Статья Зариповой М.А. "Семья Эйхенвальд как феномен в истории культуры и науки России второй половины XIX - начала ХХ века"
материал на тему

Зарипова Миляуша Афраимовна

Статья напечатана в сборнике: Этнические немцы России: Исторический феномен народа в пути. Материалы XII международной научной конференции. Москва, 18-20 сентября 2008 г.  - М.: МСНК-пресс, 2009. - С.615-618.

Ссылка на сборник в интернете:  http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/173_biblio.pdf

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.А. Зарипова (Москва)

Семья Эйхенвальд как феномен в истории культуры и науки России второй половины XIX – начала XX века

(Статья напечатана в сборнике: Этнические немцы России: Исторический феномен «народа в пути». Материалы XII международной научной конференции. Москва, 18–20 сентября 2008 г. М.: «МСНК-пресс», 2009. – С. 615-618).

(Ссылка на сборник в интернете: http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/173_biblio.pdf)

На рубеже XIX–XX веков семья Эйхенвальд была широко известна в культурных слоях российского общества. В настоящее время эта фамилия, к сожалению, знакома лишь немногочисленным специалистам, интересующимся историей отечественного искусства и науки. Между тем творческая биография этой семьи представляет большой научный и познавательный интерес.

Глава семьи Александр Федорович Эйхенвальд[1]. Был выходцем из Митавы (ныне город Елгава, Латвия) – губернского города в Курляндской губернии. В 1850-е годы он переезжает в Петербург, где, закончив Академию художеств, получает звание неклассного художника. До 1864–1865 годов Александр Федорович содержит фотографическое заведение на углу Садовой и Гороховой улиц. Здесь же, в Петербурге, он знакомится со своей будущей женой.

Ида Ивановна Папендик[2] (1842–1917) была родом из Германии. В 1860 году юная талантливая арфистка приезжает в столицу Российской империи, где становится солисткой оркестра Мариинского театра. Бракосочетание А. Эйхенвальда и И. Папендик состоялось в 1862 году в Петербурге. Спустя год у них родился сын Александр. Вскоре Иду Ивановну приглашают работать в оркестр Императорского Большого театра, и в 1864 году семья переезжает в Москву. Здесь у них рождается еще двое сыновей и семеро дочерей.

Солисткой Императорского Большого театра И. Эйхенвальд проработала тридцать семь лет. Ее виртуозная игра на арфе восхищала слушателей. Ида Ивановна давала и сольные концерты. Помимо этого вела педагогическую деятельность: более тридцати лет занимала должность профессора Московской консерватории по классу арфы. Она является одним из основателей московской школы игры на этом инструменте.

В 1967 году ее муж открывает в Москве фотостудию «Эйхенвальд». Александр Федорович – первый московский фотограф, который стал делать съемку при электрическом освещении, что позволяло работать и по вечерам. Он одним из первых в России поднял проблему восстановления и сохранения негативов. К услугам А. Эйхенвальда охотно прибегали представители московской интеллигенции и купечества. Среди работ, сделанных в его мастерской – фотографии поэта А.А. Фета, композитора П.И. Чайковского, философа В.С. Соловьева, основателей Петербургской и Московской консерваторий А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, купцов- меценатов Бахрушиных. На Политехнической выставке 1872 года в Москве фотограф получил золотую медаль.

Дом Эйхенвальдов всегда был открыт для друзей и знакомых. Частыми гостями здесь были музыканты П.И. Чайковский, А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, С.И. Танеев, А. Никиш, Н.Р. Кочетов. К отцу приходили известные русские художники И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, скульптор М.М. Антакольский и другие. В доме также часто бывали актеры Большого и Малого театров, профессора Московского университета.

Старший сын – Александр Александрович Эйхенвальд[3] (1864–1944) – был известным физиком-экспериментатором, профессором Московского университета и директором Московского высшего инженерного училища. Его опыты вошли практически во все учебные и энциклопедические издания по физике. Впервые в опыте, названном его именем, А. Эйхенвальд доказал существование магнитного поля токов смещения и измерил его величину. Он был известен и как блестящий лектор. Его лекции и публичные доклады поражали воображение слушателей блеском и эффектностью демонстраций, привлекали большие аудитории и пробуждали интерес к физике. Александр Александрович преподавал также на Московских Высших женских курсах и в Коммерческом институте. С 1920 года он жил и работал за границей.

Второй сын Александра Федоровича и Иды Ивановны – Николай Александрович[4] (1873–1934) – был архитектором. В 1902 году он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получил звание классного художника архитектуры. Среди известных работ зодчего – оформление интерьеров знаменитой московской кофейной булочника Д.И. Филиппова на Тверской в гостинице «Люкс» (в наст. время гостиница «Центральная»), участие в перестройке самой гостиницы.

Младший сын – Антон Александрович [5] (1875–1952) – вошел в историю как композитор, дирижер, фольклорист, музыкально-общественный деятель. Много лет он работал руководителем оперных трупп в разных городах России, дирижировал оперными спектаклями и симфоническими концертами, собирал и изучал музыкальный фольклор разных народов, заведовал фольклорными Кабинетами в Ашхабаде, Казани, Уфе. Среди его сочинений несколько опер и балетов, музыкальных комедий, произведений для симфонического оркестра, камерно- инструментальных ансамблей, романсов, песен. С творческой, научной и театральной деятельностью Антон Александрович совмещал педагогическую: преподавал в музыкальных учебных заведениях Тифлиса, Одессы, Казани, Красноярска, Ашхабада, Уфы. В 1920-е годы он пропагандировал русскую музыку и музыкальное творчество народов России за рубежом.

Три сестры Эйхенвальд окончили Московскую консерваторию и были оперными и камерными певицами. Наибольшей известностью среди них пользовалась Маргарита Александровна Эйхенвальд[6] (по мужу Трезвинская) (1866 – после 1948). Она много лет проработала солисткой Императорского Большого театра, и первой исполнила на его сцене главные партии в ряде русских опер: в частности, партии Иоланты и Снегурочки (в одноименных операх П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова). Автор «Снегурочки», услышав ее в своей опере, писал: «Эйхенвальд… была очень хороша и грациозна. Ее обработанное серебристое сопрано как нельзя более шло к роли Снегурочки»[7]. Обладая мягким голосом серебристого тембра, обаятельной артистической внешностью, сценической одаренностью, Маргарита Александровна создавала на сцене глубоко поэтические образы. Позже (до отъезда за границу) она пела в Московской частной русской опере, в нескольких частных антрепризах.

Вторая сестра – Мария Александровна Эйхенвальд-Дубровская[8] (по мужу Брюхатова) (1872–1926) – в течение нескольких лет также была солисткой московского Большого театра. Затем пела в опере и в концертах в разных городах России, в том числе в Житомире, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Петербурге, Москве (оперный театр С. Зимина), городах Сибири. Ее партнерами по сцене были выдающиеся певцы Ф. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. Яковлев, Л. Донской и др. Проработав много лет на оперных сценах России, М.А. Эйхенвальд оставила сцену и посвятила себя педагогической деятельности (преподавала в Саратове и в Москве).

Третья сестра – Надежда Александровна Эйхенвальд-Донская[9] – окончив консерваторию, несколько лет играла в оркестре Императорского Большого театра на арфе. Затем, оставив Большой театр, она работала оперной и камерной певицей: пела в частных антрепризах в провинции (Тифлисе, Екатеринославе и ряде других городов). Обладала несильным, но красивым голосом и была одаренной артисткой.

К членам этой незаурядной семьи в известной степени можно отнести вы- дающихся певцов, солистов Московского Большого театра С.Е. Трезвинского и Л.Д. Донского (были женаты соответственно на Маргарите Александровне и Надежде Александровне), знаменитого баритона П. И. Полуянова (муж Аглаиды Александровны)[10]. Еще одна из сестер – Валентина Александровна – была замужем за всемирно известным ученым-физиком, профессором Московского университета П.Н. Лебедевым, близким другом ее старшего брата Александра[11]. Жена Александра – Е.К. Эйхенвальд – работала преподавателем физики Московского политехнического института[12].

Таким образом, семью Эйхенвальд можно рассматривать как уникальное явление в истории России. Ее творческая биография является ярким свидетельством вклада этнических немцев в развитие и обогащение не только отечественной, но и мировой культуры.


[1] См.: Шипова Т.Н. Фотографы Москвы – на память будущему (1839-1930): Альбом- справочник. М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники», 2001. С. 324–331.

[2] См.: Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: «Советская энциклопедия», 1990. С. 651.

[3] См.: Погребысская Е.И. Александр Александрович Эйхенвальд // Природа. 2001. № 8. С. 76–80.

[4] См.: Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. М.: «Жираф», 1998. С. 297–298

[5] См.: Зарипова М.А. История забытой татарской оперы: Опера «Степь» Антона Эйхенвальда // Казань, 2005. № 6. С. 84–89; Музыкально-просветительская, композиторская и этнографическая деятельность А.А. Эйхенвальда в Поволжье // Цивилизация народов Поволжья и Приуралья: Сб. науч. статей по материалам междунар. науч. конф. Т. 2. Ч. III. Чебоксары, 2006. С. 93–104.

[6] См.: Театральная энциклопедия / Гл. ред. П.Л. Марков. Т. 5. М: «Советская энциклопедия». С 971.

[7] Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Восьмое издание. М: «Музыка», 1980. С. 241.

[8] См.: Пружанский А. Отечественные певцы. 1755–1917: Словарь: в 2-х ч. Ч 1. М.: «Советский композитор», 1991. С. 157; Эйхенвальд-Дубровская М.А. (некролог) // Вестник работников искусств. Москва. 1926. № 5. С 25.

[9] См.: Тифлисский листок. 1904. 10 сентября. № 215.

[10] См.: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Ф. 159 (Антона Эйхенвальда). Инв. № 1994. Л. 3.

[11] См.: Сердюков А.Р. Петр Николаевич Лебедев. М: «Наука», 1978. С. 89.

[12] См.: Погребысская Е.И. Александр Александрович Эйхенвальд // Природа. 2001. № 8. С. 76–80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Культура России второй половины XIX века"

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...

"Культура России второй половины 19 века"

Презентации к уроку историии по теме "Российская культура второй половины 19 века":  русские композиторы, живопись и скульпрутра...

план конспект урока тема: Жители Российского государ¬ства второй половины XV - начала XVI века

Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать  основные  г...

Изменения в облике городов второй половины XIX - начала XX века.

Презенетация подготовлена в качестве дополнительного иллюстративного материала к уроку по историческому краеведению г. Тамбова по теме "Изменения в облике городов второй половины XIX  - начала XX...

Статья Зариповой М.А. "Антон Эйхенвальд: Долгий путь к признанию"

Статья была напечатана в газете "Республика Татарстан"  02.06.2005 г. № 110-111 (25446)...

Образы русского фольклора в творчестве художников второй половины XIX начала XX века.

Интересный материал по теме "Музыка и изобразительное искусство" в 5 классе. Чудесный мир сказки в творчестве русских художников....