урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_otkrytyy_urok.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс история России 08.10.12
ТЕМА УРОКА № 7: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»
Цели урока:
рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать.
Оборудование урока: Карта «Отечественная война 1812 г.», контурные карты, компьютер, проектор, презентация
План урока:
Причины войны. Вторжение Наполеона в Россию.
Бородинское сражение.
Совет в Филях и оставление Москвы.
Отступление и гибель «Великой армии».
Итоги и значение Отечественной войны 1812 г.
Словарная работа:
партизаны
народное ополчение
флеши
редут
батарея
фураж
Тип урока: урок изучения нового материала
Этапы урока:
Первый этап – подготовительный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы.
Второй этап – изучение нового материала.
Третий этап – домашнее задание.
Четвертый этап – рефлексия.
Подготовительный этап урока
вопросы:
Что вы знаете о Наполеоне?
Какую политику он проводил на территории Европы?
Отношения Франции и России на кануне войны
Подробнее о Тильзитском мирном договоре.
Ставим цель урока. Рассмотреть события Отечественной войны 1812года.
Представление новой информации
Весной 1812 года Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию.
Задание по учебнику: определите по учебнику количественный состав двух противоборствующих армий и сделайте вывод.
Армия французов - 640 тыс. чел. Русская армия - 300 тыс. чел.
Вывод: двойное превосходство сил противника.
Задание по карте: в атласе по карте «Отечественная война 1812 года» определите расположение русских армий, командующих и направление, которое они защищают.
1 армия – М.Б. Барклай де Толи, направление Санкт-Петербург;
2 армия – П.Н. Багратион, направление Москва ;
3 армия – А.П. Тормасов, направление Киев.
Давайте познакомимся с командующим армией.
Сообщение
«Барклай де Толи полководец выходец из шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Особенно прославился в период наполеоновских войн, за семь лет, пройдя путь от генерал-майора до фельдмаршала, однако испытал период опалы и всеобщей нелюбви, когда находясь на посту военного министра, приказал после вторжения Наполеона в 1812 году отступать в глубь России. Чтобы сберечь армию. В день, когда Барклай решился на генеральное сражение с Наполеоном, главнокомандующим русской армии стал М.И. Кутузов, продолживший путь отступления. В сентябре 1812 года Барклай вынужден был покинуть армию, чтобы вернуться в 1813 году, подтвердить славу одного из лучших полководцев России .»
Вопрос: определите стратегию русской армии в начале Отечественной войны 1812 года?
Как об этом пишет статс-секретарь А.С. Шишков в первые дни войны:
«Как? В пять дней от начала войны потерять Вильну? Предаться бегству, оставить столько городов и земель в добычу неприятелю и при этом хвастать началом компании?
Да чего же не достает еще неприятелю? Разве только того, чтобы без всякой препоны приблизиться к обоим столицам нашим? Боже милосердный! Горючие слезы смывают слова мои!»
Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа. 7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город.
Ф.Н.Глинка писал в это время:
Теперь ли нам дремать в покое
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, отечеству. Народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
В России всегда существует вопрос: Кто виноват?
Кто виноват, что армия отступает, и какие проклятья слышатся в его адрес?
Барклай- де- Толи – «изменник» , «немец».
А страна ищет нового героя, спасителя земли русской.
Сообщение:
«Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из сражений он потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Род его известен еще с восемнадцатого века, со времен Александра Невского. 67-летний полководец, заслуживавший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего.
Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом».
Вопрос: определите стратегическую тактику М.И. Кутузова?
Бородинское сражение.
Задание: откройте карту-схему, найдите следующие объекты
1. Ставки – М.И.Кутузова, Наполеона.
2. Смоленские дороги: старую и новую.
3. Села – Семеновское, Шевардино.
4. Батарею Раневского.
5. Батарею Раневского.
Читаем (учебник)
Приказ Наполеона:
«Воины! Вот сражение, которого желали. Победа в ваших руках: она нужна нам. Она доставит вам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возращение в отечество, Действуйте так, как действовали под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске и под Смоленском, и позднее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в этот день. Да скажут о каждом: и он был в великой битве под стенами Москвы».
Обращение М.И. Кутузова:
«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!
Учитель:
Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки.
Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.
Лишь солнце опалило пушки
И леса синие верхушки,
Французы тут как тут…
Объяснение учителя хода бородинской битвы по карте
Работа с документом:
Вопрос: Бородино – это победа или поражение?
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников:
«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон
«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов
«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Л.И. Толстой
Вывод:
Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества, наверное и вы испытывали какие-то чувства изучая данный вопрос.
А сейчас мы с вами создадим « ромашку чувств»:
у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета вот если вы испытали чувство
- гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток;
- разочарования, то возьмите лепесток синего цвета;
- сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;
- никаких, лепесток коричневый.
На большом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток.
Вы люди неравнодушные, у вас есть гражданская позиция, а главное в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.
Вопрос: Что решил совет в Филях?
Вывод: отступать, оставить Москву.
Задание: составить синквейны.
1-я группа – ключевое слово Наполеон (в Москве)
2-я группа – ключевое слово французы (в Москве)
3-я группа – ключевое слово Москва (когда в ней были французы).
Наполеон, не дождавшись парламентеров, принял решение оставить Москву и начать отступление.
Определите, в чем смысл тарутинского маневра?
Оставление Москвы. Тарутинский маневр.
Сейчас мы с вами заслушаем сообщение по вопросам о совете в Филях, пожаре в Москве и тарутинском маневре.
Сообщение: 27 августа русские войска отступили к Москве. М.И.Кутузов понимал, что нужно сохранить армию. Не желая рисковать, русская армия отошла за Москву (таково было решение М.И.Кутузова после известного военного похода в деревни Фили под Москвой – 1 сентября 1812 года). Отступление русской армии из столицы оценивалось Наполеоном как победа, но его надежды не оправдались. Александр I не шел на подписание мирного договора.
После того как французы вошли в разоренную и сожженную Москву («Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана»), их войска были деморализованы.
2 сентября русская армия вышла из Москвы. Когда удалось вырваться от неприятеля, М.И.Кутузов совершил свой знаменитый фланговый марш-маневр.
М.И.Кутузов отступил на юго-восток по Рязанской дороге, но затем, обманув французов, занял Калужскую дорогу, встав лагерем в селе Тарутино. Таким образом, он отрезал путь врагу к тульским оружейным заводам и черноземным, не разоренным войной, губерниям.
А в это время активизировалось партизанское движение (Д.Давыдов, А.Фигнер, В.Кожина). Партизаны изматывали противника. Возникло оно стихийно с началом войны. Но затем некоторые офицеры обратились в штаб М.И.Кутузова за разрешением организовать партизанскую борьбу. Роль партизан в ходе войны трудно переоценить. Малая война« оказалась гибельной для захватчиков».
сделайте вывод, какие проблемы испытывала французская армия при отступлении?
Документ:
«Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади павшие на дороге тут же съедались». Офицер Бонне.
«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего неевших такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но, тем не менее, желают боя чтобы согреться, а может быть, надеются чтобы найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии». Офицер Ложье
«Нет сомнения , что недостаток продовольствия способствовал деморализации войск, подрывая их силы, и что обильная горячая пища парализовала бы действия холода». Офицер Тирион
«К столь многочисленным бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. с каждым днем становиться все холоднее, и вскоре мороз должен соединится с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, и которая была столь прекрасною при переходе через Неман!» Офицер Франсуа
В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля».
Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:
Дождаться подкрепления;
Заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.
6 декабря император Наполеон был в Париже.
6 января 1813 г. – Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.
Изгнание Наполеона из России.
В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирное предложение, он в октябре покинул Москву.
Пройти по калужской дороге не удалось. В двух опорных сражениях под Тарутином и Малоярославцем (этот город восемь раз переходил из рук в руки) Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разоренной войной Смоленской дороге.
Русская армия перешла в наступление.
Практически полностью французская армия была уничтожена при переправе через реку Березину. Наполеон, едва не попав в плен, бросил остатки своей некогда несокрушимой армии и бежал в Париж.
1 января 1813 года Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником.
Россия не только защищала свою независимость. Но и, по сути дела, спасла народы Европы от порабощения.
вопросы:
- Почему М.И.Кутузов настаивал на оставлении Москвы?
- Что происходило с французской армией в Москве?
- В чем состояла суть тарутинского маневра, чем выгодна позиция у Тарутино?
- Какие изменения происходили в русской армии?
- Покажите на карте путь отступления армии Наполеона. (У карты работает один ученик).
- Какие произошли сражения во время контрнаступления русской армии? (Ответ: Тарутинский бой, сражение под Малоярославцем, сражение под Вязьмой, сражение под Красным). (Отвечающие показывают на карте места сражений, называют даты).
3.7.Итоги, значение, причины победы.
Подводя итог нашего урока, давайте ответим на вопрос: каковы же были причины победы России над Францией?
Ответ: Справедливый, освободительный, народный характер Отечественной войны 1812 года, высокий боевой дух и профессионализм русской армии, партизанское движение, климатические условия, грамотное командование, поддержка мировой общественности, недостатки французской армии (многие не желали воевать на стороне французов), неслаженность действий французского командования.
И в заключение вопроса о значении Отечественной войны 1812 года давайте снова обратимся к эпиграфу нашего урока «С 1812 года начинается наша новая история» (А.И.Герцен).
Декабристы говорили, что они «дети 1812 года». В.Г.Белинский писал: «Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она даже сама в себе и не подозревала».
Согласны ли вы с тем, что нам удалось выяснить причины победы России над Францией?
Закрепление изученного материала
1.Фронтальная беседа по изученному материалу:
- Причины Отечественной войны 1812 года.
- Основные противоречия, которые привели к войне.
- Характер войны.
- Подготовка к войне, соотношение сил перед войной.
- Планы сторон.
- Ход войны (основные этапы, главные сражения, окончание и итоги войны).
- Значение Отечественной войны 1812 года (социальные, политические и другие последствия войны).
2.Продолжите фразу:
- Главный удар Наполеон направил …
- Главнокомандующий армией в 1812г. …
- Бородинское сражение закончилось…
- Самыми известными руководителями партизанской борьбы были…
Достигнута ли цель урока?
Рефлексия: о героях, участниках войны 1812 года слагаются стихи, песни, пишутся новые сценарии к фильмам т, е. память о них живет, и мы на нашем уроке постараемся сделать то же: на столе у нас лежит большая ромашка, мы добавим веточки пихты, а еще добавим «живой огонь», у вас в конверте лежат цветки разных цветов. Если вы считаете, что на уроке вам было:
все понятно, интересно я работал, реализовал свои возможности, то положите к импровизированному обелиску белый цветок.
было понятно, но я не совсем реализовал свои возможности, то желтый цветок.
мне было неинтересно, я не хотел работать, то голубой цветок.
4. Домашнее задание: составить таблицу по § 4
№ | дата | событие | итог | значение |
|
|
|
|
|
Для одаренных детей творческое задание – написать письмо «очевидца» от имени простого солдата, офицера, участвующего в Бородинском сражении, партизана, жителя Москвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по истории России «Отечественная война 1812 г., внешняя политика России в 1813-1815 гг.», 8 класс.
Тест по истории России, 8 класс «Отечественная война 1812 г., внешняя политика России 1813-1815 годах» (Тест составле...
разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года
Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...
разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года
Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...
Разработка урока по истории России «Отечественная война 1812 года»
Двухчасовое занятие позволяет сформировать общее представление о войне 1812 года, причинах, ходе и итогах....
Методическая разработка урока по истории России "Северная война"
Тема:Северная войнаЦели урока:Обучающие:выяснить цели России в Северной войне; рассмотреть основные сражения и выделить её итоги.Развивающие:развивать навыки поисковой, исследовательской деятельн...
презентация и конспект урока по истории России " Северная война"
Презентация и конспект урока " Северная война"...