конспект урока истории в 7 классе
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) по теме
Внутренняя политика в середине 18 в. Дворцовые перевороты.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: на основе ранее изученного материала научиться характеризовать и сопоставлять политику в период правления Петра 1 с политикой его преемников; выделять главное и второстепенное в деятельности исторических лиц формулировать выводы; способствовать организации учебно-познавательной деятельности в творческих группах; воспитывать интерес к истории своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii_7_kl.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс История России.
Внутренняя политика в середине 18 в. Дворцовые перевороты.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: на основе ранее изученного материала научиться характеризовать и сопоставлять политику в период правления Петра 1 с политикой его преемников; выделять главное и второстепенное в деятельности исторических лиц формулировать выводы; способствовать организации учебно-познавательной деятельности в творческих группах; воспитывать интерес к истории своей страны.
Оборудование: Схема династии Романовых, портреты Петра 1, Екатерины 1, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра 3.
План урока:
- Борьба за власть после смерти Петра 1
- Вступление на престол Анны Иоанновны, Бироновщина.
- Императрица Елизавета Петровна.
- Правление Петра 3. Расширение дворянских привилегий.
Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, Конституционная монархия.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Петр 1 внёс большой вклад в развитие нашей страны. Но после его смерти судьбу русского престола нельзя назвать благополучной. За 17 лет сменилось пять монархов. Этот период частой смены власти, совершавшийся дворянскими группировками и руками гвардейских полков называется дворцовым переворотом. У власти иногда стояли люди, чужие стране, не достойные власти из-за своих эгоистических наклонностей. Причины этого кроются, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами. Чтобы понять это время и выявить причины, нам необходимо рассмотреть обстоятельства дворцовой жизни и престолонаследия.
- Вопросы и задания для закрепления пройденного материала
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1725 г Пётр 1 скончался в страшных мучениях, не успев сделать распоряжение о передаче власти наследнику. Кто мог претендовать на признание законным наследником императора? Перечислите не менее трёх претендентов на императорский трон.
(Учащиеся с помощью схемы династии Романовых предлагают варианты ответов: Жена покойного императора Екатерина Алексеевна; сын казнённого царевича Алексея; дочь Петра 1 Елизавета Петровна и др. и обосновывают свои предположения)
3. Новая тема
3.1Краткий обзор учителя с демонстрацией слайдов презентации (портреты)
- Таким образом, бывшая портомоя (прачка) с 1725 года стала русской императрицей. Воцарение Екатерины 1 – первой из серии дворцовых переворотов. Неспособность её к государственным делам привела к созданию Верховного тайного совета. В состав совета входили семь вельмож во главе с князем А. Меншиковым. При дворе продолжалась борьба за власть, которая особенно обострилась после смерти Екатерины 1 и восшествия на престол Петра Алексеевича. За это время всё больше власти получает Меншиков и вокруг него плетут интриги князья Долгорукие, Остерман и другие. Как только А. Меншиков заболел, его тут же отправили в отставку. Не дремали Долгорукие и быстро сосватали княжну из своего рода императору Петру 2 , но накануне свадбюы19 января 1730 г он скончался от оспы. Вновь споры о кандидатуре на трон, поступило предложение от Д. Голицина пригласить Анну Иоанновну, племянницу Петра Великого. Она была возведена на престол Верховным тайным советом. Страну наводнили курляндские дворяне, прибывшие вместе с ней, но особым влиянием пользовался Э. Бирон, фаворит императрицы. Анна Иоанновна перед смертью объявила императором младенца Иоанна 4 Антоновича (сына своей племянницы Анны Леопольдовны). На трон взошла мать младенца. Затем последовал новый переворот, теперь императрицей стала младшая дочь Петра 1, Елизавета Петровна, её возвела на трон гвардия и в её царствование были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры и во внешнеё политике.
3.2 Самостоятельная работа с тестом учебника. Работа в группах (3 творческие группы) На доске шаблон таблицы, которую учащиеся заполняют в ходе работы.
Составление таблицы.
Внутренняя и внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.
Император, императрица | Внутренняя политика | Внешняя политика |
Екатерина 1 (1725 - 1727) | Раздача государственных крестьян гвардейцам и придворным. Создание Верховного тайного совета из представителей «новой» и «старой» знати | ____________ |
Пётр 2 (1727 - 1730) | Раздача государственных крестьян «старой» знати Возвращение столицы в Москву. | _____________ |
Анна Иоанновна (1730 – 1740) | Возвращение столицы в Петербург. Роспуск Верховного тайного совета. Сокращение срока обязательной дворянской службы до 25 лет. Повышение роли Тайной канцелярии. | 1733-1735 гг – русско-польская война: возведение на трон Речи Посполитой Августа 3 – российского ставленника. 1735 – 1739 гг – русско-турецкая война: неудачная попытка добиться выхода к Чёрному морю. |
Иван 4 (1740 – 1741) Регентство Бирона, затем Анны Леопольдовны | _______________ | ____________ |
Елизавета Петровна (1741 – 1761) | Дворяне получают право суда над крестьянами и распоряжения их собственностью и личностью. Создание Дворянского банка. Восстановление Сената. Отмена внутренних таможен. | 1741 – 1743 гг – русско-шведская война: сохранение Россией своих позиций на Балтике. 1756 – 1562 гг – участие России в Семилетней войне: присоединение к России Восточной Пруссии. |
Пётр 3 (1761 -1762) | Манифест «О вольности дворянства». Ликвидация Тайной канцелярии. Секуляризация церковных земель в пользу государства. | 1761 г – возвращение Пруссии г. Кенигсберга и его окрестностей. |
- Выступление с отчётом о проделанной работе каждой группы учащихся и заполнение таблицы на доске и в тетради.
- Подведение итогов.
- Почему период истории России, который последовал за годами правления Петра Великого, назван эпохой дворцовых переворотов?
- В чём причины неустойчивости политической власти в России во второй четверти 18 века?
- Какое влияние на развитие России оказали эти перевороты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Конспект урока истории 5 класс
Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы...
Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"
Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....