Метод проектов как способ решения развития творческой активности старшеклассников
статья по истории по теме
участие и публикация статьи во время круглого стола в КФУ им.Лобачевского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lobachevskiy.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как способ решения развития творческой активности старшеклассников
Нужно, чтобы ум учителя искрился остротой мысли,
и душа его была охвачена любовью к своему предмету
и тогда преподавание неизбежно окажет возбудительное
электризующее влияние на работу мысли большинства учеников. Н.Н.Баранский
Содержание предмета история включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Изучая прошлое, мы учимся понимать его, оценивать степень его влияния на настоящее, чтобы потом уверенно стремиться в будущее. И одним из таких компонентов, без которых эта связь, безусловно, нарушится, является работа учителя. Профессия педагога, возникшая в недрах истории, не исчезнет никогда, так как ни одна, даже самая умная, машина не сможет заменить живое слово учителя, его интонацию, образность речи, его индивидуальность, наконец. И сравнивать ее с ремеслом - неправильно и ошибочно, потому что она сродни священнодействию. Учитель и урок – две величины, которые никогда не перестанут быть востребованными, несмотря на все попытки заменить урок иными формами организации учебного процесса, он не является постоянной, неизменной величиной. Наоборот, урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя. Как показывает практика, в старших классах наблюдается недостаточный уровень познавательной активности учеников, что проявляется в снижении интереса к предмету и, как следствие, в снижении успеваемости. А это значит, необходимо искать новые пути в достижении цели: улучшение восприятия материала, расширение кругозора, углубление знаний. Одним из таких видов урока, на мой взгляд, является урок с использованием в нем метода проектирования. Он интересен тем, что представляет собой комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся. Этот метод дает возможность ученикам проявить самостоятельность и ощутить результативность своей деятельности, что сочетает в себе как проблемные и исследовательские методы, так и методы обучения в сотрудничестве. Конечным итогом применения такого метода является развитие познавательных навыков учеников, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Очень часто проектные исследования понимают как тождественные исследовательской работе, но это не всегда так. Говоря об исследовательской и проектной деятельности учащихся, важно различать уровень поставленной проблемы в исследовании. Проблемой традиционно считается столкновение знания и незнания. Если речь идет о столкновении личного знания и незнания – это учебная проблема, т.е. проблема для отдельного человека или группы людей, но не для общества в целом. Конечно, нельзя отрицать случаи, когда исследования учащихся выходят на уровень большой науки. Но чаще всего, в исследованиях учащихся речь идет об учебной проблеме – когда ученики делают свое собственное маленькое открытие; для ученых это открытие не интересно, но ценности его нисколько не умаляет. Основное достоинство такого обучения в том, что ученик получает знания в ходе самостоятельной творческой активности, и это творчество ценно само по себе независимо от того, какими будут его результаты. Познавательная активность и самостоятельный исследовательский поиск – это и есть истинный результат исследовательской работы. Метод проектов может полностью реализоваться в мультимедийных презентациях и иных компьютерных проектах. Они могут быть выполнены с помощью информационных технологий, в частности при помощи Интернета, информация которого позволяет реализовать самые смелые, неожиданные и интересные идеи учеников, изменить сложившийся стиль мыслительной деятельности. Кроме того, происходит освоение и использование новейших информационных и коммуникационных технологий, что способствует личностно ориентированному обучению. Следовательно, использование современных информационных технологий наряду с современными педагогическими технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Что касается применения метода проектов в моей практике, то использую такие принципы организации проектной деятельности, как:
- учет интересов обучающихся; если ученику интересна проблема, то он будет ее решать, если нет, о проекте можно забыть.
- обучение через деятельность; поисковая, исследовательская, при наличии контроля учителя за результатами узловых моментов работы.
- сотрудничество участников проекта между собой и преподавателями.
- предложение на выбор темы проекта учителем, либо самими учениками, обсуждение выбора.
- творческий подход к решению проблемы, оформлению проекта, выбор способа защиты проекта.
Обучение с использованием проектных приемов на уроках истории и обществознания имеет ряд безусловных достоинств. Так можно выделить определенные группы умений и навыков, на которые проектная деятельность оказывает большое влияние: исследовательские, сотрудничества, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
В проектной деятельности используются следующие этапы:
1.Осознание проекта: цели, проблемы, значимости, выбора методов и средств, выдвижения гипотез, практическое применение.
2. Организация проекта: создание групп участников проекта, определение направления исследования, обозначение задач каждой из групп, способы нахождения источников по нужному направлению в работе.
3. Деятельность в осуществлении проекта: поиск и сбор нужной информации, изучения теоретического материала, необходимого для решения поставленной задачи.
4. Результаты, обработка и оформление проекта: представление готовых проектов, демонстрация понимания проблемы, целей и задач данной работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, находить способ решения проблемы, оформление достигнутых результатов в виде творческой работы.
5. Рефлексия: представленные результаты в виде презентации, доклада, сообщения, дискуссии, как научная конференция обсуждаются участниками, анализируются полученные сведения и подтверждается, либо опровергается выдвинутая в проекте гипотеза, высказываются мнения, задаются вопросы докладчику, дается самооценка проделанной работе.
Проектной деятельностью с учениками стали заниматься еще в 5 классе, изучая историю Древнего мира. Поначалу мы обсуждали интересные факты, собранные учениками и делали небольшие презентации индивидуальных проектов. Ученики находили их в книгах, сталкивались во время туристических поездок, особенно за границу, брали из фильмов, из Интернета. Работа над проектами позволила ученикам освоить первоначальные методы исследования; дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов; возрастание интереса к истории и научному познанию в целом. Итоговые этапы проводились по окончанию изучения каждого из трех блоков истории Древнего мира: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим – в виде защиты самых интересных и содержательных проектов. Это дало ученикам возможность самовыражения, что важно для повышения их самооценки. При прохождении раздела «Древний Восток» ребятам предлагались интересные, на мой взгляд, творческие задания, например, такое: «Напиши рисуночное письмо, используя египетские иероглифы, от имени фараона, вельможи, раба».При прохождении раздела «Древняя Греция» среди проектов, вызвавших у учащихся познавательный интерес, можно назвать проект «Александр Македонский - удивительная судьба». Учащиеся пытались объяснить, почему он стал кумиром даже для таких великих людей как Цезарь, Наполеон и Суворов, воплощением удачи, волнующей легендой и болью для современников и потомков. При прохождении раздела «Древний Рим» у ребят вызвала интерес тема «Одежда и мода древних римлян», они искали материалы, связанные с историей римской одежды, затем воплощая их в рисунки, презентации, делали собственные выводы. Каждый ученик разрабатывал проект, оригинально его оформлял и презентовал.
Результатами деятельности является познавательная и практическая полезность проекта. Таким образом, метод проекта на уроке - это широкое поле деятельности для привития детям навыков самостоятельного исследовательского поиска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся
Выявить эффективность влияния проектного метода на развитие творческих способностей учащихся....
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИКТ»
В условиях современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему, результатом которой будет ...
Родительское собрание:" Способы активизации познавательной активности старшеклассников"
Цель родительского собрания: диагностика интеллектуального потенциала старших подростков; организация комплексного влияния на познавательную активность учащихся....
Английская поэзия , как способ развития творческих способностей старшеклассников.
Работа с поэтическими произведениями очень важна , ибо она способствует духовному обогащению учащихся, развитию их этических взглядов и эстетического вкуса. Изучени...
Английская поэзия как способ развития творческих способностей старшеклассников
Работа с поэтическими произведениями очень важна , ибо она способствует духовному обогащению учащихся, развитию их этических взглядов и эстетического вкуса. Изучени...
Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся».
Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся»....
Синектика как способ формирования познавательной активности старшеклассников
Активные формы, техники и технологии на уроках русского языка и литературы...