Методическая разработка "Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования".
методическая разработка
Данный материал посвящён организации учебно-воспитательной работы в условиях школы-интерната на базе СДЮСШОР по хоккею с шайбой, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukreplenie_zdorovya_shkolnikov.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Лодысева Ю.А., воспитатель
ГБОУ школа-интернат № 576 с углубленным
изучением предмета физическая культура
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепление здоровья подрастающего поколения.
В наше время подключение системы образования к решению данной проблемы, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс является особенно важным.
Новая стратегия образования в области здоровья включает:
- просвещение учащихся в вопросах здорового образа жизни;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
- объединение семьи и школы в вопросах формирования здоровья учащихся.
Здоровье ребёнка и его социально-психологическая адаптация в обществе, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Более половины своего жизненного времени ребёнок находится в школе-интернате. Воспитателям необходимо организовать жизнь и деятельность детей в интернате так, чтобы в нём было хорошо и комфортно каждому ребёнку. Задача взрослых - помогать процессу становления личности, гарантировать его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Для этого необходима правильная организация предметно – пространственной среды, режима и мероприятий по охране здоровья детей – питания, отдыха, физкультурно-оздоровительной работы, прогулок и др.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната являются:
- введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения школьных и внешкольных занятий;
- рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса;
- повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности;
- обязательное ритмичное чередование на уроках и во внеурочное время, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка;
- рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок, с учётом норм питания для спортсменов хоккейных групп (повышенная калорийность, витаминизация, ввод таких продуктов как мёд, орехи и т.д.);
- организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей;
- активные занятия спортом (хоккейные тренировки на льду и на земле входят в состав учебно-тренировочного процесса), в свободной деятельности воспитанники предпочитают такие виды спорта как футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, для занятий которыми созданы все условия;
- взаимодействие детей с конкретным бытовым трудом реализуется с помощью образовательных проектов: «Домоводство», «Первые шаги в кулинарии».
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка.
В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Важнейшими критериями направления работы педагогов являются результаты ежегодной диспансеризации обучающихся и воспитанников. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционное проведение «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по легкой атлетике, лыжам, мини футболу, плаванию, волейболу, гиревому спорту, стрельбе и т.д.
Общешкольные мероприятия, классные часы, круглые столы: «Компьютер – друг или враг?», «Сберечь зрение – сохранить здоровье», «Здоровье в твоих руках», «О правильном питании спортсмена», «Вредные привычки», ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное 5-ти разовое питание, уроки физкультуры, ежедневные тренировки, спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Воспитатели школы -интерната в организации проведении самоподготовки учитывают:
- обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски;
- виды учебной деятельности;
- продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
- позы обучающихся, чередование поз;
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на самоподготовке – их место, содержание и продолжительность;
- наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на самоподготовке и используемые воспитателем методы повышения этой мотивации;
- психологический климат на самоподготовке.
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности воспитанников важное место воспитатели на самоподготовке уделяют проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.
Воспитателями школы-интерната учитывается и тот факт, что человеку необходимо не только физическое здоровье, но психологическое. Главный критерий хорошего психологического здоровья человека – его успешная социальная адаптация в обществе.
Психологически здоровый человек:
- умеет адекватно оценивать ситуацию, себя, других людей, свои возможности, достоинства и недостатки;
- владеет своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией;
- способен находить с людьми общий язык, управлять конфликтами;
- способен действовать;
- способен к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности;
- имеет чувство юмора, остроумен;
- способен радоваться жизни, любить и быть любимым;
- принимает себя, удовлетворен своей жизнью, самодостаточен;
- способен сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях;
- стремиться творить добро, помогать, заботиться о ком-либо.
Хорошее психологическое здоровье необходимо каждому человеку для обеспечения высокого качества жизни и успешности во всех сферах жизнедеятельности.
Формирование и поддержание психологического здоровья учащихся – одна из задач, решаемых школой-интернатом. Главными критериями успешности этой работы являются полноценное психическое и личностное развитие ребенка в разные возрастные периоды. Именно поэтому работа воспитателей базируется на решении следующих задач: выявление трудностей, возникающих у учащихся в образовательном процессе, особенно в адаптационные периоды и оказание им своевременной помощи, развитие познавательной деятельности и личностной сферы школьников и формирование у воспитанников жизненно важных знаний и навыков, таких как умение оценить себя, свои способности, интересы, склонности, умение найти пути собственного самосовершенствования, сделать выбор (поведенческий, профессиональный), умение строить взаимоотношения с людьми, общаться. Поддержанию благоприятного психологического климата среди воспитанников способствует реализация таких образовательных проектов, как: «Стань звездой!», «Дороги, которые мы выбираем». Положительное влияние на формирование культуры здоровья воспитанников оказывает активная пропаганда «моды на здоровье», реализуемая в проекте «Я выбираю ЗОЖ!»
Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего со спортсменами, можно определить, помимо успешного освоения учащимися общеобразовательной программы и результативности воспитательной работы, сохранностью здоровья детей при повышенных физических нагрузках, их спортивными достижениями, уверенностью ребят в своих силах, нацеленностью на успешность в будущем.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения являются: внимательное отношение педагога к здоровью воспитанников и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни, а также общий настрой школы-интерната на создание благоприятных условий успешной реализации учебно-тренировочно-воспитательного процесса, содействующего укреплению здоровья.
Таким образом, правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"
Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя ОООД (воспитателя группы продленного дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов, воспитателя общежития) за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) Киселевой Элисо
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя...
Работа воспитателя с одарёнными детьми в условиях обновления образования.
В данном материале раскрывается понятие одарённости, даны рекомендации по определению типа, особенностей и различий одарённости. Также даны практические советы по работе в этом направлении....
Доклад на семинаре на тему: "Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя школы-интерната"
Доклад на семинаре для воспитателей на тему: «Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя»...
Методическая разработка "Взаимодействие воспитателя школы-интерната и учителя в вопросах интеллектуального развития школьников".
Материал посвящён вопросам развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в условиях взаимодействия школы-интерната и СДЮСШОР по хоккею с шайбой....
Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...