конспект урока истории
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме
конспект урока истории 9 класс "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pervaya_revolyuciya_v_rossii_cygankova_n.s.doc | 290 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Первая Российская революция 1905-1907 г.г.
Цели урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.
Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся:
- по систематизации, обобщению и анализу исторического материала;
- самостоятельной работы с материалами учебника, документами и дополнительной литературой;
- по выявлению причинно-следственных связей и делать самостоятельные логические выводы;
- преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации и творческие задания
Воспитательные:
- патриотическое воспитание на материале урока;
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
1.Причины и начало первой русской революции.
2. Два пути революции. Развитие революционного движения в России.
3. Высший подъем революции.
4. Итоги революции 1905 – 1907 гг.
Ход урока.
1 этап «Проверка Д/З»
Для данного этапа предполагается использовать Стратегию"Fishbone"
Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).
Учащимся предлагается информация (тексты), проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материал
Класс делится на 3 группы: «Политики», «Социологи», «Экономисты». Каждая группа изучает предложенный текст, отвечает на вопросы и заполняет схему "Fishbone"
Текст для группы «Политиков».
В январе 1895 г., принимая в Зимнем дворце депутации от дворянства, земств и городов, император Николай II в короткой речи назвал надежды на изменение государственного строя «бессмысленными мечтаниями», заявив, что будет охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял их его отец – император Александр III.
Что на ваш взгляд, было причиной столь упорного стремления Николая II сохранить самодержавие в России? Дает ли ответ на этот вопрос схема управления Российской империей к началу ХХ в.?
Как вы считаете, отвечала ли развитию страны и потребностям эпохи существовавшая в России к началу ХХ в. форма государственного правления? Свой ответ обоснуйте.
Текст для «Социологов».
А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. (отрывок)
Где есть отрезки, там и крестьяне беднее и недоимок более. …Крестьяне, которые хорошо жили при крепостном праве, теперь обеднели… Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет – непременно под работу. И что всего нелепее… вся эта работа не приносит помещику, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бесплодно зарывается в землю…
Ясно, что помещику нужно, чтобы хлеб был дорог, и не потому только, что он производит хлеб на продажу, а и потому только, что хлеб дорог – мужик дешев… Напротив, мужику нужно, чтобы хлеб был дешев, потому что мужик хлеба не продает… и если, продав пеньку, лен, семя, он может уплатить подати, то хлеба продавать не будет… Он будет кормить свиней, скот.
Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец – земледелец сам ест пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом… Наш же мужик – земледелец ест самый плохой ржаной хлеб… хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу….
Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино… Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Если довольно хлеба в деревнях – едят по 3 раза; стало в хлебе умаление….
Я не раз указывал, что у крестьян крайне развит индивидуализм, эгоизм, стремление к эксплуатации. Зависть, недоверие друг к другу, подкапывание одного под другого, унижение слабого перед сильным, высокомерие сильного, поклонение богатству – все это сильно развито в крестьянской среде. Кулаческие идеалы царят в ней, каждый гордится быть щукой и стремиться пожрать карася….
Вопросы и задания:
- Что и как менялось во взглядах и положении крестьянства России в пореформенную эпоху?
- Был ли неизбежен революционный взрыв?
- Определите основные проблемы и противоречия в развитии сельского хозяйства России.
- Проанализируйте данные и сделайте выводы: Вот результаты одного из исследований: на 1 человека земледельческого населения России приходилось 2,59 десятины земли, Россию перегоняли лишь Канада (4,6), США (4,4), Англия (2,82), Дания (2,7). Но это было больше, чем во Франции и в Германии, в 1,5 раза; чем в Бельгии, в 2 раза; чем в Швеции, Венгрии, Австрии и Италии, более чем в 2 раза. Однако Россия получала очень низкие урожаи — 28,2 пуда с десятины, тогда как Англия — 124, Германия — 77, Франция — 70,5». (Бородина О. И. Россия на рубеже двух эпох. Современный подход к преподаванию истории. — М., 1992. — С. 37.)
Задание для группы «Экономистов».
Используя приведенные в таблице данные о распределении населения России по сословиям( по итогам переписи 1897 г.), сделайте выводы об уровне экономического развития страны.
Сословия | Всего человек | % ко всему населению |
Дворяне потомственные и личные, чиновники не из дворян | 1850288 | 1,5 |
Духовенство христианских вероисповеданий | 588947 | 0,5 |
Потомственные и личные почетные граждане | 342997 | 0,3 |
Купцы | 281179 | 0,2 |
Мещане | 13386392 | 10,6 |
Крестьяне | 96896648 | 77,1 |
Войсковые казаки | 2928842 | 2,3 |
Далее можно обратить внимание учащихся на то, что перед Российским государством стоял ряд серьезных проблем, для решения которых потребовалась бы довольно значительная перестройка не только органов публичной власти, но и основ государства в принципе. В то же время ни одна перестройка не могла бы удовлетворить все социальные группы, и поводы для недовольства неизбежно оставались бы. Причина этого в диаметральной противоположности интересов и требований различных социальных групп. Назревает политический кризис. Он выражается в том, что даже самые высшие государственные чины осознают необходимость перемен, невозможность управлять по-старому. Намечаются два варианта решения вопроса — силовой, подразумевающий подавление любого недовольства, и либеральный, ориентированный на смягчение остроты социальных вопросов с помощью различных государственных мер.
Далее учащимся предлагается выступить в роли аналитиков и предложить возможные альтернативы развития России. 2 ученика у доски заполняют таблицу, используя результаты домашней исследовательской деятельности. (в данном случае используется
Концептуальная таблица |
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. |
| Категория | Категория | Категория | Категория |
Персоналии |
|
|
|
|
Персоналии |
|
|
|
|
Персоналии |
|
альтернативы развития России
Внутриполитический В. К. Плеве и его последствия | идеи С. Ю. Витте последствия внедрения их в жизнь | Предложения учащихся |
Важно, говоря о России начала XX в., выделить две основные группы противоречий, которые определяли не только смысл общественных движений и настроений, но и характер политического курса.
Первая группа включала в себя противоречия, веками существовавшие в российской истории: между властью и обществом, между центром и окраинами, между русскими и «инородцами», между недостаточно развитым российским городом и массивом крестьянской России и др.
Вторая группа противоречий возникла на волне начавшейся индустриальной модернизации и была связана с сохранением пережитков традиционного общества. Главными из них были: самодержавная царская власть, помещичье землевладение, сословный строй, отсутствие политических прав у буржуазии (должной стать лидером индустриальной модернизации страны), необходимость обеспечения прав представителям разных народов и конфессий и т. п.
В связи с этим главным направлением внутренней политики объективно становилось реформирование страны, всех основных сторон ее жизни. Однако это было невозможно без инициативы и поддержки реформаторского курса «сверху». В учебнике следует показать, что для императора Николая II не было вопроса в том, следует ли проводить реформы. Он понимал их необходимость. Но в не меньшей степени он понимал необходимость постепенности этих преобразований при сохранении основ существующего политического порядка. Он был убежден в том, что отказ от абсолютной монархии, ослабление вертикали власти приведут Россию к катастрофе. Поэтому Николай отвергал все те проекты реформ, которые предполагали хоть в какой-то перспективе изменение этого порядка. Наоборот, поддерживал те проекты (С. Ю. Витте), которые этого не предполагали или не акцентировали на этом внимания.
На 1 этапе урока учащиеся выявляют сущность революционного кризиса начала ХХ века и обосновывают неизбежность первой российской революции.
2 этап урока посвящен работе с понятийным аппаратом.
1. Что такое революция?
Глубокие качественные изменения; социальная революция предполагает изменение общественных отношений, организации публичной власти и, до известной степени, способа производства.
2. Чем революция отличается от реформ?
Во-первых, революция — это массовое и стихийное по природе движение в обществе (классов, социальных групп), реформы же проводятся по инициативе правительства (или правящего класса); во-вторых, реформы обычно более протяженны во времени и постепенны, нежели революция; в-третьих, глубина происходящих общественных изменений различна.
3. Чем революция отличается от переворота?
В литературе встречается устойчивое словосочетание «революционный переворот», значение которого — «коренное изменение в государственной жизни». Тем не менее различие все же есть. Инициатором переворота становится, как правило, группа людей, а не все общество в целом. Целью этой группы чаще всего является захват политической власти (можно вспомнить «дворцовые перевороты», военные перевороты и т. д.).
4. Что именно может пониматься под причинами революции? Чем они отличаются от причин реформ?
Одно из лексических значений слова «причины» — «явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления». Предшествующее развитие экономики привело не только к ее собственному изменению (сформировался новый способ производства), но и к изменению общественных отношений. Поскольку главная функция государства — социально-регулятивная, то до известного момента государство так или иначе «сдерживает» эти изменения, но в конечном итоге перестает с ними справляться. Реформы — это стремление государства приспособиться к новым общественным отношениям путем модернизации собственного аппарата. Если же государство не находит возможности провести необходимые преобразования, т. е. не справляется в первую очередь с социально-регулятивной функцией, происходит революция, в ходе которой старые институты государства «ломаются» или подвергаются коренной перестройке.
5. Что такое предпосылки революции?
Совокупность всех условий, при которых революция становится неотвратимой. Помимо определения «революционной ситуации», учащиеся должны вспомнить о проигранной Русско-японской войне. После этого можно дать им представление о «новом курсе» правительства и показать, что, даже если бы Николай II согласился на все предложения П. Д. Святополк-Мирского, это все же не разрешило бы общественного конфликта.
3 этап урока. Работа с контурной картой.
1. На контурной карте «Российская империя в начале XX в.» отметьте районы крестьянских восстаний и центров рабочего движения в 1900—1903 гг.
2. Дайте определение словам: марксизм, социализм, социал-демократия, фракция, либерализм. Сравните их с определениями, помещенными в учебнике.
3. На какой период экономического развития приходится в России пик рабочих и крестьянских выступлений? Приведите не менее трех причин, объясняющих это явление.
4. Какие новые качественные характеристики приобретает рабочее и крестьянское движение в начале XX в.?
5. Прочтите и проанализируйте.
В сентябре мы вернулись в Саратов. ...Настроение не только в самом городе, но и во всей губернии становилось все тревожнее. Этому способствовали некоторые землевладельцы совсем особого толка. Часть из них — Устинов, доктор Власов и еще некоторые, были упорными социалистами, другие, более правого толка, жертвовали все же крупные суммы на революционную пропаганду. Борьба с ними особенно затруднялась тем обстоятельством, что жандармское управление не обладало нужным количеством толковых агентов на местах.
Бок M. П. A. Столыпин: Воспоминания о моем отце. — М., 1992. — С. 85.
? Какие события и общественные движения нашли отражение в приведенном источнике?
6. Ознакомьтесь с этими фактами.
В апреле 1882 г. Н. П. Игнатьев представил императору подготовленный им при участии славянофилов текст манифеста о созыве представительного Земского собора. По мысли Игнатьева, Собор должен был торжественно подтвердить необходимость самодержавия в России. Александр III некоторое время выжидал, а в мае 1882 г. созвал совещание, которое отвергло необходимость Собора. Игнатьев был уволен, а на его место в мае 1882 г. поставлен граф Д. А. Толстой, зарекомендовавший себя откровенным консерватором. Выразителями «общественного мнения» становятся М. Н. Катков (редактор «Московских ведомостей» и «Русского вестника») и князь В. П. Мещерский (редактор «Гражданина»).
Вступление на престол Николая II в 1894 г. породило у либеральных деятелей надежды. Начинается «эпидемия разных ходатайств», адресов и записок. Либералы просили предоставления им права непосредственного обращения к монарху, отмены утверждения председателя и гласных земских управ губернаторами, освобождения земских изданий от цензуры и т. д. Николай II назвал надежды либералов «бессмысленными мечтаниями» и пообещал неуклонно придерживаться курса «незабвенного покойного родителя».
Однако земское движение не прекращается. Либералы стремятся объединить свои силы, почти ежегодно собираясь на различные совещания и съезды. В 1899 г. в Москве образовался кружок земских деятелей «Беседа». В него вошло около 50 человек с самыми различными убеждениями (Павел и Петр Долгоруковы, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, Д. И. Шаховской, Г. Е. Львов, Н. Н. Львов, В. А. Маклаков, А. А. Бобринский, М. А. Стахович, Ф. Д. Самарин, Д. Н. Шипов, Н. А. Хомяков и др.). В целом же они хотели, чтобы самодержец управлял, сообразуясь с общественным мнением, выражаемым через представительный законосовещательный Земский собор. Кружок существовал 7 лет (до октября 1905 г.).
С 18 июня 1902 г. в Штутгарте начал выходить журнал «Освобождение» (редактор П. Б. Струве). Вокруг «Освобождения» объединились значительно большие силы, чем вокруг замкнутой «Беседы». Основная идея — борьба за конституционную монархию.
В ноябре 1903 г. создан Союз земцев-конституционалистов (в Москве), а в январе 1904 г. — Союз освобождения (в Петербурге).
6—9 ноября 1904 г. в Петербурге прошло частное совещание, в работе которого приняло участие более 100 представителей земств из 33 губерний. В поддержку земского совещания осенью 1904 г. развернулась «банкетная кампания» под предлогом 40-летия судебных уставов.
2 декабря 1904 г. министр внутренних дел Д. Н. Святополк-Мирский передал решения съезда земцев и «проект указа о различных вольностях, в том числе о привлечении в Государственный совет выборных от земств» Николаю II. Для обсуждения «проекта» было созвано особое совещание (первое заседание — 4 декабря). В результате 12 декабря 1904 г. был опубликован указ, в котором говорилось о непременном сохранении незыблемости основ самодержавия, хотя и обещались в дальнейшем реформы (например, уравнять крестьян в правах с другими сословиями, ввести государственное страхование рабочих и т. д.).
8—9 мая 1905 г. в Москве собрался общеземский съезд, высказавшийся за отмену чрезвычайных законов, политическую амнистию, уничтожение сословных ограничений и введение законодательного представительства. На этом съезде Союз освобождения, Союз земцев-конституционалистов и ряд профессионально-политических организаций объединились в Союз союзов во главе с П. Н. Милюковым.
? Какие требования были характерны для земского движения? Как по-вашему, возможно ли было удовлетворение этих требований? Докажите свой ответ.
7. Пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой, составьте очерк на тему «Либеральное движение и общественная борьба в России в конце XIX — начале XX в.».
8. Ознакомьтесь и прокомментируйте.
25 сентября 1883 г. в Женеве была основана группа «Освобождение труда», в которую вошли В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. Они начинают активную пропагандистскую и издательскую деятельность, переводят сочинения Маркса на русский язык (с 1883 по 1903 г. группа выпустила более 250 переводов и оригинальных марксистских работ). В 1883—1885 гг. группа пытается выработать собственную программу. Основные идеи группы изложены в работе Г. В. Плеханова «Социализм и политическая борьба» (1883). С конца 80-х гг. группа стала принимать участие в деятельности II Интернационала.
1—3 марта 1898 г. в Минске прошел I съезд российских социал-демократов. На нем присутствовало 9 человек. Съезд принял решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), избрал Центральный комитет и выпустил манифест, в котором говорилось о целях партии. 17 июля — 10 августа 1903 г. в Брюсселе — Лондоне прошел II съезд РСДРП. На нем была утверждена программа партии (опубликованная в июне 1902 г. в газете «Искра»), выражавшая как ближайшие задачи пролетариата на этапе буржуазно-демократической революции (программа-минимум), так и конечную цель, которую можно достигнуть при победе социалистической революции (программа-максимум). На съезде развернулась ожесточенная борьба вокруг организационных принципов партии. Ленин и его сторонники рассматривали партию как организационное целое, где обеспечивается единство действий всех ее членов и высокая дисциплина. Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум) предлагал принимать в партию всех желающих, не требуя от них вхождения в одну из ее организаций и не стесняя партийной дисциплиной (была принята формулировка Мартова). Сторонники Ленина, получившие большинство при выборах руководящих партийных органов, стали называться большевиками, сторонники Мартова — меньшевиками. Лидерами фракции меньшевиков были Л. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Аксельрод, Г. В. Плеханов.
Серьезными противниками социал-демократов были легальные марксисты (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.).
Некоторое время революционные социал-демократы сотрудничали с легальными марксистами (в легальных журналах «Новое слово», «Мир Божий», «Начало», «Научное обозрение», «Жизнь»), критикуя народничество.
В 1894 г. была выпущена книга П. Б. Струве, где изложены основные взгляды на пути развития России. Ленин подверг критике систему взглядов легальных марксистов в статье «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1895).
В 1901 г. образовалась партия социалистов-революционеров (эсеры). О ее создании было официально объявлено в 1902 г., программные документы приняты в 1905 г. Лидеры: М. В. Чернов, А. Р. Гоц, Н. Д. Авксентьев, Б. В. Савинков и др. Печатные органы: газета «Революционная Россия», журнал «Вестник революции».
Эсеры не отделяли рабочий класс от крестьянства (рабочие, крестьяне и интеллигенция, по их мнению, составляли так называемый трудовой класс). Главную силу революции они видели в крестьянстве, главным вопросом революции считали земельный вопрос. Тактика эсеров в политической борьбе складывалась из пропаганды и индивидуального террора.
? Как вы считаете, была ли возможность образования единого левого фронта из партий социалистической ориентации? Почему?
9. Ознакомьтесь и прокомментируйте.
Из программы РСДРП:
1. Отмены выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей, падающих в настоящее время на крестьянство, как на податное сословие. 2. Отмены всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей. 3. Возвращения крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей; конфискации с этой целью монастырских и церковных имуществ, а также имений удельных, кабинетских и принадлежащих лицам царской фамилии, а равно обложения особым налогом земель землевладельцев-дворян, воспользовавшихся выкупной ссудой; обращения сумм, добытых этим путем, в особый народный фонд для культурных и благотворительных нужд сельских обществ. 4. Учреждения крестьянских комитетов: а) для возвращения сельским обществам (посредством экспроприации или — в том случае, если земли переходили из рук в руки, — выкупа государством за счет крупного дворянского землевладения) тех земель, которые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат в руках помещиков орудием для их закабаления; б) для передачи в собственность крестьян на Кавказе тех земель, которыми они пользуются, как временнообязанные, хизаны и пр.; в) для устранения остатков крепостных отношений, уцелевших на Урале, на Алтае, в Западном крае и в других областях государства. 5. Предоставления судам права понижать непомерно высокие арендные платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный характер.
Программы политических партий России. Конец XIX — начало XX в. — М., 1995. — С. 50.
Из программы партии эсеров:
3) В вопросах переустройства земельных отношений П. С. Р. стремится опереться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал, на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности — на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне, партия будет стоять за социализацию земли, т. е. за изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведование резервным земельным фондом и т. п.); пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т. е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента, путем специального обложения, — должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узко местное значение (обширные леса, рыбные ловли и т. д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.
Там же. — С. 145.
? Найдите общее в программах РСДРП и эсеров по крестьянскому вопросу. Какая программа, по-вашему, была более реалистичной? Докажите свой ответ.
10. Пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой, выясните, какие программы по национальному вопросу предлагали эсеры и социал-демократы.
На основе данных текстов учащимся предлагается заполнить таблицу
Заполните таблицу.
Вопросы для сравнения | Эсеры | Меньшевики | Большевики |
Когда выразили свое отношение к революции |
|
|
|
Как определили характер революции |
|
|
|
Как определили цели революции |
|
|
|
Как определили движущие силы революции |
|
|
|
Как определили свою цель в революции |
|
|
|
Какой метод достижения цели избрали |
|
|
|
Как определили свое отношение к другим левым партиям |
|
|
|
Как определили свое отношение к Думе |
|
|
4 этап урока. Возможно использование «Метод пилы» .
Ученики делятся на группы и дает им задание, в котором задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос в рамках изучаемой темы и пр.). Учащиеся должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит). Дальнейшая работа строится по следующему плану:
Работа в группах
1. Докажите, что события 1905—1907 гг. представляют собой «революционный разлом».
2. Сформулируйте итоги революционного кризиса.
3. Охарактеризуйте значение революции.
4. Сделайте вывод о внутриполитической ситуации в стране.
По завершении работы — обмен ответами, обсуждение и выбор правильной и полной версии ответа на задания.
5 этап урока. Основные выводы. Рефлексия.
Источники и литература:
1. Иванова, Н.А. Феномен российской многопартийности [Текст] / Н.А. Иванова // Россия в начале XX в. – М.: Новый хронограф, 2002. – С. 396 – 430.
2. История политических партий России: учебник для студентов вузов [Текст] – М.: Высшая школа, 1994.
3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник [Текст]: в 2 т. Т.2. / А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2008. – С. 265 –314.
4. История России ХХ – начала ХХI вв. [Текст] / под ред. А.В. Милова. – М.: Экспо, 2006. – С. 112 – 165.
5. Манифест 17 октября 1905 г. (Извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие [Текст] / сост. Ю.П. Титов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – С. 256 – 257.
6. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – С. 613 – 644 (см. 4-е изд. 2008 г.).
7. Павлов, С. Опыт первой революции. Россия. 1900 – 1907 [Текст] / С. Павлов. – М.: Академический проспект, 2008.
8. Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы: курс лекций [Текст] – Томск: dart, 2007. – С. 90 – 114.
9. Петров, Ю.А. 1905 год: пролог Гражданской войны [Текст] / Ю.А. Петров // Россия в начале XX в. – М.: Новый хронограф, 2002. – С. 354 – 395.
10. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия [Текст] – М.: РОССПЭП, 1996.
11. Политические партии России: история и современность [Текст] – М.: РОСПЭН, 2000. – С. 67 – 229.
12. Федоров, В.А. История России. 1861-1917: учебник для вузов [Текст] / В.А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 231 – 265.
13. Шумилов, М.И. История России: конец ХIХ – начало ХХI века: учебное пособие [Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 41 – 66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...
Конспект урока "История песни через история Великой Победы"
История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".
План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...
План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"
Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк", В результате работы на ...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...