Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов.
статья (физика, 7 класс) по теме

Дрюкова Ольга Васильевна

 

Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов.

     На уроках физики с помощью различных работ по ранее изученному материалу учащиеся могут совершенствовать знания, умения и навыки. Выполнение этих работ дает положительные результаты в случае, если они будут определенным образом объединены  в систему.

     Под повторительно-обобщающей системой понимают совокупность выводов и взаимосвязанных с ними вопросов, различных видов заданий ,  логически вытекающих одно из другого и подчиненных основной функции повторения – совершенствованию знаний, умений и навыков по отдельным темам и курсу в целом.

     Повторительно-обобщающая система раздела должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Способствовать совершенствованию приобретенных ранее учащимися знаний, умений и навыков , развитию их  познавательных способностей и мыслительной активности,
  2. Удовлетворять дидактическим принципам, т.е. научности, системности и доступности в сочетании с высокой степенью трудности, а также обеспечивать связь с жизнью.
  3. Входящие в систему задания должны быть разнообразны по учебной цели, содержанию , форме предъявления, чтобы обеспечивать формирование у учащихся разнообразных умений и поддерживать интерес к повторению.

Изучение научно-методической литературы по формированию знаний, умений и навыков у учащихся и анализ требований к их усвоению позволили определить структуру повторительно-обобщающей  системы раздела, который включает следующие повторительно-обобщающие материалы: а) по теме; б)разделу; в)  основополагающим понятиям и законам; г) по курсу физики каждого класса; д) по курсу физики в целом. Каждый элемент этой структуры, в свою очередь, состоит из формулировки требований к усвоению повторяемого материала, вопросов воспроизводящего характера, зданий, задач, опытов , сопровождающих повторяемый материал. Центральное место в структуре повторительно-обобщающего раздела принадлежит системе задании, так как именно через нее в основном реализуются функции учебного повторения. Система заданий для повторения  курса физики VII-VIIIклассов включает в себя и упражнения , которые перечисляются ниже.

  1.  Упражнения, направленные на закрепление определений явлений, отдельных физических свойств тел , величин, из единиц, а также правил измерения физических величин, обращения с приборами, формулировок законов. Примеры таких упражнений : «Запишите формулу…» , «Дайте определение …» , « Сформулируйте …», «Назовите единицы физической величины …»
  2.  Упражнения , в процессе выполнения которых осуществляется выделение существенного, главного в изучении вопросов темы, раздела или отдельного параграфа. Это упражнения вида: «Составьте план…», «Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части», «Составьте рассказ о … по плану»; задачи-тесты: « Из перечня высказываний выделите те , которые относятся к …»
  3.  Упражнения на уточнение знаний о явлении, законе, свойствах тел , приборах , способах измерения физических величин, основных положениях теории. Например: «Где это используется?», «Где это применяется?», «Приведите примеры использования тепловых свойств…» , «Объясните на основе теории …», « Напишите характеристику …»
  4. Упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия (дифференцировку) понятий. Это упражнения вида: «Составьте сравнительную. характеристику …» , « Сравните графики…» , « Сравните устройство приборов» ; задачи-вопросы:»Что общего, в чем отличие…?»
  5. Упражнения на нахождение физических величин различными способами с установлением их связей с другими величинами. Сюда относятся комбинированные задачи, решение которых требует понимания взаимосвязи величин темы, ряда тем, раздела, курса; экспериментальные задачи вида: «Как изменится физическая величина, если…?» ; упражнения на построение графика зависимости.
  6.  Упражнения на применение полученных знаний к решении. учебно-познавательных задач и задач творческого характера. Например: « Почему это происходит…?» , « Что будет, если?» , « можно ли…?», «Найдите ошибку»Ю « Разработайте проект « Ю  «Напишите сочинение», « Внесите изменения».
  7. Упражнения, направленные на систематизацию, классификацию и обобщение ранее полученных знаний. В этих упражнениях дается задание на построение схем, таблиц, диаграмм. Учащимся VII-VIII классов чаще предлагаются задания на заполнение таблиц, схем по образцу.

Приведенная система упражнений позволяет составить задания для повторения учебного материала отдельных тем и курса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс

Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...

Презентация для вводного или повторительно-обобщающего урока по истории русской культуры для 6 класса

Презентацию можно использовать для организации работы по группам при выборе материала для групповой работы или для повторения по теме "Русская культура в IX-X в.в."...

Мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме "Причастие" (2 часа) 7 класс

Презентация подготовлена к итогово-обобщающему уроку в 7 классе по теме "Причастия". В презентации широко использовался краеведчедческий материал по истории поселка и района, где расположена школа и у...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог" русский язык 7 класс

Папка содержит конспект и мультимедийную презентацию по русскому языку 7 класс, по учебнику Ладыженской...

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА" 5 КЛАСС

УРОК ПРОИСХОДИТ  В ФОРМЕ СВОЯ ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗИНТАЦИЕЙ...

Конспект повторительно обобщающего урока по теме "Строение вещества" в 7 классе.

Повторительно обобщающий урок в 7 классе по теме "Строение вещества" с использованием карточек "домино". Форма работы индивидуально-групповая. Прилагаются карточки-домино с подробным описанием  с...

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию "Немного о праве" 9 класс

Материал может быть полезен для организации повторительно-обобщающего урока по разделу "Право" в 9 классе....