Леонардо да Винчи. Личность в истории.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку урока по истории на тему
«Леонардо да Винчи. Личность в истории» (7 класс)
учителя истории МКОУ Курловской средней общеобразовательной школы №2
Соминой Екатерины Александровны
Данный урок является первым уроком по теме «Мир художественной культуры Возрождения». Из конспекта урока видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока: четко продумана и поставлена проблема урока, наличие проблемных задач; выдвижение учащимися гипотез для решения данной проблемы и их подтверждение.
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением раннее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.
Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление – восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение - систематизация. Особое место занимает система методов проблемно-развивающего обучения, ориентированная на субъективную новизну и оригинальность; на побуждение учащихся к активной деятельности.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод, и исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика.
Для успешного достижения цели урока продуманы и формы деятельности.
Применяются и различные формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная беседа;
- Индивидуальные сообщения;
- Групповая работа;
- Практическая работа.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку.
Домашнее задание дифференцировано.
Урок является инновационным, интересным, познавательным, «учит не мыслям, а мыслить» (Кант).
Методическая разработка соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого вида.
Данная разработка рекомендована к использованию в учебном процессе учителям истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_da_vinchi.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - исторический портрет.
Леонардо да Винчи. Личность в истории.
Эпиграф
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело.
Цели урока:
-Познакомить учащихся с особенностями искусства эпохи Возрождения, сформировать представление о шедеврах эпохи, выявить воздействие данных художественных традиций на искусство последующих эпох;
-через характеристику эпохи познакомить учащихся с многогранностью творчества, интересов и способностей Леонардо и его великих современников – Рафаэля, Микеланджело, о личностях и их произведениях.
-Продолжать работу над развитием умений описывать и сопоставлять произведения искусства, определять их особенности, характерные черты.
-Воспитывать чувство прекрасного, уважение и восхищение к творческой личности, стремление выявить и развить свои творческие возможности.
Средства наглядности:
-портреты творцов эпохи Возрождения
- репродукции произведений
- эл. презентация «Леонардо да Винчи – человек эпохи».
Ход урока.
Переход к новой теме.
Сегодня у нас не совсем обычный урок – урок- исторический портрет, целиком посвящённый одной личности, человеку, который как великий Нострадамус, заглянул в неведомое для других будущее, изменив ход истории. Кто же он, этот таинственный незнакомец? Живописец, инженер, механик, плотник, плотник, музыкант, математик, изобретатель, повар, устроитель зрелищ, патологоанатом! И всё это – один человек! Знакомьтесь – Леонардо да Винчи! Этот необыкновенный человек родился и жил в необычное, переломное время на стыке двух эпох.
Новая тема.
Вступительное слово учителя.
Леонардо родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, недалеко от Флоренции. Природа одарила его различными талантами, привлекательной внешностью, огромной физической силой. Когда этот великий художник перечислял семнадцать освоенных им искусств и ремёсел, на последнее место он ставил живопись, которую никогда не считал своим основным занятием.
Отцом его был нотариус Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка. Будучи внебрачным ребёнком, Леонардо, тем не менее воспитывался в доме отца. Именно там он получил прекрасное образование, уже в детстве проявляя интерес к рисованию и лепке.
В 1466 году Леонардо поступил учеником к итальянскому живописцу Андреа Верроккьо, в мастерской которого знакомится не только с приёмами и методами живописи, скульптуры и архитектуры, пройдя весь путь ученичества, но и с основами точных наук. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.
Ученическое сообщение на тему «Эпоха Возрождения», «Флоренция-город искусств».
Вопросы для обсуждения:
- почему вновь пришедшая эпоха носит такое необычное название – эпоха Возрождения?
- повлияла ли политическая ситуация в стране на судьбу великого гения?
- можно ли сказать, что именно Флоренция в рассматриваемый нами период, называемая «новыми Афинами», помогла раскрытию личности Леонардо?
Вывод.
Эпоха Возрождения, пришедшаяся на период с конца 15 по начало 17 века, стала временем, когда в жизни европейских народов произошли коренные изменения во всех сферах жизни. Это коснулось областей промышленности, торговли, науки, искусства. Но больше всего отразилось на мировоззрении человека.
Рассказ учителя.
Между 1476 и 1478 годами Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится Мадонна с цветком, т.н. Мадонна Бенуа (ок. 1478 г.). К ранним работам относится и незавершённая работа Поклонение волхвов (1481-1482 гг.).
В 1482 году Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца, который тратил огромные средства проведение пышных празднеств, покупку произведений искусства, содержал армию. В Милане Леонардо жил до 1498 года и этот период его жизни был самый плодотворный. Тогда были созданы такие произведения, как Мадонна в скалах, Дама с горностаем, Тайная вечеря. Работа над последней картиной-фреской ( площадью 4,5 на 8,6 м ) продлилась три года, и это стало величайшим творением Эпохи Возрождения.
Весной 1500 года Леонардо приезжает во Флоренцию, здесь вскоре была создана Мона Лиза (1503-1506 гг.), самое известное и загадочное произведение да Винчи.
Ученическое сообщение на тему «Мона Лиза».
Вопросы для обсуждения:
- почему за долгие годы не померкла известность и загадочность этого произведения?
- в чём, как вы считаете, кроется загадка улыбки Джоконды?
Вывод.
Знаменитое произведение Леонардо да Винчи – портрет незнакомки эпохи Возрождения – по праву занимает своё место в сокровищнице мировой культуры.
Рассказ учителя.
Эпоха Возрождения подарила миру не только необычайно талантливого да Винчи, прославили её такие великие творцы, как Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти, являющиеся его современниками. Предлагаю познакомиться с их краткими биографиями.
Ученическое сообщение на тему « Рафаэль Санти».
Ученическое сообщение на тему «Микеланджело Буонарроти».
Вопросы для обсуждения:
- что роднит и что отличает творчество этих великих живописцев?
- что позволяет говорить об этих мастерах как о творцах эпохи Возрождения?
- как вы считаете, сопоставимы ли гений Леонардо да Винчи и таланты его прославившихся современников? Можно ли, сравнив их, поставить кого-то на первое место?
Вывод.
Эпоха Возрождения - период, отмеченный рождением великих людей, творящих необыкновенное и оставивших яркий след в истории по прошествии стольких веков.
Рассказ учителя.
Представляя себя своим будущим покровителям, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, и лишь потом, как о художнике. При дворе Сфорца он работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные декорации и механизмы, делал костюмы. Учёный по призванию, Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов, он создал так называемый орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществлённый. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера. Считался знатоком в области ботаники и анатомии. Интересны его исследования в области геологии и оптики. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: лёгкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства верёвки, шлифовальные машины и многое другое.
Леонардо выступал и как архитектор, в Милане он начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена.
Роль Леонардо в истории наук огромна, он явился непосредственным предшественником Галилея, Декарта и других учёных Нового времени.
Творчество Леонардо да Винчи стало одной из вершин итальянского Возрождения.
Умер Леонардо в 1519 году. Его ученик Франческо Мельци, сказал после смерти великого мастера: « Пока не распадётся моё тело, я буду постоянно чувствовать это горе, потому что не во власти природы создать ещё одного такого человека».
Вопросы для обсуждения:
- согласны ли вы со следующим мнением, что Леонардо да Винчи «опередил своё время на несколько веков вперёд»?
- как вы считаете, талант – это врождённое или приобретённое качество?
- по вашему мнению, владение талантом накладывает на человека какие-либо обязательства?
Вывод.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек, приходя в этот мир, уже являясь обладателем какого-либо дара, таланта, божьей искры. Однако дальнейшее развитие данного таланта зависит от множества обстоятельств: эпохи, окружения, воспитания, но, в первую очередь, от самой личности.
Творческое задание:
Какие ассоциации вызывает у вас это слово, каждая его буква?
Т-
А-
Л-
А-
Н-
Т-
А теперь, пожалуйста, посмотрите на то, что у вас получилось, и дайте своё определение слова «талант».
Общий вывод урока.
Сменяя друг друга, исчезают эпохи, унося в прошлое знаменательные и рядовые события, проходят года, складываясь в жизненные пути великих людей и целых народов, где каждый человек оставляет свой след в истории…
И я уверена, что наша задача, как потомков, живущих столетия спустя, состоит в том, чтобы помнить о тех титанах, своими творениями изменивших ход истории.
И, конечно же, никогда не терять веры в себя, кто знает, быть может именно вы, творя необыкновенное, продолжите галерею великих.
Домашнее задание.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»
Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...
Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"
Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности" можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...
Методическая разработка к недели истории "Личность в истории "
Мероприятие для недели истории...
Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"
Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...
Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"
Отличительные особенности предлагаемой программы: - программа построена по хронологическому и тематическому принципам; - программа ориентирована на закрепление, си...