конспект урока истории в 9 классе
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Методическая разработка урока истории в 9 классе соответствует новым ФГОС и формирует учебные универсальные способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Начало Великой Отечественной войны»
Урок с элементами лабораторно- практической работы.
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.
2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
3) Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы.
4) Воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
Учебное оборудование:
Рабочая тетрадь, ксерокопии документов, карта “Вторая Мировая война”.
Оформление доски:
Тема урока, план изучения новой темы, новые слова (Вермахт, блицкриг, “Тайфун”, ГКО), даты: 22 июня 1941 года, домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Советский Союз накануне Великой Отечественной войны”.
Вопросы к ученикам.
- Ответ на карточки некоторых учащихся (письменно).
– Как происходила подготовка к войне в СССР и Германии?
– Как изменилась ситуация в мире в конце лета 1939 года?
– Могли союз между СССР И Германией быть долгосрочным?
- Устный ответ на вопросы пройденной темы.(устно)
– Какие события стали поводом к началу ускоренного укрепления обороноспособности страны?
– Какие новые виды оружия появились в Красной Армии?
– В чем проявились недостатки подготовки СССР к войне?
III. Изучение новой темы:
1. Накануне Великой Отечественной войны.
Рассказ учителя:
В 1941г. Вторая мировая война вступила в новую фазу. К этому времени фашистская Германия, и её союзники захватили фактически всю Европу. В связи с уничтожением Польской государственности установилась совместная советско-германская граница. В 1940 г. фашистское руководство разработало план “Барбаросса”, цель которого состояла в молниеносном разгроме советских вооруженных сил и оккупации Европейской части Советского Союза. Дальнейшие планы предусматривали полное уничтожение СССР. Для этого на восточном направлении были сосредоточены 153 немецкие дивизии и 37 дивизии её союзников (Финляндия, Румыния и Венгрия). Они должны были нанести удар в трех направления: центральном (Минск – Смоленск – Москва), северо-западном (Прибалтика – Ленинград) и южном (Украина с выходом на Черноморское побережье). Планировалось молниеносная компания в расчете захвата Европейской части СССР до осени 1940 г.
Работа с классом: Выписать в тетради причины поражения Красной Армии в первые дни войны?
2. Оборонительное сражение на границе.
Рассказ учителя: Осуществление плана “Барбаросса” началось на рассвете 22 июня 1940г. широкими бомбардировками с воздуха крупнейших промышленных и стратегических центров, а также наступлением сухопутных войск Германии и её союзников по всей европейской границе СССР (на протяжении 4,5 тыс. км). За несколько первых дней немецкие войска продвинулись на десятки и сотни километров. На центральном направлении в начале июля 1941г. была захвачена вся Белоруссия и немецкие войска вышли на подступы к Смоленску. На северо-западном – занята Прибалтика, 9 сентября блокирован Ленинград. На юге гитлеровские войска оккупировали Молдавию и правобережную Украину. Таким образом, к осени 1941г. был осуществлен гитлеровский план захвата огромной территории Европейской части СССР.
Доклад ученика на тему: “ Гитлеровский план Барбаросса”.
Рассказ учителя: Стремительное наступление германских войск на советском фронте и их успехи в летней компании объяснялись многими факторами объективного и субъективного характера. Германия имела значительные преимущества в экономическом и военно-стратегическом планах. На начальном этапе войны они использовали не только свои, но и ресурсы союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы для нанесения удара по Советскому Союзу. Гитлеровское командование и войска имели опыт ведения современной войны и широких наступательных операций, накопленных на первом этапе Второй Мировой войны. Техническое оснащение вермахта (танки, авиация, средства связи и др.) значительно превосходило советское в подвижности и маневренности.
Советский Союз, не смотря на прилагаемые в годы третей пятилетки усилия, не завершил свою подготовку к войне. Перевооружение Красной Армии было не законченно. Военная доктрина предполагала ведение операции на территории противника. В связи с этим оборонительные рубежи на старой советско-польской границе были демонтированы, а новые создавались не достаточно быстро. Крупнейшим просчетом И.В. Сталина оказалось его неверие в начало войны летом 1941 г. поэтому вся страна и, в первую очередь, армия, её руководство не были подготовлены к отражению агрессии. В результате в первые дни войны была уничтожена прямо на аэродромах значительная часть советской авиации. Крупные соединения Красной Армии попали в окружение, были уничтожены или захвачены в плен.
Сразу после нападения Германией Советское правительство провело крупные военно-политические и экономические мероприятия для отражения агрессии. 23 июня была образованна Ставка Главного командования. 10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. В неё вошли И.В. Сталин (назначенный Главнокомандующим и ставший вскоре наркомом обороны), В.М. Молотов, С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников и Г.К Жуков. Директивой от 29 июня Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) поставили перед всей страной задачу мобилизовать все силы и средства на борьбу с врагом. 30 июня был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший всю полноту власти в стране. Коренным образом была пересмотрена военная доктрина, выдвинута задача организовать стратегическую оборону, измотать и остановить наступление фашистских войск. Крупномасштабные мероприятия были проведены по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации населения в армию и на строительство оборонительных рубежей.
В конце июня – первой половине июля 1941г. развернулись крупные оборонительные приграничные сражения (оборона Брестской крепости и др.). С 16 июля по 15 августа на центральном направлении продолжалась оборона Смоленска. На северо-западном направлении провалился немецкий план захвата Ленинграда. На юге до сентября 1941г. велась оборона Киева, до октября – Одессы. Упорное сопротивление Красной Армии летом – осенью 1941г. сорвало гитлеровский план молниеносной войны. Вместе с тем захват фашистским командованием к осени 1941г. огромной территорий СССР с её важнейшими промышленными центрами и зерновыми районами являлся серьезной потерей для Советского правительства.
Беседа с классом по вопросам:
– В чем причина поражений Красной Армии в начале войны?
– Какие меры потребовались советскому правительству, чтобы исправить положение на фронте?
– Какова цена первых поражений СССР в войне?
3. Битва за Москву
Вводные слова учителя по теме: “Битва за Москву”.
В конце сентября – начале октября 1941г. началась немецкая операция “Тайфун”, нацеленная на взятие Москвы. Первая линия советской обороны была прорвана на центральном направлении 5-6 октября. Пали Брянск и Вязьма. Вторая линия под Можайском на несколько дней задержала германское наступление. 10 октября командующим Западным фронтом был назначен Г.К. Жуков. 19 октября в столице было введено осадное положение. В кровопролитных боях Красная Армия сумела остановить противника – закончился октябрьский этап гитлеровского наступления на Москву.
Доклад ученика: “Битва за Москву”.
Рассказ учителя о блокаде Ленинграда.
Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого города – одного из символов революции 1917г. Гитлер рассчитывал на то, что для Красной Армии и боевого духа всего советского народа с нападением Ленинграда “может наступить полная катастрофа”. До войны в Ленинграде проживало более 3 млн. человек. С начала войны и до начала блокады были эвакуированы 636 тыс. человек. 8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира. В тот же день вражеской авиацией были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием.
Ранняя зима принесла тяжелое испытание защитникам города – страшный холод. Расчет врага делался на начало в городе голодных бунтов. Однако этого не произошло. Самым тяжелым временем в обороне Ленинграда стала зима 1941/42 г.
Выдержать ее защитники смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозили население. С 20 ноября 1941 г. по конец апреля 1942 г. по Дороге жизни было доставлено в город 262 тыс. тонн продовольствия. За весь период из Ленинграда было вывезено около 1 млн. человек. Многие из них погибли во время бомбежек трассы.
Всего от голода, болезней, бомбежек, погибло около 1 млн. ленинградцев. Но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу.
Лишь в январе 1943 г. блокада города была прорвана и по отбитому у врагов коридору шириной всего 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьем для промышленных предприятий, вооружением для его защитников.
Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, по и собрать силы для перехода в контрнаступление на стратегически важном московском направлении.
Вопросы к классу:
– В чем причина поражения гитлеровской армии в блокаде Ленинграда?
– Какие отрицательные стороны в блокаде Ленинграда?
– В чем успех Красной Армии в освобождении Ленинграда?
IV. Закрепление материала по вопросам.
1) Почему начало войны оказалось неожиданным для большей части населения СССР?
2) Какое значение имела победа советских войск под Москвой?
3) Почему Сталин был уверен в быстром разгроме немецких войск?
V. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Конспект урока истории 5 класс
Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы...
Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"
Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....