кедра сибирского методом прививки стадийно-старых черенков на сосну обыкновенную.
- Опыт использования минеральных и органических удобре ний при выращивании посадочного материала в лесном питомни ке государственного лесничества.
- Опыт размножения ели голубой при помощи семян или че ренков с применением полиэтиленовой пленки и ростовых веществ.
- Применение полиэтиленовой обвязки при прививках.
- Применение различных видов приманок в борьбе с некото рыми видами вредных насекомых.
- Влияние сроков посева семян различных древесных пород на их всхожесть.
- Анализ результатов применения различных способов предпо севной обработки семян: стратификация, снегование, намачива ние в различных стимулирующих растворах и так далее. (Опыт ставится в течение нескольких лет.)
Т е м ы, выполняемые по заданию
руководителя кружка
- Биологические и истребительные меры борьбы, применяемые к вредителям леса.
- Итоги фенологических наблюдений в течение календарного года за сезонным развитием растений, поведением животных и природными явлениями.
- Краткая биологическая характеристика и определение хо зяйственной ценности для человека различных видов раститель ного и животного мира (дерева, птицы, зверя, растения, насеко мого).
- Практические выводы и рекомендации по результатам про верки выполнения Закона об охране природы на предприятии, в колхозе, совхозе.
- Итоги фенологических наблюдений. Выявление взаимной связи и зависимости между явлениями природы, поведением жи вотных и фазами развития некоторых видов растений (желатель но использовать народные приметы).
6. Состояние охраны окружающей среды в результате хозяй ственной деятельности человека на территории района.
- Выявление и анализ различных видов эрозий (пахотной, пастбищной, водной, дорожной и т. д.) и предлагаемые меры по их предотвращению.
- Полезные ископаемые ресурсы на территории района и их использование.
- Главнейшие виды деревьев и кустарников, произрастающие на территории района и их практическое использование.
10.Роль леса в экономической жизни района и области.
Пояснительная записка
Цель программы: Создать условия для формирования и развития у обучающихся:
- Естественного интереса к природе;
- Лучшему усвоению программного материала;
- Творческих способностей;
- Умения работать в группе.
Задачи:
- Обучающие:
- Повысить теоретические знания в соответствии с программой и поставленными целями.
- Повышать интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.
- Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования.
- Развивающие:
- Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
- Развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитательные:
- Воспитывать гуманное, нравственное отношение к природе.
- Трудовое воспитание – забота о животных и растениях.
- Эстетическое воспитание – благоустройство школьной территории, озеленение класса, территории села.
- Патриотическое воспитание – изучение природы родного края, охрана окружающей среды.
- Воспитывать необходимость здорового образа жизни.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Занятия в детском объединении ведутся по государственной программе. Выполнение программы расчитано на 1 год обучения.
Возраст воспитанников в учебной группе 11-15 лет
Количество детей в учебной группе 12 человек
Режим работы: 2 занятия в неделю по 2 часа.
В программу кружка «Юные лесоводы» входят как теоретиче ские занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяй ства, так и выполнение практических заданий по пройденным те мам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, ве дение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.
Кроме того, в процессе занятий должно быть предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении мас совых традиционных праздников природы «День птиц», «Месяч ник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Пти цы — наши друзья», «Посвящение в юные лесоводы» и т. д., участие в районных, областных и всероссийских слетах членов школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатоков природы, в трудовых операциях («Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и др.), в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа преду сматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяй ства для ознакомления с достижениями науки и техники, пере дового опыта работы в лесу и деревообрабатывающих цехах, для встречи с ветеранами труда и передовыми тружениками леса, ознакомления с механизмами, облегчающими их труд.
Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа кружка может быть продолжена за счет практических часов или в летнем лесном лагере труда и отдыха. Кроме того, продолжа ется выполнение индивидуальных или групповых опытных работ
и наблюдений за природой по заданию руководителя кружка и других наставников, в первую очередь специалистов лесного хо зяйства и ученых.
Выполнение работ в лесу проводится в течение соответствую щего сезона года, независимо от прохождения той или иной темы. После выполнения конкретного задания учащийся представляет отчет о проделанной работе, с которым он выступает перед свои ми товарищами по школе.
В процессе выполнения учащимися практических работ тре буется строгое соблюдение культуры и дисциплины труда, действующих правил техники безопасности и производственной са нитарии.
Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов. До начала выполне ния всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.
К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно-исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться уче ные, работники государственной лесной охраны и другие специа листы лесного хозяйства.
По завершении изучения всех тем программы на конференции членов кружка «Юные лесоводы» слушатель отчитывается о про деланной работе по заранее избранной и подготовленной теме, увязав свои рекомендации и выводы с практическими решениями задач, стоящих перед лесным хозяйством или наблюдаемым при родным объектом.
ФОРМЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
№ п/п | Содержание (экскурсии, вечера, праздники) | Дата проведения |
1 | День престарелых | октябрь |
2 | День учителя | октябрь |
3 | Конкурс рисунков «Моя малая Родина» | октябрь |
4 | Праздник «Золотая осень» | октябрь |
5 | Устный журнал «Тростенец – село родное» | октябрь |
6 | Выставка декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белгородчины» | ноябрь |
7 | Праздничный концерт ко Дню матери «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках» | ноябрь |
8 | Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни» | ноябрь |
9 | Фотоконкурс «Мир детства» | ноябрь |
10 | Неделя биологии | декабрь |
11 | Устный журнал «Белгородская область на карте России» | декабрь |
12 | Рождественские посиделки | декабрь |
13 | Операция «Живи, елка!» | декабрь |
14 | Операция «Птичья столовая» | декабрь-март |
15 | День освобождения Нового Оскола (встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла) | январь |
16 | Заочные путешествия к Святыням Белогорья | январь |
17 | «И еще раз о сигаретах» (беседа) | январь |
18 | Спортивный праздник «Русская зима» | февраль |
19 | Конкурс творческих работ «Широка страна моя родная» | февраль |
20 | Праздник «Наши мальчики - самые, самые» | февраль |
21 | Праздник «Береза – символ России» | март |
22 | Вечер «Мамин день» | март |
23 | Операция «Первоцвет» | март - апрель |
24 | «Очень страшно – рядом наркомания», беседа, конкурс рисунков | март |
25 | Праздник «Брызги смеха» | апрель |
26 | День птиц | апрель |
27 | День Земли | апрель |
28 | «Осторожно, дорога», беседа | апрель |
29 | «Экологические проблемы» конкурс знатоков | май |
30 | Праздник Победы | май |
31 | Праздник «День славянской письменности» | май |
32 | Устный журнал «За чистоту русской речи» | май |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ
№ п/п | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов | |||
промежуточный контроль | дата | итоговый контроль | дата | ||
1 2 3 4 5 | Проведение фенологических наблюдений Умение пользоваться справочной литературой Навыки по размножению и уходу за растениями Постановка опыта, фиксирование своих наблюдений, их оформление Умение пользоваться инструментами и приборами. | Ведение дневника наблюдений Практическая работа Практическая работа Ведение дневника наблюдений Зачет | По окончанию проведенного наблюдения В соответствии с календарно- тематическим планированием В соответствии с календарно- тематическим планированием В соответствии с календарно- тематическим планированием | Ведение дневника наблюдений Работа в школьном питомнике, озеленение территории школы Участие в районной районной научно-прак-тической конференции юных опытников | май апрель- май май |
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
№ п/п | Ф.И. ребенка | Год рождения | Школа | Класс | Дом. адрес | Количество часов |
1 | Клещунов Федор | 1995 | Тростенецкая сош | 9 | с.Тростенец | 144 |
ФОРМЫ РАБОТЫ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
№ п/п | Формы работы | Содержание деятельности | Месяц |
1 2 3 4 5 | Оздоровительная экскурсия в лес Праздничное представление Праздничное представление Праздник Экскурсия в лес | «Есть в осени первоначальной …» Новогодний праздник Рождественские посиделки День птиц Весенние явления в жизни растений | Ноябрь Декабрь Январь Март Март |
РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. РАБОТА С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
№ п/п | Содержание работы | Примерная дата | Примечание |
1 2 3 4 5 6 | Мы за здоровый образ жизни (конкурс рисунков) Осторожно, зима (беседа) Беседа о вреде курения Проведение физминуток на занятиях Я в мире людей (беседа, анкетирование) Осторожно, дорога (беседа) | Ноябрь Декабрь Январь В течение года Февраль Март |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п | Тема родительского собрания | Дата проведения |
1 2 3 4 | Этот трудный подростковый возраст Как помогать детям учиться? Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности Наши успехи и недостатки | Октябрь Декабрь Февраль Апрель |
РАБОТА ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
№ п/п | Тема | Содержание работы | Примерные сроки |
1 2 3 4 | Участие в системе методической работы МОУ ДОД «СЮН», повышение квалификации. Освоение педагогических технологий Разработка научно-методического обеспечения образовательног процесса. Обобщение опыта по теме: «Формирование исследовательского мышления у учащихся». | Выступление на педсоветах, семинарах. Посещение занятий коллег. Проведение открытых занятий. Изучение теоретической и научно-методической литературы, моделирование занятий с использованием новых технологий в дополнительном образованиии. Составление календарно-тематического планирова-ния, изготовление дидакти-ческого материала, состав-ление тестовых заданий, разработка диагностического инструментария. Подготовка презентации и доклада по данной проблеме, разработка системы занятий, методических рекомендаций. | В течение года В течение года По графику В течение года Сентябрь В течение года В течение года |
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе: | ||
теория | практика | экскурсии | |||
1 | Введение | 6 | 1 | 1 | 4 |
2 | Охрана природы | 10 | 2 | 2 | 6 |
3 | Лес — основной компонент окружающей среды. | 13 | 4 | 5 | 4 |
4 | Основные сведения о лесных ресурсах мира и России. | 8 | 4 | 4 | - |
5 | Основы лесоведения и лесоводства. | 28 | 12 | 10 | 6 |
6 | Лесовосстановление. | 22 | 10 | 8 | 4 |
7 | Охрана и защита леса. | 17 | 7 | 8 | 2 |
8 | Основы лесной таксации. | 8 | 4 | 4 | - |
9 | Организация лесозаготовок и переработки древесины в лес ном хозяйстве. | 18 | 6 | 6 | 6 |
10 | Организация метеорологических и фенологических наблю дений в природе. | 14 | 4 | 6 | 4 |
11 | Итоговая конференция. | 2 | 2 | - | - |
Итого: | 144 | 54 | 54 | 36 |
Учебно-тематический план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Программа "Юные лесоводы"
В век научно-технического прогресса охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания научных основ взаимоотношений человека с ...
Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юные лесоводы»
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного,...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...