«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
статья по алгебре по теме
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышления, приводящую к повышению интереса к изучаемому предмету и развитию познавательной деятельности, а значит к повышению мотивации учения, то процесс обучения математической грамотности будет более успешным. Внедрение технологии развития критического мышления в практику обучения можно при изучении любой темы курса математики и в любом классе, можно использовать как при изучении нового материала, где учащиеся вспоминают все известные им факты, так и при проверке степени усвоения учащимися материала по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические советы для учителей | 10.27 КБ |
doklad1.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Шестакова О.Л.
МОУ «Тубинская средняя общеобразовательная школа»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышления, приводящую к повышению интереса к изучаемому предмету и развитию познавательной деятельности, а значит к повышению мотивации учения, то процесс обучения математической грамотности будет более успешным. Внедрение технологии развития критического мышления в практику обучения можно при изучении любой темы курса математики и в любом классе, можно использовать как при изучении нового материала, где учащиеся вспоминают все известные им факты, так и при проверке степени усвоения учащимися материала по теме.
Для разнообразия обучения применяю доступные, действенные приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
1. Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)- применяется с использованием таблицы. Заполняя графу «З», учащиеся составляют список знаний. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х». Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста. Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У» они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания. Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования. Пример:6-й класс, тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»
Знаю | Хочу знать | Узнал новое |
а/m+b/m=(a+b)/m а/m-b/m=(a-b)/m | -Как складывать (вычитать) дроби с разными знаменателями -Решение уравнений, задач, содержащих разными знаменателями | -Наименьший общий знаменатель, дополнительный множитель -Алгоритм + и – дробей с разными знаменателями |
2. Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Прием используется на фазе «Реализация» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное.
а)Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + – новое,– – думал иначе,? – не понял, есть вопросы.
б) Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся имеют мини-конспект. Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ. Активное чтение способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Стратегию «Инсерт» использую при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, и на данном уроке они должны расширяться, уточняться.
3. Прием «Составление «Синквейна», это слово с французского, обозначает «5 строк». Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта. Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта. С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс. Пример синквейна, составленных учениками: Масштаб
Арифметический, географический
Делить, находить, вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики :
-развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
-обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
-стимулирует учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными;
- воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Шестакова О.Л.
МОУ «Тубинская средняя общеобразовательная школа»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышления, приводящую к повышению интереса к изучаемому предмету и развитию познавательной деятельности, а значит к повышению мотивации учения, то процесс обучения математической грамотности будет более успешным. Внедрение технологии развития критического мышления в практику обучения можно при изучении любой темы курса математики и в любом классе, можно использовать как при изучении нового материала, где учащиеся вспоминают все известные им факты, так и при проверке степени усвоения учащимися материала по теме.
Для разнообразия обучения применяю доступные, действенные приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
1. Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)- применяется с использованием таблицы. Заполняя графу «З», учащиеся составляют список знаний. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х». Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста. Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У» они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания. Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования. Пример:6-й класс, тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»
Знаю | Хочу знать | Узнал новое |
а/m+b/m=(a+b)/m а/m-b/m=(a-b)/m | -Как складывать (вычитать) дроби с разными знаменателями -Решение уравнений, задач, содержащих разными знаменателями | -Наименьший общий знаменатель, дополнительный множитель -Алгоритм + и – дробей с разными знаменателями |
2. Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Прием используется на фазе «Реализация» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное.
а)Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + – новое,– – думал иначе,? – не понял, есть вопросы.
б) Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся имеют мини-конспект. Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ. Активное чтение способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Стратегию «Инсерт» использую при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, и на данном уроке они должны расширяться, уточняться.
3. Прием «Составление «Синквейна», это слово с французского, обозначает «5 строк». Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта. Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта. С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс. Пример синквейна, составленных учениками: Масштаб
Арифметический, географический
Делить, находить, вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики :
-развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
-обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
-стимулирует учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными;
- воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...
Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.
Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...
Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.
Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...
Методические рекомендации для молодых специалистов по теме: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»
Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.Задачи:1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.2.Углубить знания молодых педагогов о методах и прием...
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...
Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....
«Социально - культурный контекст урока математики как средство развития познавательного интереса обучающихся».
laquo;Социально - культурный контекст урока математики как средство развития познавательного интереса обучающихся»....