Программа кружка "Юный эколог-исследователь"
рабочая программа по экологии по теме

Шарова Светлана Владимировна

Пояснительная записка, планирование работы кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_progr.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.

Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.

Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой,  поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда».

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть).

Цели и задачи:

  1. Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
  2. Развивать стремление охранять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека;
  3. Развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;
  4. Воспитывать экологической культуры учащихся;

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Для обучения принимаются учащиеся с 10 до 15 лет, талантливые и любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией, географией.

Оптимальное количество детей в группе 15 человек.

Переход от одного года обучения проходит по принципу повторения и обобщения.

В работе кружка рассчитано использовать познавательные игры, экскурсии, диспуты, практическую работу на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, лесником, агрономом, студентами)

Раздел 1. Природа своей местности (10 часов)

Ориентирование на местности: по Полярной звезде и по Солнцу. Определение сторон горизонта на местности. Определение азимутов.

Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение мест ности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естествен ных причин и деятельности человека.

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые тер ритории и объекты своей местности.

Уход за ландшафтом.

Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет. Посещение краеведческого музея, других достопримеча тельностей. Встреча с интересными людьми своего края. Изу чение картосхемы своего края. Оформление материалов наблюдений.

Раздел II. Растительный организм (57 часов)

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян. Значение семян в природе и жизни человека

Внутреннее строение корня. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внешнее и внутреннее строение листа

Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения подземных побегов

Строение, функции и типы цветков. Соцветия. Многообразие и значение плодов

Корневое питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез

Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. Подцарство водоросли

Подцарство Папоротникообразные. Подцарство Покрытосеменные

Семейства двудольных растений. Пасленовые, Крестоцветные, сложноцветные

Класс Однодольные растения. Семейство Злаковые. Хозяйственное значение злаковых. Эволюция высших растений Дары Старого и Нового Света

Разнообразие бактерий Царство Грибы. Общая характеристика

Лишайники. Приспособленность организмов к совместной жизни. Смена сообществ.

РАЗДЕЛ 3 «Окружающая среда и здоровье человека» (77 часов)

Тема 1. Здоровье и окружающая среда человека.

Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека.

Практическая работа. Соматометрические измерения человека

Тема2. Учитесь быть здоровым!

Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Учитесь быть здоровым!

Гигиена питания. Режим и правила питания. Сервировка и оформление обеденного стола. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире

Практическая работа. Сервировка и оформление обеденного стола. Подвижные игры на свежем воздухе

Тема 3. Медицина против болезней

Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями. Гиподинамия. Движение – это твоё лекарство. Красивая походка. Изучение физического развития и функционального состояния организма.

Практическая работа. Оказание первой медпомощи. Правила хранения лекарств и обращение с ними.

Раздел 4. Человек, вода, водоем (13 часов)

Тема 1. Вода и водоем в жизни человека.

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хо зяйства.

Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы. Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и исследования.

Практическая работа. Ведение наблюдений и исследования.

Тема 2. Виды водопользования на исследуемой территории.

Особенности местности, прилегающей к исследуемому водо ему: степень населения, густота гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состо яние, охрана от истощения и загрязнения.

Целебные воды. Химический состав некоторых минераль ных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источни ки своей местности. Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование источника. Составление плана расположения водных источников исследуемой террито рии.

Практическая работа Химический состав некоторых минераль ных вод

Тема 3. Исследование прилегающей к водоему местности.

Связь водоема  с другими компонентами территории.  Зависимость его состояния от состояния исследуемой террито рии. Особенности рельефа. Поверхностный сток  воды в  водоем.  Загрязнение водоема поверхностными водами.  Причины и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состо яния грунтовых и поверхностных вод.

Практическая работа Исследование прилегающей к водоему местности

Тема 4. Свойства и качества воды.

План описания водоема. Условия, необходимые для жизне деятельности обитателей водоемов; температура, прозрачность золы, наличие течений, концентрация кислорода, углекислого газа, биогенных веществ.

Физические свойства воды (теплоемкость, скрытая теплота плавления, парообразование, плотность воды). Зависимость температуры воды в водоеме от климата местности, характера водоема, свойств воды.

Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет). Различение запахов: естественного и искусственного происхожде ния. Норма на запах. Способы определения запахов.

Зависимость вкуса воды от ее химического состава.. Жесткость воды. Способы определения и устранения жесткости воды.

Практическая работа Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет).

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1 «Природа своей местности» (10 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1

Введение

1

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

2.

Наша область  на карте нашей России

Оформление уголка

2

Рассказ учителя. Беседа. Стихи о родных просторах. Работа с картой чувашской Республики

3.

Географическая карта и ориентирование на местности

1

Экскурсия с практикой по ориентированию

4.

Азимут

Экскурсия по экологической тропе

2

Практическая работа

5.

Горные породы и геологические процессы своей местности

1

Беседа. Практическая работа

6.

Вот моя деревня

3

Игра, дискуссия, посещение музея в деревне, составление проектов «Вот моя деревня»

итого

10 часов

РАЗДЕЛ 2 «Растительный организм» (57 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1

Введение

Подготовка КВН «Путешествие в природу»

1

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

2.

Строение растительной клетки

2

Практическая работа с микроскопом

3.

Жизнедеятельность клетки

1

Беседа, лекция

4.

Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян

4

Беседа, лекция, практическая работа по определению типов плодов и семян

5

Значение семян в природе и жизни человека

1

Лекция с элементами беседы

6

Внутреннее строение корня

КВН в 1 классе

1

Практическая работа

7.

Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги

2

Лекция с элементами беседы

8

Внешнее и внутреннее строение листа

2

Практическая работа

9.

Внешнее и внутреннее строение листа КВН во 2 классе

2

Практическая работа

10

Видоизменения подземных побегов

1

Лекция с элементами беседы

11.

Строение, функции и типы цветков. Соцветия

КВН в 3 классе

3

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

12

Многообразие и значение плодов

Проект «Моя экскурсия»1эт.

2

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

13

Корневое питание растений

1

Лекция с элементами беседы.

14

Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез

КВН в 4 классе

2

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

15

Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Проект «Моя экскурсия» 2 эт.

2

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

16.

Вегетативное размножение растений

2

Практическая работа

17.

Рост и развитие растений

1

Лекция с элементами беседы.

18

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений

1

Лекция с элементами беседы.

19.

Подцарство водоросли

1

Лекция с элементами беседы.

20

Подцарство Папоротникообразные

1

Лекция с элементами беседы.

21.

Подцрство Покрытосеменные

2

Лекция с элементами беседы.

22.

Семейства двудольных растений. Пасленовые, Крестоцветные, сложноцветные

3

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

23.

Оформление и выпуск листовок «Обрати внимание!» ( о помощи в зимнее время птицам и животным)

2

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

24.

Эволюция высших растений

2

Лекция с элементами беседы.

25.

Дары Старого и Нового Света

Проект 3 эт

2

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

26.

Разнообразие бактерий

2

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

27

Царство Грибы. Общая характеристика

2

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

28.

Лишайники.

Проект 4 эт.

1

Лекция с элементами беседы. Практическая работа

29.

Приспособленность организмов к совместной жизни. Смена сообществ.

2

Лекция с элементами беседы.

30.

Взаимосвязь организмов и неживой природы

1

Лекция с элементами беседы.

31.

Экскурсия в лес «Жизнь растений в зимний период и весенний период»

6

Экскурсия в зимний лес и экскурсия в весенний лес

итого

57

РАЗДЕЛ 3 «Окружающая среда и здоровье человека» (77)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1

Введение

1

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

2.

Представление о здоровье

2

Лекция с элементами беседы.

3.

Воспитание культуры здоровья

2

Лекция с элементами беседы.

4.

Здоровье человека

2

Лекция с элементами беседы.

5.

Соматометрические измерения человека

4

Практическая работа

6.

Движение и красота человека

1

Лекция с элементами беседы.

7.

Физическая культура в жизни человека. Активный отдых

2

Встреча со спортсменом, учителем ФК

8.

Подвижные игры на свежем воздухе

2

Игры в спортзале или на свежем воздухе

9.

Закаливание и его роль в укреплении здоровья

2

Лекция с элементами беседы.

10

Простудные заболевания и их предупреждения

4

Встреча с медсестрой уч. больницы, беседы

11

Учитесь быть здоровым!

1стр – «Движение – это жизнь»

2стр- «Пешком или автобус»

3стр – «Закаляйся как сталь»

4 стр – «Будь стройным»

5 стр – «Советы бывалого»

4

Устный журнал

12

Гигиена питания

2

Мини-спектакль, викторина, анкета

13

Режим и правила питания

2

Анкетирование, самост.работа

14

Сервировка и оформление обеденного стола

2

Практическое занятие

15

Гигиена твоего жилища

2

Лекция с элементами беседы.

16

Чистота в доме и квартире

1

Рассказ, встреча с врачом

17

Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями

2

Работа с натуральными объектами

18

Гиподинамия. Движение – это твоё лекарство. Красивая походка

2

Лекция с элементами беседы.

19

Изучение физического развития и функционального состояния организма

20

Исследование функционального состояния школьников по различным пробам

20

Правила оформления НИР

6

Оформление рез. исследований

21

Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися

2

Мини-лекция

22

Общий план изложения научной работы

2

Рассказ, ПР

23

Методические рекомендации по проведению наблюдений за живыми организмами

8

Экскурсии в лес, на поле, на водоём

итого

77

Список литературы,

используемый педагогом:

  1. Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.
  2. Берестецкий О.А. « Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос – 1984.
  3. БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-1974.
  4. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
  6. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.
  7. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии.    М.:Просвещение, 1990. 239с.
  8. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
  9. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
  10. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
  11. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.
  12. Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. – М.:1983.
  13. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
  14. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4

Список рекомендуемой литературы

для детей и родителей:

  1.  Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
  2. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
  3. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
  4. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
  5. Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,1985
  6. Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,1983

Муниципальное образовательное учреждение

Еремеевская средняя общеобразовательная школша

Программа экологического кружка «Юный эколог-исследователь»

Составила: учитель географии

 МОУ «Еремеевская СОШ»

 Полтавского района

Омской области

                                                                                               Шарова Светлана Владимировна

2011-2012 год

В результате изучения данной программы учащиеся должны ЗНАТЬ:

  1. Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы)
  2. О типах взаимодействия организмов
  3. Современные проблемы охраны природы
  4. О рациональном использовании и охране водных ресурсов
  5. О современном состоянии, использовании и охране растительности
  6. Вредные для здоровья факторы
  7. О норме и режиме питания
  8. Об охраняемых тер риториях и объектах своей местности.
  9. Влияние окружающей среды на рост и развитие растений

Учащиеся должны уметь:

  1. Решать простейшие экологические задачи
  2. Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности
  3. Определять уровень загрязнения воздуха и воды
  4. Подкармливать и охранять птиц
  5. Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование экологического кружка "Эколог-исследователь"

Данная программа содержит пояснительную записку,пути экологизации школьного образования,цели и задачи программа и саму программу экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Экол...

Программа внеурочной деятельности по ФГОС «Юный эколог – исследователь»

Каким будет общество завтра, зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предме...

Программа кружка "Эколог-исследователь"

Особенность программы заключается в исследовательской деятельности.  Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добыт...

Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»

Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....

Авторская программа внеурочной деятельности "Юный эколог-исследователь"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне. ...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь" предназначена для занятий по дополнительному образованию.Направление – эколого – биологическое....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколог-исследователь» (ТОЧКА РОСТА)

Программа  внеурочной деятельности в Центре естественно-научной и технологической направленности "Точка роста". Данная программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Продолжительность - ...


 

Комментарии

Шарова Светлана Владимировна

Полезная информация для начинающих