Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повторительно- обобщающий урок по теме" Великая Отечественная война" 9 класс | 32.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект повторительно – обобщающего урока урока по теме:
« Великая Отечественная Война».
9 класс
Цели урока:
- Повторение и обобщение знаний учащихся о Великой Отечественной войне посредством театрализованного действия.
- Продолжить формирование познавательного интереса к военному прошлому.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления учащихся о войне.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма.
Развивающие:
- Продолжить развитие творческих способностей учащихся.
- Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания.
- Развивать коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный; .
Форма урока: интегрированный, театрализованный ( урок – спектакль)
Подготовительная работа:1) оформление актового зала ( см. фото в Приложении);
2) подбор костюмов;
3) оформление информационного стенда « Ордена Великой Отечественной войны»
План урока - спектакля:
- Организационный момент.
- Восприятие и осознание учащимися нового материала. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
- Сценка « 22 июня».
- Танец «Вальс».
- Сценка « Проводы».
4) Исполнение песни « Огонёк».
5) Сценка « Почтальон».
6) Мини- литературно – музыкальная композиция « Письма с фронта».
7) Песня матери в исполнении учительницы музыки Глинкиной Е. Г.
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока:
- Организационный момент.
Урок – спектакль проходит в актовом зале, присутствуют учащиеся других классов с классными руководителями.
- Восприятие и осознание учащимися нового материала. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
( звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса, видео; в зал, на сцену выходят все участники cпектакля , каждый занимает определённое место)
Чтец : 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память в 1941 год.
Сценка «22 июня»
(звучит мелодия довоенного вальса приглушённо). Сцена довоенной танцплощадки, на которой девушки танцуют друг с другом или с младшим братом.
Юноша: Июнь. Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Девушка: Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
(Мелодия прерывается, на несколько секунд танцующие замирают, прислушиваются… Запись пения птиц.)
Девушка: Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких- то пять минут осталось!
(Мелодия довоенных лет, вальса звучит снова, становится громче.
Танец «Вальс».
Юноша: Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
( Танцующие замирают. Звучит фонограмма разрывов снарядов и сразу песня «Священная война»).
Сценка «Проводы».
Видеофрагмент из кинофильма « Летят журавли».
Сцена заполняется людьми, одни из них уезжают на фронт, другие провожают. Из толпы выходит женщина- очевидец событий. Одна из женщин держит за руку ребёнка.
Женщина1: Вокзалы, стации стали как остановившийся табор. Везде люди, телеги, машины. Быстро работает фотография. Снимаются семьями. Задушевные прощальные слова, плач, песни, гармошка, пляски…
Женщина 2: Надо же! И трех дней после свадьбы на прошло, а забирают…
Женщина 3: Обнимите отца-то, обнимите, может больше не увидите…
Женщина 4:Бери деньги, бери- сгодятся. Мы что, мы дома, проживем…
Женщина 5: Авдотья, Авдотья- то как убивается! Двух сыновей на неделе проводила, а сейчас и дочь уходит…
Она: Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,
Война велит нам разлучиться.
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.
В огонь уходят поезда.
Он: Я ухожу, чтоб возвратиться
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.
Следующая пара
Она 2: Ты помнишь наше расставание? Мне было страшно и горько. Но я старалась не плакать. Я сдерживала слезы и убеждала себя, что война скоро кончится и ты вернешься.
Он 2: Я тоже в это верил. Я уходил от тебя не надолго. В кармане, возле сердца, была твоя фотография: ты смотришь куда-то вверх, ветер растрепал твои волосы, они золотым нимбом овевают твое лицо. Ты будешь всегда со мной.
Она 2: Когда ты уходил, я долго- долго смотрела тебе вслед, ты оглянулся, махнул рукой, а потом побежал. А я все стояла…
Песня « Огонёк» в исполении девочек 9 класса и 4 класса.
Сценка « Почтальон».
(Фонограмма: Альбинони “Адажио”)
/На сцену выходят женщины в чёрном со свечами, замирают в разных позах. Из темноты лучом высвечивается чтец/.
Чтец: «Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись.
1 женщина: А, вдруг, таким придёт и мой?!
2 женщина: А, вдруг, совсем… /пауза/.
Чтец: На улицах шептались,
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
3 женщина: /громко/ Убили!
Чтец: Я помню “первым” и ещё “зарыт”,
И кажется ещё, “в сырой могиле”
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день /пауза/.
Осталось полсела,
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит”.
«Письма с войны».
Чтец : «Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет».
(Звучит «Жди меня» Г.Виноградов.
Девушка выходит на сцену и читает (про себя) письмо с фронта. Слышен голос бойца
( за кадром), читающего стихотворение К.М.Симонова « Жди меня»)
Девушка: Я буду ждать.
Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень,
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох и тот зажать в руке.
Так ждать, чтоб, мертвый он почувствовал
Горячий ветер на щеке…
( Голос умолкает. Фонограмма: «Тишина» из к/ф « Батальоны просят огня».)
Голос 1( юноша): “Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь — 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь…”
Голос 2 ( девушка): Мой дорогой, любимый мой!
Каждую минуту, каждый день я жду тебя. Каждая ночь я вижу тебя во сне. Однажды мне снился такой упоительный сон! Мы с тобой танцуем вальс. В ушах моих так ясно звучала мелодия «Большого вальса, и мы так легко, чуть касаясь земли ногами, неслись куда-то. Любимый мой, я проснулась с таким ярким ощущением твоих рук, так крепко и нежно обнимавших меня в танце!
Рощи, в которых мы когда- то бродили с тобой, снова стоят зеленые, снова поют птицы и плывут белые облака в бездонном небе, а тебя рядом нет.
Мальчик мой милый!
Если бы ты знал, как я люблю тебя и мечтаю о встрече с тобой.
Голос 3 ( юноша): Мимо скольких смертей надо пройти , чтобы возвратиться к тебе. Но я уверен, что мне не суждено погибнуть в этой войне. Я не выпущу из рук оружия, пока в состоянии его держать, я не боюсь смерти, я привык к ней, вижу ее ежеминутно, но я мечтаю о жизни, о тебе, о мирном очаге, только теперь я по- настоящему понял и оценил, что значит родной дом, твоя любовь.
Я вернусь, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из «Спящей красавицы», под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате.
Скорей бы закончилась эта проклятая война.
Песня матери в исполнении учительницы музыки Глинкиной Е.Г.
Чтец: Матери! Матери России!
В годы Великой Отечественной войны , в те долгие жестокие 4 года, когда терзались за судьбу своих сыновей, всегда с тревогой брали они в руки солдатский треугольник – в страхе перед надвигающейся бедой.
Девушка1 : Шла война. Миллионы на фронте... А кто-то не вернется из боя...
Юноша: Они были молоды. Они жили, влюблялись и пели. Они готовы были терпеть все лишения, они верили в светлое будущее.
Девушка2 : И песни были такие же оптимистические, светлые, смотрящие в будущее.
Боец: Раздаются смех и шутки,
И чуть слышен треск костра
Эти отдыха минутки-
Долгожданная пора!
Сценка- стихотворение «За языком».
Разведчик: Расскажу я вам, ребята, как за «языком» ходил.
Вот сижу я, значит, братцы,
Под покровом темноты,
Слышу: шорох, вижу, братцы
Немец лезет...
1 солдат: Ну а ты?
Разведчик: Ну, а я конечным делом,
Притаился меж сосен,
Белый снег, и я вес в белом.
Жду бандита...
2 солдат: Ну а он?
Разведчик: Ну, а он ползет по лесу,
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он...
3 солдат: Ну а ты?
Разведчик: Ну, а я по весу муха,
Как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?
1 солдат: Ну а он?
Разведчик: Ну, а он все ближе, ближе...
Только вижу я, браты,
Брюхом он лежит на лыже,
Снег глубокий...
2 солдат: Ну а ты?
Разведчик: Ну, а я решил упрямо:
Взять живьем его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...
3 солдат: Ну а он?
Разведчик: Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...
1 солдат: Ну а ты?
Разведчик: Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт», - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!»
И к затылку приставляю
Свой заветный «пэ-пэ-ша».
2 солдат: Ну а он?
Разведчик: Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повез меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.
Исполнение фрагмента песни « Эх, путь- дорожка, фронтовая….»
( Тишина. Звуки автоматной очереди… Звук метронома)
Сценка « Блокада».
Чтец 1: И вдруг тишина…
Начинается чёрная пантомима!
Чтец 2: Черные улицы немо бредут,
Черные тени падают мимо.
Черные ветки скручены в жгут.
Черные руки уставились в небо!
Чтец 3: Раненный город от стужи свело,
Столб телеграфный уперся в зарницу.
Мальчики, как тяжело мне без вас!
Как дописать мне эту страницу!
Чтец 4: Матери в санки впрягутся сейчас
Гробик за гробиком, в ночь, через вьюгу,
Что ты кричишь, сумасшедший фугас?
Что ты по смертному мечешься кругу.
Учащаяся 5 класса читает стихотворение из «Блокадной книги».
(Звучит минусовка фонограммы «Журавли»)
Сценка « У Вечного огня»
Вечный огонь. Фонограмма «Вечная память» Д. Д. Шостаковича.
Чтец1: Вечный огонь!
Незаживающая боль!
Немеркнущая память!
Вечный символ бессмертия!
И море цветов
Чтец 2: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600.
Итого 2600 километров.
Чтец 3: Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.
Чтец 4: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»
Чтец 5: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
Чтец 6 : Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
Чтец: Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.
Финальная песня « Кино идёт, воюет взвод…» ( поют учащиеся 9 «а» и 4 « а» класса.
Участники спектакля под финальные аккорды покидают актовый зал.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Этот этап урока проходит в форме « круглого стола», обсуждаются наиболее запомнившиеся этапы урока – спектакля. Можно пригласить на урок ветеранов, участников Великой Отечественной войны. Тогда подведение итогов будет проходить на эмоционально высоком уровне.
Отметки выставляются только положительные всем участникам урока- спектакля, и тем, кто выступал на сцене, и тем, кто выполнял оформительскую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.
помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....
повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.
помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....
Повторительно- обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война".
Тема: «Великая Отечественная война»(Повторительно-обобщающий урок)проводится в форме урока-конкурса (не ролевая игра)....
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война»
Повторительно-обобщающий урок по теме:«Великая Отечественная война» предназначен для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
повторительно- обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война 1941-1945гг."
повторительно-обобщающий урок...
Повторительно - обобщающий урок по разделу: Вторая мировая война и ее последствия"
Повторительно - обобщающий урок...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....