"Крестовые походы", урок из курса Истории средних веков, 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Жуков Денис Валерьевич

Авторская разработка урока из курса истории средних веков. В уроке предполагаются видеофрагменты, элементы драматизации и ролевой игры, лабораторная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жуков Д.В.

История средних веков, 6 класс

Крестовые походы

(Иллюстрированный урок)

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня вы продолжаете изучать историю средних веков, а мы – Историко-культурный центр «Рыцари Круглого Стола» - вам в этом поможем. Тема сегодняшнего урока – одно из важнейших явлений в средние века. В историю оно вошло под названием – «Крестовые походы».

[видео: Крестовые походы – перед заголовком

или слайд с РКС и темой]

Ведущий: Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. Как и в любом историческом явлении, нам важно уяснить – во-первых, из-за чего оно произошло, то есть, причины. Во-вторых, как оно проходило – то есть ход. И, в-третьих, чем все закончилось и к чему привело – то есть, итоги и последствия. Мы попытаемся причины, ход, итоги и последствия уяснить самостоятельно, общаясь с людьми средневековья. Пусть их рассказы помогут нам в этом.

В ходе нашего урока на доске будут появляться даты важнейших событий. Просьба будет – их переписывать и сразу пояснять какое событие тогда произошло. Итак, мы готовы попасть в средневековье?

1. Совмещение германского и христианского идеалов

Входят Викинг и Монах

Викинг: Я готов побиться об заклад!..

Монах: Нет, не надо биться об заклад!

Викинг: Хорошо, потому что это и так понятно.

Монах: Нет, это не так.

Викинг: Хорошо, давай спросим.

Монах: Давай.

Викинг: Здравствуйте! Да пошлет вам Один удачу!

Монах: Храни Вас Бог! Мир Вам, добрые люди!

Викинг: Скажите, пожалуйста…

Монах: Нет, давай я спрошу!

Викинг: Это будет нечестно! Ну, ладно, давай

Монах: Что такое «мир»?

Викинг: Как проще всего объяснить слово «мир»?

Монах: В том смысле, что в Англии называется «peace», а не «world».

Предполагаемый ответ учеников  – «Это состояние без войны»

Викинг: Вот видишь! Я выиграл!

Монах: Да, я проиграл. Вы объяснили понятие «мир» через понятие «война». Получается, что мир – это не нечто самостоятельное и естественное, а нечто зависимое, подчиненное и неестественное. Это как если бы вы сказали, что урок – это перерыв между двумя переменами. А естественным состоянием становится война. И это для вас – людей XXI века! Цивилизованных и воспитанных. Что уж говорить про древних воинственных германцев, для которых война – это самое естественное состояние!

Викинг: Это не просто естественное состояние, это лучшее состояние. На войне можно показать все свои лучшие качества: доблесть, верность, честь. В мирной жизни такое не покажешь.

Война – единственный путь в рай, в вальхаллу. Только воин, погибший на поле боя с мечом в руке, может попасть туда, в царство вечного пира и вечной битвы.

Монах: Да, тяжело пришлось христианской церкви на германских территориях. Как объяснить этим людям заповеди Христа? Впрочем, по некоторым вопросам мы были похожи. Так, например, напоминая древних германских и викингских героев, христианские мученики шли на смерть.

Викинг: Как и христиане, мы, викинги и германцы, презираем золото и богатство.

Монах: Но есть вещи абсолютно противоположные. Например, отношение к войне и убийству. В Ветхом Завете сказано «Не убий!», а в Новом говорится, что мало не убивать, надо еще и любить своих ближних. А убийство – тягчайший смертный грех.

Викинг: У нас, как я уже говорил, сражения и убийства – единственный путь в рай.

Монах: Промучавшись несколько веков, католическая церковь решила пойти на компромисс, соединив две идеи, два отношения к войне. Покажем это. Для этого нам понадобится молодой человек (выводят ученика). Это будет наш новый воин. Как ему относиться к войне?

Викинг: Война – путь к спасению (препоясывает ученика мечом)

Монах: Хорошо. Но только священная война путь к спасению (одевает на ученика плащ с крестом)

Викинг: Причем, убийство – не грех (подает ученику щит)

Монах: Ну, по крайней мерее, убийство врагов церкви – не грех (приделывает на щит геральдический крест, сажает ученика на место, Викинг тоже садится). Так родилось новое воинство, новое отношение к войне и сама идея новой войны – священной войны против врагов церкви. Эту идею приняли

-бедные (нужда, бедствия  религиозность)

-рыцари (землю переделили, а аппетиты растут)

См. Фавтье Р. Капетинги и Франция. Роль династии в создании государства. СПб, 2001. с.254:

Рост населения – младшие сыновья рыцарей

-короли (младшие сыновья-принцы – например, Гюи, брат Филиппа I)

II. Повод крестовых походов

Повод – поведение арабов, гонения на христиан (Перну Р. Крестоносцы. СПб, 2001,с.19).

1095 – Клермонский собор

[табличка 1095]

Аргументы:

-защита церкви

-апелляция к рыцарским качествам

(Повторение: какого героя должен был вспомнить папа, чтобы похвалить франков?)

-отпущение грехов

-богатство стран Востока

На последние аргументы толпа взревела и поразбирала заготовленные кресты. Вытащите и вы свою судьбу

Раздача крестов, разбивка на три группы (три ряда)

III. Причины и ход

Участники

Ваши цели?

Как вы хотите достичь своей цели?

Почему вы уверены в успехе?

Бедняки-крестьяне

Мелкие феодалы

Крупные феодалы

Заполнение таблицы – 5 минут

Ведущий: Давайте послушаем команду, которая вытянула судьбу крестьян

Команда крестьян – озвучивание таблицы

Ведущий: Ну, что же? Замечательно! Вы справились, вошли в роль, оценили позицию средневековых крестьян. А что же случилось с крестьянами по-настоящему? Послушаем очевидца.

Входит Крестьянин

Крестьянин: Храни вас Бог! Я крестьянин Рауль Куаф из деревни Ланди возле Парижа. Сразу после выступления папы нашу деревню охватило безумное желание идти в Святую землю. Мы наспех вооружились - кто чем мог. Мы забросили поля и огороды. Мы верили, что Бог дарует победу нам даже безоружным, ведь наше дело правое. И, не дожидаясь рыцарства, мы выступили в поход. Участниками были в основном бедные крестьяне, поэтому этот поход получил название – поход бедноты.

Никто толком не знал куда идти и где находится Иерусалим с гробом Господним. И все искали божественных указаний. Одни люди уверяли, будто некий гусь проникнут божественным духом и им же проникнута некая коза. И обоих этих животных он сделали своими предводителями в странствии в Иерусалим. Они выказывали им знаки почитания, и огромная рать следовала за ними, веря в это всей душой.

Даже когда поход бедняков возглавил знаменитый проповедник Петр Пустынник, он не подумал навести в голодной и почти безоружной толпе бредущих бедняков элементарную дисциплину и порядок.

[видео VHS – Крестовый походы – безобразия бедноты]

Наконец через два месяца скитаний, бедствий и нищеты мы добрались до Константинополя. Византийский император закрыл перед толпой бедняков ворота города. Наш предводитель Готье предложил дождаться рыцарское войско, но толпа не желала ждать. Мы переправились через Босфор и вступили в сражение с турками. Стоит ли говорить, что почти все наше войско погибло. Я был жестоко ранен, но прежде чем потерять сознание, я видел как наш предводитель Готье погиб, а сам Петр Пустынник бежал в Константинополь. Так бесславно закончился поход бедноты.

Ведущий: Вот как на самом деле получилось. Теперь давайте послушаем команду, которая вытянула судьбу рыцарей.

Команда рыцарей – озвучивание таблицы

Ведущий: Ну, что же? Замечательно! Вы справились, вошли в роль, убедительно описали позицию средневековых рыцарей. А что же случилось с рыцарями по-настоящему? Послушаем очевидца.

Входит Рыцарь

Рыцарь: Я – Готье, барон де Нель-младший. Вместе с другими французскими баронами во главе с Готфридом Бульонским мы отправились в поход только осенью 1096 года.

[табличка 1096]

Я опускаю истории продажи и заклада наших земель и замков. Итак, мы прибыли в Константинополь. Заплатив купцам, мы переправились в Святую Землю. Мы, все-таки, добрались до Иерусалима.

Это было невероятно тяжело. Невероятно жарко, нет воды, не выдерживали лошади, люди задыхались в доспехах. На шлемы, чтобы солнце не так их нагревало пришлось повязывать платки на сарацинский манер, но они быстро превращались в развевающиеся лохмотья.

[слайд – намет геральдический]

Но, конечно, самое тяжелое было – это сражения. Наша рыцарская конница была сильнее сарацинской, но они были подвижной и постоянно пользовались обманными уловками.

[видео – Царство Небесное: сражение рыцарей и сарацин]

После нескольких неудачных штурмов с огромными потерями Иерусалим, наконец, был взят. Это произошло на третий год похода.

[табличка 1099]

Крестоносцы, забыв о святынях, тут же принялись грабить и убивать. Город наполнился кровью. Мир не видел еще такой жестокости.

Через несколько дней крестоносцы занялись строительством новых государств. В Азии были созданы четыре рыцарских королевства. Правда, уже через несколько лет Иерусалим был опять захвачен неверными.

Ведущий: Так прошел первый крестовый поход. Теперь давайте послушаем команду, которая вытянула судьбу крупных феодалов.

Команда крупных феодалов – озвучивание таблицы

Ведущий: Неплохо! Полное ощущение разговора со средневековыми правителями. Какова же была истинная судьба крупных феодалов и правителей в этих походах? Послушаем очевидца.

Входит Король

Король: Филипп-Август – отец, сам,

[табличка 1202-1204]

Монах: В царствование этого короля во Франции началась подготовка к еще одному походу. На это раз идея священной войны крепко засела в головах детей. Дети со всей Франции стекались в Клуа, где было явлено чудо. Король запретил детям крестовый поход, но его мало кто послушал.

Входит Ребенок

Ребенок: Храни Вас Бог! Меня зовут Алэн, я сын рыцаря де Невера. Однажды в церкви я услышал, что в Клуа объявился чудодейственный мальчик Этьен, который собирает детей в поход на Святую Землю. Отец запретил мне, но я убежал из дома. В Клуа собралось, наверное, несколько тысяч детей и подростков. И рыцарские дети, и крестьянские. В основном мальчики, но были и девочки. Было несколько взрослых, как потом выяснилось, в основном – мошенники и воры. У некоторых детей были с собой деньги, у некоторых не было даже плаща. Сначала мы шили кресты и знамена, и маршировали. А потом Этьен скомандовал начало похода. Идти по Франции было трудно, но терпимо: по ночам было тепло, кругом говорили на родном языке, нам подавали еду. Еще можно было вернуться домой. Хуже стало в Германии. Деньги и еда кончились у всех. Взрослые, обманув и ограбив нас, бросили поход. Но самые верные остались. Мы шли, радовались, ссорились, мирились, влюблялись. Несмотря на то, что было очень тяжело. Хотя самый кошмар был впереди. Им стали Альпы. Огромные заснеженные скалы. Костры разводить было не из чего. Спать приходилось прямо на снегу. Наутро вставали не все. Через несколько недель бесконечного кошмара мы все-таки, перешли через Альпы. От нашего войска осталась едва треть. Италия встретила нас теплом от природы и холодом от людей. Города не впускали нас. Но мы встали перед воротами и сказали, что никуда не уйдем, пока нас не переправят на Святую Землю. Лично я тогда заболел и просто лежал, не в силах двигаться. И тогда один купец — наш спаситель, как мы тогда думали - бесплатно посадил нас на свои два корабля. Я в лихорадке наблюдал с берега за счастливчиками. Один корабль затонул прямо на наших глазах. А пассажиры второго были проданы купцом в рабство сарацинам. Так закончился детский крестовый поход.

Монах: внук Филиппа-Августа умрет в последнем походе в 1270 году, а в 1291 падет последняя европейская крепость в Азии.

IV. Последствия крестовых походов

Ведущий: Так закончились крестовые походы. И хоть европейцы и не захватили в итоге никаких земель, но и политика, и экономика, и культура Европы очень сильно изменилась. Попробуем это продемонстрировать. Перед вами образцы женской моды средневековья. Но один вариант был популярен до крестовых походов, а другой – после. Попробуйте угадать – какой когда. Ответ поясните.

У вас на столах появляются предметы или их символы. Предметы – парные. Один предмет в паре был популярен до крестовых походов, второй его заменил после крестовых походов. Ваша задача – разгадать и составить эти пары. Тот предмет в паре, который, по вашему мнению, был популярен до крестовых походов – принесите на этот стол, а тот, что после – на этот. Три минуты на совещание.

Команда / период

До крестовых походов

После крестовых походов

римские цифры

обруч на голову

соль (чеснок)

арабские цифры

страусиные перья

пряности

серебряные монеты

ручная мельница

мед

золотые монеты

ветряная мельница

сахар

собака

чечевица

сукно

кувшин для умывания рук

рис

шелк

Действующие лица:

Герои

1.

Викинг

2.

Монах

3.

Крестьянин

4.

Рыцарь

5.

Король

6.

Ребенок

7

Дама XII века

8

Дама XIII века

Оборудование:

-диск «Царство небесное»

-кассета «Крестовые походы»

-таблички (1095, 1096, 1099, 1202-1204, 1270)

-две скатерти (+ таблички «до» и «после»)

-кресты в корзинке

-листы для заполнения

-меч

-щит

-крест на щит

-плащ с крестом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса История Средних веков. 6 класс. 25 часов

Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение...

Обобщающий урок по курсу истории Средних веков

Тип урока: повторительно-обобщающий Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых нео...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

«Обобщающий урок по курсу «История средних веков» 6 класс

«Обобщающий урок по курсу «История средних веков»Тип урока: интеллектуальный турнирЦель: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся по истории средних веков, используя различные вид...

Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»

Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...