Русско-Японская война (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)
методическая разработка по истории по теме
Цели урока:
1. познакомить учащихся с причинами, основными событиями и итогами войны, рассмотреть влияние дипломатической политики крупных мировых держав на результаты войны, выявить причины поражения России в войне;
2. развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, решать кроссворды, формировать соответствующие хронологические и картографические умения, а также умения самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации, приводить готовые оценки исторических событий и делать собственные аргументированные выводы;
3.на фактах противоречивого развития России начала XX века, с одной стороны, формировать чувства гордости и уважения к ее заслугам и достижениям, с другой – чувства сопричастности драматическим страницам ее истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_russko_-_yaponskaya_podgotovila_meshcheryakova_e.v._mbou_vsosh_no_3_g._lipeck.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русско – японская война 1904 – 1905г.
(подготовила: Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)
Цели урока:
1. познакомить учащихся с причинами, основными событиями и итогами войны, рассмотреть влияние дипломатической политики крупных мировых держав на результаты войны, выявить причины поражения России в войне;
2. развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, решать кроссворды, формировать соответствующие хронологические и картографические умения, а также умения самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации, приводить готовые оценки исторических событий и делать собственные аргументированные выводы;
3.на фактах противоречивого развития России начала XX века, с одной стороны, формировать чувства гордости и уважения к ее заслугам и достижениям, с другой – чувства сопричастности драматическим страницам ее истории. Цеди урока:
Тип урока: изучение нового материала, с использованием инновационных технологий.
Оборудование:
мелодия вальса “На сопках в Маньчжурии”;
отрывки из учебного документального кинофильма по теме “Русско-японская война 1904–1905 гг.”, презентация)
Словарь терминов: – экспансия; сателлит.
Эпиграф к уроку: « Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война война…» Плеве
Проблемный вопрос: Нужна ли была России война?
Ход урока
- Проверка домашнего задания
А) работа со схемой (интерактивная доска)
Б) фронтальный опрос
Вывод: Россия в начале 20 века представляла собой узел противоречий . Нежелание Николая 2 проводить реформы способствовало обострение внутри – политической ситуации и назреванию революционной ситуации.
- Изучение темы (знакомство с новой темой самостоятельно работая по группам) План
1. Причины русско – японской войны
2. Основные события войны
3. Причины поражения
4. Итоги войны.
1 группа: Причины и военное оснащение стран накануне войны
Вопросы:
1)Какие точки зрения сложились в России в отношении войны с Японией? (учебник стр.28, документ « Из воспоминаний Плеве» и « Из доклада С. Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902г.»)
2)Почему крупные капиталистические страны поддерживали Японию? (учебник стр.27 и документ «Внешняя политика в начале 20 века»)
3)Каков был военный потенциал русской и японской армии на Дальнем Востоке? (документ «Очерки дипломатической истории русско – японской войны»)
4) Назовите причины русско – японской войны (документ «Из статьи Д. И. Менделеева», «Из дневника военного министра А. Н. Куропаткина») Слайд: 4.
Вывод: Россия не была готова к воне, т.к. а)в правительстве не было единства в решении международной ситуации на Дальнем Востоке. б) накануне войны Россия осталась без союзников. в)военный потенциал русской армии русской армии намного уступал японской (в вооружении и в руководстве армией).
2 группа: Основные события русско – японской войны Слайды:5,6,7,8,9,10.
Дата | Основные события |
27 января 1904г. | Атака на Порт-Артурскую эскадру японских миноносцев. Гибель «Варяга» и канонерской лодки «Кореец» |
Апрель 1904г. | Японцы высадились в Корее и вступили в Маньчурию |
Май 1904г. | Начало осады Порт-Артура |
Август 1904г. | Сражение под Ляояном |
Сентябрь – декабрь 1904г. | Битва на р. Шахэ из Балтийского моря вышла 2 – я Тихоокеанская эскадра и направилась на Дальний Восток (возглавлял адмирал Рождественский) |
Ноябрь – декабрь 1904г. | Героическая оборона Порт-Артура |
Февраль 1095г. | Сражение под Мукденом |
Май 1905г. | Цусимское сражение |
Используя воспоминания участников военных действий расскажите о мужестве русских солдат и офицеров в период русско – японской войны.
Лебедев – Кумач
В Цусимском проливе далёком
Вдали от родимой земли
На дне океана глубоком
Забытые есть коробли,
Там руские спят адмиралы,
И дремлют матросы вокруг,
У них прорастают кораллы
Сквозь пальцы раскинутых рук
Когда засыпает природа
И ярка светит луна,
Герои погибшего флота
Встают пробуждаясь от сна
Они вспоминают Цусиму,
Напрасную храбрость свою
И небо Отчизны любимой
И гибель в неравном бою…
Слайд № 11
Вывод: Несмотря на героизм и самопожертвования русских солдат и офицероввой война была проиграна.
3 группа: Причины поражения и итоги войны
- Условия Портсмутского мирного договора (документ)
- Причины поражения России в русско – японской войне (учебник стр.29)
23 августа 1905г. - был подписан мирный договор в городе Портсмуте.
Условия:
1. Корея признавалась сферой влияния Японии,
2. Япония получала право рыбного промысла вдоль русских
берегов,
3. Из Маньчжурии выводились войска Японии и России,
4. КВЖД использовалась только в коммерческих целях,
5. Япония получала Южный Сахалин.
Причины поражения
1. экономическая и военно-техническая отсталость России (подробных карт военных действий у России не было; не были соответствующим образом укреплены Владивосток и Порт-Артур; пополнение, вооружение, провиант русская армия получала из Центральных районов страны, в то время как японцы получали все это морским путем со своих баз, расположенных поблизости; качество вооружения у японцев было выше)
2.ошибки военачальников
3.Японии со стороны Англии и США
4.нестабильность в стране в связи с начавшейся революцией
5.Вывод: русско-японская война показала неспособность правительства управлять страной и ускорила начало революции. Слайды: 12,13,14.
Вывод:
а) падение международного авторитета России и ослабление позиций в Тихоокеанском бассейне;
б)поражение в войне - необходимость реформ в армии;
в)падение авторитета государственной власти;
г)большие потери.
О Русь!
Забудь былую славу-
Орёл двуглавый побеждён,
И жёлтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамён.
3.Закрепление
Написать эссе на тему: Нужна ли была России война?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глобальные проблемы (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)
План•1. Понятие «глобальные проблемы»•2. Причины глобальных проблем•3. Экологические проблемы•4. Ядерная угроза•5. Дем...
Глобальные проблемы (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)
Цели: 1. выявить и проанализировать особенности современных глобальных проблем, определить пути их решения, показать их взаимосвязь и взаимообусловленность;2. развивать умения анализ...
Русско-Японская война (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)
План урока1. Причины русско – японской войны2.Основные события войны3. Причины поражения4. Итоги войны....
Консультация в 10 классе по теме Россия после Смуты. Учителя истории МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка.
Цели:Образовательные.· Сформировать представление у учащихся об особенностях развития России после окончания Смутного времениРазвивающие.·...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс экстернат .Учителя истории МБОУ ВСОШ№3 г.Липецка Денисовой Л.П.
Рабочая программа по обществознанию 10 класс экстернат...
Тест по истории 9 класс учителя МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка Денисовой Л.П.
Тест по истории за курс новейшей истории 9 класс...
Урок в 9 классе на тему Нужна ли была России война с Японией.Учителя истории МБОУ ВСОШ №3г.Липецка.
Цели: Образовательные.- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны повлиявшими на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жиз...