Экскурсионная деятельность в школе - интернате
статья по истории по теме

Квашина Елена Анатольевна

В работе рассмотрены различные виды экскурсионной деятельности, которые встречаются в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet_ekskursii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 7 I вида»

ДОКЛАД на тему:

«Экскурсионная деятельность как обеспечение непрерывности и повышения качества учебно-воспитательного процесса

в условиях школы-интерната»

Выполнила: Охрименко Е.А.

                   

Омск

2013

Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. И экскурсионная работа является одним из важнейших средств. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им экскурсия, т.е. непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произведениями искусства. В определенной мере экскурсия является компенсацией за нереализованные возможности урока. Это и дополнительный источник знаний, и возможность обогатить содержание программных тем, и возможность поставить ребенка в ситуацию, где он с большим удовольствием, чем на уроке в классе, пополняет свои знания по истории культуры — ведь эти знания приобретаются в неформальной обстановке.

Цель школьной экскурсии — создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения (в т.ч. и формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня).

Сформулировав цель, ставим задачи предстоящей деятельности. Чаще всего задачи школьной экскурсии это:

  1. способствовать развитию нравственной личности средствами краеведения;
  2. обеспечить условия для формирования и развития общеучебных навыков;
  3. способствовать расширению, углублению и систематизации знаний;
  4. способствовать решению образовательных и воспитательных задач данного образовательного учреждения;
  5. содействовать формированию полной картины особенностей природы, хозяйства, жизни населения на территории своего края;
  6. способствовать развитию личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей их индивидуальным потребностям;
  7. способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся;
  8. способствовать формированию национальной, социальной, речевой, экологической культуры; патриотизма;

При проведения экскурсий можно выделить несколько этапов.

Первый этап – подготовительный.

Он означает, что перед экскурсией необходимо провести определенную подготовительную работу. Это может быть беседа, где рассказываем об объекте экскурсии, о событиях, связанных с данной  темой, достопримечательности. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством либо учителя, либо воспитателя, активизирует внимание, мышление, интерес к предстоящей экскурсии и уже на экскурсию учащиеся отправляются подготовленными к восприятию материала.

Следующий второй этап – это проведение экскурсии.

Здесь мы выделяем такие виды экскурсий, как:

  1. пассивные (когда дети самостоятельно осматривают объект);
  2. активные (когда с учащимися работает экскурсовод, который использует методы показа и рассказа);
  3. практические (когда дети непосредственно могут работать с элементами экспозиции);

Третий этап – заключительный, т.е. учащиеся, возвращаясь с экскурсии, обсуждают увиденное, что понравилось, что лучше запомнилось. Можно задать такие вопросы:

  1. Что вы узнали во время экскурсии? (Много нового, интересного, полезного)
  2. Что вы чувствуете после экскурсии? (Радость от новых знаний, от общения, гордость за город, страну)

Проговаривание увиденного, как показывает опыт, помогает детям лучше усвоить, запомнить, продумать, обратить внимание на подробности.

Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. Различают такие виды экскурсий: учебные (тематические) и развивающие (обзорные).

Тематические экскурсии помогают педагогам более образно, ярко познакомить детей с материалом по какому-либо предмету (литературе, истории, МХК, географии, природоведению и т.д.). Многие педагоги осознали необходимость введения экскурсий в программы обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. В ходе этих экскурсий учащиеся нашей школы посещали Музей им. Врубеля, Краеведческий музей, фестиваль «Преображение» в ДК «Химик» по духовно-нравственному воспитанию и др. Через экскурсионную деятельность происходит постепенное, ненавязчивое гражданско – патриотическое воспитание школьников. Так, сюда можно отнести посещения учащимися Музея боевой славы.

Развивающие экскурсии, как правило, многотемны, они не связаны напрямую с каким-либо определенным предметом, чаще всего это экскурсии, связанные с общим развитием учащихся. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. К таким экскурсиям можно отнести посещение Дентропарка, Торгового центра, спортивные стадионы и Дворцы спорта, выставки, концерты и т.д. Изучая родной город, учащиеся растут нравственно, развиваются гармонично.

Наша школа проводит также экскурсий на производства, где ребята не только знакомятся с историей основания, развития отрасли.  Но также участвуют в различных мастер-классах. Например, перед Новым годом группа учащихся посетила мастер-класс в ОмГУ им. Достоевского по созданию поделок своими руками. Также старшеклассники посещали колледж Отраслевых Технологий, побывали в научно-исследовательском институте «Приборостроение», где на собственном опыте узнают о специфике определенного производства. Такие экскурсии служат профориентацией учащихся.

Педагогическая эффективность экскурсионной деятельности очевидна. Обучение и воспитание с помощью экскурсий активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к знаниям.

При этом можно отметить определенные показатели умственного и психического развития школьника:

  1. Наблюдается усложнение речи, посредством обогащения многочисленных искусствоведческих, профессиональных и других специфических терминов и понятий.
  2. Умение рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события.
  3. Умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и, наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал.

Таким образом, хотелось бы отметить, что экскурсионная деятельность в школе способствует  расширению общеобразовательных знаний и умений учащихся,  способствует развитию их личности, а также является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  3. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчёт о спортивной деятельности в школе-интернате

Отчёт о спортивно-массовых мероприятиях за год...

Содержание современных здоровьесберегающих технологий, их внедрение в деятельность коллектива школы - интерната

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья воспитателя  и воспи...

Доклад на семинаре на тему: "Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя школы-интерната"

Доклад  на семинаре для воспитателей на тему: «Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя»...

Методическая разработка "Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования".

Данный материал посвящён организации учебно-воспитательной работы в условиях школы-интерната на базе СДЮСШОР по хоккею с шайбой, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный проц...

Роль воспитателя в самоорганизации деятельности учащихся школы-интернат

Особо важным направлением в работе воспитателя интернатного учреждения является научить воспитанников учиться, общаться друг с другом и жить вместе, научить получать знания и сохранять здоровье. Очень...

СТАТЬЯ СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Здоровье и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. В современном образо...