Повторительно-обобщающий урок "Великая Отечественная Война",9-11 классы
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Изучение основных сражений,этапов ВОВ.Историческое значение победы в ВОВ.Итоги войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vov_11_klass.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока повторения
по теме:
«Великая Отечественная война»
9-11 класс
повторить, обобщить и углубить знания учащихся по теме, используя групповую и индивидуальную работу, определить источники и итоги победы Советского Союза в Великой Отечественной войне;
развивать умения работать в группах, умения делать выводы, высказывать свои суждения, их аргументировать, развивать исследовательские умения, умение публичного выступления.
воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам войны и труженикам тыла, гордости за свою Родину.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война», атласы по истории России 20 века, презентация.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Слово учителя. В истории человечества есть события решающего, поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся 65 лет назад Великую Отечественную войну.
Историческая победа явилась усилием 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть легла на плечи Советского Союза. Именно на советско-германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения Второй мировой войны. Именно здесь благодаря массовому героизму и стойкости советских солдат была решена участь фашизма.
Брест, Москва, Ленинград, Сталинград, Курск и другие города-герои навечно останутся в памяти людей. Эта война унесла 27 млн. человеческих жизней и последний солдат еще не похоронен.
Ребята, сегодня на уроке повторения по теме «Великая Отечественная война» давайте еще раз перелистаем некоторые страницы этой страшной войны. Эпиграфом урока являются слова: «Никто не забыт, ничто не забыто!» Постарайтесь в конце урока решить следующее проблемное задание: каковы источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему, такой дорогой ценой была достигнута победа?
II. Повторение и обобщение темы.
1. Выполнение тестов (3 ученика).
2. Работа на доске. Вставить пропущенные буквы в понятия и термины и устно дать им определения.
Эв- к- ац- я, бл-цкр-г, л-нд – л-з, ост-рб-йт-ры, в-рм-хт.
Первая страница войны. Начало Великой Отечественной войны.
Звучит сообщение Левитана о нападении Германии.
3. Сообщение учащегося «Военные действия в начале войны».
22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики План молниеносной войны предусматривал ведение войны против СССР на трех основных направлениях – на Ленинград, Москву, Киев.
Через 3 недели фашисты оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, значительную часть Украины, Молдавии, Эстонии. Враг продвинулся вглубь советской территории на 350-600 км. Красная Армия потеряла за короткий срок более 100 дивизий, были уничтожены или захвачены тысячи орудий и минометов, самолетов, танков. Основные силы войск Западного фронта оказались в окружении.
Красная армия оказала упорное сопротивление под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой. Фашисты не смогли захватить Ленинград и 8 сентября установили блокаду. 10 июля началось Смоленское сражение, длившееся более 2-х месяцев. В ходе него был нанесен первый крупный контрудар под Ельней, и группа армий «Центр» на время перешла к обороне.
Оборонительные сражения за Киев продолжались до 20 сентября 1941 г. Основные силы войск Юго-Западного фронта оказались в окружении. Одесса оборонялась 73 дня. Советские войска оставили город 16 октября.
Оборонительные сражения июля-сентября 1941 г. сорвали осуществление первоначального варианта плана «Барбаросса». Новое наступление немцы уже планировали только на одном направлении – московском.
4. Работа с документом. Из воспоминаний Г. К. Жукова.
« Основные причины поражения наших войск в начале войны… состояли в том, что война застала наши вооруженные силы в стадии их реорганизации и перевооружения более совершенным оружием; в том, что наши пограничные войска своевременно не были доведены до штатов военного времени, не были приведены в полную боевую готовность и не развернуты по всем правилам оперативного искусства для ведения активной стратегической обороны.
Те меры, которые проводились, оказались полумеркой. Все эти недостатки еще больше увеличили преимущества противника, который и без того превосходил наши войска в количественном и качественном отношении, а так как стратегическая инициатива находилась у противника – все эти факторы сыграли решающую роль в начале войны».
Вопросы к документу: какими факторами объясняет Жуков причины неудач Красной Армии в начальный период войны? О каких факторах умалчивал великий полководец? Какие причины поражения советских войск вы можете назвать еще?
Учитель. Назовите крупнейшие сражения войны в 1941-1943 гг.
Вторая страница войны. Крупнейшие сражения войны в 1941-1943 гг.
5. Работа в группах.
Задания.
1. Назвать имена, даты, термины, связанные с битвой.
2. Указать главнокомандующих фронтов, действующих в битве.
3. Определите, о каких героях идет речь в тексте.
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение битвы».
Учитель: Московская битва продолжалась 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Финляндии. С обеих сторон в ней участвовало около 7 млн. человек. К апрелю 1942 г. советские войска отбросили противника от стен столицы на 150-350 км.
Задания группе «Битва под Москвой».
1. Назвать имена, даты, термины, связанные с битвой под Москвой.
2. Указать главнокомандующих фронтов, действующих на Московском направлении в декабре 1941 г.
Западный Жуков
Калининский Конев
Юго-Западный Тимошенко
3. Определите, о каких героях идет речь в тексте.
«На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил» (Виктор Талалихин)
«Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя (Клочков Василий Георгиевич).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение битвы под Москвой.
Учитель. В 1942 г. началось великое сражение на Волги – Сталинградская битва. Бои шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, каждый дом. Раненых перевозили на другой берег Волги. Когда спросили однажды привезённых раненых, что в городе делается, они ответили: «Всё горит, дома, заводы, земля. Металл плавится». – «А люди?» - «Люди? Стоят насмерть!».
Задания группе «Сталинградская битва»
1. Назвать имена, даты, термины, связанные со Сталинградской битвой.
2. Указать главнокомандующих фронтов, действующих на Сталинградском направлении.
Донской А. Еременко
Сталинградский Н. Ватутин
Юго-Западный К. Рокоссовский
3. Определите, о каких героях идет речь в тексте.
«Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали называть этот дом? (Павлов Яков Федотьевич, «Дом Павлова»).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение Сталинградской битвы».
Учитель. Летом 1943 г на землях современных Белгородской, Курской, Орловской, Воронежской, Брянской, Харьковской, Сумской областей произошло ожесточённое сражение. Оно завершило коренной перелом в войне. Как оно называется?
Задания группе «Курская битва»
1. Назвать имена, даты, понятия, связанные с Курской битвой.
2. Указать фамилии командующих фронтов, действующих на Орловско-Курском направлении.
Центральный К. Рокоссовский
Воронежский Н. Ватутин
Степной И. Конев
Юго-Западный Р. Малиновский
Брянский М. Попов
3. Укажите имена героев битвы.
«6 июля 1943 г. В Белгородском небе он совершил беспримерный подвиг. Встретившись в небе с группой немецких самолётов, он сбил 9 вражеских бомбардировщиков. Такой победы в одном бою не одерживал ни один советский пилот». Назовите его имя. (Александр Константинович Горовец).
«В марте 1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя. (Маресьев Алексей Петрович).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение Курской битвы».
Беседа. Как вы думаете, какие факторы обеспечили коренной перелом в войне?
Третья страница войны «Песни войны».
Учитель. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня вы узнаете о некоторых военных песнях, об их судьбах. Мы переходим к следующей страницы войны «Песни войны», которую подготовили…
6. Выступления учащихся.
Ученик 1. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми. Мы расскажем вам историю некоторых песни военных лет.
Звучит песня «Священная война».
Ученик 2. Эти стихи Василия Ивановича Лебедева- Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.
Впервые песня «Священная война» исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, что бы выступать перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас. Вы слушаете песню в исполнении….
Учение 1. Однажды известный поэт А. Сурков написал стихотворение о землянке, которому суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и тылу. Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из дорогих и любимых. Послушайте отрывок из песни в исполнении Леонида Утесова.
Звучит песня «Землянка».
Ученик 2. Говоря о песнях военной тематике, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эта песня о любви, о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». Послушайте отрывок из песни в исполнении….
Ученик 1. Воевал весь народ, воевала и песня. В этих и других военных песнях люди черпали душевные силы, приближали победу над врагом.
Учитель. Исход войны решался не только на фронте, но и в тылу, где труженики работали под девизом «Все для фронта, все для победы!» Мы переходим к следующей странице « Все для фронта, все для победы!».
Четвертая страница войны «Все для фронта, все для победы!»
7. Защита исследовательской работы «Труженики тыла с. Кузькино в годы Великой Отечественной войны».
В годы войны в селе остались женщины, дети, подростки, старики. Они должны были в условиях войны снабдить фронт продуктами питания, накормить население в тылу. Работали вручную, так как для нужд фронта было взято большое количество тракторов, лошадей.
В селе Кузькино в годы войны действовало два колхоза: «Красный партизан» и «Вперед за урожай». По-фронтовому велась в них работа. Труженики тыла понимали, что от их труда зависит положение на фронте. В колхозах в годы войны стремились как можно меньше сократить площадь озимых и яровых. На полях работали все: женщины, девушки, подростки, дети. Пахали на коровах, а убирали урожай вручную.
В колхозе «Красный партизан» действовала комсомольская молодежная бригада. В ней работала, будучи подростком, бывшая учительница Шелушинина Ольга Ивановна. С трудом она вспоминает какие тяготы и лишения им довелось пережить в годы войны. «Приходилось косить в страду наравне СС взрослыми женщинами по гектару в день. Затем вязали снопы, потом в кресты клали. Лошадей не было, поэтому снопы на носилках носили. Молотили цепами. Бывало, по несколько дней ночевали в поле. Одежду из дома приносили на смену и продукты, какие были: хлеб, картошку, бутылку молока».
Ранней весной 1942 года перед наступлением немцев, жители села начали возведение и укрепление оборонительных сооружений. Работать было тяжело, руки постоянно в крови и в мозолях. Но никто не помышлял о том, что бы вернуться домой.
Страшным был период оккупации для моих земляков. Во время оккупации сельчане оказывали помощь партизанам, скрывавшимся в лесу. Женщины носили им еду, теплую одежду.
29 января 1943 года село Кузькино было освобождено от немецко-фашистских войск, но до победы было еще далеко.
В июне 1943 года труженики села Кузькино участвовали в строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава. Она была необходима для снабжения армии, державшей оборону на Курской Дуге, всем необходимым. На хрупких женских плечах рождалась эта 95-километровая железная дорога. А ведь многим кузькинцам-строителям дороги было по 14-20 лет.
Поляковой Нине Ивановне бывшей учительнице кузькинской школы было 20 лет, когда райком комсомола направил ее на строительство железнодорожной ветки Старый Оскол-Ржава. На встрече строителей дороги Старый Оскол-Ржава Нина Ивановна вспоминала: « Скудный был продовольственный паек, постоянные бомбежки вражеских самолетов. Вечером, придя с работы, первым делом смотрели, какая выработка была у их отряда. И еще оставались силы попеть песни, потанцевать» .
После окончания оккупации села от немецко-фашистских захватчиков труженики тыла начинают восстанавливать хозяйство. Поля кузькинских колхозов стали обрабатываться женским тракторным отрядом Бубновской МТС под руководством бригадира Пышкиной О.Я.
Трудовой героизм моих земляков был неиссякаем. « Молодой колхозник Максим Каверин вспахивал в день на паре коров полгектара земли, а 13-летний Вася Беседин на паре валов вспахивал по одному га земли за день. Алипина Наталья Герасимовна в 1944году скашивала вместо нормы полгектара - 0,75 га .
На прополке, а так же на уборке урожея 1943-1944 гг. работали от мала до велика, боролись за каждый колосок. Азарова Елизавета Феоктистовна-звеньевая колхоза «Вперед за урожай» в 1944 году добилась перевыполнения плана урожайности ржи, вместо доведенного плана 7,5 получила 9 центнеров. Ученики Кузькинской школы работали на поле со своими учителями Поляковой Н.И., Масленниковым Е.Х.
Труженики тыла помогали фронту личными сбережениями. 5 мая 1944 года труженики колхоза « Вперед за урожай» решили на собрании единогласно подписаться на третий военный государственный заём. 16 декабря того же года на танковую колонну было решено сдать 2000 рублей к 20 декабря 1944 года.
Таким образом, труженики тыла делали всё для победы. Известная поэтесса, истинная патриотка Юлия Друнина писала: «Когда началась война, я не на минутку не сомневалась, что враг будет разгромлен. Больше всего боялась, что это произойдет без моего участия». Так думали тысячи ее сверстниц, в том числе и мои земляки.
Пятая страница войны «История моей семьи в Великой Отечественной войны»
Учитель. Не было семьи, которую не затронула бы война. В каждую семью война принесла боль, страдания, смерть близких. Послушайте сочинение на тему «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны» Кирдеевой Татьяны.
8. Сочинение «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны».
27 миллионов советских людей погибло или пропало без вести во время Великой Отечественной войны. Это огромнейшее число, но само по себе оно нам ничего не говорит.
А вот если посмотреть, как война прошла через судьбы людей одной семьи, то можно увидеть ее жестокость. Ведь война не обошла ни одну советскую семью: у кого погиб отец, у кого брат, муж, сестра, а кто-то помогал бить врага, работая самоотверженно в тылу, на заводах, фабриках, в поле. Как правило, женщины, дети. И, конечно же, война не обошла мою семью.
В своем сочинении я хочу рассказать о своем дедушке, ветеране Великой Отечественной войны. Его имя - Шелушинин Афанасий Никифорович.
Мой дедушка родился 17 июня 1926 года в простой крестьянской семье. Отец его Никифор Федорович был участником гражданской войны, мать его – была простой крестьянкой. Детей воспитывали в строгости, с детства приучали к самостоятельности и порядку. В семье было семеро детей, жили бедно. Афанасий, закончив 7 классов, начал трудиться в колхозе. В 1941 году ушли на фронт его отец и старший брат. В семье остались мать и четыре сестры. В первый же год войны отец и брат погибли на фронте, а дедушка остался старшим в семье, всю мужскую работу приходилось выполнять еще неопытному пятнадцатилетнему парнишке.
В 1943 году Афанасию Никифоровичу исполнилось 17 лет и его взяли на фронт. Вначале направили в Курск, а позже в Новохоперск Воронежской области, где воевал в составе 3-го Белорусского и Северного фронтов. В ноябре 1944 года Афанасий Никифорович оказался на передовой в районе Нарвского плацдарма. Полк, в котором воевал мой дедушка пошел в наступление. В ходе которого, была прорвана оборона немцев протяженностью 30 километров, но враг собрал силы и хотел нанести ответный удар. Тогда роте автоматчиков, в которой был Афанасий Никифорович, и взводу разведчиков было приказано остановить фашистов на их участке. Бой произошел вблизи деревни Поддуховное под Белостоком. Приказ был выполнен. За этот бой дедушка был награжден медалью «За отвагу». Дальнейший путь ветерана проходил через Польшу, Восточную Пруссию. 18 марта 1945 года Афанасий Никифорович получил осколочное ранение в голову, был направлен на лечение в госпиталь. После госпиталя его направили в действующую армию, где продолжил свой боевой путь и дошел до Берлина. После победы он продолжил службу в армии. Только в 1952 году Афанасий Никифорович демобилизовался. Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», орденом Славы ΙΙΙ степени.
В 1952 году вернулся домой, женился на прекрасной женщине Черногрядской Зое Ивановне, с которой прожили в согласии и любви 57 лет. Вырастили и воспитали четырех дочерей. В мирное время Афанасий Никифорович всю свою жизнь посвятил родному селу. Работал бригадиром, начальником участка, агрономом. Находясь на пенсии, дедушка был председателем совета ветеранов, хоть чем-то старался помочь друзьям-фронтовикам. Он очень любил детей, поэтому часто приходил в школу на встречу с ребятами . 16 января 2008 года Афанасий Никифорович умер. Жизнь этого замечательного человека достойна подражанию.
Шестая страница войны «Крупнейшие военные операции и события войны в 1944-1945 гг.
9. Восстановите последовательность событий завершающего периода войны.
А) Корсунь – Шевченковская операция и выход Красной Армии к границе СССР;
Б) Снятие блокады Ленинграда;
В) Освобождение Румынии, Болгарии, части Венгрии, Польши;
Г) Операция «Багратион» - освобождение Белоруссии и Литвы;
Д) Окончание Пражской операции;
Е) Висло – Одерская операция;
Ж) Взятие Берлина;
З) Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии
10. Определить, какие события завершающего периода войны запечатлены на фотографиях военного времени.
1) На Тегеранской конференции руководителей трех держав. И. Сталин, Ф. Рузвельт, У, Черчилль (28 ноября 1943 г.);
2) Главы правительств СССР, США, Великобритании на Крымской конференции (4-11 февраля 1945 г.);
3) Советское знамя над поверженным рейхстагом (30 апреля 1945 г.);
4) От имени СССР акт о капитуляции Германии подписывает Заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков (в ночь с 8 на 9 мая 1945 г.);
5) От имени Германии акт о капитуляции Германии подписывает фельдмаршал Кейтель;
6) Парад Победы на Красной площади. 24 июня 1945 г.
7)На Потсдамской конференции. И. Сталин, Г. Трумен, К. Эттли ( 17 июля по 2 августа 1945 г.).
Учитель. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война, наполненная болью, страданиями, кровью. И вот, наконец, День победы.
Звучит сообщение Левитана о капитуляции Германии.
Проблемное вопрос: каковы источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему, такой дорогой ценой была достигнута победа?
Учитель. Дорогой ценой, нам досталась победа над сильным и коварным врагом. Война оставила на Белгородчине 450 братских могил, в которых похоронено свыше 48 тысяч советских воинов. В Чернянском районе – 26 братских могил, в которых похоронено 950 воинов, погибших в 1943 г. В с. Кузькино с войны не вернулось 184 солдата. В 2005 г. в центре села у памятника Скорбящей матери перезахоронены останки неизвестного солдата, погибшего на окраине с. Кузькино летом 1942 г. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Давайте минутой молчания почтим память погибших в годы Великой Отечественной войны.
Минута молчания.
Учитель. В прошлом году мы отметили 65-летие победы в Великой Отечественной войне. Завтра, 29 января 68 годовщина освобождения Чернянки и нашего села от немецко-фашистских захватчиков. К, сожалению, уходят из жизни участники военных событий. Но память об их подвиге, о Победе остаются в сердцах россиян.
Выскажите свое мнение о том, в чем состоит наш долг перед соотечественниками – победителями фашизма. В каких делах вы можете проявить себя?
III. Постановка домашнего задания.
Индивидуальные задания для тех, кто сдает ЕГЭ: выполнить задание С1-С4;
Каждая группа работает над проблемным заданием:
1. В американских школьных учебниках утверждается, что вклад США в разгром фашистского блока во Второй мировой войне являлся «абсолютным» и «решающим», что победа на всех фронтах была обеспечена благодаря «американской промышленности, американским ресурсам и американским людским резервам». Выскажите свое мнение к этой точке зрения. Аргументируйте свое мнение. Как бы вы оценили роль США в войне? Дайте характеристику вклада отдельных государств в победу над фашизмом и милитаризмом. Аргументируйте ваше мнение.
2. Как бы вы ответили на вопрос: кто освободил страны Европы от фашизма? Каков был вклад отдельных сил, участвовавших в этом процессе? Подтвердите свои суждения фактами.
3. Характеризуя завершающий период Второй мировой войны, некоторые американские историки утверждали: «Судьба Японии была решена американской военно-морской и военно-воздушной мощью», «9 августа вторая бомба была сброшена на Нагасаки, и Япония капитулировала. Война на Тихом океане закончилась». Выскажите свою точку зрения на эту проблему. Какие события и факторы предопределили поражение Японии? Какую роль сыграла в этом атомная бомбардировка японских городов? Как вы думаете, в какой мере применение США атомной бомбы против японских городов продиктовано военной необходимостью?
IV. Выставление оценок. Итоги урока.
V. Рефлексия. Закончи одно из предложений.
1. Сегодня Я узнал…
2. Я научился…
3. Меня удивило…
4. Мне было интересно…
5. Мне захотелось…
Тест по теме: «Великая Отечественная война»
1. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы:
А) К. Рососсовский
Б) Г. Жуков
В) А. Василевский
2. Подвиг героев-панфиловцев был совершен во время:
А) Обороны Брестской крепости
Б) битве на курской дуге
В) битвы под Москвой
3. В ходе Сталинградской битвы:
А) произошло открытие Второго фронта в Европе
Б) начался коренной перелом в войне
В) активное участие в битве принимало народное ополчение
4. Прохоровское сражение произошло:
А) 12 июня 1942 г.
Б) 12 июня 1943 г.
В) 5 июля 1943 г.
5. Герой Курской битвы:
А) А. Матросов
Б) А. Маресьев
В) Я. Павлов
6. Тегеранская конференция состоялась в:
А) 1941г.
Б) 1942 г.
В) 1943 г.
7. Второй фронт открыт союзниками в:
А) Нормандии
Б) Великобритании
В) США
8. Высший орган государственной власти в годы войны
А) ГКО
Б) Совет обороны
В) СВГК
9. Советские войска полностью овладели Берлином:
А) 2 мая 1945 г.
Б) 8 мая 1945 г.
В) 9 мая 1945 г.
10. Вторая мировая война закончилась:
А) 2. 09. 1945 г; Б) 9.04. 1945 г.; В) 8.09.1945 г.
Прочтите цитату из приказа наркома обороны СССР и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает… Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на Восток, что от такого отступления якобы не будет вреда…. Сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов…»
С 1. Определите примерное время опубликования документа и его общепринятое название.
С 2. Каковы были причины и последствия опубликования документа?
С 3. Какие основные точки зрения на этот документ существует в исторической литературе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок : Великая Отечественная война. 1941- м1945 гг.
Цель : повторить и закрепить учебный материал по истории...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме “Древняя Греция”.
Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах...
Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов.
Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов....
Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)
Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль....
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Повторительно-обобщающий урок "Великая Отечественная война"
Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» в 9 классах провожу в форме игры. Вопросы и задания подобраны таким образом, чтобы повторить и...
Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.
Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...