Урок истории в 8 классе"Отечественная война 1812 года в истории России"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Гапликова Алла Владимировна

Урок с презентацией в 8 классе по истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

                                                                                                                                                                                                                       Учитель  _________________

Предмет

История

Имя урока

Отечественная война 1812 года в истории России

Актуальность, используемых средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся

за счет наглядности и доступности представляемого материала

Цель урока

Помочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войны; продолжить формирование  умений работать с историческими документами, анализировать полученную информацию, делать выводы, давать характеристику исторической личности; использовать это важное историческое событие для иллюстрации примеров проявления чувства патриотизма, гражданственности и формирования у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.

Задачи урока

развивающие

воспитательные

обучающие

методические

- развивать познавательные интересы, умение ставить цель, действовать по плану, навыки поиска и анализа информации, умение работать в группе, вступать в диалог, аргументировать ответ.

- воспитывать чувство гордости и сопричастности к нашей истории на примере героизма и самоотверженности исторических лиц;

- формировать представление учащихся о последовательности, ходе войны, ее историческом значении;

-предложить вариант нетрадиционного начала урока;

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность использования метапредметных связей;

-продемонстрировать использование знаний данного урока применительно к дальнейшему изучению темы

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- вырабатывать отношение к истории как к способу понимания современности;

-воспитывать патриотизма;

- готовить к самообразованию и саморазвитию;

- формировать научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

-формировать уважительного и бережного отношения к истории нашего народа;

 - формировать  историческое мышление, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

—   определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

—   осуществлять самоконтроль и самооценку.

Регулятивные УУД:

- применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач;

- получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;

- владеть первичными навыками учебной исследовательской и проектной деятельности;

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

—   определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

—   уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

Познавательные УУД:

  -осуществлять знаково-символическую деятельность;

-помогать ставить и решать проблему;

- осуществлять общеучебные действия;

- осуществлять лоические действия;

- учатся решать проблемы, поставленные перед ними жизнью и выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях;

—   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

Коммуникативные УУД:

- обучать навыкам коммуникативной компетентности;

- уметь аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы;

-работать в группе по решению общих учебных задач;

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;

План урока

1. Причины войны

2. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.

3. Почему война стала Отечественной?

4. Бородинское сражение и его значение.

5. Завершающий этап войны.

6. Значение Отечественной войны 1812 года для России.

Основные понятия

стратегия, тактика, манёвр, отечественный характер, манифест, партизанское движение, генеральное сражение, национальное самосознание, атака, битва, флеши

Оборудование:

 1) учебник «История России XIX век», авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; 2) документы на стр. 31-32 учебника и на листах; 3) ПК и мультимедиа проектор.

Этапы урока

Время,  мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы  работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-

-

-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация субъективного опыта учащихся

10

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

На доске

РУУД

Я впервые была в школьном возрасте на Бородинском поле, оно находится в 124 км от Москвы, там же расположе музей, посвященный Бородинскому сражению (Спассо-Бородинсий запведник). Там я впервые втретлась с живой историей.

- С каким историческим событием в истории России связано название «Бородинское сражение»?

Просматривают слайды презентации на доске

(возможные варианты ответов)

-

Целеполагание

Знакомство с историческими фактами

Учитель: Чтобы вы сами определили тему урока, я хочу предложить вам такие факты:

  1. «Когда у находившегося на далеком острове Святой Елены Наполеона спросили, какое время своей жизни он считал самым счастливым, он произнес в ответ лишь одно слово: «Тильзит»
  2. «Тильзит!.. (при звуке сем обидном / Теперь не побледнеет росс». А.Пушкин
  3. Летом 1807 года Наполеон просил руки великой княжны Екатерины Павловны.  Но русский императорский дом под благовидным предлогом отказал. Император французов был обижен.
  4. В декабре 1810 года Россия установила заградительные пошлины на ввоз предметов роскоши – основной товар, поставляемый из Франции.
  5. С 1810 году значительная часть французской армии расквартировалась в герцогстве Варшавском (граничило с Россией).  
  6. – Какие идеи появились у вас на основе этих фактов?

На основе исторических фактов выявляют причины исторических событий

- Противоречия:

1.Наполеон возлагал большие надежды на мир с Россией, но они не оправдались. Почему?

2. Россия не скрывала негативного отношения к Тильзитскому миру?

3. Заключив мир, Россия и Франция не стали добрыми союзниками.

ПУУД , КУУД

А вот ещё один факт из письма Александра 1 Кутузову март 1812 года

(письмо на доске)

- Работа в парах

Обсуждают отрывок и высказывают друг другу предположения о каких обстоятельствах идёт речь в письме и почему продолжение войны с Турцией царь называл совершенным злом?

ЛУУД

Выберите ту точку зрения, которая кажется вам более убедительной.

Вариант ответа

- Франция и Россия готовятся  к войне

Озвучьте, о чём пойдёт речь на уроке?  

Вы правы, речь пойдет о том какую роль в истории России сыграла Отечественная война 1812 года

- Отечественная война 1812 года

3. Изчение нового материала

  1. Причины войны;
  2. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.
  3. Почему война стала Отечественной?
  4. Бородинское сражение и его значение.
  5. Завершающий этап войны.
  6. Значение Отечественной войны 1812 года для России.

Мозговой штурм

ПУУД

Работа с учебником в парах.

 Определение причин войны

Организация работы с информацией в учебнике. Работа в парах.

Задание: Один ученик ищет информацию о стратегических планах Наполеона, а другой о планах России на стр. 24 – 25, пункты «Начало войны» и «Смоленское сражение». Расскажите друг другу об этих планах.

РУУД

Учитель предлагает рассмотреть исторический документ

Работая,объясняют, почему война стала Отечественной

РУУД, КУУД

А сей час мы раасмотрим перломное, ключевое событие в  ходе вйны

Сотавление синквейна

1. битва

2. флеши

3. Багратион

4. Раевский

5. атака

6. Кутузов

и вывод

ПУУД

Составление концептуальной таблицы

Видео просмотр

Эмоциональное восприятие

4. Систематизация и обобщение знаний

Рефлексия Приём незаконченного предложения

РУУД

«Сегодня я узнал(а) …», «Теперь мне понятно …».

Приём приращения знаний

РУУД

«Я не знал (а) … - теперь я знаю

5. Оценивание

ЛУУД

Для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат;  В) командир

Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы: 1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? 2. Чему мне надо научиться?

Заполнить оценочный лист по всем пунктам плана урока

6. Домашнее задание

Прочитать § 4. 1-й уровень: выписать и выучить даты основных событий (начало и окончание войны, Смоленское сражение, Бородинское сражение, освобождение Москвы); 2-й уровень: заполнить таблицу «Русская армия в Отечественной войне 1812 года»

3-й уровень: используя содержание пункта «Партизанское движение» и дополнительные источники, подготовить мемуары (письменные воспоминания) от имени партизана или партизанки, участника Отечественной войны.

Трёхуровневое задание.

«Русская армия в Отечественной войне 1812 года»

Этапы войны

Состояние армии

Главные события

Отличившиеся военные

На это стоит обратить внимание

12.06.1812 – 7.08.1812

14.08.1812 – 1.09.1812

2.09.1812 – 25.12.1812

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Этапы плана урока

Субъективная оценка

Вариант

  1. Причины войны;

  1. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.

  1. Почему война стала Отечественной?

  1. Бородинское сражение и его значение.

  1. Завершающий этап войны.

  1. Значение Отечественной войны 1812 года для России

  1. ИТОГ (выбор обучающегося)

А) Новобранец

Б) Бывалый солдат

В) Командир


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отечественная война 1812 года в истории России 2014

Слайд 2

Памятник М.В.Кутузову

Слайд 3

Местонахождение 143240, Московская область , Можайский район , посёлок Бородинского музея Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник Дата основания 1839 год

Слайд 5

И з письма Александра 1 Кутузову, писано в марте 1812 г Россия и Франция готовятся к войне, которая будет в 1812 году.

Слайд 6

Причины войны

Слайд 7

П очему война стала Отечественной ?

Слайд 8

Бородинское сражение и его значение.

Слайд 9

Битва

Слайд 10

Атака

Слайд 11

Персоналии

Слайд 12

Завершающий этап войны

Слайд 13

Значение этой войны для Р оссии

Слайд 14

«Сегодня я узнал(а) …» «Теперь мне понятно …» Приём незаконченного предложения

Слайд 15

«Я не знал(а) … - теперь я знаю…» Приём приращения знаний

Слайд 16

Оценочный лист

Слайд 17

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Для оценки собственного участия в работе на уроке, ребятам предлагается отнести себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат; В) командир Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы: 1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? 2. Чему мне надо научиться ?

Слайд 18

ИТОГИ Прочитать § 4. 1-й уровень: выписать и выучить даты основных событий (начало и окончание войны, Смоленское сражение, Бородинское сражение, освобождение Москвы) 2-й уровень: ДОПОЛНИТЬ И ЗАВЕРШИТЬ таблицу «Русская армия в Отечественной войне 1812 года » 3-й уровень: используя содержание пункта «Партизанское движение» и дополнительные источники, подготовить мемуары (письменные воспоминания) от имени партизана или партизанки, участника Отечественной войны .

Слайд 19

http://900igr.net/kartinki/istorija/Istorija-vojna-1812/015-Borodinskoe-srazhenie.html http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/battle_art/rubo/images/rubo_borodino_2.jpg Бородинское сражение Литература и интернет ресурсы: http://rus.ruvr.ru/2010/10/11/25315207.html http://gvardia.ucoz.net/_si/0/27449428.jpg Битва за Малоярославец http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_1812_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0 Википедия http://img-fotki.yandex.ru/get/5601/denis2298.2/0_4f97e_17bdb37a_XL совет в Филях http://pics.livejournal.com/alxlav/pic/0000g6q2 Тарутино http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/tis-valentina.15/0_28ad3_37078158_XL http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/tis-valentina.15/0_28ad3_37078158_XL памятники в Малоярославце http://www.real-master.ru/3-1/Dzhordzh%20Dou%20Portret%20Mihaila%20Illarionovicha%20Kutuzova.jpg Кутузов http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/Raevsky_saltanovka.jpg/758px-Raevsky_saltanovka.jpg атака http://www.lomonpansion.ru/img/upload/x1-z113.jpg солдат заряжает пушку http://www.sai.msu.su/cjackson/p/prianishnikov1.jpg бегство французских солдат http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/51/209/51209424_nortern.JPG отступление из Москвы http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/French_attack_in_1812_in_Russia.jpg ФРАНЦУЗЫ МАРШАЛ ДАВУ http://img-fotki.yandex.ru/get/4414/58476852.c2/0_63660_9cb19a0_XL французы отступают http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/396/58396776_1272524324_1.jpg крестьяне добивают французов http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/139/74139349_fair.jpg Наполеон в Москве http://www.tkukoulu.fi/~savander/borodino/kuvat/tulipalo.jpg фр. в Москве http://www.ibiblio.org/wm/paint/auth/david/napoleon-study.jpg Наполеон http://pics.livejournal.com/dmitry_sidorkov/pic/0003eey9 Арка, Москва http://s52.radikal.ru/i137/0905/a9/729077e6ca40.jpg памятник в Смоленске http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/54783994.36/0_700aa_7dec0672_L Монумент в Бородино http://school139.krsnet.ru/web_quest/images/p3_aleksand_stolb1.jpg Александровская колонна Санкт Петербург



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ

истории в 8 классе

Знание — столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника.
 

Абуль-Фарадж

У каждого человека есть Родина. Родина для каждого из нас — это место, где он родился, где живут его родственники и друзья. Это также места, где мы проводим все свое время, учимся, работаем, отдыхаем. Одно поколение сменяет другое. В жизни людей происходят события, наиболее важные из которых остаются в истории. Одним из таких событий является Отечественная война 1812 года.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, который активно используется в школах сегодня.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура технологической карты:

  • название темы (часы, отведенные на ее изучение);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Роль и место технологической карты в работе учителя:

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • на практике реализовать метапредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Задача технологической карты, как известно, — отразить так называемый «системно-деятельностный подход» в обучении. На каждом этапе урока учитель отслеживает свою деятельность и ожидаемые действия учеников. Технологическая карта урока — это способ графического проектирования урока.

Этап подготовки учителя и класса к урокам.

На уроке учащиеся будут работать с различными источниками. Их следует иметь в классе в достаточном количестве.

Оборудование урока



Предварительный просмотр:

Возможный синквейн 2 варианта

Флеши

Земляные, укрепленные

Атаковали, задержали, погибали

Земляные укрепления, которые должны были задержать стремительное продвижение противника.



Предварительный просмотр:

Вариант 1 - битва



Предварительный просмотр:

Вариант 5 - атака



Предварительный просмотр:

Вывод. Таким образом, нашествие врага способствовала осознанию русскими людьми  своей национальной самобытности и необходимости защищать своё право на независимость и самоопределение.



Предварительный просмотр:

Вывод. Таким образом, нашествие врага способствовала осознанию русскими людьми  своей национальной самобытности и необходимости защищать своё право на независимость и самоопределение.



Предварительный просмотр:

ЗАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ



Предварительный просмотр:

  1. Для определения причин войны организуется «Мозговой штурм» на основе уже представленных документов и информации, полученной при изучении Всеобщей истории.

Учитель: Почему Александр 1 не доверяет Наполеону и торопит Кутузова с заключением мира с Турцией?

Учащиеся предполагают: Наполеон будет воевать с Россией, потому что стремится к мировому господству.

Учитель: Правильно. Стремление Наполеона к мировому господству – первая причина войны. Итак, заключив мир с Францией, Россия не стала ей добрым союзником. Какое положение Тильзитского мира было для России особенно невыгодным. Какой выход для себя нашла Россия?

Учащиеся предполагают: Невыгодным был пункт, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии – её давний торговый партнер. Чтобы не допустить краха экономики наша страна продолжала торговать с Англией, нарушая мирный договор с Францией.

Учитель: Правильно. Нарушение Россией Тильзитских договоренностей стало второй причиной войны.



Предварительный просмотр:

отрывок из письма Александра 1 Кутузову, писано в марте 1812 г:  «Обстоятельства час от часу становятся важнее для обоих империй, Величайшую услугу Вы окажете России поспешным заключением мира с Портою. Убедительнейше Вас вызываю любовию к своему отечеству обратить все внимание и усилия ваши к достижению сей цели. Слава Вам будет вечная. Всякая потеря времени в настоящих обстоятельствах есть совершенное зло. Отстраните все побочные занятия, и с тем проницанием коим Вы одарены, примитесь сами за сию столь важную работу».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физкульт минутки Работа Рыженко Елены Владимировны у чителя математики и информатики МБОУ г. Астрахани «СОШ № 64».

Слайд 2

Выбор: Первая! Вторая!! Т ретья!!! Четвёртая!!!! 08:15

Слайд 3

Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. 08:15

Слайд 4

Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. 08:15

Слайд 5

Вправо, влево повернитесь. Рук коленями коснитесь. 08:15

Слайд 6

Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. 08:15

Слайд 7

Поднимает руки класс – это «раз». 08:15 Повернулась голова – это «два».

Слайд 8

Руки в стороны по шире развернули на «четыре». 08:15 Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Слайд 9

С силой их к плечам прижать – это «пять». 08:15

Слайд 10

Учитель просит - надо встать ( встали ). Когда он сесть позволит - сядь ( сели ). Ответить хочешь – не шуми ( руки на парте ). А лучше руку подними ( поставили на локоть правую руку ). 08:15

Слайд 11

Раз, два, три, четыре, пять ( шаги на месте ) Все умеем мы считать ( хлопки в ладоши ), 08:15

Слайд 12

Отдыхать умеем тоже ( прыжки на месте ). Руки на спину положим ( руки за спину ), Голову поднимем выше ( поднять голову выше ) И легко-легко подышим ( глубокий вдох- выдох ). 08:15

Слайд 13

Подтянитесь на носочках столько раз, Ровно столько, сколько пальцев ( показали сколько пальцев на руках ) На руке у вас ( поднимаемся на носочках 10 раз ). 08:15

Слайд 14

Источники информации : Текст: Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс.-М.:ВАКО,2012. Иллюстрации : Библиотека Promethean Activstudio . 08:15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку по истории в 8 классе. Тема урока "Отечественная война 1812 года"...

Методическая разработка к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Урок по истории "Отечественная война 1812 года" разработан с использованием ИТ обучения....

Игра-викторина по истории Отечественной войны 1812 года "К ЧЕСТИ РОССИИ".

Данная игра-викторина посвящается самому, пожалуй, значительному и трагическому событию XIX века - Отечественной войне 1812 года, которая стала символом самоотверженности, мужества и отваги русского с...

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

методическая разработка урока в 10 классе "Отечественная война 1812 года"

Цели урока:1.  Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. 2.  Познакомить учащихся с героями Отечественной войны. Сформировать  представление об участии наших...

План - конспект открытого урока в 8 классе: «Отечественная война 1812 года»

План - конспект открытого урока в 8 классе:«Отечественная война 1812 года»...