Системно - деятельностный подход на уроках истории.
методическая разработка по истории по теме

Спирина Светлана Анатольевна

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход.

      В работе освещается вопрос  деятельностного  подхода  в обучении – как  планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyat_podhod.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Спирина Светлана Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 47

Новосибирская область, г. Барабинск

Системно - деятельностный подход на уроках истории.

«Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю -  я усваиваю».

Китайская  мудрость

         В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход.

       «Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат».

Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом: 1) формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии); 2) формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах; 3) формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

         Реализовывать новые цели невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются те «способности к самодеятельности.     Деятельностный подход на уроке истории предполагает  формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества.

Деятельностный подход на уроке  обеспечивает включение детей в деятельность:  1) целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; 2) прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний; 3) учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания; 4) действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

        Деятельностный подход  создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов. Составляя конспект очередного занятия, ставлю перед собой следующие вопросы: как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

         Организую учебную деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.  Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, организовываю эти поиски, управляя учащимися, развиваю их познавательную деятельность.

Этапы построения урока при системно - деятельностном подходе:

  1. Мотивация к учебной деятельности; Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;  Выявление места и причины затруднения;    Построение проекта выхода из затруднения; Реализация построенного проекта;   Первичное закрепление учебного действия  с озвучиванием хода учебного действия;   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;  Включение в систему знаний и повторение;  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Виды учебной деятельности на уроке:

  1. Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Многообразие источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета учат быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки
  2. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
  3. Составление древа понятий. Данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности.
  4. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей знакомит учеников с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
  5. Работа с исторической картой позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
  6. Анализ исторических источников (докуменов)  - один из ведущих видов познавательной деятельности, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
  7.    Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
  8.   Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции позволяет формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным.
  9.       Поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала; участие в конкурсах  исторических исследовательских работ  способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам.
  10.      Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность  образования.  Об этом свидетельствует:  более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;  возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; существенное повышение мотивации и  интереса к учению у обучаемых; возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний;  значительно сокращается время обучения; наблюдается прирост  общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

            Т.О. применение системно - деятельностного подхода в преподавании истории гарантирует  высокую результативность обучения, что является актуальным  переходом в современных условиях на личностно-ориентированные, интерактивные развивающие технологии обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках истории

"Системно-деятельностный подход на уроках истории" предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, используя современные технологии обучения. Роль учителя -  найти и...

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Опыт работы "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"

"Реализация системно-деятельностного подхода  на уроках истории"...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.

Опыт работы по   использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...