Программа курса "Мой край родной"
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Гончарова Надежда Юрьевна

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_moy_rodnoy_kray.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Программа внеурочной деятельности “Мой родной край”

6 класс

 Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

       

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010, примерной программы курса «Краеведение» в основной школе под редакцией Репинецкой Ю.С., Самара, 2011.

        В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

       Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Самарской области, городского округа Самара, Самарской земли в годы Великой Отечественной войны.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

         Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Задачами изучения краеведения в школе являются:

- формирование у учащихся  адекватной современному уровню знаний, картины мира;

- восприятие истории края как части истории России;

- формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;

- направленность на решение задач социальной адаптации.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа «Наш край» в 6-м классе предполагает изучение истории Самарского края с древнейших времён до XVII века - 34 часа, курс изучается параллельно с Отечественной историей.

Личностные   и   метапредметные результаты

Результаты

Формируемые  умения

личностные

  • Формирование  у детей мотивации к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
  •  Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные  результаты

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  •  выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  •    формулировать собственное мнение и позицию;
  •    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

 

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагание (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Формы контроля.

Вид контроля

Сроки

Форма

Входной

Сентябрь

Входное тестирование

Промежуточный

Декабрь

Тематическое тестирование

Итоговый

Май

Презентация  проектов «Волжская вольница»

Учебно-тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

Итого

1-2.

Введение. Источники изучения истории Самарской области

2

-

2

3-4.

 География Самарского края

1

1

2

5-6.

Этнография Самарского края

1

1

2

7-8.

Практикум «Обряды народов Самарской области»

-

2

2

9-11.

Самарский край в древности

2

1

3

12-13.

Практикум. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.

-

2

2

14-16.

Самарский край в средневековье.

2

1

3

17-18.

Население Самарского края в XV-XVI веках.

1

1

2

19-20.

Присоединение края к русскому государству и его историческое значение.

1

1

2

21-24.

Самарский край в XVI веке

2

2

4

25-27.

Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара.

2

1

3

28-29.

Деятельность Г. О. Засекина.

1

1

2

30-33.

Подготовка и презентация  проектов «Волжская вольница»

1

3

4

34.

Итоговое повторение

1

-

1

17

17

34

Содержание тематического планирования

Самарский край с древнейших времён по XVII век

Введение. (2 ч.)

Источники изучения истории Самарской области

Тема 1. География Самарского края (2 ч.)

Природные условия Самарской области: климат, геология и полезные ископаемые, рельеф, почвы, водоёмы, леса, луга, степная зона, животный мир. Географические названия и топонимика Самарского края.

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 2. Этнография Самарского края (2 ч.)

Основные этапы заселения Самарского края. Роль военно-административного правительственного освоения Заволжья. Хозяйственные занятия насельников Самарского Поволжья. Современный этнический состав Самарской области. Основные типы расселения народов края. Одежда народов края. Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области. Национально-культурные центры и объединения города Самары.

Тема 3. Практикум «Обряды народов Самарской области» (2 ч.)

Тема 4. Самарский край в древности (3 ч.)

Стоянки первобытных людей на территории Самарской области. Археологические находки на территории края. Племена, обитавшие на земле края. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.

Тема 5. Практикум. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.

(2 ч.)

Тема 6. Самарский край в средневековье (3 ч.)

Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар. Заселение Самарской Луки болгарами. Муромский городок. Взаимоотношения их с соседями. Формирование государственности Волжской Болгарии, её внутренняя и внешняя политика. Продолжительность золотоордынского периода истории Среднего Поволжья. Внешнеполитические и экономические отношения между Золотой Ордой Волжской Болгарией. Битва на Кондурче между Тахтамышем и Тамерланом. Тема 7.Население Самарского края в XV-XVI веках. (2 ч.)

Тема 8. Присоединение края к русскому государству и его историческое значение.(2 ч.)

Тема 9. Самарский край в XVI веке (4 часов)

Складывание казачества в Жигулях. Этнический состав казаков Волжская вольница, её значение в защите окраин государства. Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк. Первые описания и рисунки крепости «Самарский городок».

Тема 10. Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара.(3 ч.)

Тема 11. Деятельность Г. О. Засекина. (2 ч.)

Подготовка и презентация мини проектов «Волжская вольница» (4 ч.)

 Итоговое повторение.  (1ч.)

Учебно-методические материалы и материально-технические

средства обучения

Список  литературы для учителя:

- Барашков В. Ф., Дубман Э. Л., Смирнов Ю. Н. Самарская топонимика.- Самара, 1996

- Васильев И. Б. ,Матвеева Г. И.. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев,, 1986.

- Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.

- Гурьянов Е. Ф. Древние вехи Самары. Самара,1996

-Дубман Э. Л. Сказанье о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680 гг.- Самара, 1991.

области/Сост.: А. С. Захаров, М. С. Горелов.- Самара, 1995

- Интерактивная культурно-историческая карта Самарской области. // http://samaramapsmu.

- История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Каменный век. / Ред.: Выборнов А. А., Колев Ю. И., Мамонов А. Е. – Самара, 2000.

- Монастыри Самарского края XVI – XX века. Справочник. Самара. 2002.

- Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. – М., 1985

- Памятники природы Куйбышевской области/ Сост.: В. И. Матвеев, М. С. Горелов. – Куйбышев: Кн. Изд-во, 1986.

- Природа Куйбышевской области. – Самара, 1990

- Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времён до начала XX века. / Под ред.: П. С. Кабытова, Л. В. Храмкова. – Самара, 1993.

-Самарская область. // http://www. samaraobl. ru/samara-history/

-Самарская область: забытые истории. // http://www. samara-histor

- Храмков Л. В. Введение в Самарское краеведение. – Самара, 2007

- Электронная библиотека по истории, археологии, этнографии Среднего Поволжья // http://ysa-human. narod. ru/bibl. html

Список  литературы для обучающихся:

- Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.

- Голос земли Самарской. Литературно-публицистический очерк. Самара, 1990,1998.

-Дубман Э. Л. Сказанье о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680 гг.- Самара, 1991.

- Зелёная книга Поволжья: Охраняемые территории Самарской области/Сост.: А. С. Захаров, М. С. Горелов.- Самара, 1995

- Монастыри Самарского края XVI – XX века. Справочник. Самара. 2002.

- Природа Куйбышевской области. – Самара, 1990

Список  литературы для родителей:

- Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.

- Голос земли Самарской. Литературно-публицистический очерк. Самара, 1990,1998.

-Дубман Э. Л. Сказанье о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680 гг.- Самара, 1991.

- Дубман Э. Л Князь Григорий Засекин ( хроника жизни и деятельности строителя волжских городов). Самара, 1995

- История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Каменный век. / Ред.: Выборнов А. А., Колев Ю. И., Мамонов А. Е. – Самара, 2000.

- Монастыри Самарского края XVI – XX века. Справочник. Самара. 2002.

- Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. – М., 1985

- Памятники природы Куйбышевской области/ Сост.: В. И. Матвеев, М. С. Горелов. – Куйбышев: Кн. Изд-во, 1986.

- Природа Куйбышевской области. – Самара, 1990

Материально-технические

средства обучения:

- мультимедийное оборудование;

- проектор;

- интерактивная  доска


Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

(предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата

Содержание курса

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Введение (2 ч)

1-2.

Введение. Источники изучения истории края

2 ч.

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и др.источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в изучение края.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

3-4.

География Самарского края.

Природные условия Самарской области: климат, геология и полезные ископаемые, рельеф, почвы, водоёмы, леса, луга, степная зона, животный мир. Географические названия и топонимика Самарского края.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

5-6.

Этнография Самарского края

2 ч

Основные этапы заселения Самарского края. Роль военно-административного правительственного освоения Заволжья. Хозяйственные занятия насельников Самарского Поволжья. Основные типы расселения народов края. Одежда народов края.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

7-8.

Практикум «Обряды народов Самарской области»

2 ч

Современный этнический состав Самарской области.  Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области. Национально-культурные центры и объединения города Самары.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Ценностное отношение к природному миру. Готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

9-11.

Самарский край в древности

3 ч

Стоянки первобытных людей на территории Самарской области. Археологические находки на территории края. Племена, обитавшие на земле края.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Применение и представление информации.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

12-13.

Практикум. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.

2 ч

Археологи – исследователи Самарского Поволжья.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Ценностное отношение к природному миру.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

14-16.

Самарский край в средневековье.

3 ч

Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар. Заселение Самарской Луки болгарами. Муромский городок. Взаимоотношения их с соседями. Формирование государственности Волжской Болгарии, её внутренняя и внешняя политика. Продолжительность золотоордынского периода истории Среднего Поволжья. Внешнеполитические и экономические отношения между Золотой Ордой Волжской Болгарией. Битва на Кондурче между Тахтамышем и Тамерланом.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Ценностное отношение к природному миру..

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

17-18.

Население Самарского края в XV-XVI веках.

2 ч

Географическое положение, виды хозяйства и верования населения Самарского края.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Ценностное отношение к природному миру.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

19-20.

Присоединение края к русскому государству и его историческое значение.

2 ч

Присоединение Самарского края к Русскому государству.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

21-24.

Самарский край в XVI веке

4

Складывание казачества в Жигулях. Этнический состав казаков Волжская вольница, её значение в защите окраин государства. Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

25-27.

Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара.

3

Первые описания и рисунки крепости «Самарский городок»

Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

28-29.

Деятельность Г. О. Засекина.

2

Биография Г.Засекина, значение его деятельности для Самарского края

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

30-33.

Подготовка и презентация  проектов «Волжская вольница»

4

Обобщение знаний об истории Самарского края. Защита проектов.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.) Применение и представление информации. Установление причинно-следственных связей и аналогий.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

34.

Итоговое повторение

1

Обобщение знаний об истории Самарского края.

Готовность и способность к саморазвитию. Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина Самары, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Эстетические потребности, ценности и чувства. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Использовать знаково-символические схемы. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной или письменной форме творческого и исследовательского характера. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т.д.)

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнера монологические высказывания вести устный диалог. Осуществлять контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действие  в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа !Мой край родной"

Программа внеурочной деятельности...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Программа «Мой край родной»

Приобщение детей к исследовательской деятельности, к чтению книг и различных литератур, углубленное изучение материальной и духовной культуры местного населения....

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...