Пособие для подготовки к экзамену по предмету История Отечества
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

 

Данное пособие – краткий конспект лекций в помощь обучающимся начального профессионального образования имеющим пробелы в знаниях по истории.

Используя предложенный материал при подготовке к сдаче экзамена, обучающиеся могут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, сосредоточить своё внимание на основных понятиях, хронологии событий, персоналиях, сформулировать примерную структуру ответа на экзаменационный вопрос.

Данное пособие не является альтернативой фундаментальным учебникам, служит вспомогательным материалом для самостоятельной работы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_dlya_podgotovki_k_ekzamenu.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 31

Пособие для подготовки к экзамену

по предмету «История Отечества».

Разработано на основании методического пособия «Отечественная история: Методические рекомендации для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов».- Тверь, ТГУ, 2011 г. и учебного пособия -  Загладин Н. В., Симония Н. А. История России и мира.- М. Русское слово, 2010.

Преподаватель: Даценко Е. В.

п. Редкино

2012 г.


Данное пособие – краткий конспект лекций в помощь обучающимся начального профессионального образования имеющим пробелы в знаниях по истории.

Используя предложенный материал при подготовке к сдаче экзамена, обучающиеся могут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, сосредоточить своё внимание на основных понятиях, хронологии событий, персоналиях, сформулировать примерную структуру ответа на экзаменационный вопрос.

Данное пособие не является альтернативой фундаментальным учебникам, служит вспомогательным материалом для самостоятельной работы обучающихся.


1 Предмет, объект истории. Исторические источники, классификация их. Методы исторических исследований

История - наука изучающая исторический процесс, является  одной из форм самосознания людей / Историю изучают в двух значениях – это процесс развития  природы  и человека и система наук их изучающая. Предмет истории - это изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Объект истории – совокупность фактов характеризующих жизнь общества в прошлом и настоящим.

Исторические источники: (4 группы) - вещественные, письменные, изобразительные, фонетические.

По обширности объектов выделяется история мира, отдельных стран ,народов.

Методы исторических  исследований:

а) общенаучные (напр. классификация)

б) собственно исторические (это хронологический, метод периодизации, синхронистический  сравнительно - исторический, ретроспективный)

в) специальные – метод-статистика, математический анализ, социологический (то есть методы, заимствованные  из других наук ).

2. Проблемы происхождения славян .Восточные славяне  на пороге образования государства  (6-9 века)

Славяне обособились от индоевропейской группы во II тыс. до н.э.. Праславяне проживали от реки Одер до Карпатских гор ( к востоку от германцев ). Первые  письменные свидетельства о них появились  в I тысячелетии н.э. (называют  их в этих источниках «анты»  и «венеты»)

На формирование государственности оказали влияние природных условия - это континентальный климат , обилие рек, лесов , торговый путь(«из варяг в греки»-по Днепру в Черное море).Единого  объяснения слова «Русь» нет Раннее объединение  включало много племён ,разного уровня  развития (древляне , поляне , северяне , уличи)

Хозяйственная деятельность славян – земледелие, скотоводство , ремёсла.

Общественный строй – это община ( родовая -> соседская) называли « вервь» или «мир», на территории проживания  много городов .Возглавлял  князь и знать ( «лучшие люди») , было вече ( сход) , дружина ( войско князя ) и ополчение. Покоренные  князем племена платили дань. Верование – язычество

3. Образование древнерусского государства. Первые Рюриковичи, их внутренняя и внешняя политика

Племена часто образовали  союзы С конца  V века князем Кием создано государственное объединение племени полян (Куяба) . Накануне образования  единого государства было  три  крупных племенных союза: Куяба( вокруг Киева), Славия ( возле Новгорода ,  известен  старейшина  Гостомысл) , Артания ( возможно  возле Рязани).Существует 2 основных теории создания государства:

  1. Норманнская теория – в её основе легенда о призвании варяжского князя Рюрика править в Новгород , его родственник Олег в 882 году объединил Киев и Новгород ( Русь).Возможно варягов просто приглашали как дружинников. Теория использована немецкими историками (утверждали, что  славяне сами не могли создать государства).
  2. Славянская - Рюрик был, но это князь из славянских племён живших в районе Балтики.

Древнерусское государство – раннефеодальная монархия. Существовала в IX - XII в.

Государственное устройство и первые князья:

Великий князь

 Дружина

Старшая дружина

(бояре)

Младшая дружна

(гридни)

Удельные князья

Местная дружина

Погост.

862 – Рюрик утвердился в Новгороде.

Затем  правил Олег, опекун несовершеннолетнего Игоря,  (родственник, Игорь возможно сын Рюрика, поэтому считают династией)

882 – поход Олега на Киев, победил  Аскольда и Дира (возможно последние князья – род Киевичей). В 907 и 911 Олег  – успешно ходил в Царьград ( результат - договор с греками, наши купцы месяц могли за их счёт жить в Константинополе).Присоединил племена древлян, северян, радимичей.

Игорь (912-945 г) – подтверждён договор с Византией. В 945 – восстание древлян из - из сбора дани, был убит .

Ольга (945-957) – вдова Игоря, отомстила за смерть мужа, , упорядочила сбор дани (погосты – место сбора),присоединила тиверцев и угличей, древлян, ездила с посольством в Константинополь, первая христианка.

Святослав (957-972) её сын защитил от набегов кочевников, нанёс поражение Волжской Болгарии, разгромил Хазарский каганат,  успешно воевал на Северном Кавказе, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, пытался бороться с Византией, убит засадой печенегов (по легенде из черепа сделана чаша хану).

Все эти князья правили в  – первый период , время начала.

IIпериод (X – XI).

III – раздробленность.

4.Крещение Руси. Историческое значение принятия христианства

Владимир Великий получил престол после борьбы с братьями. Закончил объединение земель. Первоначально пытался добиться единства племён примирив всех языческих богов – не удалось. В 988 году крестил в православие. Православная церковь на Руси была и раньше, но не как государственная религия (по летописям рассказано, что проповедовал на Руси ещё ученик Христа апостол Андрей первозванный).

Сам Владимир крестился в Корсуни (Херсонес, Крым), в византийской церкви. Крещение Киева – днепровской водой, во многих городах сопротивлялись (Новгород).

Значение – идея равенства всех перед богом (путь в рай открыт и богатому и бедному), изменение мировоззрения.

  1. Укрепило государственную власть и целостность территорий.
  2. Способствовало международному признанию.

Всё население должно было платить «церковную десятину», возглавил митрополит, назначавшийся Константинопольским патриархом.

В правление Ярослава Мудрого (сын Владимира), был построен Софийский собор, принят первый свод государственного закона «Русская Правда».

5. Политическая раздробленность Древнерусского государства во второй половине XII - начале XIII века. Причины, тенденции развития

Престол передавался старшему мужчине в роду, из-за этого возникала путаница.

1097 год – Любечский съезд князей, возглавил Владимир Мономах, договорились прекратить усобицы, создали федерацию княжеств, это последнее усиление единого государства.

В 12-13 веках – раздробленность. Возникло до 50 княжеств..

Причины раздробленности:

  1. Усиление бояр, которые не хотели подчиняться,
  2. Усиление городов, не хотели зависеть от князя,
  3. Нет чёткого порядка передачи престола,
  4. Нет авторитетного князя,
  5. Иностранные вторжения.

Крупные княжества:

  1. Владимиро-Суздальское (на его территории возникли Москва и Тверь), княжили Юрий Долгорукий (в 1147 основал Москву), Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
  2. Галицко-Волынское – сейчас это территория Украины, известный правитель – король Даниил Галицкий, было разгромлено монголо-татарами.
  3. Новгородская боярская республика – правило вече, городское самоуправление.

Киевское княжество сохранилось, но утратило своё значение.

Тенденции развития – не было политического единства, но сохранились факторы для объединения – единый язык, вера, законы, исторические корни, необходимость совместной обороны, идея единства сохранилась в сознании людей.

6. Монголо-татарское нашествие. Немецко-шведская экспансия

Монгольское государство образовалось в центральной Азии, возглавил Чингисхан (значит «Великий хан»).Монголы  захватили Среднею Азию, вторглись в Иран и Закавказье. Подошли к границам Руси.1223г. – битва на реке Калка, первая встреча, русско-половецкое войско разбито, но монголо-татары ушли. 1237г – начало 2 похода (возглавил Батый). Разрушили Рязань, Владимир, на севере дошли до Игнач-креста (это Валдай). 1240г. – разрушили Киев.

 Установлено иго.(экономическое и политическая зависимость, есть другие версии, например Гумилёва, о едином государственном пространстве) 1380г. – Куликовская битва, Дмитрий Донской нанес первое  поражение.1480 – освободились от ига.

Одновременно существовала угроза Руси с севера. 1240 – Высадились шведы на новгородско-псковские земли, разбил Александр Ярославович (получил прозвище Невский).1242 – (5 апреля) – битва на Чудском озере, куда пришли немецкие рыцари-крестоносцы, которые планировали захват земель и продвижение католической веры, были разбиты Александром Невским.

 К 13 веку Русь в политической раздробленности и ослаблена внешними вторжениями.

7. Образование Московского государства (14-15в),

 причины, особенности объединения северо-восточных земель.

Борьба за лидерство  между Москвой и Тверью. Возвышение Москвы (датой основания считается 1147г) Причины возвышения Москвы: расположена в центре , удалена от границ, непроходимые леса, центр развития ремесел и сельского хозяйства. Основатель династии московских князей– младший сын А.Невского- Даниил (тверские князья двоюродные братья).

Расширение территорий при Иване Калите, он  получил ярлык от хана на правление ,сам собирал дань ,построил кремль, города ,скупал земли, результат- усилил Москву.

8.Правление Ивана Грозного историческое значение его внешней политики.

После смерти царя Василия III – на престол назначен Иван IV ( в будущий Грозный,  ему было 3 года – фактически правили бояре. Недовольство народа.

I период правления. После массовых народных волнений.

С 1549г – Избранная рада (совет при царе), проводит реформы: расширил Боярскую думу ;создан новый орган власти Земской Собор ( в нем представители разных слоев населения); создал приказы (для управления отдельными отраслями)  - результат- стала складываться единая система управления государством.1550 – принят «Судебник» - новый свод законов. Проведена военная реформа (бояре и дворяне в случае войны в ополчении +постоянное стрелецкое войско). Создан Собор Русской церкви (записаны все права церкви)

Все эти реформы 50-х годов способствовали укреплению централизованного государства.

Внешняя политика:

  1. Присоединил Казанское ханство и Поволжье до Астрахани.
  2. Началось освоение Сибири (казаки Ермака)
  3. 1558-1583 – Ливонская война с немцами-крестоносцами в Прибалтике, хотели выйти к Балтийскому морю, но проиграли.

II период правления

Опричнина – царь боролся с мятежными боярами. Грозный заявил об отказе от царства, разделе земель на «опричнину» (царский удел) и остальную – Боярщину, что было политической  хитростью ,  чтобы просили вернуться, тогда царь поставил жестокие условия. Создано опричное войско – имело карательные функции. Массовые репрессии, казни, - бегство людей на окраины, « великое разорение»

  1. Набег татар на Москву, опричники не сумели противостоять и были распущены.

Итог правления –неоднозначен, на I этапе – прогрессивные реформы , пытка создать сословно-представительскую монархию. На II – «великое разорение», ставшее одной из причин Смуты.

9. Внешняя  политика Ивана Грозного

  1. Присоединил казанское ханство, русское войско 150 тыс. человек взяло Казань штурмом через подкоп и заминирование, хан пленён, помилован, стал союзником царя.
  2. В Поволжье присоединил Чувашию, Башкирию, Астрахань,
  3. Присоединил Ногайскую орду (от Волги до Иртыша),
  4. Расширил связи со Средней Азией и Закавказьем,
  5. Начали осваивать Сибирь (казаки Ермака). Купцы Строгановы получили разрешение на создание отрядов. Присоединённое население должно было платить оброк мехом.
  6. Началось освоение Дикого поля (земли к югу от Тулы).
  7. 1558-1583 – Ливонская война, с немецкими рыцарями, попытка выйти к Балтийскому морю, неудачно. Война затяжная, ослабила страну.
  8. 1571-1572 – нападение на русские земли крымских татар, отбиты нашим войском под руководством Воротынского.

При Иване Грозном территории значительно расширились.

10. «Смутное время» в Московском царстве ( начало 17 в ),
причины, события, исторические последствия

Причины:

-экономическое разорение в годы « Лихолетья» ( последние годы правления Ивана Грозного)

- « голодные годы»- несколько лет неурожая.

-обострение социальных и сословных противоречий

- прервалась царская династия Рюриковичей ( на сыновьях И.Грозного)

- обострение международных противоречий.

События:

После смерти  И. Грозного (1584) – правителем считался  сын Федор («блаженный») , практически правил брат его жены Борис Годунов. Младший сын Грозного ( Дмитрий) погиб при непонятных обстоятельствах. После смерти , бездетного Федора Земской собор назначил  царем Бориса Годунова.

Борис Годунов(с 1598) –строил города, вернул часть земель на Балтии ,не пользовался народной поддержкой ,крестьяне ,считали что он виноват в закрепощении ( восстание Хлопка).

Лжедмитрий I ( Гришка Отрепьев) – ставленник  Польши ,подошел к Москве, Годунов неожиданно умер ,венчан царем, убит заговорщиками.

Василий  Шуйский ( 1606-1610) –боярин, возглавлял заговорщиков. Подавил восстание Болотникова, был насильно отправлен в монастырь.

Лжедмитрий II («Тушинский вор») не правил, был   при Шуйском , 21  месяц безуспешного  осаждения Москвы, бежал в Калугу, убит .

«Семибоярщина» (1610) – 7  бояр во главе с Мстиславским передали власть польскому царевичу Владиславу (прямое национальное предательство , угроза потери независимости )

Попытка освобождения.

I ополчение (призыв патриарха Гергемона ) возглавлял дворянин  Ляпунов , не получил поддержки казачества(выступал против их вольности убит  «в кругу»)

II ополчение – возглавили Кузьма Минин , Дмитрий Пожарский- изгнали поляков в 1612 году.

Итог: не смотря на военно-экономические трудности , благодаря сплочению народа отстояли независимость .

1613 г  - провозглашение  династии Романовых ( Михаил Федорович) .

11. Политическое и экономическое развитие России
после Смуты в XVII веке

После Смуты на трон посажена династия Романовых (первый государь Михаил Фёдорович, затем Алексей Михайлович).

Проблемы в стране:

  1. Экономическая разруха
  2. Нет казны
  3. Запущено сельское хозяйство
  4. Нет единых законов
  5. Много банд
  6. Продолжаются иностранные вторжения (шведы и поляки).

Социально-экономическое развитие:

  1. Прирост территорий за счёт Приуралья и Сибири (открыли Дежнёв, Хабаров, Поярков, основаны города Иркутск, Якутск, Красноярск).
  2. К середине 17 века ликвидированы последствия Смуты в сельском хозяйстве, которое оставалось основным занятием.
  3. Вместо боярского землевладения сложилось дворянское, завершилось закрепощение крестьян («Судебник», 1649 год).
  4. Начал формироваться общероссийский рынок.
  5. развитие мелкотоварного производства (мануфактуры, в том числе и государственные, зарождение капитализма).
  6. Существовал сословный строй. Основные сословия – бояре, дворяне, служилые люди, городское население, «вольные люди», крестьяне.
  7. При царе Алексее Михайловиче произошли городские восстания и бунты – Соляной, Медный, восстание Степана Разина (1670-1671).
  8. В стране Церковный раскол – попытка реформы церкви патриархом Никоном привела к противостоянию её сторонников и «староверов» (возглавлял протопоп Аввакум), чтобы предотвратить религиозную войну Алексей Михайлович взял под свой контроль и провёл реформу по византийскому образцу.
  9. Во внешней политике при первом царе Михаиле Фёдоровиче – тяжёлые для России мирные договора (нет сил для войны) с Польшей и Швецией. При Алексее Михайловиче – воссоединение с Украиной (инициатива украинского казачества во главе с Богданом Хмельницким), отстояли свои территории.

XVII век в Европе называют «бунташным», так как происходили изменения, феодализм сменялся капитализмом, в России происходили аналогичные процессы.

12. Культура Средневековой Руси

- Монголо-татарское нашествие и иго затормозили развитие культуры. Главной хранительницей традиций, языка стала православная церковь.  Влияние завоевателей (некоторые заимствования, например в языке).

Особенности и направления развития:

- Устное народное творчество – («Сказание о невидимом граде Китеже»), о сражениях с монголо-татарами.

- Летописи (например «Троицкая»)

- Исторические повести («О разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», Афанасий Никитин «Хождение за три моря» (о путешествии в Индию)).

- Архитектура – первые каменные храмы (например Успенский собор), Московский кремль из красного кирпича. Особенность – шатровый стиль.

- Живопись – художники Феофан Грек, Андрей Рублёв (иконопись). - живопись (в основном церковная) – Дионисий, в 17 в. Симон Ушаков, Тенденции к реализму (появились портреты).

- начало книгопечатания (Иван Фёдоров 1564г)

Особенность 16 в – завершилось формирование великорусской народности, единая держава. В церковной среде cформировался  тезис «Москва – третий Рим», то есть Россия стала основным центром православия.

13. Реформы Петра I. Причины, историческое значение деятельности Петра I.

Начало правления 1689,  назначен раньше, после смерти отца, до совершеннолетия правила сестра – Софья, умер в  1724 году

Причины реформ: отставание развития России от Европы, единого плана нет, продолжились всё правления.

Реформы:

- строительство заводов в том числе на Урале (добыча ископаемых, металл, военная техника, суконная промышленность. Особенность  - на заводах работали не наёмные рабочие и, а приписанные крестьяне)

- развитие торговли (создание гильдий купцов)

- «Указ о единонаследии» – дворяне,  как бояре получили право передавать имение старшему сыну, остальные дети могли  служить.

- «Табель о рангах» - разделил военную, гражданскую, придворную службу, продвинуться можно только по заслугам.

- после подушной переписи мужского населения ввёл налоги.

- Создал Сенат- высший орган управления ( девять сенаторов)

- система управления страны приказами, заменили коллегии.

-разделил страну на 8 губерний (сложилась единая система управления страной)

-  реформа армии - создал Балтийский флот, создана регулярная рекрутская армия, учебные заведения для подготовки военных.

- реформа образования (упростил алфавит, ввёл арабские цифры, обязательная учёба для боярских детей, первая газета разрешена учёба за границей)

- 1703- заложил Санкт-Петербург- перенос столицы.

- «Указ о престолонаследовании» - правитель сам назначает приемника , исходя из интересов государства.

Итог 

В 1721 году Россия стала империей, а Пётр I стал носить титул императора.

Оценивают преобразование по-разному:

- одни считают, что это прогресс,

- другие, что закрепил феодальные порядки и помешал своеобразному развитию России.

Нужно учитывать, что в тех исторических условиях реформы  – прогресс.

14. Эпоха «дворцовых переворотов» в середине 18 в,
причины, содержание, последствия.

Это период от смерти Пётра I, до воцарения Екатерины II.

Пётр I умер 25 января 1725г не оставив завещания.

Правили:

Екатерина I (вдова, до замужества Марта Скавронская, простолюдинка) умерла в 1727. Фактически правил Александр Меньшиков.

Пётр II – внук, Петра I от сына Алексея (от I  брака с Лопухиной, сын был казнён за участие в заговоре против Петра I), умер в день свадьбы. Прекратилась мужская линия династии.

Анна Ивановна (дочь брата Петра I – Ивана) – на момент воцарения – герцогиня Курляндии (Прибалтика), бездетная вдова. Правила 10 лет (1730 – 1740) Фактически правил фаворит немец Бирон («бироновщина»)

Иван VI Антонович – младенец, сын племянницы Анны Ивановны. Фактически правили Остерман и Миних (немцы), свергнут.

Елизавета Петровна – дочь Петра I (незаконнорожденная, незамужняя девица на троне). Совершила переворот с опорой на гвардейские полки. Восстановлены некоторые порядки Петра I (1741 – 1761)

Пётр III  (племянник Елизаветы Петровны), привезён из Германии, женился на Софье-Августе-Фредерике Анхальт-Цербсткой (немецкая княжна, будущая Екатерина II). Правил 6 лет, отрёкся в пользу жены (переворот), а вскоре скончался (убит)

Последствия – эпоха политической нестабильности, сложилась «дворянская империя» (выросла роль дворян)

15. “Просвещённый абсолютизм” государственная деятельность Екатерина II, её историческое значение.

Основные изменения во внутренней политике:

- дальнейшее закрепощение крестьян (не имеют право жаловаться можно продавать)

- дворян управляла в правах с боярами

- разделила территорию России на 50 губерний

- Уложенная комиссия приняла “Наказ”- теоретически обосновано правление как абсолютная монархия

- 1773-1775- восстание Емельяна Пугачёва (подавила)

- разделила исполнительные и судебные органы власти

- ввела городское самоуправление

- покровительство образованию (открывала  учебные заведения,1первый журнал,  народные училища, покровительство писателям).

Удачи во внешней политике:

присоединила Причерноморье и Крым, создала Черноморский флот, присоединила часть Польских земель.

Результат правления – укрепление империи , создана абсолютная монархия.

16. Внешняя политика России в 18 веке.

В начале века (при Петре I)- борьба за выход к Балтийскому морю со Швецией. Успех России, создание Балтийского флота.

II половина 18 века (во время дворцовых переворотов) 3 основных направления:

- польское (закрепили влияние)

- балтийское (сохранить завоёванное)

- черноморское (вернуть Приазовье)

При Екатерине II (II половина 18 века)

- выход к Азовскому и Чёрному морю

- при разделе Польши забрали западные украинские и белорусские земли

- борьба с революцией во Франции

- пытались стать гарантом независимости английских колоний в Америке

Войны 

– крупнейшая при Петре I «Северная» - 21 год со Швецией за Балтийское море.

При Елизавете Петровне - семилетняя война с Пруссией, русская армия ходила в поход в Европу, результат аннулировал Пётр III.

При Екатерине II - две войны с Турцией (получили Причерноморье и Крым, Черноморский флот), Война со Швецией (сохранили завоевания)

Результат -  границы отодвинуты, включили в состав земли раннее исторически связанные с Россией территории. Выросло  влияние в Европе.

17. Россия в I половине XIX в. Реформы Александра I

и Николая I

Александр I (1801 – 1825) – взошёл на престол после дворцового переворота и убийства Павла I.

Реформы:

На первом этапе:

- заявил, что отменит самые непопулярные реформы отца.

- «Жалованная грамота дворянству» (вернул все права от Екатерины II).

- организован совещательный орган при императоре.

- создал министерства, усиление централизованной исполнительной власти.

- Планировал реформу государственного управления (автор Сперанский), не завершил.

На втором этапе (после Отечественной войны, воспринял угрозу распространения революций в Европе):

 – Аракчеевщина (военные поселения)

-централизация власти

-цензура

Царь умер в Таганроге, наследника нет. Николай I – младший брат. (Реформы Александра остались  незавершёнными)

Николай I (1825 – 1855)

- подавил восстание декабристов

- уменьшилась роль Государственного совета, больше власти Императора.

- выросло количество чиновников (расширение бюрократического аппарата)

- кодификация законов.

- немного ограничил давление на крепостных крестьян (нельзя – барину самому сослать, можно отпускать за выкуп, но суть осталась), крепостное право сохранилось.

- Введена государственная цензура, ограничил права университетов.

Последние годы правления политика реакционная, реформы не проводил (страх перед европейскими революциями).

Все проводившиеся реформы не принесли коренных изменений – перехода от феодализма к капитализму.

18. Общественная мысль в России в первой половине 19 века

В Европе в это время буржуазных  революций, в России общественная мысль меньше развита.

Предлагали реформы органов управления, не затрагивая самодержавие (  реформы Сперанского).

Началом развития общественной мысли – первым этапом революционного движения в России стало движение декабристов.

-декабристы (революционеры – дворяне) Причины возникновения движения – понимание лучшими представителями дворянства, что крепостничество гибельно для России; разочарование в реформах Александра I;Отечественная война с Францией (посмотрели Европу, изменилось отношение к  крестьянам – солдатам);  влияние французских просветителей. Создали тайное общества «Северное» ( в Петербурге, Муравьев – Апостол, за конституционную монархию, допустить к выборам большую часть поселения, освободить крестьян без земли. Документ назван «Конституция» ) и «Южное общество» (под Киевом, руководил Пестель, хотели  освободить крестьян  с наделом земли, создать республику, дать  избирательное право, гражданские права). «Северяне»  подняли восстание в Петербурге после смерти Александра I , до коронации Николая I. Подавлено, 5 человек  повешено, много на каторгу. Причина поражения – мало участников, оторваны от народа.

Консерваторы - теория официальной народности.  Автор -  граф Уваров, утверждал, что России необходимо самодержавие , православии и сохранение традиций.

 Либералы – 2 течения – «Западники» - считали что  надо развивать реформы по западному образцу; «славянофилы» - за  особый путь развития России, не западный капитализм, а традиционный русский.

 Радикальное – антикрепостническое и антисамодержавное -  это  тайные организации ( « кружок Петрашевского»,был  разгромлен).

В это время появилась теория общественного социализма, автор – Герцен.

 Особенность – в 1 половине 19 век – усилилось общественное движение.

19.Российская внешняя политика в первой половине –
середине 19 века. Место и роль России
в системе международных отношений

Начало века – правление Александра I. Выделяют несколько периодов.

 I  – до Отечественной войны 1812 года. Основные направления внешней политики – восстановление отношений с Англией, пытались заключить  союз с Пруссией против Франции, но не сложилось. В результате – поменяли на противоположную – подписали Тильзитский мир с Францией (присоединились к экономической блокаде Англии). Кроме этого – реализация интересов в Закавказье (русско-иранская и русско-турецкая войны).

II – Отечественная война 1812 г., заграничный поход в1813, укрепление позиций России в Европе после победы над Наполеоном.

III – Россия стала «жандармом Европы», то есть вошла в «Священный союз» и подавляла любые революционные выступления.

При Николае I 

  1. на кавказском направлении пытался продвинуться Иран, остановили.
  2. Часть государств Средней Азии добровольно вошли в состав России (им угрожало проникновение Англии).
  3. Крымская война с Турцией (1853-1856), Турцию поддерживала Англия, Россия проиграла и потеряла Черноморский флот.
  4. Продолжили осваивать территории Дальнего Востока.

20. История и идеология народничества в России
в первой половине 19 века

(после отмены крепостного права  в 1861 г.)

Народники – выходцы из разных слоёв населении, разработали теорию особого пути развития России –«теория общественного  социализма». Их организации «Земля и воля» (1861 появилась).

 – главной силой считали крестьян, хотели организовать местное самоуправление, имели тайные организации. Выделялась группа сторонников революции (Бакунин, Лавров, Ткачёв).

В 70-е годы предприняли «хождение в народ» - то есть переселялись в деревню и агитировали крестьян, не дало результата. Затем была вторая попытка (особое влияние имел Г. В. Плеханов).

В 1878 г. Вера Засулич совершила покушение на губернатора Трепова и была оправдана. Начало радикальных действий.

«Земля и воля» распалась на «Чёрный передел» (существовал в 1879-1881 г., возглавил Плеханов, за агитацию) и «Народная воля» (1879-1881, Желябов, Перовская, Михайлов, сторонники террора,  в результате их деятельности убит Александр II).

Либеральные народники – за некапиталистический путь развития России, считали, что особую роль сыграет крестьянство, но надо провести просветительскую работу..

К концу века часть народников из «Чёрного передела» перешла на путь марксизма.

21.Буржуазные реформы 60-70 годов в XIX веке в России, причины, содержания, значений.

Александр II провёл реформы  (манифест 1855-1881).

 Реформы:

  1. Отмена крепостного права (1861 года) крестьяне  получили личную свободу,  небольшие наделы, землю  приобретать за выкуп, так как денег не было, то выкуп растянулся на 20 лет, крестьяне стали «временнообязанными».

Значение отмены крепостного права.

- дала личную свободу более чем 30 млн. крестьян, возможность становления буржуазных отношений (более прогрессивных чем феодальные), модернизация стран.

2. Реформация местного самоуправления – земства, орган местного самоуправления из представителей всех сословий. Сфера деятельности – хозяйственные вопросы (отправили больницы, школы, строили дороги и так далее).

Городское самоуправление – создание городских дум.

3. Судебная реформа – всесословный (общий для всех) суд, с участием прокурора ,  адвоката, высшая инстанция  – Сенат (но принцип гласности не везде – политические дела на закрытых заседаниях).

4. Военная реформа – всеобщая воинская повинность с 20 лет служить в сухопутных войсках 6 лет, на флоте 7 лет (имевшие высшие образование пол года). Перевооружение армии и создание новых военных учебных заведений.

5. Реформы образования и печати – создано всесословное образование (кроме гимназий),«народные училища», земские школы. Вернули автономное управление университетами. Временные правила печати»-дали больше свободы.

Значение реформ – реформы прогрессивные, давали возможность эволюционного (постепенного) развития страны, расширялась роль общественности.

Особенности – слабая буржуазия, политически неактивный народ не до оконца воспользовались возможностями, непоследовательность.

Царь – освободитель Александр II убит террористами – народовольцами и курс правительства был изменён, реформы свергнуты.

22. Россия в пореформенный период (70-90 года XIX века), основные тенденции экономического развития.
Реформы Сергея Юрьевича Витте

Александр III («Миротворец») – после убийства отца Александра II  попытался бороться с революционерами. Принял манифест «О незыблемости самодержавия» (усиление реакций, политические процессы, карательная деятельность.)

- Ограничил местное самоуправление (всё подчинить земской дворянской администрации).

- Цензура в печати.

- Ограничен по сословному признаку приём в гимназию и права университетов.

Особенность развития:

- Сельское хозяйство осталось основой хозяйства – большая и лучшая часть земель у помещиков, 3 типа хозяйства - отработочные (работали временно обязанные), капиталистические (вольнонаёмные) и смешанные. Развитие экстенсивное.

- Промышленность – рост капитализма (т.к. появился рынок рабочей силы из освободившихся крестьян) Сохранилась многоукладность (одновременно и заводы и мануфактуры и кустарные мастерские). Развитие в основном в центре.

- Транспорт – рост железных дорог (из за больших территорий) , водный транспорт (пароходы).

- Финансы – создан Государственный банк с правом выпуска денежных знаков, Министерство финансов главный распорядитель. Денежная реформа (1897 год, С.Витте) – привела рубль к золотому эквиваленту, деньги российские укрепились на мировом рынке. Сложилась система государственного и частного кредитования. Появились акционерные кредитные банки. Выросли иностранные вклады.

23. Распространения марксизма в России
в конце XIX – начале XX в., большевизм

Марксизм -  общественно-политическое учение, автор – немецкий экономист Карл Маркс главный труд – «Капитал» и «Манифест  Коммунистической партии». (вклад  внёс – Фридрих Энгельс) цель приверженцев учения -  социализм, путем революции.

Марксизм в России.

1883г. – бывшие члены организации народников «Черный передел» ( Плеханов, Засулич) – отошли от старых идей, основали организацию на базе марксизма – группу «Освобождения труда» - цели: пропаганда марксизма, создание рабочей партии, борьба с самодержавием. Крестьянство, в отличии от народников,  считали реакционной силой, а революционном классом – рабочих (называли их ПРОЛЕТАРИАТ). Группа действовала за границей, но была связана с политическими кружками рабочих в Росси. В 70-80ег. появились «Северный союз русских рабочих» и «Южный союз русских рабочих» - но мало интересовались политикой в основном экономические требования. В 90 г. 19 в – рабочих  стало в стране больше, появились политические требования. Методы борьбы – стачки и забастовки (в основном стихийные).

1895 – Петербург, марксистский кружок, создатель В. И. Ульянов (Ленин) Ю. О. Цеденбаум (Мартов). Преследование со стороны власти, запрет, нет единства.

1903 – разрозненные кружки марксистов объединились (этому способствовало издание нелегальной газеты «Искра»).

Съезд в Лондоне  в 1903 году - приняты программа и устав, оформилась РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). Цель-минимум – реализация буржуазно-демократических требований; цель-максимум – осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Из-за идейных разногласий партия раскололась на большевиков (РСДРП (б), возглавил Ленин) и меньшевиков (возглавил Мартов).

24.Российская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 года, причины, особенности, этапы, историческое значение, создание Государственной Думы.

Страной в это время правил последний из династии Романовых царь –

Николай II.

Причины революции:

  1. Нерешённый аграрный вопрос
  2. Высокая степень эксплуатации трудящихся
  3. Социальное напряжение, нерешённый сословный и национальный вопрос, отсутствие гражданских прав
  4. Экономический кризис (1900-1903)
  5. Поражение царизма в русско-японской войне (1904-1905)

Задачи: свержение царизма; создание Учредительного собрания; установление демократического строя; устранение перечисленных выше причин.

Этапы революции:

1 этап – начало –« Кровавое воскресенье» (расстрел мирной демонстрации 9 января 1905); демонстрации протеста; стачки под политическим лозунгом «Долой самодержавие»; восстание на броненосце «Потёмкин» (Черноморский флот); обещание правительства создать Думу (парламент). Особенность этапа – усиление и разрастание революции.

2 этап – (октябрь – декабрь 1905) – высший этап; произошла Всероссийская октябрьская политическая стачка (участвовало 2 мил человек); принят «Манифест 17 октября» - царь обещал некоторые политические права, Думу.; стихийные крестьянские бунты; выступления в армии (Восстание в Севастополе под руководством лейтенанта Шмидта); Правительство подавило; буржуазия перестала поддерживать революцию. Возникли буржуазные партии – «Октябристы» (возглавил предприниматель Гучков); кадеты (конституционные демократы; возглавил историк Милюков); «Союз русского народа» ( консерваторы, к ним примыкали реакционные «черносотенцы»).

3 этап – (январь 1905 – 3 июня 1907) – это спад. События – стачки; выступления моряков в Кронштадте; противостояния в Думе. Первая Дума (апрель-июнь 1906) преобладали кадеты и «Трудовики». Основной вопрос – аграрный, правительство в это время возглавлял сторонник жёстких мер П. Столыпин, не договорились.

Вторая Дума (февраль- июнь 1907) – преобладали «трудовики» и «Эсеры»
(социал-революционеры), создали блок . Дума оказалось ещё более «Левой», вопрос – аграрный.
3 июня 1907 – приказом правительства Дума распущена, это считается переворотом и концом революции.

Значение революции:

  1. Уступки со стороны власти, сложился русский парламентаризм
  2. Получены некоторые демократические свободы
  3. Улучшилось материальное положение рабочих
  4. Крестьянам отменили выкупные платежи
  5. Революция незавершённая, так как причины не устранены.

25. Аграрные вопросы в России.
Реформы П.А.Столыпина их историческое значение

После I русской революции 1905 – 1907г. отменены выкупы, но крестьяне безземельны.

На аграрной реформе настоял глава правительства П. А. Столыпин.

Главная идея – отказ от общинного землевладения в пользу частного крестьянского землевладения.

  1. разрешили крестьянам выходить из общин
  2. Крестьянин вместо нескольких надельных участков мог взять  отруб земли, или даже переселиться на хутор.
  3. Создан земельный фонд (часть казённых и императорских земель)
  4. Крестьянский банк давал ссуды
  5. Поощрялось переселение в Сибирь

Результаты : из общин вышел небольшой процент крестьян, появились крепкие хозяйства, но мало; расслоение в деревне, экологический рост. Столыпин убит , реформа не завершена.

26. Причины, цели, характер I мировой войны.

Дата Первой мировой войны – 1914 – 1918 (Россия вышла немного раньше, после Октябрьской революции 1917 года, большевики заключили с Германией перемирии, а затем Брест – Литовский мир)

Причина – борьба, за передел территории, экономический антогонизм.

Повод – убийство в боснийском г. Сараево сербским террористом наследника

 Австро-Венгерского престола.

Военные блоки – “Тройственный союз”; «Антанта» (входила Россия).

Всего участников – 38 стран

Характер войны – несправедливый, захватнический со всех сторон.

Цели – передел территорий.

Цель России – захват проливов и на чёрном море (у Турции)

Укрепить влияние на Балканах. Россия воевала на восточном фронте.

Ход военных действий (Россия)

1914 – успешно продвигались (Восточная Пруссия)

1915 – отступление

1916 – “Брусиловский прорыв” наступление, разбили австро-венгерские войска, отвели на себя часть сил, помогли французам удержать позиции у Парижа.

1917 – усиление антивоенных выступлений,  революций.

Итоги войны: экономический упадок, усиление революционных настроений.

Россия потеряла 2 млн. убито, 5млн. ранено

Общие потери – убито 10 млн., ранено 20 млн.

27. Революционный кризис 1917г. этапы, политической силы, исторические движения.

Участие в I мировой войне усилило экономические проблемы и недовольство населения (не хватало хлеба).

II русская буржуазно-демократическая революция

(Февральская революция)

23 февраля 1917 – политическая демократия (начало Февральской революции).

25 февраля – начало всеобщей забастовки. 27 февраля – армия начала переходить на сторону восставших. 2 марта Николай II подписал отречение от имени себя и сына Алексея. Создано Временное правительство (председатель Львов)Одновременно на месте начали формироваться «Советы рабочих и солдатских депутатов»  Июль 1917-25 октября 1917 «двоевластие» (одновременно существовали официальная власть и Советы). Этапов 2( I-март-начало июль 1917 – двоевластие; II- июль 1917-25 октября 1917 (прекращено «двоевластие»)  25 августа 1917 – Корниловский мятеж попытка установление военной диктатуры.

III русская революция (Октябрьская революция)

Ночь с25 на 26 октября – в Зимнем дворце арестовано Временное правительство, к власти пришли большевики (Ленин) – Октябрьская революция.

Приняты I законы  (декреты) уже 26 октября  «Декрет о мире», «Декрет о земле», «Декларация прав народов России».

28. Гражданская война в России “красные»  и «белые» социальный состав

Дата Гражданской войны  - 1918 – 1920 год.

Причины – несоответствие целей по преобразованию обществ с методами; нарастание социальной напряжённости.

Особенность гражданской войны в России – одновременно происходила интервенция (т.е. иностранное вторжение – Англия, Франция, США…)

Гражданская война – война между гражданами одного государства, представителями разных классов за власть.

Основные участники

  1. “Белое движение” – за монархию, конституцию.
  2. “Красное движение” – сторонники большевиков, за диктатуру пролетариата.
  3. Социал-демократическое движение(позже присоединились к “красным”) – за демократическую Россию и учредительное собрание.

Основные события.

1 этап: 1 выступления казачества на Дону “Добровольческая армия” (руководили Алексеев, Корнилов, Деникин)

2. Весна 1918 – интервенция

3. в Поволжье и Сибири выступления “чешского корпуса”

4. 3 августа 1918 ранен Ленин (покушение Каплан) в стране начался “красный террор”

2 этап: (конец 1918 – начало 1920)

  1. наступление Юденича на Петроград
  2. Деникин на Юге овладел Украиной.
  3. В Предуралье – армия адмирала Колчака.
  4. Победы “красных” под руководством Фрунзе.

3 этап 1)Июнь 1920 – белая  армия Врангеля наступала на Донбасс

2) Вторжение поляков (генерал Пилсудский) разбила Красная армия во главе с Тухачевским.

Причины побед большевиков

  1. поддержка крестьян (считали трудности временными)
  2. у “белых” не было программы переустройства общества
  3. социально - демократические партии перешли на сторону большевиков.
  4. У большевиков хорошо организована пропаганда.
  5. В Красной армии строгая дисциплина
  6. Талант командиров (красные командиры – Фрунзе, Буденный, Тухачёвский и др.)

Итоги войны – победа большевиков (красного движения); потери – 8 млн. погибли, 2 млн. эмигрировали, экономический упадок.

29. Российская культура 19- начало 20 века.
Ее историческое значение в контексте мировой культуры.

Условия  для развития – оживление общественно политической жизни. Сложился новый слой общества – интеллигенция; продолжены традиции «Золотого века».

Просвещение – в отличие от стран Европы не было закона об обязательном начальном образовании. Развивался капитализм – появилась необходимость в образованных рабочих. Начальное образование давали – государственно, церковно приходские , женские школы. Среднее образование – гимназии, реальные училища. Высшее – отраслевые институты, университеты (к I мировой- 120 высших учебных заведений). Просветительской работой – занимались воскресные школы, «Народные дома».

Наука– дифференциация; разделилась на фундаментальную и прикладную. Особенно развивались естественные науки. Открытия – Таблица Менделеева, в математике открытия сделали  Чебышев и Ковалевская ; Яблочков  изобрёл дуговую лампу; Лодыгин  - лампу накаливания; Попов изобрёл  радио; Циолковский создал теорию ракетостроения и др.

Литература -  основное течение -  критический реализм, авторы – Некрасов, Достоевский, Чехов, Толстой, Бунин, Куприн и др.

Театр – драматургия на национальной основе – пьесы Островского и Чехова. Раньше ставили только иностранные. Основоположники  театрального мастерства – Станиславский и Немирович – Данченко.

Кино – появилось,  первая демонстрация в Петербурге в 1986 году. В 1908 -  I наше игровое кино «Стёпка Разин и княжна» (немое)

Музыка – национальная музыкальная школа , объединение композиторов «Могучая кучка» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков).  Особенную роль для популяризации

сыграл  Дягилев, он  проводил в Европе театрально- музыкальные «Русские сезоны» (1907-1913г.)

Живописи и скульптуры развивалась  в жанре реализма (Серов, Левитан, Кустодиев)

В начале ХХ века  появился  «Русский авангард»- Малевич, Шигал . В архитектуре – «эклектика» - разнообразие и смягчение стилей.

30. Политика «военного коммунизма» - причины, сущность, последствия

«Военный коммунизм» - внутренняя политика советского правительства в период  лето 1918 – начало 1921 года.

Причины: 1) трудности военного времени. 2) Пытались  в короткий срок построить безрыночный социализм.

Основные направления (сущность)

-национализация всех средств производства.

-введение централизованного управления.

-уравнительное распределение продуктов (запрет на торговлю хлебом).

-обязательный труд (карточки вместо оплаты).

-политическая диктатуры большевистской партии.

-«продразверстка» (изъятия хлеба у крестьян).

Последствия: 1) Позволила мобилизовать все ресурсы и победить большевикам в гражданской войне. 2) Усилился экономический кризис межклассовая ненависть. 3)Правительство большевиков отказалось от этой политики после окончания войны.

31. НЭП: основное содержание, причины свёртывания

НЭП – новая экономическая политика.

Цели:  политическая – снять социальную напряжённость, экономическая – выйти из кризиса, предотвратить разруху, восстановить хозяйство.

Сущность: - разрешена     крупная государственная собственность и одновременно мелкое и средняя частная; заменили «продразверстку»  продналогом;  разрешена свободная торговля (после оплаты налога); создана территориально-отраслевая система управления; новые деньги (червонец, денежные реформы).

Достижения – в короткий срок достигли довоенного  уровня.

Причины свёртывания:

  1. В основном достигли цели – восстановили хозяйство.
  2. Возникли трудности – дисбаланс между сельским хозяйством и промышленностью; целенаправленно классовая ориентированность внутренней политики; усиление противоречий между социальными интересами разных слоёв и руководительством большевиков. Свернули НЭП  в 1923 – 1924 году

32. Индустриализация: цели, средства, исторические последствия

Индустриализацию проводили с декабря 1925г. Индустриализация- рост тяжёлой промышленности.

Утверждён пятилетний план – «первая пятилетка» (1928/29 – 1932/33)

Задачи – стать индустриальной страной

Проблемы - неоправданно высокий темп, большие человеческие потери (ручной труд на пределе физических возможностей).

 Одновременно осознанная  поддержана значительной  части населения – движение «стахановцев» и «социалистическое соревнование» - проявление безвозмездного труда.

Основные направления – энергетики (Днепровская ГЭС); крупное машиностроение – Уральский тракторный, Магнитка..

Итог  - лёгкая промышленность отставала. Созданы крупные  центры тяжёлой промышленности, новые отрасли (химическая, станкостроение.) СССР занял место среди сильных развитых промышленных стран. Но цена – человеческие потери.

33. Коллективизация: цели, средства, исторические последствия

Причина проблем: завышенные налоги; недостаток продовольствия.

Цель – создание коллективных хозяйств на селе, с применением командно – административного метода руководства.

Средства проведения:

- повышенное финансирование.

- раскулачивание, насильственная коллективизация.

- перегиб –пытались полностью объединить всё имущество.

В процессе коллективизации ликвидировали 15% крестьянских «крепких» дворов.

Итоги: перегибы и ошибки в руководстве;  на начальном этапе – голод из-за ошибок в проведении; созданные колхозы в предвоенные годы в основном обеспечили страну продуктами.

34. Советский внешнеполитический курс в 20-е годы –
начало 40-х: цель, средства, результаты

В первые годы существования советской России западные страны её не признавали. Первые торговые договора заключили в 1921-1922 г. В это же время – договор с Монголией, фактически установлен советский протекторат.

1924 г. – Англия первой в мире признала СССР, была заинтересована в торговле с нами. За этим последовала «полоса признаний».

1927-1928 – СССР выступил с предложение о разоружении.

1934 – СССР был принят в Лигу Наций.

1936 – СССР оказал помощь правительству Национального фронта Испании, оружием и военными специалистами помогли в борьбе с фашисткой диктатурой генерала Франко.

1938 – СССР выступил в защиту территориальной целостности Чехословакии (в этом году с попустительства Англии и Франции, которые хотели «умиротворить агрессора», отдав ему небольшую территорию, Гитлер провёл «аншлюс» (присоединил территории ).

1938-1939 – СССР  предлагал Англии и Франции создать союз, чтобы обезопасить себя от фашизма.

23 августа 1939 года – «Пакт о ненападении» с Германией.

Ноябрь 1939 – СССР начал войну с Финляндией (попытка отодвинуть границы от Ленинграда), в марте 1940 подписали мир, СССР получил Карельский перешеек.

Сентябрь 1939 – лето 1940 – СССР в результате договорённости и политического нажима, ввёл войска в Прибалтику, Западную Украину, Беларусь, Бессарабию. Этим пытались отодвинуть границы на случай войны, отсрочить нападение, вернуть территории ранее входившие в состав Российской империи.

35. Великая Отечественная война. (1941-1945)

II Мировая война – 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 (началась нападением фашистской Германии на Польшу, закончилась капитуляцией союзницы фашистской Германии – Японии).

Великая Отечественная война – часть II Мировой  войны, с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 (Германия капитулировала 8 мая 1945).

Причина войны – борьба за распределение сфер влияния, колоний, мировых рынков и источников сырья, попытка фашистской Германии установить мировое господство.

Немецкие планы захвата СССР «Барбаросса» - план « молниеносной войны», и «Ост» - план расчленения территории и физического уничтожения большей части населения СССР,

Первый этап войны:

  1. 22 июня 1941 – нарушив «Пакт о ненападении» фашисты вторглись на территорию СССР, отступление Красной армии.
  2. Героическая оборона пограничной Брестской крепости (более месяца).
  3. Июнь 1941 – начало блокады Ленинграда (длилась 900 дней)
  4. Июль-август 1941 – бои на смоленском направлении
  5. С сентября 1941 оборона Севастополя (длилась 250 дней)
  6. Декабрь 1941 – февраль 1942 – битва за Москву, впервые остановлено наступление фашистов.
  7. Весна 1942 – наступление нашей армии
  8. 25 августа 1942 – начало февраля 1943 – бои за Сталинград, начало перелома в Великой Отечественной войне.

Второй период войны:

  1. 18 января 1943 – прорвана блокада Ленинграда
  2.  С 5 июля 1943  - бои на Курской дуге
  3. Сентябрь 1943 – бои за Днепр. Завершение коренного перелома в войне.

Третий период войны:

  1. Январь 1944 – ликвидирована блокада Ленинграда
  2. Осень 1944 освобождена вся территория СССР
  3. Лето 1944 – открыт Второй фронт (страны антигитлеровской коалиции Англия и США высадили десант на севере Франции).
  4. Осень 1944 – весна 1945 освободительный поход советской армии в Европу
  5. Апрель 1945 – встреча советских солдат с союзниками на реке Эльба.
  6. 2 мая 1945 – взят Берлин
  7. 8 мая – 1945 – подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии
  8. 9 мая – День Победы

Итог – победа над фашизмом. Только в СССР погибло более 26 мил. человек (всего потери в мире около 60 мил. человек).

36. Особенности советского тоталитаризма

Тоталитаризм – один из политических режимов., сужение демократических свобод, прав граждан и общественных институтов, сопровождающееся укреплением культа личности Сталина.

В 30-е годы проведены в СССР индустриализация, коллективизация и культурная революция. Проводились с применением силы. По этому поводу противоречия существовали в самой партии большевиков. Сталин выдвинул тезис об «усилении классовой борьбы», а значит это должно было оправдать и жёсткие методы, и поиски «врагов народа». Последствия – массовые  репрессии.

Черты тоталитарной системы:

  1. Сужение прав республик
  2. Диктатура пролетариата
  3. Массовые репрессии
  4. Ограничение религии
  5. Идеологизация культуры
  6. Командно-административная система управления
  7. В это же время было предоставлено гражданам много социальных прав, что является особенностью советской тоталитарной системы.

37.СССР в «холодной войне»

«Холодная война» - военное противостояние. Началом считается речь У Черчилля в 1946 году (заявил, что надо сплотиться перед лицом коммунистической угрозы).

Гонка вооружений – США в 1945 году сбросили ядерные бомбы на Японию (по выражению президента США Трумэна – это «дубинка для русских парней»), СССР создал аналогичную в 1949 году, США в 1953 создали водородную бомбу, СССР – в 1954.

Создание военных блоков – США создали блок НАТО в 1947 году, СССР – « Организацию Варшавского договора» в 1955 году.

Сложилась биполярная система международных отношений , основанная на противостоянии двух сверхдержав и созданных ими военных блоков.

 Каждая из стран преследовала свои геополитические интересы – внешнеполитические интересы, обусловленные особенностями географического положения страны.

38. Внутренняя политика Н. С. Хрущёва;
преобразования в промышленности,
сельском хозяйстве и социальной сфере

1953 – 1964 – время «Хрущёвской оттепели».

 На XX съезде КПСС был осуждён «культ личности Сталина».

Общественно-политическая жизнь:

  1. Новое уголовное законодательство
  2. Расширились права союзных республик
  3. Оправданы депортированные народы
  4. Обновлён аппарат партийной власти

Преобразования в экономике:

  1. Развитие сельского хозяйства – увеличены закупочные цены на зерно, увеличено финансирование. Начали освоение целинных земель, улучшились условия жизни на селе.  Отрицательные преобразования – уменьшилось количество скота в личных подсобных хозяйствах, массовые посевы кукурузы без учёта природно-климатических особенностей.
  2. Преобразования в промышленности – принят новый 6-летний план, усиленное развитие машиностроения и приборостроения, централизованная система управления была помехой, создание новых отраслей, в том числе космической техники.
  3. Социальная сфера – провели перепись населения, увеличились пенсии и стипендии, отменена плата за обучение. Улучшились условия жизни (расселения из коммуналок в отдельные квартиры, улучшение условий жизни в деревне).

39. Экономика страны в 1970-80 годы

Хрущев  был отправлен в отставку  в 1964 году  за перегибы в своей политике.

Страну следующие  восемнадцать лет возглавлял Леонид Ильич Брежнев.

Реформы экономики:

- Изменения в сельском хозяйстве - введено банковское кредитование, гарантированное зарплата в колхозах, сняты ограничения на подсобное хозяйство,

- Промышленность – сделана попытка ввести хозрасчет, самым стабильным этапом стала VIII пятилетка (1966 – 1970), началось массовое социалистическое соревнование и движение рационализаторов, стали формироваться народно-хозяйственные комплексы. В конце 80-х годов появились кризисные явления – так называемый «застой». Страна жила за счет продажи  природных ресурсов.

40. Культура советской России

После гражданской войны проведена «культурная революция», т.е. за короткий срок обучили грамоте все взрослое население. Недостаток – массовая  эмиграция интеллигенции за границу.

30 –е годы  - сильная политизация культуры, антирелигиозность  (атеизм), одновременно положительное – открытие учебных заведений, развитие естественных наук.

40-50-е годы – в послевоенной культуре большое место занимала тема войны («лейтенантская проза» –Ю.  Бондарев, В. Быков), развитие науки, но некоторые отрасли  находились под запретом, что вызвало отставание (кибернетика и генетика).

60-е годы – «хрущевская оттепель», разрешена публикация ранее запрещенных произведений, интерес к чтению. Появилось понятие «шестидесятники» - молодые деятели культуры. Развитие бесплатного образования. Развитие естественных наук и космонавтики. Одновременно запрет на « авангардное искусство».

70-80-е годы – в годы правления Л. Брежнева активно развивалась культура, доступно населению, но сильно идеологизировано. Возникло движение «диссидентов», т.е. инакомыслящих, их произведения запрещены к печати.

41. Причины, ход перестройки в СССР, итоги. (1985 – 1991)

После смерти Л.И. Брежнева (1983) страной управляли Юрий Владимирович Андропов, затем Константин Устинович Черненко. После их смерти СССР возглавил  Михаил Сергеевич Горбачев.

Начало перестройки – апрельский пленум ЦК КПСС – 1985 г., где заявили о необходимости качественно преобразования общества.

Причины – застойные явления в экономике, проблемы в национальной и социальной политике.

Ход перестройки:

  1. «ускорение», т.е. техническое переоснащение, новые формы управления, одним словом – хозрасчет. В политике – «гласность», т.е. отмена цензуры, свобода митингов и объединений. Начата борьба с коррупцией и оправдание репрессированных.
  2. конец 80 -х. – реформа структуры государственной власти. Курс на создание «правового государства», попытка разделить на ветви органы власти. Разрешена многопартийность. Религиозная терпимость.
  3. необходимость реформ экономики (ускорилась после аварии в Чернобыле в 1986 году). Решение создать рыночную экономику, отказаться от централизованного планирования, разрешили разные виды собственности, началась приватизация. Остановка производства с целью реконструкции привела к глубокому экономическому кризису.
  4. «Парад суверенитетов» - обострились межнациональные конфликты, дошли до вооруженных столкновений. Ряд республик заявили о своем выходе из СССР (первые – республики Прибалтики). Предпринята попытка подписать новый союзный договор.
  5. В ночь на 19-е августа 1991 года – попытка переворота с целью возродить СССР в старом варианте (ГКЧП), подавлена.

 Декабрь 1991года – СССР распался.

Перестройка была задумана с целью демократических перемен, но ее итогом стал распад СССР.

42. Политическое, экономическое и социальное развитие современной Росси.

После распада СССР  РФ стала самостоятельным государством и правопреемницей  СССР. На первом этапе экономика была в кризисе. Первый президент России –

Б. Н. Ельцин избирался  дважды, ушёл досрочно, в декабре 1999  года, передав полномочия В. В. Путину.

Проблемы – кроме экономических – политические, отсутствие согласованности между ветвями власти, частая смена правительств, обострившиеся межнациональные противоречия.

Создание СНГ – Содружество Независимых государств.

Ослабление позиций РФ в мире.

Дефолт, обесценивание и реформа денег, обнищание большей части населения, безработица.

В.  Путин возглавлял страну в 2000-2008 году (избирался 2 раза).  2008 -2012 – президент д. Медведев. С  2012 – вновь избран В.  Путин (иногурация состоялась 7 мая).

 Изменения в стране после 2000 года –

  1. Решён вопрос о государственной символике и устройстве государства (РФ – федеративная президентская республика) Военная реформа (с перспективой перехода на контрактную службу0
  2. Прекращена война в Чечне (было 2 чеченских компании).
  3. Поддержка сельского хозяйства на государственном уровне.
  4. Попытки изменить сырьевую политику в экономике.
  5. Социальные программы (индексация пенсий и пособий, поддержка молодых семей)
  6. Закон об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны.
  7. Военный конфликт с Грузией (в ночь на 8 августа 2008 г.) Компания по «принуждению к миру».
  8. Преодоление мирового финансового кризиса
  9. Курс на модернизацию, развитие нанотехнологий
  10. Поправки в Конституцию (изменён президентский срок – 6 лет, депутаты – 5 лет)
  11. Изменения в закон об  образовании партий (можно регистрировать партию, если поддерживают 500 и более человек). Снижен барьер для прохождения партий в парламент.
  12. Активизация оппозиции, попытка власти вести с ней диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету «История Казахстана»

Вопросы к экзаменационным билетам по истории Казахстана...

Учебное пособие для подготовки к экзамену по дисциплине «Литература»

Учебное пособие  составлено в соответствии с действующими программами для общеобразовательных дисциплин и требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования по литерату...

Рабочая программа учителя по предмету "История Отечества" для коррекционной школы 8 вида.

Рабочая программа по Истории Отечества для 9 класса. Настоящая программа составлена на основе программы по истории О.И.Бородина, В.М.Мозгового (сб. программ для 5-9 кл. СКОУ 8 вида "Владос", 2000 г.)....

Методическое пособие для подготовки к экзаменам

Данное методическое пособие предназначено для учащихся 8-11 классов в качестве материала для подготовки к экзаменам в формате ГИА...

Тренажёр для подготовки к экзамену по предмету математика 9 класс. ОГЭ

Сборник содержит тренажёрные задания по подготовке ОГЭ по математике в 9 классе...

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...