Конспект урока с презентацией на тему "Искусство и культура стран Дальнего Востока"
презентация к уроку (5 класс) на тему
Разработка урока "Искусство и культура стран Дальнего Востока" отражает личный опыт использования учебника О.П.Камозиной "Неправильная музыкальная литература" на уроках в ДШИ. Адресуется учителям, преподающим музыкальную литературу и историю искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_stran_dalnego_vostoka_-_kopiya.rar | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока – Культура и искусство стран Дальнего Востока
Тип урока – Ознакомление с новым материалом
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с культурой и искусством стран Дальнего Востока
Обучающая – научить разбираться в особенностях искусства и философии Востока
Воспитывающая – воспитывать чувство уважения к традициям народов других стран, навыки коллективного сотрудничества на уроке
Оборудование – ИД, компьютер, контроллеры
Ход урока
[слайд 1,2]
Дальний Восток, Ближний Восток – у вас, наверное, родился вопрос: почему возникли такие названия? От чего одни восточные страны находятся дальше, а к чему – ближе? Ответ достаточно простой, если принять во внимание тот факт, что европейские историки считали Европу центром всех мировых событий. Действительно, Иран, Ирак, Саудовская Аравия гораздо ближе к Европе, нежели Китай, Корея и Япония. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на географическую карту.[слайд 3]
Итак, странами Дальнего Востока являются Китай, Корея и Япония. Вы видите, насколько отличаются эти страны по размерам: огромный Китай (или, как его называли сами жители – Поднебесная) и намного меньшие по площади Япония и Корея. Но, вместе с тем, в культуре и искусстве народов, их населяющих, есть много общих черт. О каких-то из них вы уже знаете и, поэтому, расскажете сами в нашей беседе, а о чём-то новом услышите от меня. [слайд 4] Мы, по традиции, будем наполнять нашу шкатулку не золотыми монетами, а сокровищами новых знаний.
[слайд 5]Народы Дальнего Востока с особым чувством относятся к природе, обожествляют её. Достаточно часто в их философских трудах и верованиях встречается число «пять». Пять природных стихий выделяют они – это Металл, Вода, Дерево, Огонь и Земля.
Вспомните музыку ближневосточных стран: её своеобразное звучание связано с непривычным для нас музыкальным ладом, в котором расстояние между ближайшими звуками равно не полутону, а четверти тона. Поэтому и звуков в гамме в 2 раза больше. Прослушайте гамму, которую я исполню, и посчитайте, сколько в ней ступеней (ответ – пять) [слайд 6] По латыни пять – «пента», поэтому такой пятиступенный лад называется пентатоника. Музыка, написанная в таком ладу, имеет особенную окраску звучания. Послушайте фрагмент старинной китайской народной мелодии [слайд 7]
Понятно, что у каждого народа - свои музыкальные инструменты, обладающие уникальным тембром. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них[слайд 8] . Кхен и сяо – духовые, сделанные из тростника или бамбука.
[слайд 9] 2-струнная скрипка ху-цинь, лютня пипа и цисяньцин, похожий на русские гусли или казахский жетыген – струнные.
[слайд 10] Барабан, колокола (кстати, впервые появившиеся именно в Китае) и колокольчики – ударные.
Но мы будем говорить не только о музыке, а и о других вещах, которые связаны в нашем сознании с Дальним Востоком и стали своеобразными символами этих стран. Глядя на слайды, вы будете называть их и по возможности рассказывать всё, что знаете об этом.
[слайд 11] Фарфор, точнее, посуда из фарфора стала одним из источников богатства Китая. Её везли по Великому Шёлковому пути во все сраны мира и никому не разглашали секрет её изготовления. В Европе фарфор стали изготавливать спустя несколько столетий. Рядом с чайной парой – изображение традиционного китайского напитка – чая, с которым связана знаменитая чайная церемония.
[слайд 12] Эти пушистые маленькие комочки - коконы тутового шелкопряда, маленького, невзрачного червячка, который вырабатывал тончайшую шелковую нить. [слайд 13] Из окрашенных нитей ткали знаменитый китайский шёлк – красивый, лёгкий и прочный. Благодаря природным красителям ткани не линяли и надолго сохраняли яркость и свежесть цвета.
[слайд 14] Фейерверк – одно из самых сильных впечатлений, которое оставил после себя Новый год. Но взрыва не будет без пороха, ещё одного китайского изобретения. Вообще-то, придворные химики искали для императора рецепт эликсира бессмертия, смешав для этого селитру, древесный уголь и серу. Так вышло, что полученный порошок, случайно попав в огонь, начал гореть медленно, но долго и ярко – это и был порох. В военных целях его стали использовать позже, а поначалу, на праздниках в честь императора, специально обученные монахи, которые, по сути, стали первыми пиротехниками, бросали в костёр стебли бамбука, наполненные порохом, со словами: « Пусть ночь превратится в день!»
[слайд 15] Вы, конечно, можете сказать, как называется этот знак – иероглиф. [слайд 16] Иероглиф – это не звук, не буква и даже не слово. Иероглиф обозначает целое понятие. Самый простой иероглиф состоит из двух линий, а самый сложный – из пятидесяти двух. Всего придумано около 80.000 иероглифов, поэтому даже самые образованные китайцы читают книги со словарём. Кстати, направление письма в разных культурах тоже различное: европейцы пишут справа – налево, арабы – слева – направо, а китайцы – сверху – вниз.
[слайд 17] Посмотрите на расшифровку и вдумайтесь, насколько многогранно понятие «любовь»!
[слайд 18] Как говорилось раньше, на Востоке объектом поклонения является природа. Наверное, поэтому так часто здесь можно встретить изображение картин природы – они называются пейзажами. Один из традиционных китайских пейзажей носит условное название «горы-воды». И совсем необязательно, чтобы такой пейзаж существовал в реальной действительности. Для китайского художника пейзаж – это способ сказать зрителю, что мир состоит из мужского и женского начал: инь и ян , которые изображены в виде специального знака. Вы понимаете, что горы на картине – символ мужского начала, а вода – женского.
[слайд 19] Чтобы стать счастливым – надо жить в согласии с природой, стараться воспитать в себе хорошее и отказаться от плохого. Заполните, пожалуйста, таблицу, перетащив указателем мыши слова в нужную колонку.
[слайд 20] Воспитание правильных ценностей заложено в красивом весеннем обряде – Ханами – Празднике любования сакурой. Что такое сакура? (японская вишня). Вы видите, что в этот день множество людей приходят в городские скверы и сады и наслаждаются видом и ароматом цветущих деревьев, и даже маленькие дети не рвут цветы, а только нюхают и слегка касаются их.
[слайд 21] Воспитанию внутреннего спокойствия и душевной гармонии очень способствует медитация, которую лучше всего проводить в саду камней. Для этого нужна небольшая площадка ≈25м2, мелкий белый гравий, 15 камней. Но самое главное – это то, как вы их расположите. Только специалист сможет сделать это – ведь камни надо распределить таким образом, чтобы человек, глядя на них, видел лишь 14-ть, а 15-ый обязательно должен оставаться скрытым. Ведь сад камней – это символ того, что человеку не дано знать всё, что-то всегда будет для него непознанным.
[слайд 22] Сады камней невелики по размерам, но во много раз меньше их японский бонсай , что в переводе обозначает «дерево на подносе». Люди, храня в душе безграничное уважение и восхищение природой, но при этом не имея земельного участка, научились выращивать миниатюрные деревья даже в цветочных горшках.
[слайд 23] Знаете ли вы, что такое хайку? Так называются японские лирические стихи. Поэта, сочиняющего хайку, называют «хайдзином».
[слайд 24]В хайку - 3строчки. В первой – 5 слогов, во второй – 7, а в третьей – 5. Я прочту вам несколько примеров хайку, которые сочинили современные дети, и мы с вами тоже попробуем сделать это [слайд 25] (примеры). Импровизация стихов.
Вы сегодня ознакомились с культурой стран Дальнего Востока. По ходу урока освежили свои знания, открыли для себя другой мир с его незнакомыми традициями и понятиями. Но и в других странах живут такие же дети, как вы, многие из которых так же учатся в музыкальных школах и играют на музыкальных инструментах. Послушайте фрагмент записи концерта маленьких гитаристов (видео) [слайд 26]
А сейчас возьмите в руки контроллеры и выбирайте правильные ответы в проверочном тесте.
Домашнее задание – составить кроссворд по пройденной теме и сочинить хайку
[слайд 27]Использованная литература
Васько Е.В. Мировая художественная культура. М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
Интернет-источники
http://99px.ru/sstorage/56/2011/06/image_560906111536034423502_tmb.gif
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/226/93226653_3.png
http://img4.tourbina.ru/photos.3/8/5/858817/big.photo.jpg
http://eh-zhiznya.ru/recept/bonsaj-6.jpg
http://vazhno.ru/images/documents/89/89c90f5abe78624259d8b8ca70ebc05d/1.jpg
http://img201.imageshack.us/img201/2940/ggiapu3.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/492/78492677_large_48513264_villag_eAtDusk.jpg
http://www.apk-inform.com/InlineCMSAssetsPlugin/assets/00/01/15/11546_114.jpg
http://izhevsk.ru/forums/icons/forum_pictures/003062/3062030.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страны дальнего Востока
Технологическая карта урока...
Презентация на тему:"Исследователи Сибири и Дальнего Востока"
Цель работы: познакомить детей с известными исследователями Сибири и Дальнего Востока;оценить их вклад в изучение территории России....
Профориентационный урок 2020 "Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока"
Профориентационный урок...
Профориентационный урок 2020 "Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока"
Профориентационный урок...
Профориентационный урок 2020 "Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока"
Профориентационный урок...
Открытый урок "Страны Дальнего Востока XVI –XVIII в"
Открытый урок "Страны Дальнего Востока XVI –XVIII в"...
разработка урока географии в 9 классе по теме "Образ Дальнего Востока с использованием заданий ОГЭ
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков Технология урока: ИКТ, приемы технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, к...