Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лицом к лицу к экзаменам»
рабочая программа по психологии (9 класс)
Предлагаемая программа внеурочной деятельности направлена на профилактика негативных эмоциональных переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи ГИА. Может использоваться в работе педагога-психолога, классного руководителя, учителя-предметника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_ekzamen.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я и экзамен»
(основное общее образование)
9 классы
Направление: социальное
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я и экзамен» основного общего образования разработана с учетом следующих номативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образова тельного стандарта основного общего образования» (в ред. от 29.12.2014 г);
- Основной образовательной программы основного общего образования школы;
- Устава школы;
- Плана внеурочной деятельности школы на 2019/2020 учебный год;
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. Просвещение, 2013-. 223с. Стандарты второго поколения);
- на основе программы психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (Квачева Н.Е., г. Батайск, Ростовская область). (Победитель Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», рекомендована Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях).
Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и направлена на формирование навыков здорового образа жизни у подростков, так как данное направление в настоящий момент является приоритетным в системе воспитания.
В течение последнего десятилетия система российского образования претерпевает значительные изменения, меняются образовательные стандарты, структура и содержание образования, форма итоговой аттестации и другие аспекты.
Экзамен даже для хорошо подготовленного человека всегда испытание, связанное с переживанием, так как является не просто проверкой знаний, а проверкой знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Экзамен -это еще более мощный источник стресса для подростка, так как проходит на базе неродной школы, в окружении незнакомых сверстников и членов экзаменационных комиссий.
Период подготовки и сдачи экзаменов связан с большим напряжением для учащихся. Интенсивные умственные нагрузки и эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы и негативно влияют на общее состояние организма. Экзаменационный стресс снижает работоспособность, сопротивляемость организма, провоцирует обострение заболеваний. Процедура прохождения государственного экзамена - деятельность сложная, предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций учащихся. Очевидно, что в этой ситуации выпускники более чем когда-либо нуждаются в психологической помощи и поддержке.
Трудности, испытываемые выпускниками, в период подготовки и сдачи ОГЭ представлены когнитивным, личностным и процессуальным компонентами. Решение каждой из них необходимо, но максимально важной при подготовке к ситуации, способной вызвать стресс является профилактика эмоционально-личностных трудностей, а именно тревоги, волнения, беспокойства. Тревожные переживания влияют на мысли и поведение. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей. В связи с этим преодоление ее очень важно при подготовке учащихся к трудным ситуациям, таким как экзамены.
Для снижения степени и преодоления перечисленных выше трудностей разработана профилактическая психолого-педагогическая программа занятий внеурочной деятельности по подготовке учащихся выпускных классов к экзаменам.
Цель программы курса внеурочной деятельности: профилактика негативных эмоциональных переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи ГИА.
Задачи:
- формирование у выпускников объективного отношения к ОГЭ;
- развитие навыков преодоления трудностей и освоение способов повышения эффективности успешной сдачи ОГЭ;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- обучение приемам саморегуляции, снятия эмоционального напряжения;
- развитие уверенности и повышения самооценки учащихся.
Программа составлена на 34 занятия, 1 час в неделю.
Место проведения занятий: МБОУ «ООШ №15».
Назначение программы. Программа предназначена для обучающихся 9-х классов.
Ценностные ориентиры содержания курса
1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.
4. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Форма внеурочной деятельности – кружок.
Формы проведения данной программы внеурочной деятельности – занятия с элементами тренинга, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, мини-лекция, мини-дискуссия, психологическая игра, психологическая диагностика.
Методы внеурочной деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения -это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
- упражнение;
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
Общая характеристика курса:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.
Курс занятий эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
- в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
- в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
- в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
- Постоянно стимулировать их познавательную активность.
- Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
- Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
- Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.
- Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.
Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.
Работа со слабоуспевающими учениками
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
- Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
- Применение заданий различной степени трудности.
- Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.
- Использование экспресс-диагностик.
- Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.
- Карточки-задания на дом.
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Использование межпредметных связей.
- Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.
- Работа с учебной, дополнительной литературой.
- Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.
- Использование интерактивных занятий.
2. Планируемая результативность курса
Даная программа рассчитана на достижение воспитательных результатов:
- первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к своему психологическому здоровью, к социальной реальности в целом.
- результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию,
- снижение уровня тревожности у выпускников, повышение сопротивляемости стрессу,
- ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
- овладение выпускниками освоенных техник саморегуляции и навыков самоконтроля в процессе сдачи экзаменов
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе
- планировать свою подготовку к экзаменам с учетом индивидуального стиля учебной деятельности
- задействовать различные интеллектуальные ресурсы при подготовке к экзаменам
- понимать психологические основ сдачи экзамена и наличие позитивного отношения к процессу сдачи
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
- уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
- учиться самостоятельно решать проблемы в стрессовой ситуации
- формулировать свое собственное мнение и позицию
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.
Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.
Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.
Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях; развитие навыков саморегуляции.
Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.
Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на проблему ЗОЖ.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении подростков имеют исключительное значение.
Предметные результаты:
- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),
- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),
- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),
- опыт творческой самодеятельности,
- овладение культурой психической деятельности,
- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- сопротивляемость стрессу;
- навыки саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- уверенность в себе;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Демонстрация успешности обучающихся:
- участие в предметных олимпиадах по психологии школьного, окружного, городского, краевого уровней
3. Содержание программы курса внеурочной деятельности
Содержание программы «Я и экзамен». 9 класс» (34 ч., 1 ч. в неделю)
1 блок. «Плюсы и минусы ОГЭ. Объективный взгляд на экзамен»
Мы рады встрече!
Познакомить участников с процессом и техниками общения; сформировать позитивный настрой на работу по данной проблематике; способствовать формированию у участников ощущения единой группы.
Познаем себя
Проведение стартовой диагностики личностных психологических особенностей выпускников.
Я и моё будущее
Формирование у учащихся нового отношения к экзаменам, как к необходимому этапу в жизни.
Какой он- экзамен?
Дать представление учащимся о процедуре ОГЭ, ее особенностях.
Моя ответственность на экзамене
Формирование адекватного реалистичного мнения о ОГЭ, развитие позитивного и ответственного отношения к экзаменам.
Поведение на экзамене
Познакомить с особенностями восприятия ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями, планированием рабочего времени на экзамене.
2 блок. «Как справляться со стрессом и владеть собой?»
Что такое стресс?
Дать понятие стресса, как адаптационного синдрома
Как управлять стрессом
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Способы снятия нервно-психического напряжения
Познакомить со способами снятия нервно-психического напряжения, их отработка.
Приемы релаксации
Познакомить с техниками релаксации.
Управление негативными эмоциями
Научить приемам самопомощи и методам регуляции в ситуации психического перенапряжения, их отработка.
Приемы самообладания
Научить способам совладения с волнением, тревогой, страхом, их отработка.
Волевая мобилизация
Познакомить с приемами быстрой волевой мобилизации, их отработка.
Эмоции и поведение
Дать понятие эмоции, как энергетизирующего и организующего компонента действия.
Мотивация и рациональные мысли
Работа с понятием «мотивы», «мысли». Работа с положительными мотивами.
3 блок. «Как усвоить материал»
Восприятие информации
Дать понятие о ведущих каналах восприятия информации
Наша память
Познакомить с видами памяти, ее основными механизмами.
Приемы запоминания
Познакомить с приемами эффективного запоминания (мнемоника, акроним, компоновка и др.), их отработка.
Методы работы с текстом
Научить методам и приемам эффективной работы с текстовой информацией при подготовке к экзаменам, их отработка.
Наше внимание
Познакомить с видами внимания, его основными механизмами.
Наше мышление
Познакомить с видами мышления, его основными механизмами, навыками позитивного мышления.
Самоорганизация
Работа с понятием «самоменеджмент», составление плана самоподготовки к экзаменам.
4 блок. «Лицом к лицу с экзаменом»
Я уверен в себе
Развитие навыков принятия себя, повышения самооценки, уверенности в своих силах.
Поведение на экзамене
Открытие учащимся в себе тех качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно. Формирование положительной «Я -Концепции», позитивного отношения к самому себе.
Как я познал себя
Проведение итоговой диагностики личностных психологических особенностей выпускников, рефлексия, работа с анкетами-отзывами.
4. Тематический план
№ ззаня тия | Темы занятия | Виды и формы внеурочной деятельности | ККол-во часов | Вид занятия | Сроки проведения занятий | |||||
по плану | по факту | |||||||||
1 блок. «Плюсы и минусы ОГЭ. Объективный взгляд на экзамен» | ||||||||||
1 | Мы рады встрече | Мини-лекция, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 11 | Практическое | ||||||
2 | Познаем себя | Психологические диагностические методики | 11 | Практическое | ||||||
3 | Познаем себя | Психологические диагностические методики | 11 | Практическое | ||||||
4 | Я и моё будущее | Элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, мини-дискуссия | 1 | Практическое | ||||||
5 | Я и моё будущее | Элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, мини-дискуссия | 1 | Практическое | ||||||
6 | Какой он- экзамен? | Мини-лекция, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
7 | Какой он- экзамен? | Мини-лекция, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
8 | Моя ответственность на экзамене | Элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, мини-дискуссия | 1 | Практическое | ||||||
9 | Поведение на экзамене | Элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, мини-дискуссия | 1 | Практическое | ||||||
10 | Поведение на экзамене | Элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, игра | 1 | Практическое | ||||||
2 блок. «Как справляться со стрессом и владеть собой?» | ||||||||||
11 | Что такое стресс? | Мини-лекция, мини-дискуссия | 1 | Практическое | ||||||
12 | Как управлять стрессом | Мини-лекция, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
13 | Как управлять стрессом | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
14 | Способы снятия нервно-психического напряжения | Мини-лекция, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
15 | Приемы релаксации | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
16 | Управление негативными эмоциями | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
17 | Приемы самообладания | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
18 | Волевая мобилизация | Мини-лекция, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
19 | Эмоции и поведение | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
20 | Мотивация и рациональные мысли | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, игра | 1 | Практическое | ||||||
3 блок. «Как усвоить материал» | ||||||||||
21 | Восприятие информации | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
22 | Наша память | Мини-лекция, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
23 | Приемы запоминания | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
24 | Приемы запоминания | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
25 | Методы работы с текстом | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
26 | Наше внимание | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
27 | Наше мышление | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
28 | Самоорганизация | Мини-лекция, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
29 | Самоорганизация | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, игра | 1 | Практическое | ||||||
4 блок. «Лицом к лицу с экзаменом» | ||||||||||
30 | Я уверен в себе | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
31 | Поведение на экзамене | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | ||||||
32 | Поведение на экзамене | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, психологическая игра | 1 | Практическое | ||||||
33 | Как я познал себя | Психологические диагностические методики | 1 | Практическое | ||||||
34 | Как я познал себя | Психологические диагностические методики, элементы тренинговых упражнений, рефлексия | 1 | Практическое | ||||||
Итого: | 34 ч. |
5. Формы оценки результатов внеурочной деятельности
Способами определения результативности программы являются сопоставление результатов психологической диагностики до начала реализации программы и по ее завершению.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению программы являются мониторинг результативности изучения курса внеурочной деятельности (приложение 1)
Приложение 1
МОНИТОРИНГ итоговых результатов по курсу внеурочной деятельности
«Все, что тебя касается»
Дата проведения: _________года Класс ________
№ п/п | Ф.И. учащегося | УУД | ||||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | Уровень | ||
1 | Н.у.* | В.у. | В.с.у. | С.у. | ||
2 | В.с.у. | С.у. | С.у. | В.с.у. | ||
3… | В.с.у | В.у. | С.у. | В.у. |
Применяемые методики:
УУД | Методика | Исследуемые характеристики |
Личностные УУД | Диагностика учебной мотивации Н.Ц.Бадмаевой на основе методики М.В.Матюхиной | Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД |
Регулятивные УУД | Определение уровня развития словесно-логического мышления (Любовь Переслени, Татьяна Фотекова) | Изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД |
Познавательные УУД | Методика "Интеллектуальная лабильность" (модификация С. Н. Костроминой) | Изучение концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданной скорости выполнения как составляющих регулятивных УУД |
Коммуникативные УУД | Методика «Социометрия»
| Изучение социометрического статуса в детском коллективе как одного из составляющих коммуникативных УУД |
* Низкий уровень (н.у.) - ____кол-во______ обучающихся
Ниже среднего уровня (н.с.у.) ___________ обучающихся
Средний уровень (с.у.) _____________ обучающихся
Выше среднего уровня (в.с.у.) ___________ обучающихся
Высокий уровень (в.у.) _____________ обучающихся
6. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
- Мультимедийная техника (компьютер, проектор, экран);
- Аудиозаписи (музыкальные произведения, звуки природы и др.);
- Видеозаписи (классическая детская литературы, живая природа, социальные явления и др.)
- Наглядные материалы (картины, репродукции, фото, таблицы и др.)
Методические пособия для учителя
- Аудио-, видеозаписи.
- Набор открыток сюжетного содержания.
- Набор тематических таблиц.
- Набор фотографий видов природы, портретов людей.
- Психологические тесты.
- Репродукции картин, рисунки для определения эмоционального состояния человека.
Литература для педагога
1.Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
3. Голерова, О. А. Повышение стрессоустойчивости обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ / О. А. Голерова, И. С. Григолашвили // Справ. педагога-психолога. Школа. - 2015. - № 10. - С. 32-45.
4. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
6. Кадашникова Н. Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить ребёнка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137с.
7. Мавлиева, А. М. Психологическая подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ "К экзамену ГОТОВ!" / А. М. Мавлиева // Справ. педагога-психолога. Школа. - 2014. - № 4. - С. 70-78.
8. Менн, А. В. Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче ЕГЭ / А. В. Менн, М. Б. Маркина // Справ. педагога-психолога. Школа. - 2016. - № 2. - С. 48-58.
9. Пронькина Т.М., Рубова Н.С. Материалы для психологов по психологической помощи и поддержке учащихся и родителей при подготовке и сдачи ЕГЭ. - Москва, 2005.
10. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
11. Смородина, О. А. Подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. Программа психологического сопровождения / О. А. Смородина // Пед. мастерская. Все для учителя!. - 2016. - № 4. - С. 43-45.
12. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" Школьный психолог, 2003,- №23. – 32 с.
13. Федорова, Л. А. Готовимся к экзаменам : занятие для обучающихся выпускных классов / Л. А. Федорова // Психолог в школе!. - 2017. - № 2. - С. 24-25.
14. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. ⎯ Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. ⎯ Минск,2004.
3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко⎯ М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий ⎯ М.: Просвещение, 1991.
5. Задоя, Н. М. Готовимся к экзаменационным испытаниям / Н. М. Задоя // Пед. диагностика. - 2013. - № 2. - С. 90-101.
6. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель⎯ М.: Проспект, 2005.
7. Шубина, Д. В. Готовимся к ЕГЭ: старшеклассникам и их родителям / Д. В. Шубина // Потенциал. - 2014. - № 12. - С. 70-73.
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования;
http://rospsy.ru/knigi-stati-materialy-konferentsii- сайт Федерации психологов образования России
http://www.ege.edu.ru- официальный информационный портал ЕГЭ
Список использованной литературы и источников
1.Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
3. Голерова, О. А. Повышение стрессоустойчивости обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ / О. А. Голерова, И. С. Григолашвили // Справ. педагога-психолога. Школа. - 2015. - № 10. - С. 32-45.
4. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
6. Кадашникова Н. Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить ребёнка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137с.
7. Мавлиева, А. М. Психологическая подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ "К экзамену ГОТОВ!" / А. М. Мавлиева // Справ. педагога-психолога. Школа. - 2014. - № 4. - С. 70-78.
8. Менн, А. В. Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче ЕГЭ / А. В. Менн, М. Б. Маркина // Справ. педагога-психолога. Школа. - 2016. - № 2. - С. 48-58.
9. Пронькина Т.М., Рубова Н.С. Материалы для психологов по психологической помощи и поддержке учащихся и родителей при подготовке и сдачи ЕГЭ. - Москва, 2005.
10. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
11. Смородина, О. А. Подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. Программа психологического сопровождения / О. А. Смородина // Пед. мастерская. Все для учителя!. - 2016. - № 4. - С. 43-45.
12. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" Школьный психолог, 2003,- №23. – 32 с.
13. Федорова, Л. А. Готовимся к экзаменам : занятие для обучающихся выпускных классов / Л. А. Федорова // Психолог в школе!. - 2017. - № 2. - С. 24-25.
14. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования;
http://rospsy.ru/knigi-stati-materialy-konferentsii- сайт Федерации психологов образования России
http://www.ege.edu.ru- официальный информационный портал ЕГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в лицах"
Рабочая программа курса внеурочной детялеьности "История в лицах" рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Программа соответствует структуре ФГОС СОО. Основным методическим сопровожде...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Подготовка к олимпиадам и экзаменам» для 8 класса
Олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Подготовка к экзаменам международного образца"
Данный курс ориентирован на углубленное изучение английского языка. Предназначен для 8-9 классов....