Программа курса "Мой край Шолоховская земля"
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Овчелупова Вера Ивановна

Программа предназначена для изучения краеведческого материала Шолоховского района. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass._sholohovskaya_zemlya..doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Мой край – Шолоховская земля».

Пояснительная записка.

       Согласно новому учебному плану по географии для средней школы в 6 классе отводится 1 час на изучение курса «Физическая география».  Региональный компонент базового образования в Шолоховском районе представлен настоящей программой для учащихся 6 класса. Краеведческий подход в образовании и воспитании позволяет закрепить содержание базовых учебных дисциплин, показать значимость получаемых знаний на практике, иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале, воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

     Практическая направленность реализуются за счет введения в каждую тему практических занятий: экскурсий, проведений исследований, описаний, разработки и защиты проектов, презентаций, демонстрации видеофильмов. С помощью разнообразных форм проведения занятий, достигаются прочные знания обучающихся о родном крае, и развивается педагогическое творчество учителя.

Опыт краеведческой работы географов Шолоховского района и предложения   новых программ по географии региона подсказали необходимость разработки общих дидактических основ регионального географического образования, основанного на основных принципах преподавания предмета: территориальной  целостности, исторический, демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции.

Территориальная составляющая. Понятие «родной край» в данной программе соответствует Шолоховскому административному району, с центром станицей Вешенской.

Историческая составляющая. Включение материалов об истории края, его изучении и исследовании, развитии хозяйства и его будущего, сведений об известных земляках позволяет расширить кругозор учеников и усиливает воспитательные функции курса.

Экологическая составляющая. Экологический принцип предусматривает изучение экологических ситуаций в крае, осознание причин создавшейся обстановки.

Программа основывается на ряде дидактических принципов, определяющих особенности отбора и структурирования содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса.

  1. Принцип самости (ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого). Основным приоритетом современного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности, способствующих самопознанию, самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию обучаемых.
  2. Краеведческий принцип предполагает изучение геоэкологических основ на примере своего ближнего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся в природе, развивая исследовательскую деятельность.

  1. Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые географические объекты и явления.

  1. Принцип экологизации предусматривает конструирование методики формирования самостоятельной деятельности учащихся при изучении экологических проблем своей местности.

  1. Гуманитарно-культурологический принцип предполагает включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленности занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изученного материала.

  1. Личностно-деятельностный принцип предусматривает реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих заданий, которые способствуют развитию исследовательской деятельности.

  1. Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности.

Цели курса:

  1.   расширение и обобщение знаний по географии своего района;
  2.    расширение знаний о заповедных местах Шолоховской земли;
  3.    знакомство с историей происхождения названий станиц и хуторов района;
  4.    знакомство с историей происхождения названий заповедных участков, редкими видами    растений.
  5.  воспитание бережного отношения к природе, любви к родной земле, осознание значимости себя в окружающем мире;
  6.  объяснить влияние природных условий и исторических факторов на хозяйственную деятельность человека, принципы рационального природопользования;
  7.  наблюдать, описывать,  участвовать в мероприятиях по охране природы  своего родного края.

                                  Задачи курса:

  1.      сформировать знания о природных особенностях Шолоховского района

( тектоническом и геологическом строении, рельефе, климате, почвенно – растительном покрове и животном мире)  и экономико – социальных аспектах его формирования, современного состояния и перспективах их развития;

  1. создать у школьников представление о системе географических характеристик территории на основе наблюдений, описаний, составления карт своей местности; привлечение сведений из разнообразных областей знаний: литературы, истории, краеведения, экологии. Научить шестиклассников устанавливать причинно – следственные связи между компонентами природы своей местности;
  2. в процессе изучения данного курса предполагается начальные виды работы учащихся над освоением различных методов краеведческих исследований.

                Начальный курс физической географии Шолоховского района.

Тема 1. (6 часов.) План участка местности, территории школы. Карта Шолоховского района.

Шолоховский район на карте Ростовской области. Относительная и абсолютная высота местности. Построение плана участка местности, территории школы с помощью глазомерной съёмки.

Практические работы. № 1. Определение по плану территории направления от своего хутора до станицы Вешенской, города Ростова – на – Дону. Конкурс по ориентированию на местности.

Практическая работа № 2. Определение расстояния от своего населенного пункта к ближайшему морю. Игра – путешествие.

Практическая работа № 3. Определение расстояния от своего населенного пункта к ближайшим горам. Описание маршрута движения.

Практическая работа №4. Определение географических координат населенных пунктов района, крупных форм поверхности рельефа и абсолютной высоты местности.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: понятие о карте Ростовской области и Шолоховского района, план территории школы, своего хутора;

местоположение  своего населенного пункта на карте Ростовской области и района, абсолютную высоту своей местности.

Учащиеся должны уметь: строить план участка местности; ориентироваться на местности, определять географические координаты и абсолютную высоту местности на карте.

Тема 2. ( 4 часа) Особенности форм рельефа Шолоховского района.

Основные формы рельефа Шолоховского района. Особенности залегания горных пород в районе и своей местности. Полезные ископаемые района, расположение основных месторождений. Использование полезных ископаемых своего района.

Практическая работа № 1. Описание особенностей рельефа своей местности, определение абсолютной высоты.

Практическая работа № 2. Описание горных пород своей местности; составление коллекций.

Практическая работа № 3. Использование полезных ископаемых своей местности.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: основные формы рельефа своей местности, своеобразие горных пород и места их нахождения и использования.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать горные породы своей местности по их происхождению и внешним признакам, уметь составлять коллекции;

показывать на карте основные формы рельефа и определять их абсолютную высоту; обозначать на контурной карте географические объекты.

Тема 3. ( 4 часа)  Поверхностные воды Шолоховского района.

Воды суши. Территории бассейна реки Дон. Режим и питание реки. Озера на территории района, их образование. Искусственные водоемы. Подземные и минеральные воды Шолоховского района, их использование. Меры по охране поверхностных вод, использование в хозяйстве воды местных рек и озер или прудов. Подземные воды, их использование и свойства.

Карстовые воронки на территории Шолоховского района, причины их появления.

Практическая работа № 1. Описание реки своей местности.

Практическая работа № 2. Искусственные водоемы своей местности, их использование населением.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: крупные и малые реки и озера Шолоховского района;

режим рек и хозяйственное использование вод; систему мер по охране вод.

Учащиеся должны уметь: показывать на карте реки своей местности; описывать воды своей местности.

Тема 4.( 4 часа) Особенности климата Шолоховского района.

Что такое погода. Погода и причины её изменений в районе и области. Преобладающие типы погод. Климатические показатели ( направление январских и июльских изотерм, годовое количество осадков, направление преобладающих зимой и летом ветров, диаграмма годового хода температуры и осадков по среднемесячным показателям, фенологические наблюдения).

Практическая работа № 1. Ведение календарей погоды с целью наблюдения за погодой в своей местности.

Практическая работа № 2. Составление диаграммы типов погоды своей местности.

Практическая работа № 3. Составление графика хода температуры за месяц, год.

Практическая работа № 4. Составление диаграммы осадков за месяц, год. Роза ветров.

Практическая работа № 5. Описание погоды дня, месяца. Творческое задание.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: климатические показатели; преобладающие типы погод в районе и области; характеристику климата своей местности.

Учащиеся должны уметь: проводить наблюдения за погодой; пользоваться оборудованием географической площадки для наблюдения за погодой местности; анализировать климатические карты, составлять диаграммы типов погоды, графики хода температур, диаграммы облачности и осадков.

Тема 5. ( 2 часа) Почвы. Почвенные ресурсы Шолоховского района. Использование и охрана почв.

 Что такое почва. Условия для формирования почв в Шолоховском районе. Преобладающие типы почв области и своей местности. Хозяйственное использование почв своей местности, охрана почв.

Практическая работа № 1. Описание почв своей местности.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: условия образования различных типов почв в своей местности; использование почв и охрана почвенных ресурсов.

Учащиеся должны уметь: определять тип почвы, условия её образования.

 

Тема 6.( 4 часа) Животный и растительный мир Шолоховского района.

Животные, встречающиеся на территории района. Мероприятия по охране и сохранению численности и разнообразия животного мира района. Особенности растительного мира. Редкие и исчезающие растения своей местности. Типы растительности. Растения зональные и азональные. Вешенские ландшафты.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: разнообразие растительного и животного мира своей местности, распространение растений и животных по территории района; своеобразие компонентов природы района; влияние их на человека.

Учащиеся должны уметь: определять типичные растения своей местности, знать их использование как лекарственные средства, уметь описывать различные природные комплексы своей местности, взаимосвязи между компонентами природных комплексов.

Тема 7. ( 2 часа) Шолоховский район на карте Ростовской области.

Способы изображения на карте района и области. Виды населенных пунктов и их хозяйственная деятельность. История освоения и заселения территории Шолоховского района.

Исторические особенности названия хуторов Дона. Население Шолоховского района и его быт.

Выдающиеся люди Шолоховского района, их заслуги перед Отечеством.

Практическая работа № 1. Надписывание на контурной карте района хуторов и станиц.

Творческое задание. Сообщение о знаменитых людях своего населенного пункта.

Тема 8. ( 2 часа)  Заповедные уголки Шолоховского района.

Реликтовый дуб – великан. Сосновый бор. Уникальное урочище – ендовы. Чернь. Старое русло Дона. Ясеновская балка. И.т.д.

Практическая работа № 1. Описание одного из заповедных уголков нашего района. Экскурсия.

Обобщение ( 2 часа.)

Тематическое планирование материала по географии Шолоховского района.

Тема урока

Вид деятельности или форма проведения

Практические работы, экскурсии.

Тема 1.План участка местности, территории школы. Карта Шолоховского района. 6 часов.

1.

Карта Шолоховского района. Географическое положение района. Относительная и абсолютная высота местности.

Беседа с элементами игры. Работа с картами.

2.

Определение по плану территории направления от своего хутора до станицы Вешенской, города Ростова.

Урок – практикум.

Практическая работа № 1.

3.

Определение расстояния от своего населённого пункта к ближайшему морю.

Урок – практикум с элементами игры.

Практическая работа № 2.

4.

Определение расстояния от своего населенного пункта к ближайшим горам. Описание маршрута движения.

Урок – практикум с элементами игры.

Практическая работа № 3.

5.

Определение географических координат населенных пунктов района, крупных форм поверхности рельефа и абсолютной высоты местности.

Урок – практикум.

Практическая работа № 4.

6.

Итоговый урок по теме.

Проверка знаний.

Тестирование.

Зачет № 1.

Тема 2. Особенности форм рельефа Шолоховского района. 4 часа.

7.

Основные формы рельефа Шолоховского района. Основные формы рельефа своей местности и их описание.

Урок – практикум. Беседа.

Практическая работа № 5.

8.

Особенности залегания горных пород. Месторождения полезных ископаемых.

Урок – диалог.

9.

Полезные ископаемые своей местности, составление коллекции.

Урок – экскурсия.

Практическая работа № 6.

10.

Использование полезных ископаемых своей местности.

Урок – практикум.

Практическая работа № 7.

Тема 3. Поверхностные воды Шолоховского района. 4 часа.

11.

Воды суши. Река Дон. Режим и питание реки. Описание реки своей местности.

Урок – диалог.

Практикум.

Сообщения.

Практическая работа № 8.

12.

Озера на территории Шолоховского района, их образование.

Урок – диалог.

Сообщение.

13.

Подземные и минеральные воды района, их использование. Карстовые воронки – что это такое?  Охрана вод.

Лекция с использованием слайдов.

Сообщения.

14.

Искусственные водоемы, их использование.

Урок – практикум.

Практическая работа № 9.

Тема 4. Особенности климата Шолоховского района. 4 часа.

15.

Что такое погода. Погода и причины её изменений в районе и области.

Веление календарей погоды, правила заполнения.

Практическая работа № 10.

16.

Преобладающие типы погод зимой и летом. Составление диаграммы типов погоды своей местности.

Урок – практикум.

Практическая работа № 11.

17.

Климатические показатели температуры за месяц. Составление графика хода температуры. Диаграммы осадков.

Урок – практикум.

Практическая работа № 12, 13.

18.

Описание погоды дня, месяца.

Творческое задание.

Практическая работа № 14.

Тема 5. Почвы. Почвенные ресурсы Шолоховского района. Использование и охрана почв. 2 часа.

19.

Условия для формирования почв в Шолоховском районе. Основные типы почв.

Урок – диалог.

20.

Хозяйственное использование почв своей местности. Описание почв своей местности по результатам экскурсии.

Урок – практикум.

Практическая работа № 15.

Тема 6. Животный и растительный мир Шолоховского района. 4 часа.

21.

Животный мир Шолоховского района. Охрана животного мира.

Творческое задание по описанию некоторых видов животных.

Демонстрация слайдов.

22.

Особенности растительного мира. Редкие растения нашего района.

Вешенские ландшафты.

Демонстрация гербарных образцов редких растений.

Демонстрация слайдов.

23.

Типы растений.

Урок – диалог.

24.

Охрана растительного мира.

Тема 7. Шолоховский район на карте Ростовской области. 2 часа.

25.

Виды населенных пунктов. История освоения и заселения Шолоховской земли. Население Шолоховского района и его быт.

Практическая работа № 16.

26.

Выдающиеся люди Шолоховского района.

Творческое задание.

Тема 8. Заповедные уголки Шолоховского района. 2 часа.

27.

Урок – экскурсия к дубу – великану.

28.

Заповедные уголки своего хутора.

Экскурсия.

29.

Итоговое обобщение материала.

Проверка знаний.

30.

Подведение итогов.

Итоговое тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Край родной – земля марийская

Познакомить ребят с плясками, песнями и сказками марийского народа.Расширить познания о марийском крае.Воспитывать уважение к народному творчеству марийского народа....

Программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край».

Я считаю, что  одним из  приоритетных направлений в  предпрофильной  подготовке обучающихся по географии является...

презентация «Тебе, мой край, моя Земля» сказка –притча «Наш дом там, где мы любим»

презентация «Тебе, мой край, моя Земля» сказка –притча «Наш дом там, где мы любим» ...

Программа курса по краеведению «Мой край- Шолоховская земля»

Одним из важнейших видов работы в обучении и воспитании школьников является краеведение. Современная школа, поддерживая традиции, ведет систематическую работу по краеведческому направлению, совершенст...

Реализация социокультурного образования в школьной библиотеке. (Фрагмент программы литературного краеведения «Край родной, земля уральская»).

В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Исто...