Внеклассное занятие для 7 класса "Помните"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Ирина Анатольевна Тютимова

Цель:

  1. Познакомить с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны.

 

Задачи:

     1. Формировать сочувствие к жертвам массовых убийств;

     2. Формировать гражданское сознание;

     3. Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomnite.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальная (коррекционная)общеобразовательная школа VIII вида №3

( беседа )

Составила:

воспитатель 7 класса

Тютимова И.А.

г. Комсомольск – на – Амуре

2012 – 2013 уч.г.

Цель:

  1. Познакомить с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны.

Задачи:

     1. Формировать сочувствие к жертвам массовых убийств;

     2. Формировать гражданское сознание;

     3. Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.

Оборудование:

     Мультимедиа, фотографии, магнитофон.

Оформление:

     Фотографии, диаграммы.

Ход занятия:

1.Память, память,

Ты порой тревожно

Бьёшь по нервам, бешено скользя,

Позабыть такое невозможно,

Потому что забывать нельзя.

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду…

Кто попал в лапы дьявола, к немцам, -

Побывал, прямо скажут, в аду.

              ( автор – бывший узник концлагеря)

2.Сегодня я расскажу вам об одной из страшных страниц  Великой мировой войны. О концлагере Освенцим.

3.Сдайд города. Освенцим – меленький провинциальный городок в центре Польши.

В связи с близостью к железнодорожному узлу весной 1940 года по приказу Генриха Гимлера (слайд - фото) началось строительство нового концентрационного лагеря получившего название Аушвиц.  Аушвиц и Освенцим – это один и тот же лагерь. Аушвиц – это немецкое название лагеря, а Освенцим – польское.

4. Слайд корпуса лагеря . К 1942 году Освенцим стал самым крупным концентрационным лагерем, состоящим из трёх комплексов:

1блок – стал административным центром;

2 блок – содержались евреи, поляки, цыгане и узники других национальностей. Они работали на немецких предприятиях или были прислугой в домах;

3 блок – работники для фабрик и шахт или для медицинских опытов.   Концлагерь стал местом массового убийства за всю историю человечества. Из общего числа жертв этого лагеря 90% составили евреи.

Лагерь превратился в гигантский комплекс по уничтожению людей, которых свозили со всей Европы.

5. Слайд -  ворота . На главных воротах Освенцима надпись «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»).

Миллионы людей прошли здесь на встречу смерти. Подавляющее большинство людей, которые читали эту надпись, были убиты в первые же сутки.

Через эти ворота заключённые ежедневно отправлялись на работу и возвращались 10 часов спустя.

Лагерный оркестр ( слайд - оркестр) играл марши, которые должны были бодрить заключённых и облегчать эсэсовцам их пересчёт. Лагерный оркестр играл, когда узники шли на работу, когда возвращались с работы… играл и когда узников вели в газовые камеры.

6.Слайд прибывших . Прибывших делили на группы. Одна из групп, составлявшая примерно ¾ всех привезённых, отправлялась в газовые камеры в течение нескольких часов.

Слайд-  отбор людей .  Процедура отбора была предельно проста – все вновь прибывшие выстраивались на платформе, несколько немецких офицеров отбирали потенциально трудоспособных заключённых.

Остальные шли в душевые, так людям говорили… Слайд – очередь в душевые. Никогда ни у кого не было паники. Все раздевались, оставляя вещи в сортировочной комнате, и входили в душевую, которая в действительности оказывалась газовой камерой. В основном это были женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе.

Каждый день в лагере могли быть убиты более 20 000 человек.

7. Слайд – вход в газовые камеры . В конце 1941 года в Освенциме начались массовые уничтожения узников газом.

Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа.

8. Слайд – фото Рудольф Гесс. Комендант лагеря – Рудольф Гесс был первым, кто провел испытания газом на узниках. Он заявлял узникам, что они « …прибыли в концлагерь, из которого только один выход – через трубу крематория».

Слайд – газовые камеры. На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топками. В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 3 000 трупов. Но крематории не справлялись: слишком велико было количество убитых.

Слайд – волосы, золотые кольца. В хозяйстве у Гесса не пропадало ничего: печи работали на полную мощность без остановки. Из волос узников делались матрасы для немецких подводников, прахом заключённых удобряли землю, золотые зубные коронки и кольца, которые беспощадно вырывали у узников, переплавляли в целые слитки.

9. В лагере существовали отдельные блоки, служившие для различных наказаний.

Слайд – стена казни. Перед Стеной Казни эсэсовцы расстреляли несколько тысяч узников.

Слайд – окна напротив. Окна, смотревшие во двор, где находится «стена казни» были завешаны ставнями. Остальные узники не должны были видеть, что происходит во дворе. Нацисты старались создать как можно больше впечатления, что это всего лишь трудовой лагерь, а не место расправы.

10. На территории Освенцима гитлеровцы устроили «Корпус смерти», который был изолирован от остальных частей лагеря. В его подземельях находилась лагерная тюрьма.

Слайд – наказания. Во внутреннем дворике корпуса эсэсовцы применяли наказания плетьми и наказания «столбом», которое состояло в том, что заключённого подвешивали за скрюченные за спиной руки.

11. В Освенцимском лагере немецко – фашистские профессора и врачи проводили « медицинские» опыты над живыми людьми, проявляя при этом чудовищную изобретательность.

Слайд – фото Иозефа Менгеле.  Иозеф Менгеле возглавлял исследования и сам проводил тысячи опытов над живыми людьми. Его прозвали « доктор смерть» за жестокие опыты над узниками.

Слайд – люди - подопытные Менгеле.  Менгеле интересовали опыты по пересадки  органов и тканей человека. Заключённых намеренно заражали различными заболеваниями, чтобы проверить на них эффективность новых лекарств. Он проводил исследования по воздействию физического и психического истощения на организм человека, проводил опыты по воздействию холода на человеческий организм.

12. Слайд – бывшие узники концлагеря. Узники, выжившие в этом аду вспоминают:

- Польский заключённый -  Тадеуш Соболевски: « Готовили суп для узников, конечно, без жира и мяса. Когда несли полный котел, похлёбка проливалась. Я видел, как люди лизали землю, если капля упала. Сейчас это трудно представить, но эсэсовцы за это ещё и били голодных людей. Наша самая страшная проблема здесь была голод».

- Один из бывших узников, побывав в концлагере после войны, удивился, когда увидел на территории лагеря траву. «Если бы там выросла трава, мы бы её съели»- сказал он.

- Иосифу Абковичу было 22 года в годы войны. Он вспоминает:                  « Сбежать из лагеря было практически невозможно, за попытку бегства расстреливали. Устраивали показательные наказания. Например, разрезали на 4 части тела, клали на стол на всеобщее обозрение. Над ним табличка « Они пытались убежать».

Слайд – бараки из нутрии. «В бараках были трех- или четырёхъярусные нары. Спали мы на голых нарах, потому что простыни, одеяла или подушки с собой никто не привёз, а в лагере их не выдавали. Нижнее бельё, которое было надето дома, так и оставалось на нас всё время, а постирать не было возможно».

- Железняк Степан Кузьмич. Ему было 14 лет, когда он попал в лагерь.

«На всю жизнь остался в памяти жуткий эпизод, произошедший в лагере. Однажды всех детей выгнали на площадь. Там разожгли костёр и подвели к нему мальчика – еврея, объяснив всем, что все евреи должны быть ликвидированы. Мальчика сожгли живьём на глазах у всех детей, которые обезумев от ужаса, не могли двинуться с места».

13. Слайд – освобождение Освенцима. Освобождали узников Освенцима воины 107-й, 100-й и ещё двух стрелковых дивизий советской армии.

 Из воспоминаний Василия Яковлевича Петренко, Героя Советского Союза, генерал – лейтенанта в отставке.

«Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключённым лагеря, превратившимся в живых скелетов.

Я приехал туда 29 января 1945 года.

Слайд – заключенные взрослые. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить.

Слайд – заключённые дети. Потом я увидел детей… жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а всё остальное как бы не человеческое – как- будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…

Из воспоминаний корреспондентов дивизионной газеты 38-й армии «За нашу победу!» Ушера Маргулиса и Геннадия Савина.

Слайды – вещи сложенные в кучи.

В первой комнате была целая гора детской одежды: пальтишки, брючки, курточки, кофточки. Многие с пятнами крови. В другой комнате стояли ящики – обычные, товарные, примерно метр на полтора, - заполненные зубными коронками и золотыми протезами. Вся комната была завалена коробками с челюстями. Страшно было смотреть. В третьей комнате были ящики, заполненные состриженными женскими волосами – оказывается, они тоже шли вход. И напоследок – комната, заполненная изящными женскими сумочками, абажурами, бумажниками, кошельками и другими кожаными изделиями. Женщина – узница сказала: «Всё это сделано из человеческой кожи». И тут нас как к полу пригвоздило, мы дар речи потеряли.

14. После 1947 года польским правительством началось создание музея.

Давайте и мы пройдёмся по некоторым местам этого музея.

Под звуки песни «Бухенвальдский набат»

слова: А. Соболев, музыка: В. Мурадели.

 Фильм о музее Освенцим  

Бухенвальдский набат

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон -

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, и восстали вновь.

И восстали,

И восстали,

И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожжённых

Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.

Интернациональные колонны

С нами говорят, с нами говорят.

Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган.

Это, вихрем атомным объятый,

Стонет океан, Тихий океан.

Это стонет,

Это стонет,

Тихий океан.

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон -

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывёт, плывёт над всей землёю,

И гудит взволнованный эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!

Берегите,

Берегите,

Берегите мир!

15. Помните! Через века, через года, - помните! ...

Читается под мелодию Роберта Шумана « Грёзы».

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не споет,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

                                                                                         (Р.Рождественский)

16. Итог занятия.

В завершении нашего занятия предлагаю сделать плакат на тему

« Мы не хотим войны!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие МОРСКОЙ БОЙ

Внеклассное мероприятие по информатике для 9 классов...

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Внеклассное занятие "В гостях у Шишкина".

Разработка внеклассного занятия "В гостях у художника Шишкина" для уч-ся школы VIII вида....

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

Внеклассное занятие Olympic games

Внеклассное занятие Olympic games, 8 класс...

(Практическое пособие по организации и проведению внеклассного занятия по географии, раздел – геология)

В этой работе показывается возможность проведения занятия по геологии на территории бывшего рудника Придорожный, Солнечного района, Хабаровского края. По такому принципу можно для своей территории соз...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...