Философский диспут на тему: «В чем смысл жизни».
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Панкеева Людмила Анатольевна

 

Со времен сотворения мира человек не прекращает поиска  смысла жизни. Кто из нас не задавал себе и другим эти сакраментальные вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?», «Зачем (Для чего) мне жить?». И чего только не слышали в ответ.

- Задумайтесь о том, зачем нужна человеку жизнь, какие цели и задачи стоят перед ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofskiy_disput_po_teme_v_chem_smysl_zhizni._2.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Философский диспут на тему: «В чем смысл жизни».

Цель: рассмотреть вопрос о жизненных целях и задачах, определить идеалы и ценности человека; формировать умения формулировать свои идеалы и ценности; высказывать собственные суждения, вести дискуссию, уважать мнение других, воспитывать уважение друг к другу, чувства патриотизма и гуманизма.  

Ход мероприятия.

Ведущий.

 Со времен сотворения мира человек не прекращает поиска  смысла жизни. Кто из нас не задавал себе и другим эти сакраментальные вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?», «Зачем (Для чего) мне жить?». И чего только не слышали в ответ.

- Задумайтесь о том, зачем нужна человеку жизнь, какие цели и задачи стоят перед ним.

 - В детстве все кажется простым – мы мечтаем о конфетах, куклах, коньках; видим идеал в родителях и знакомых ; находим смысл в радости и веселье; ставим своей целью- вырасти и стать полностью самостоятельными. А у взрослых все выглядит иначе, сложнее, наверное, это самый трудный вопрос.

Человек, ищущий смыл жизни, в конечном счете, ищет счастье. Многое  в этом поиске зависит от жизненный позиции, от понимания добра и зла, от умения делать выбор и нести ответственность за него. И от этого  зависит судьба каждого человека.

Для начала наших размышлений мы предлагаем вашему вниманию спектакль « Зачем живу».

Спектакль « Зачем живу».

Звучит музыка в стиле диско. Затем резко обрывается и сменяется аккордами И. С. Баха «Органная месса» Р.Рождественского «Минута молчанья».

На сцену выходят ведущие.

 Замрите, докладчики,

 слово

 мочаля!

 Минута молчанья.

 Минута

 молчанья...

 Не смейте греметь,

 орудийные глотки!

 Молчите, станки

 и квартирные

 склоки.

 Ревущий в покорную трубку начальник,

 молчи!

 Потому что -

 минута молчанья.

 Забудьте о целях своих,

 мегатонны.

 Не смейся,

 паяц!

 Замолчите,

 моторы!

 Усните, гудки

 и эстрадные

 ритмы.

 Ребенки в родильных домах,

 не орите.

 Застыньте,

 над скифом взметенные весла...

 Эй, люди!

 Подумаем

 очень серьезно,

 как

 жить

 на земле!

 

На сцене появляются « серые».

-Подумаем?

А куда нам мыслить?

-А чего нам мыслить?

-Это же самому себе веревочку мылить?

-Мы же не непонятливые!

-Мы же не недостойные!

-До поры до времени  взираем   из тьмы!

-Мы –

 и не питающиеся!

-Мы

и не питавшиеся!

-Млекопитавшиеся.

-И млеконапитавшиеся.

ВСЕ

 Нет войны - мы живем.

Есть война - мы живем.

-Пусть вокруг оракулы каркают

Вы думаете ,это работают машины?!

А это наши челюсти вкалывают!!

Выходят « цветные».

- По стебелечку

 вверх и вверх

 ползет

 травяная вошь...

 Зачем живешь,

 человек, если так

 живешь?..

Нежная музыка ( диалог серых и цветных)

-  Смотри, как дышит эта ночь.

Звезда, уставшая светлеть,

упала, обожгла плечо...

- Чо?

- Смотри, как вкрадчивый туман

прижался к молодой воде...

- Где?

- Он полночью поклялся ей,

он взял в свидетели луну!..

- Ну?!

- Они сейчас уйдут в песок,

туда, где не видать ни зги...

- Гы!..

- И, ощутив побег реки,

в беспамятстве забьётся ёрш!..

- Врёшь!..

- Да нет, я говорю тебе,

что столько тайн хранит земля,

берёзы, ивы и ольха...

- Ха!..

- А сколько музыки в степях,

в предутреннем дрожанье рос...

- Брось!

- Да погоди! Почувствуй ночь,

крадущийся полёт совы,

сопенье медленных лосих...

- Псих!..

- Послушай, разве можно так:

прожить - и не узнать весны,

прожить - и не понять снега?..

- Ага!.. 

- Над головой созвездия мигают.

 И руки сами тянутся к огню...

 Как страшно мне, что люди привыкают,

 открыв глаза, не удивляться дню.

 Существовать. Не убегать за сказкой.

 И уходить, как в монастырь, в стихи.

 Ловить Жар- птицу для жаркого с кашей.

А Золотую рыбку - для ухи.

Танец «серых»

Все серые

Нас нет в спектре, мы малый класс,

Мы серые, оседлые,  не троньте нас.

Серые

-Нам алые гвоздики слепят глаза

-Нам плавать на Кон- Тики никак нельзя.

-Узнать непросто того, кто сер

К сердцам напористых, холеных тел

-Молчим мы в прениях,

-Щадим подлецов.

-Мы серые, без мнения и без лица.

Все:

Нас нет в спектре, мы малый класс,

Мы серые, оседлые,  не троньте нас.

Цветные:

 Мы знаем,

          сложна эпоха

 и трудно в ней разобраться,

 но если в ней что-то плохо,

 то надо не прятаться -

                        драться!

 

- И  стыдно, ей-богу, плакаться.

Что столько подонков, дескать!

Стыдно от времени прятаться-

Надо его делать.

Надо мечтать! Куда же ты без мечты?!

-Налево, направо пойдешь, прямо пойдешь?

-А может быть, ты никуда не пойдешь?

-Нет, я пойду!

-Куда?

-Я должен идти!

-Ерунда!

-Она меня ждет.

-Остынь, уже развели мосты.

-Я найду её, где бы она не была.

И по зову души человечьей

Я коснусь, как струны, как крыла,

Красоты её щедрой и вечной.

-Хороших людей не найдешь на грош!

Жизнь - бильярдное поле!

Если не ты, то тебя по шарам.

Будь спокоен, в момент с корабля…

-Не мечтать надо, жить.

Брать побольше, как делают умные люди.

-Это значит, хватать все, что плохо лежит!

- Слушай, парень, к чему тоска?

Брось хандрить, и на солнце есть пятна

Остынь, я тоже её искал.

-Ну и нашел?

-Понятно! Их ведь много, не мешкай, знай,

И уж точно прибьёшься к бую!

Вот, пожалуйста, выбирай и любовь, и мечту любую.

-Чепуха! Если у тебя в груди горящее сердце…

-С  горящим сердцем не проживешь в этом мире, милая.

-Я хочу напомнить, в космический век

И любовь, если есть, соразмерна зарплате.

Вы простите меня, молодой человек,

Но ведь вашей мечтой за такси не заплатишь.

-Да кому оно нужно прослыть чудаком?

Ведь смешно в этом мире искать идеал!

-Как же жить?

- Очень просто! Живите легко!

Серые танцуют.

-Могу поспорить, что это не так!

-Хорошо! Давай сделаем так: бросим горящее сердце на дорогу.

Если оно кому-нибудь нужно - его возьмут,

Ну, если нет…

-Согласна.

Двое

ОН: хорошо жить, когда много денег.

ОНА: но ведь деньги, это не главное в жизни.

ОН: да, все - таки хорошо жить, когда много денег - покупай всё, что хочешь.

ОНА: А как же тогда любовь, счастье?

Ведь это не измеряется деньгами.

Ой, смотри - сердце! Давай его возьмем.

ОН: Ой, а тут ещё что- то! Рубль, три, пять!

Да тут же целое состояние ( ползает).

С.- Он ушел.

Ц.- Он уполз.

С.- Хватит, мы выиграли спор!

Они ушли, не взяв горящее сердце.

Да кому оно нужно?

Ц.- Нам.

С.- Кому это вам?

Ц.- Нам, нам нужны горящие сердца

Ц.- Надо верить в судьбы и традиции

Только пусть во сне и наяву

Жжет меня, казнит меня

Единственно правильный вопрос:

Зачем живу?

С.- Зачем живу?

 Ну, ладно, — мы рождаемся.

Переживаем. Старимся.

Увидимся — расстанемся…

Зачем?

Грядущие и прошлые.

Громадины. Горошины.

Плохие и хорошие.

Зачем?

- Трибунные гориллы,

базары и корриды,

горланите? Горите?

Зачем?

 -Для счастья, для свободы,

Для бога, для народа,

Для продолженья рода - зачем?

Ц. –Нужно молчать, коли правда глаголет

Холодную мину хранить, как печать.

Конечно, твой голос никто не неволит,

Но совесть, но совесть не может молчать.

Ц.- Так вы говорите, что слезы людские вода?

С. – Да!

Ц.- И все катаклизмы проходят для вас без следа?

С.- Да!

Ц.- И боли  войны не трогали вас никогда?

С.- Да! Да! Да!

Ц.- А если враги посягнули на вашу страну?

С.- Ну?

Ц.- И вам самому продавили пулей грудь?

С.- Жуть.

Ц.- Неужто, тогда бы вы тоже ответили да?

С. – Нет.

Ц.- А вы говорите, что слезы людские вода?

С.- Нет.

Ц.- Так, значит, вас что- то тревожит ещё иногда?

С. –Да.

Ведущий 1: Всегда ли ты борешься со злом? Вчера ты не заметил, как обидел человека. Сегодня ты не остановил руку мальчика, безжалостно издевавшегося над животным, а завтра, что будет, если каждый день ты прощаешь себе и другим такие мелочи?! Надо жить, отвечая за всё.

Ведущий 2:Минута трусости! Сколько она стоит? Минуты эти случаются не только в темном переулке, но и в освещенном  зале, когда какая- то неведомая  сила притягивает тебя к креслу и не дает выступить против того, что ты считаешь ненужным, неправильным. Да мало ли, где  и когда случаются такие минуты, но когда- нибудь стоит задуматься, к чему они приводят.

Ведущий 1:Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить тебя: не бойся друга своего, в  худшем случае он может предать тебя. Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают , но это с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства.

Ведущий  2:Застыньте над скифом, взметенные вёсла!

Эй, люди! Подумайте очень серьёзно:

Как жить на земле!

Как жить на земле!

Как жить на земле!

Вопросы по спектаклю:

-Зачем мы живем? В чем смысл жизни?

-Может, правы « серые», необходимо думать только о себе? И ни кому не нужно « горящее сердце»?

-Как бы вы поступили в ситуации с  «горящим сердцем»?

Анализ анкеты

                                        Выбор жизненных ценностей

Выразите степень значимости (важности) для Вас различных составляющих Вашей жизни (жизненных ценностей). Для этого выберите   наиболее важные и   наименее важные, с Вашей точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

                                  Активная, деятельная жизнь.

                                Красота природы и искусства.

                                Служение России.

                                Материально обеспеченная жизнь.

                        Образование, познание нового, труд (профессия, учеба)

                                Здоровье.

                                Счастливая семейная жизнь (любовь).

                                Интересная и любимая работа.

                                Свобода и независимость в поступках и действиях.

                                Уверенность в себе.

                                Хорошо оплачиваемая и престижная работа.

                                Хорошие и верные друзья.

                                Чистая совесть.

                                Уважение и признание людей.

                                Любовь к окружающим людям.

                                Творчество как создание нового в искусстве и науке.

Наиболее важные для меня                                    Наименее важные для  меня                                                                                                                                                  

1.                                                                                           1.

2.                                                                                           2.

3.                                                                                           3.

 Большинство из вас на первое место поставили  семью,  вторые–   здоровье,

третьи – Родину.

 Так что же для вас самое дорогое в жизни? Почему? А кто хотел бы иметь семью, такую, какая   у вас сейчас?

Ведущая.  Жизнь – сложное понятие, и жить на свете – занятие непростое, тем более жить достойно. Кто- то из великих  сказал: « Думать о сложностях жизни может быть только поздно, а не рано». Давайте поиграем. Все попробуем нарисовать картину - триптих под названием « Жизнь». (Определим 3 этапа  жизни: юность, зрелость,  старость). Эти три этапа будут изображать 3 человека. Картины мы разместим в  трех залах, а зрители должны определить, какая картина вам больше всех понравится и в какой зал вы хотели бы пойти.

3 человека изображают жизнь:   наслаждение;

                                                        поиск;

                                                        созидание.

Ведущая. А как вы  понимаете жизнь – наслаждение, жизнь – созидание, жизнь – поиск?

Ведущая. Жизнь должна быть и наслаждение, и созидание, и поиск. Нельзя что- либо выбросить.

Ведущая.  НА ЧТО ЖЕ СТОИТ ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ?

                   А МОЖНО ЛИ ПРОЖИТЬ ТОЛЬКО С « ГОРЯЩИМ СЕРДЦЕМ» В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ?

(кто- то  ответит:  « А я считаю, что нужно пожить для себя?»)

     

                    КТО С НИМ СОГЛАСЕН? А КТО НЕТ И ПОЧЕМУ?

 Ведущая.  А есть другие люди - « серые», безразличные. А как узнать того, кто « серый»?

-Так не уже ли страшны эти люди?

- А много ли их среди современных людей?

- Легко ли быть молодым?

- Почему человека везде учат поступать хорошо, а мы поступаем плохо? Кто виноват?  

  Ведущая.  Молодость - это не подготовка к жизни, это сама жизнь, и ни одного дня из неё нельзя будет переписать набело. Это просто первые страницы книги- книги жизни. И какой она будет – зависит от самого человека, потому что   он не только герой этой книги, но и её автор.  И прежде чем совершать  поступок – ОСТАНОВИСЬ! ПОДУМАЙ!

А сейчас я хотела бы, чтобы вы ответили на блиц - вопросы.

       

Блиц-вопросы

  1. Моя главная жизненная цель…
  2. Для достижения этой цели мне предстоит…
  3. Больше всего я ценю в человеке…
  4. Мне кажется, что мои товарищи ценят меня…
  5. Мои родители видят во мне…
  6. В себе я больше всего не люблю…
  7. О себе я думаю, что я …
  8. Я не уважаю ровесников за то, что…
  9. Я не уважаю, когда они…

Ведущая. А теперь я хочу обратить  ваше внимание на изречения, цитаты великих людей о жизни.

КАКОЕ  ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ И ПОЧЕМУ? КАКОЕ ИЗ НИХ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВЗЯТЬ В КАЧЕСТВЕ УСТАНОВКИ НА БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ?

Ведущая. Готовых убеждений нет. Их надо выработать в своей голове.

НУ И КАК ЖЕ ЖИТЬ?

ЧЬЮ ЖИЗНЬ СЧИТАТЬ ИДЕАЛОМ?

Ведущая.  В истории человечества есть пример правильной жизни – это жизнь Иисуса Христа. И в Библии есть  те заповеди, соблюдение которых и дает пример идеальной, правильной жизни  ( зачитать 10 заповедей). Возможно, для большинства из вас они станут основными жизненными установками.  

Ведущая. Вот и поставлена точка. Я бы очень хотела, чтобы вы, уходя с этого диспута, задумались над будущим. В чем смысл жизни? Задайте себе этот вопрос, пока есть время получить на него ответ.

Мы - источник веселья - скорби рудник,

Мы – вместилище скверны – и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен - и он же безмерно велик.

Омар Хаям.

«Дай Бог» А. Малинина.

 

Список информации:

  1. Р. Рождественский

 « Минута молчанья». http://www.wisdomcode.info/ru/poetry/authors/54660.html  

  1. Р. Рождественский, «Поэма о разных точках зрениях http://er3ed.qrz.ru/rozhdestwensky-r-poema.htm
  2. http://delfineja.narod.ru/the_best_poetry.html
  3. Поэзия и песни Евтушенко (Гангнус) Евгений Александрович  «Братская ГЭС»  http://libbabr.com/?book=6906

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни

Цели:- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных фило...

Разработка урока по теме Холокост "В поисках смысла жизни"

Урок обществознания для 10 класса по актуальной  проблеме для молодежи поиска смысла жизни на примере истории Холокоста....

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Внеклассное мероприятие на тему "Цели и смысл жизни"

Тема: «Цели и смысл жизни »Цель: помочь детям сформировать свои жизненные цели, анализировать свои действия и поступки, обрести уверенность в жизни; воспитывать целеустремлённость и настойчивост...

Учебно-методическое пособие по теме "Философия о смысле жизни человека"

По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни».  Я,  как преподаватель данной дисциплины, ...

Урок по литературе в 10 классе по теме: «В чем смысл жизни?» (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина).

Личностно-ориентированный урок  по литературе в 10 классе  по теме: «В чем смысл жизни?»  (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина)....