Программа курса "Мой край родной"
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_moy_rodnoy_kray.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности “Мой родной край”
6 класс
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010, примерной программы курса «Краеведение» в основной школе под редакцией Репинецкой Ю.С., Самара, 2011.
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Самарской области, городского округа Самара, Самарской земли в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Задачами изучения краеведения в школе являются:
- формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний, картины мира;
- восприятие истории края как части истории России;
- формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;
- направленность на решение задач социальной адаптации.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа «Наш край» в 6-м классе предполагает изучение истории Самарского края с древнейших времён до XVII века - 34 часа, курс изучается параллельно с Отечественной историей.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения |
личностные |
|
Метапредметные результаты | |
регулятивные |
|
познавательные |
|
коммуникативные |
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
|
|
Формы контроля.
Вид контроля | Сроки | Форма |
Входной | Сентябрь | Входное тестирование |
Промежуточный | Декабрь | Тематическое тестирование |
Итоговый | Май | Презентация проектов «Волжская вольница» |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Итого |
1-2. | Введение. Источники изучения истории Самарской области | 2 | - | 2 |
3-4. | География Самарского края | 1 | 1 | 2 |
5-6. | Этнография Самарского края | 1 | 1 | 2 |
7-8. | Практикум «Обряды народов Самарской области» | - | 2 | 2 |
9-11. | Самарский край в древности | 2 | 1 | 3 |
12-13. | Практикум. Археологи – исследователи Самарского Поволжья. | - | 2 | 2 |
14-16. | Самарский край в средневековье. | 2 | 1 | 3 |
17-18. | Население Самарского края в XV-XVI веках. | 1 | 1 | 2 |
19-20. | Присоединение края к русскому государству и его историческое значение. | 1 | 1 | 2 |
21-24. | Самарский край в XVI веке | 2 | 2 | 4 |
25-27. | Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара. | 2 | 1 | 3 |
28-29. | Деятельность Г. О. Засекина. | 1 | 1 | 2 |
30-33. | Подготовка и презентация проектов «Волжская вольница» | 1 | 3 | 4 |
34. | Итоговое повторение | 1 | - | 1 |
17 | 17 | 34 |
Содержание тематического планирования
Самарский край с древнейших времён по XVII век
Введение. (2 ч.)
Источники изучения истории Самарской области
Тема 1. География Самарского края (2 ч.)
Природные условия Самарской области: климат, геология и полезные ископаемые, рельеф, почвы, водоёмы, леса, луга, степная зона, животный мир. Географические названия и топонимика Самарского края.
Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 2. Этнография Самарского края (2 ч.)
Основные этапы заселения Самарского края. Роль военно-административного правительственного освоения Заволжья. Хозяйственные занятия насельников Самарского Поволжья. Современный этнический состав Самарской области. Основные типы расселения народов края. Одежда народов края. Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области. Национально-культурные центры и объединения города Самары.
Тема 3. Практикум «Обряды народов Самарской области» (2 ч.)
Тема 4. Самарский край в древности (3 ч.)
Стоянки первобытных людей на территории Самарской области. Археологические находки на территории края. Племена, обитавшие на земле края. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.
Тема 5. Практикум. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.
(2 ч.)
Тема 6. Самарский край в средневековье (3 ч.)
Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар. Заселение Самарской Луки болгарами. Муромский городок. Взаимоотношения их с соседями. Формирование государственности Волжской Болгарии, её внутренняя и внешняя политика. Продолжительность золотоордынского периода истории Среднего Поволжья. Внешнеполитические и экономические отношения между Золотой Ордой Волжской Болгарией. Битва на Кондурче между Тахтамышем и Тамерланом. Тема 7.Население Самарского края в XV-XVI веках. (2 ч.)
Тема 8. Присоединение края к русскому государству и его историческое значение.(2 ч.)
Тема 9. Самарский край в XVI веке (4 часов)
Складывание казачества в Жигулях. Этнический состав казаков Волжская вольница, её значение в защите окраин государства. Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк. Первые описания и рисунки крепости «Самарский городок».
Тема 10. Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара.(3 ч.)
Тема 11. Деятельность Г. О. Засекина. (2 ч.)
Подготовка и презентация мини проектов «Волжская вольница» (4 ч.)
Итоговое повторение. (1ч.)
Учебно-методические материалы и материально-технические
средства обучения
Список литературы для учителя:
- Барашков В. Ф., Дубман Э. Л., Смирнов Ю. Н. Самарская топонимика.- Самара, 1996
- Васильев И. Б. ,Матвеева Г. И.. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев,, 1986.
- Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.
- Гурьянов Е. Ф. Древние вехи Самары. Самара,1996
-Дубман Э. Л. Сказанье о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680 гг.- Самара, 1991.
области/Сост.: А. С. Захаров, М. С. Горелов.- Самара, 1995
- Интерактивная культурно-историческая карта Самарской области. // http://samaramapsmu.
- История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Каменный век. / Ред.: Выборнов А. А., Колев Ю. И., Мамонов А. Е. – Самара, 2000.
- Монастыри Самарского края XVI – XX века. Справочник. Самара. 2002.
- Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. – М., 1985
- Памятники природы Куйбышевской области/ Сост.: В. И. Матвеев, М. С. Горелов. – Куйбышев: Кн. Изд-во, 1986.
- Природа Куйбышевской области. – Самара, 1990
- Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времён до начала XX века. / Под ред.: П. С. Кабытова, Л. В. Храмкова. – Самара, 1993.
-Самарская область. // http://www. samaraobl. ru/samara-history/
-Самарская область: забытые истории. // http://www. samara-histor
- Храмков Л. В. Введение в Самарское краеведение. – Самара, 2007
- Электронная библиотека по истории, археологии, этнографии Среднего Поволжья // http://ysa-human. narod. ru/bibl. html
Список литературы для обучающихся:
- Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.
- Голос земли Самарской. Литературно-публицистический очерк. Самара, 1990,1998.
-Дубман Э. Л. Сказанье о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680 гг.- Самара, 1991.
- Зелёная книга Поволжья: Охраняемые территории Самарской области/Сост.: А. С. Захаров, М. С. Горелов.- Самара, 1995
- Монастыри Самарского края XVI – XX века. Справочник. Самара. 2002.
- Природа Куйбышевской области. – Самара, 1990
Список литературы для родителей:
- Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.
- Голос земли Самарской. Литературно-публицистический очерк. Самара, 1990,1998.
-Дубман Э. Л. Сказанье о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680 гг.- Самара, 1991.
- Дубман Э. Л Князь Григорий Засекин ( хроника жизни и деятельности строителя волжских городов). Самара, 1995
- История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Каменный век. / Ред.: Выборнов А. А., Колев Ю. И., Мамонов А. Е. – Самара, 2000.
- Монастыри Самарского края XVI – XX века. Справочник. Самара. 2002.
- Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. – М., 1985
- Памятники природы Куйбышевской области/ Сост.: В. И. Матвеев, М. С. Горелов. – Куйбышев: Кн. Изд-во, 1986.
- Природа Куйбышевской области. – Самара, 1990
Материально-технические
средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- проектор;
- интерактивная доска
№ | Тема занятия | Количество часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата | |||
Содержание курса | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||
Введение (2 ч) | ||||||||
1-2. | Введение. Источники изучения истории края | 2 ч. | Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и др.источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в изучение края. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
3-4. | География Самарского края. | 2ч | Природные условия Самарской области: климат, геология и полезные ископаемые, рельеф, почвы, водоёмы, леса, луга, степная зона, животный мир. Географические названия и топонимика Самарского края. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
5-6. | Этнография Самарского края | 2 ч | Основные этапы заселения Самарского края. Роль военно-административного правительственного освоения Заволжья. Хозяйственные занятия насельников Самарского Поволжья. Основные типы расселения народов края. Одежда народов края. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
7-8. | Практикум «Обряды народов Самарской области» | 2 ч | Современный этнический состав Самарской области. Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области. Национально-культурные центры и объединения города Самары. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Ценностное отношение к природному миру. Готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
9-11. | Самарский край в древности | 3 ч | Стоянки первобытных людей на территории Самарской области. Археологические находки на территории края. Племена, обитавшие на земле края. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Применение и представление информации. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
12-13. | Практикум. Археологи – исследователи Самарского Поволжья. | 2 ч | Археологи – исследователи Самарского Поволжья. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Ценностное отношение к природному миру. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
14-16. | Самарский край в средневековье. | 3 ч | Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар. Заселение Самарской Луки болгарами. Муромский городок. Взаимоотношения их с соседями. Формирование государственности Волжской Болгарии, её внутренняя и внешняя политика. Продолжительность золотоордынского периода истории Среднего Поволжья. Внешнеполитические и экономические отношения между Золотой Ордой Волжской Болгарией. Битва на Кондурче между Тахтамышем и Тамерланом. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Ценностное отношение к природному миру.. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
17-18. | Население Самарского края в XV-XVI веках. | 2 ч | Географическое положение, виды хозяйства и верования населения Самарского края. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Ценностное отношение к природному миру. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
19-20. | Присоединение края к русскому государству и его историческое значение. | 2 ч | Присоединение Самарского края к Русскому государству. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
21-24. | Самарский край в XVI веке | 4 | Складывание казачества в Жигулях. Этнический состав казаков Волжская вольница, её значение в защите окраин государства. Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
25-27. | Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара. | 3 | Первые описания и рисунки крепости «Самарский городок» Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
28-29. | Деятельность Г. О. Засекина. | 2 | Биография Г.Засекина, значение его деятельности для Самарского края | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
30-33. | Подготовка и презентация проектов «Волжская вольница» | 4 | Обобщение знаний об истории Самарского края. Защита проектов. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
34. | Итоговое повторение | 1 | Обобщение знаний об истории Самарского края. | Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультатива "Географическое краеведение .Край родной коломенский."
Планирование факультатива для 5-6 класса....
Программа !Мой край родной"
Программа внеурочной деятельности...
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Программа «Мой край родной»
Приобщение детей к исследовательской деятельности, к чтению книг и различных литератур, углубленное изучение материальной и духовной культуры местного населения....
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»
laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...