Философский диспут на тему: «В чем смысл жизни».
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Со времен сотворения мира человек не прекращает поиска смысла жизни. Кто из нас не задавал себе и другим эти сакраментальные вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?», «Зачем (Для чего) мне жить?». И чего только не слышали в ответ.
- Задумайтесь о том, зачем нужна человеку жизнь, какие цели и задачи стоят перед ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Философский диспут на тему: «В чем смысл жизни».
Цель: рассмотреть вопрос о жизненных целях и задачах, определить идеалы и ценности человека; формировать умения формулировать свои идеалы и ценности; высказывать собственные суждения, вести дискуссию, уважать мнение других, воспитывать уважение друг к другу, чувства патриотизма и гуманизма.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Со времен сотворения мира человек не прекращает поиска смысла жизни. Кто из нас не задавал себе и другим эти сакраментальные вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?», «Зачем (Для чего) мне жить?». И чего только не слышали в ответ.
- Задумайтесь о том, зачем нужна человеку жизнь, какие цели и задачи стоят перед ним.
- В детстве все кажется простым – мы мечтаем о конфетах, куклах, коньках; видим идеал в родителях и знакомых ; находим смысл в радости и веселье; ставим своей целью- вырасти и стать полностью самостоятельными. А у взрослых все выглядит иначе, сложнее, наверное, это самый трудный вопрос.
Человек, ищущий смыл жизни, в конечном счете, ищет счастье. Многое в этом поиске зависит от жизненный позиции, от понимания добра и зла, от умения делать выбор и нести ответственность за него. И от этого зависит судьба каждого человека.
Для начала наших размышлений мы предлагаем вашему вниманию спектакль « Зачем живу».
Спектакль « Зачем живу».
Звучит музыка в стиле диско. Затем резко обрывается и сменяется аккордами И. С. Баха «Органная месса» Р.Рождественского «Минута молчанья».
На сцену выходят ведущие.
Замрите, докладчики,
слово
мочаля!
Минута молчанья.
Минута
молчанья...
Не смейте греметь,
орудийные глотки!
Молчите, станки
и квартирные
склоки.
Ревущий в покорную трубку начальник,
молчи!
Потому что -
минута молчанья.
Забудьте о целях своих,
мегатонны.
Не смейся,
паяц!
Замолчите,
моторы!
Усните, гудки
и эстрадные
ритмы.
Ребенки в родильных домах,
не орите.
Застыньте,
над скифом взметенные весла...
Эй, люди!
Подумаем
очень серьезно,
как
жить
на земле!
На сцене появляются « серые».
-Подумаем?
А куда нам мыслить?
-А чего нам мыслить?
-Это же самому себе веревочку мылить?
-Мы же не непонятливые!
-Мы же не недостойные!
-До поры до времени взираем из тьмы!
-Мы –
и не питающиеся!
-Мы
и не питавшиеся!
-Млекопитавшиеся.
-И млеконапитавшиеся.
ВСЕ
Нет войны - мы живем.
Есть война - мы живем.
-Пусть вокруг оракулы каркают
Вы думаете ,это работают машины?!
А это наши челюсти вкалывают!!
Выходят « цветные».
- По стебелечку
вверх и вверх
ползет
травяная вошь...
Зачем живешь,
человек, если так
живешь?..
Нежная музыка ( диалог серых и цветных)
- Смотри, как дышит эта ночь.
Звезда, уставшая светлеть,
упала, обожгла плечо...
- Чо?
- Смотри, как вкрадчивый туман
прижался к молодой воде...
- Где?
- Он полночью поклялся ей,
он взял в свидетели луну!..
- Ну?!
- Они сейчас уйдут в песок,
туда, где не видать ни зги...
- Гы!..
- И, ощутив побег реки,
в беспамятстве забьётся ёрш!..
- Врёшь!..
- Да нет, я говорю тебе,
что столько тайн хранит земля,
берёзы, ивы и ольха...
- Ха!..
- А сколько музыки в степях,
в предутреннем дрожанье рос...
- Брось!
- Да погоди! Почувствуй ночь,
крадущийся полёт совы,
сопенье медленных лосих...
- Псих!..
- Послушай, разве можно так:
прожить - и не узнать весны,
прожить - и не понять снега?..
- Ага!..
- Над головой созвездия мигают.
И руки сами тянутся к огню...
Как страшно мне, что люди привыкают,
открыв глаза, не удивляться дню.
Существовать. Не убегать за сказкой.
И уходить, как в монастырь, в стихи.
Ловить Жар- птицу для жаркого с кашей.
А Золотую рыбку - для ухи.
Танец «серых»
Все серые
Нас нет в спектре, мы малый класс,
Мы серые, оседлые, не троньте нас.
Серые
-Нам алые гвоздики слепят глаза
-Нам плавать на Кон- Тики никак нельзя.
-Узнать непросто того, кто сер
К сердцам напористых, холеных тел
-Молчим мы в прениях,
-Щадим подлецов.
-Мы серые, без мнения и без лица.
Все:
Нас нет в спектре, мы малый класс,
Мы серые, оседлые, не троньте нас.
Цветные:
Мы знаем,
сложна эпоха
и трудно в ней разобраться,
но если в ней что-то плохо,
то надо не прятаться -
драться!
- И стыдно, ей-богу, плакаться.
Что столько подонков, дескать!
Стыдно от времени прятаться-
Надо его делать.
Надо мечтать! Куда же ты без мечты?!
-Налево, направо пойдешь, прямо пойдешь?
-А может быть, ты никуда не пойдешь?
-Нет, я пойду!
-Куда?
-Я должен идти!
-Ерунда!
-Она меня ждет.
-Остынь, уже развели мосты.
-Я найду её, где бы она не была.
И по зову души человечьей
Я коснусь, как струны, как крыла,
Красоты её щедрой и вечной.
-Хороших людей не найдешь на грош!
Жизнь - бильярдное поле!
Если не ты, то тебя по шарам.
Будь спокоен, в момент с корабля…
-Не мечтать надо, жить.
Брать побольше, как делают умные люди.
-Это значит, хватать все, что плохо лежит!
- Слушай, парень, к чему тоска?
Брось хандрить, и на солнце есть пятна
Остынь, я тоже её искал.
-Ну и нашел?
-Понятно! Их ведь много, не мешкай, знай,
И уж точно прибьёшься к бую!
Вот, пожалуйста, выбирай и любовь, и мечту любую.
-Чепуха! Если у тебя в груди горящее сердце…
-С горящим сердцем не проживешь в этом мире, милая.
-Я хочу напомнить, в космический век
И любовь, если есть, соразмерна зарплате.
Вы простите меня, молодой человек,
Но ведь вашей мечтой за такси не заплатишь.
-Да кому оно нужно прослыть чудаком?
Ведь смешно в этом мире искать идеал!
-Как же жить?
- Очень просто! Живите легко!
Серые танцуют.
-Могу поспорить, что это не так!
-Хорошо! Давай сделаем так: бросим горящее сердце на дорогу.
Если оно кому-нибудь нужно - его возьмут,
Ну, если нет…
-Согласна.
Двое
ОН: хорошо жить, когда много денег.
ОНА: но ведь деньги, это не главное в жизни.
ОН: да, все - таки хорошо жить, когда много денег - покупай всё, что хочешь.
ОНА: А как же тогда любовь, счастье?
Ведь это не измеряется деньгами.
Ой, смотри - сердце! Давай его возьмем.
ОН: Ой, а тут ещё что- то! Рубль, три, пять!
Да тут же целое состояние ( ползает).
С.- Он ушел.
Ц.- Он уполз.
С.- Хватит, мы выиграли спор!
Они ушли, не взяв горящее сердце.
Да кому оно нужно?
Ц.- Нам.
С.- Кому это вам?
Ц.- Нам, нам нужны горящие сердца
Ц.- Надо верить в судьбы и традиции
Только пусть во сне и наяву
Жжет меня, казнит меня
Единственно правильный вопрос:
Зачем живу?
С.- Зачем живу?
Ну, ладно, — мы рождаемся.
Переживаем. Старимся.
Увидимся — расстанемся…
Зачем?
Грядущие и прошлые.
Громадины. Горошины.
Плохие и хорошие.
Зачем?
- Трибунные гориллы,
базары и корриды,
горланите? Горите?
Зачем?
-Для счастья, для свободы,
Для бога, для народа,
Для продолженья рода - зачем?
Ц. –Нужно молчать, коли правда глаголет
Холодную мину хранить, как печать.
Конечно, твой голос никто не неволит,
Но совесть, но совесть не может молчать.
Ц.- Так вы говорите, что слезы людские вода?
С. – Да!
Ц.- И все катаклизмы проходят для вас без следа?
С.- Да!
Ц.- И боли войны не трогали вас никогда?
С.- Да! Да! Да!
Ц.- А если враги посягнули на вашу страну?
С.- Ну?
Ц.- И вам самому продавили пулей грудь?
С.- Жуть.
Ц.- Неужто, тогда бы вы тоже ответили да?
С. – Нет.
Ц.- А вы говорите, что слезы людские вода?
С.- Нет.
Ц.- Так, значит, вас что- то тревожит ещё иногда?
С. –Да.
Ведущий 1: Всегда ли ты борешься со злом? Вчера ты не заметил, как обидел человека. Сегодня ты не остановил руку мальчика, безжалостно издевавшегося над животным, а завтра, что будет, если каждый день ты прощаешь себе и другим такие мелочи?! Надо жить, отвечая за всё.
Ведущий 2:Минута трусости! Сколько она стоит? Минуты эти случаются не только в темном переулке, но и в освещенном зале, когда какая- то неведомая сила притягивает тебя к креслу и не дает выступить против того, что ты считаешь ненужным, неправильным. Да мало ли, где и когда случаются такие минуты, но когда- нибудь стоит задуматься, к чему они приводят.
Ведущий 1:Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить тебя: не бойся друга своего, в худшем случае он может предать тебя. Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают , но это с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства.
Ведущий 2:Застыньте над скифом, взметенные вёсла!
Эй, люди! Подумайте очень серьёзно:
Как жить на земле!
Как жить на земле!
Как жить на земле!
Вопросы по спектаклю:
-Зачем мы живем? В чем смысл жизни?
-Может, правы « серые», необходимо думать только о себе? И ни кому не нужно « горящее сердце»?
-Как бы вы поступили в ситуации с «горящим сердцем»?
Анализ анкеты
Выбор жизненных ценностей
Выразите степень значимости (важности) для Вас различных составляющих Вашей жизни (жизненных ценностей). Для этого выберите наиболее важные и наименее важные, с Вашей точки зрения, ценности из предлагаемого списка:
Активная, деятельная жизнь.
Красота природы и искусства.
Служение России.
Материально обеспеченная жизнь.
Образование, познание нового, труд (профессия, учеба)
Здоровье.
Счастливая семейная жизнь (любовь).
Интересная и любимая работа.
Свобода и независимость в поступках и действиях.
Уверенность в себе.
Хорошо оплачиваемая и престижная работа.
Хорошие и верные друзья.
Чистая совесть.
Уважение и признание людей.
Любовь к окружающим людям.
Творчество как создание нового в искусстве и науке.
Наиболее важные для меня Наименее важные для меня
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Большинство из вас на первое место поставили семью, вторые– здоровье,
третьи – Родину.
Так что же для вас самое дорогое в жизни? Почему? А кто хотел бы иметь семью, такую, какая у вас сейчас?
Ведущая. Жизнь – сложное понятие, и жить на свете – занятие непростое, тем более жить достойно. Кто- то из великих сказал: « Думать о сложностях жизни может быть только поздно, а не рано». Давайте поиграем. Все попробуем нарисовать картину - триптих под названием « Жизнь». (Определим 3 этапа жизни: юность, зрелость, старость). Эти три этапа будут изображать 3 человека. Картины мы разместим в трех залах, а зрители должны определить, какая картина вам больше всех понравится и в какой зал вы хотели бы пойти.
3 человека изображают жизнь: наслаждение;
поиск;
созидание.
Ведущая. А как вы понимаете жизнь – наслаждение, жизнь – созидание, жизнь – поиск?
Ведущая. Жизнь должна быть и наслаждение, и созидание, и поиск. Нельзя что- либо выбросить.
Ведущая. НА ЧТО ЖЕ СТОИТ ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ?
А МОЖНО ЛИ ПРОЖИТЬ ТОЛЬКО С « ГОРЯЩИМ СЕРДЦЕМ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
(кто- то ответит: « А я считаю, что нужно пожить для себя?»)
КТО С НИМ СОГЛАСЕН? А КТО НЕТ И ПОЧЕМУ?
Ведущая. А есть другие люди - « серые», безразличные. А как узнать того, кто « серый»?
-Так не уже ли страшны эти люди?
- А много ли их среди современных людей?
- Легко ли быть молодым?
- Почему человека везде учат поступать хорошо, а мы поступаем плохо? Кто виноват?
Ведущая. Молодость - это не подготовка к жизни, это сама жизнь, и ни одного дня из неё нельзя будет переписать набело. Это просто первые страницы книги- книги жизни. И какой она будет – зависит от самого человека, потому что он не только герой этой книги, но и её автор. И прежде чем совершать поступок – ОСТАНОВИСЬ! ПОДУМАЙ!
А сейчас я хотела бы, чтобы вы ответили на блиц - вопросы.
Блиц-вопросы
- Моя главная жизненная цель…
- Для достижения этой цели мне предстоит…
- Больше всего я ценю в человеке…
- Мне кажется, что мои товарищи ценят меня…
- Мои родители видят во мне…
- В себе я больше всего не люблю…
- О себе я думаю, что я …
- Я не уважаю ровесников за то, что…
- Я не уважаю, когда они…
Ведущая. А теперь я хочу обратить ваше внимание на изречения, цитаты великих людей о жизни.
КАКОЕ ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ И ПОЧЕМУ? КАКОЕ ИЗ НИХ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВЗЯТЬ В КАЧЕСТВЕ УСТАНОВКИ НА БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ?
Ведущая. Готовых убеждений нет. Их надо выработать в своей голове.
НУ И КАК ЖЕ ЖИТЬ?
ЧЬЮ ЖИЗНЬ СЧИТАТЬ ИДЕАЛОМ?
Ведущая. В истории человечества есть пример правильной жизни – это жизнь Иисуса Христа. И в Библии есть те заповеди, соблюдение которых и дает пример идеальной, правильной жизни ( зачитать 10 заповедей). Возможно, для большинства из вас они станут основными жизненными установками.
Ведущая. Вот и поставлена точка. Я бы очень хотела, чтобы вы, уходя с этого диспута, задумались над будущим. В чем смысл жизни? Задайте себе этот вопрос, пока есть время получить на него ответ.
Мы - источник веселья - скорби рудник,
Мы – вместилище скверны – и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, многолик,
Он ничтожен - и он же безмерно велик.
Омар Хаям.
«Дай Бог» А. Малинина.
Список информации:
- Р. Рождественский
« Минута молчанья». http://www.wisdomcode.info/ru/poetry/authors/54660.html
- Р. Рождественский, «Поэма о разных точках зрениях http://er3ed.qrz.ru/rozhdestwensky-r-poema.htm
- http://delfineja.narod.ru/the_best_poetry.html
- Поэзия и песни Евтушенко (Гангнус) Евгений Александрович «Братская ГЭС» http://libbabr.com/?book=6906
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146757-1353225300.jpg)
Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")
Конспект метапредметного урока по теме: Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-157269-1354559307.png)
Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни
Цели:- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных фило...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238430-1365417945.jpg)
Разработка урока по теме Холокост "В поисках смысла жизни"
Урок обществознания для 10 класса по актуальной проблеме для молодежи поиска смысла жизни на примере истории Холокоста....
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Внеклассное мероприятие на тему "Цели и смысл жизни"
Тема: «Цели и смысл жизни »Цель: помочь детям сформировать свои жизненные цели, анализировать свои действия и поступки, обрести уверенность в жизни; воспитывать целеустремлённость и настойчивост...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/23/picture-785120-1461443614.jpg)
Учебно-методическое пособие по теме "Философия о смысле жизни человека"
По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни». Я, как преподаватель данной дисциплины, ...
Урок по литературе в 10 классе по теме: «В чем смысл жизни?» (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина).
Личностно-ориентированный урок по литературе в 10 классе по теме: «В чем смысл жизни?» (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина)....