Разработка урока по теме Холокост "В поисках смысла жизни"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) по теме

Рудакова Людмила Петровна

Урок обществознания для 10 класса по актуальной  проблеме для молодежи поиска смысла жизни на примере истории Холокоста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество   Рудакова Людмила Петровна

lr.stelmah.2004@mail.ru

Название работы  Урок обществознания в 10-11 классе по теме «В поисках смысла жизни» (на примере истории Холокоста
Содержание:  1. Сценарий урока. 2. Приложение. 3. Презентация

Пояснительная записка.

Изучение обществознания в старшей школе направлено на развитие личности, ее духовной культуры, на воспитание социальной ответственности, формирование социальных установок, ценностей, способствующих успешной социализации личности. Важным этапом в работе учителя является формирование  ценностных установок, позволяющих позитивно относиться к жизни в любой ситуации, содействие  пониманию важной аксиологической категории «смысл жизни». В данной работе незаменимым является материал истории Катастрофы в силу своей уникальности и универсальности.

Тема:  «В поисках смысла жизни… (10 класс)

( на примере истории Катастрофы)

Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить.

Л.Н.Толстой

Цели урока: 1. Способствовать пониманию учащимися содержания философской категории «смысл жизни»;

2. Совершенствовать умение работать с различными источниками (текстовыми, видеоматериалами), извлекать полученную информацию, отвечать на вопросы;

3. Способствовать формированию ценностных установок, позволяющих позитивно относиться к жизни в любых ситуациях.

Ход урока:

  1. Вступление.

   Осознанные или неосознанные, вечные вопросы «почему?», «зачем?» и «ради чего?» постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается длинный путь поиска этого ответа, осознанней становится  жизнь.

Смысл жизни — тема вечная и столь же важная. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.

Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Как Смысл жизни – понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения.

Обратимся к статье философа Семена Людвиговича Франка  «Смысл жизни» (раздаточный материал: статья и вопросы к статье)

В начале статьи Философ задается вопросом  «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да, то какой именно?»  Можно ли таким образом сформулировать проблему нашего урока? (Определяется проблема урока) Слайд.

Проблема урока:  Имеет ли жизнь  человека вообще смысл, и если да, то какой именно?

Учитель: попытаемся найти ответ на это вопрос.

На протяжении урока мы будем обращаться к АВСТРИЙСКОМУ философу Виктору Франклу, о судьбе которого узнаем  позже. Он говорил: (слайд) «Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла».

Учитель.

- Как вы относитесь  к данному тезису? (Ответы учащихся)

-Каково ваше отношение к  проблеме урока? Может быть, это не является для многих людей проблемой?  (Ответы учащихся, о бессмысленности жизни)

-Учитель: «Эйнштейн как-то заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но вряд ли жизнеспособен».

 «Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла жизни человека направляет его совесть».

(Заранее учащимся были предложены вопросы анкеты о смысле жизни.

На основании предварительного анкетирования создается кластер « Смысл жизни», учитель заполняет схему)

Смысл жизни

?

Это цель, которую мы ставим перед собой и живем ради того, чтобы ее достичь.

Самое ценное, самое важное в жизни, то, что не дает человеку сломать себя, заставляет идти вперед

Это  дело, которым человек будет заниматься всю жизнь, жизнь рядом с любимым человеком

То, ради, чего живет человек.

То ради чего (кого) живет человек.

То, ради чего стоит жить (моя семья, друзья)

Смысл жизни – это моя семья, мои хобби, смысл, чтобы улыбаться, дарить счастье людям

То, что удерживает меня на земле

Такие ответы давали вы в своих анкетах.

Учитель: Итак, в поисках ответов на наши сомнения, вопросы, обратимся к статье С.Франка «Смысл жизни» (раздаточный материал на партах).

Вопросы по содержанию  статьи:

  1. - В чем заключается «страусовая политика в отношении смысла жизни»?
  2. - В каком случае вопрос о смысле жизни утрачивает свое значение?
  3. - Почему именно в молодом возрасте вопрос о смысле жизни  уходит на второй план?
  4. - Можно ли жить полноценно, не видя объективного смысла жизни? К чему приводит такая жизнь?

Подводится итог беседы.

  1. История Катастрофы. Слайд. На примере реальных исторических событий и судеб людей продолжаем искать ответы на вопросы.

 Мы с вами знаем о том, что произошло в те далекие страшные годы.  

Германия 30-е ... Жизнь людей (фоторяд или видеофрагмент) изменилась в одночасье. Семья, любовь, дружба , хорошая профессия, достаток, жизненные планы…  Все рухнуло, так как в планы нацистов не входило защищать интересы  ВСЕХ людей, более того, философией нацистов стала политика, выраженная словами                                              (Рауля  Хильберга , известного историографа Холокоста, чудом спасшегося от геноцида, покинул Австрию в 1938 году).

«Вы не имеете права жить среди нас как евреи.

Вы не имеете права жить среди нас.

Вы не имеете права жить.

                                         

Для миллионов жителей Европы и СССР была уготована судьба  жертв  массовых расстрелов, концлагерей, гетто.

Фрагмент (вступление к фильму «Дети из бездны»).

 (Краткие сообщения учеников о жизни евреев в гетто)

На территории СССР существовало несколько сот гетто. Гетто- это часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов. За жизнью в одном из таких гетто в небольшом украинском городе Кременец пристально следил 15-летний школьник Роман Кравченко. Он вел дневник, который позже был представлен советским обвинением на Нюрнбергском процессе. Там в гетто была «замурована» его одноклассница и близкая подруга Фейга. Девочка, которою он любил.

Из дневника Романа Кравченко от 31 января 1942 года: «Евреям отдан приказ очистить 10 улиц… А в течение следующих 6 недель в городе будут организовано закрытое гетто.

В город противно выйти. Картины, какие не повторяются. Люди молча оставляют свое добро. Для них выделены самые грязные, густо заселенные улицы. В городе 10 тысяч евреев. Если их упаковать в эти улочки, одно можно сказать точно – тиф».

Из дневника Романа Кравченко от 1 марта 1942 года: «Наша бывшая Широкая, потом Мазепы, а теперь Риттерштрассе, принимает необычный вид… Одна сторона улицы живая: рестораны, милиция пьяная шумит, другая – забитая, мертвая, отвратительная…»

Из воспоминаний Иосефа Зельковича (гетто в польском городе Лодзи):

«В шесть утра мать  должна встать в очередь за хлебом. В 8 часов открываются пункты распределения молочных продуктов, и она должна занять место в очереди, чтобы получить четверть литра молока на маленького ребенка. После того она будет носиться по домам, и продавать молоко за 30 пфеннигов, чтобы выкупить талоны на суп в общественной кухне… Для этого ей нужно стоять в двух отдельных очередях … Потом, после того, как она проглотила обед в общественной кухне, она должна бежать к соседкам, для того чтобы приготовить горшок варева…у одной вазьмет таблетку сахарина, у другого спичку… и когда все будет приготовлено, ей нужно будет занять место у плиты на несколько часов и дуть на огонь, чтобы содержимое горшка сварилось. Тем временем на дворе уже ночь…»

- Чего лишились эти люди в своей жизни? ( всего)

-  Что могло быть ценным для них в этих условиях? (Жизнь)

В своих воспоминаниях свидетели или жертвы Катастрофу отмечают то, что жизнь стала другой. То, что было важно раньше, теперь утратило смысл (Таблица) :

Было

Стало

 

Семья



Профессия


Положение в обществе

Материальное благополучие



Увлечения


Перспективы

- многие лишились семьи;

-не было вокруг ни одной семьи, где не потеряли бы кого-нибудь из близких;

- не стало привычного уютного  дома, работы;

- положение в обществе, которое обеспечивало уважение, давало доход, теперь характеризовалось одним словом – гетто;

-увлечения, стали бессмысленны, да и невозможны;

-перспективы – вымирание.

  1. Работа с видеосвидетельствами  жертв, переживших Катастрофу  (воспоминания Аси Трескуновой)

Вопросы учителя: - Чего лишились эта семья?

- Какие новые жизненные дилеммы стали для них  более актуальными?

-Можно ли говорить о том, что прежний смысл жизни был потерян в этом аду?

-Виктор Франкл  в своей работе вводит понятие «смыслоутрата». Не тот ли это случай? Люди, пережившие страдания, потерявшие все, что могло быть для каждого смыслом жизни узнали чувство смыслоутраты? (Ответы учащихся)

Обращение к тексту статьи «Человек в поисках смысла»,

-Существуют ли в жизни ситуации, которые были бы действительно лишены смысла?

- Какую роль  в поисках смысла жизни играет страдание?

Приводится фрагмент текста в заключении из воспоминаний Иегуды Бэкона.

Смысл страдания - лишь неизбежного страдания, конечно, - самый глубокий из всех возможных смыслов

Из биографии Виктора Франкла:

Виктор Эмиль
Франкл (нем. Viktor Emil Frankl) родился 26 марта 1905г. в столице Австрии Вене. Он умер в возрасте 92-х лет, глубоким счастливым стариком, доказав тем самым, да и всей своей непростой жизнью, что его психологическая теория работает.
  Его характер, темперамент, особый образ мыслей и необычайное желание сделать жизнь каждого человека немного лучше, легли на благодатную почву бурного развития психоанализа в то время, во главе которого стояли Зигмунд Фрэйд и догоняющий его по популярности Альфред Адлер. В общем, Австрия жила полной психологической жизнью, а будущий основатель 3-ей Венской школы психотерапии (1-я Фрейд, 2-я Адлер) пока ходил в школу и восхищался Фрейдом, своим кумиром. Конечно, Франкл как и все люди, привнёсшие немалый вклад в психологию, был одержим идеями устройства человеческой психики. Он штудировал всё, что мог найти на эту тему, а было в то время всего ещё не так много, так как со времени признания психологии наукой не прошло и полувека. Он даже отважился вступить в научную переписку с Фрейдом, тот же, в свою очередь, будучи человеком крайне прозорливым, заметил талантливого юношу и всячески поощрял его начинания и интерес к психологии.
Виктор Франкл окончил венский университет, в 1928 году основал центр психологического консультирования для молодёжи, а в 1930 году получил степень доктора медицины в возрасте 25 лет.
Примерно с этого момента Виктор Франкл начинает углубляться в суть вопроса настолько, что понимает, сложность человеческой психики невозможно описать только при помощи психоанализа, постулирующего хоть и правильные, но не всегда объясняющие тот или иной феномен истины. Франкл не стал ограничиваться тем или иным понятийным аппаратом дабы не ограничивать сложный феномен человеческой психики. Он считал, что каждый человек – высокодуховное существо, способное не просто контролировать свои потребности, но и создавать их. Он верил в людей и не ошибся.
В 20-30-х годах Виктор Франкл заложил основы своей психологической теории, которую назвал «Логотерапия». Единицей анализа было слово, или логос. Он считал, что залогом счастливой, полноценной жизни любого человека является наличие СМЫСЛА ЖИЗНИ. И вся его терапия направлена на то, чтобы помочь человеку обрести или увидеть этот смысл. Любимой цитатой Франкла является высказывание Ницше:

"Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое «Как?».
По трагическому стечению обстоятельств, Виктор Франкл, будучи евреем, оказался в центре событий по истреблению этого народа, а именно во времена немецкого рейха. Он отказался депортироваться в США, как сделали многие его коллеги, а остался со своей семьёй на родине. Он верил в свою теорию, у него был смысл жить. 
Однажды утром за ним пришли, чтобы отправить по пути, с которого нельзя свернуть – в концлагерь, который уже унёс сотни тысяч жизней ни в чём не повинных людей. Франкл с покорностью встал и протянул руки, сдаваясь в плен общемировому безумству. Гестаповец, взглянув в его лицо, вычеркнул его из списка, так как по счастливой случайности оказался его учеником и преданным почитателем его идей. Так Виктор Франкл получил несколько лет отсрочки.
Судьба не оставила его в покое, и в следующий раз, прямо во время лекции, за ним пришли снова. И тут снова Франкл выиграл немного времени, но теперь, увы, счёт шёл уже на минуты. Его лекция по экзистенциализму была настолько приникновенной, что гестаповцы не посмели её прервать, так стояли в дверях и слушали, пока Франкл не закончил свою мысль. Он уходил, не зная, вернётся ли когда- нибудь снова, но он пытался в последние минуты донести до сердец его слушателей главную мысль: Смысл жизни есть всегда, главное, его увидеть. Он ушёл под нестихаемые овации.
В концлагере Франкл потерял всю семью: родителей, братьев, в живых остались только он и сестра, но несмотря на это,
он не потерял веру в человека. Вынося тяжелейшие условия, он находил в себе силы не только жить, но и вселять веру в других людей. Франкл знал, что то, что происходит – самое ужасное, что может вообще произойти с человеком – не конец. Среди голода, смертей, страданий и озверелости он смотрел наверх и видел небо. Он знал, что у человека можно отобрать всё, кроме самого главного – свободы выбора, и он свой выбор сделал. Он писал книгу на клочках бумажек огрызком чудом найденного карандаша. Он, как и все, представлял собой скелет, обтянутый кожей, так как организм от постоянного голода уже переварил весь жир и протеин, но он делился прозрачной баландой с теми, кто в этом нуждался. Его тело жило только за счёт духа, на лице остались только глаза, которые сияли необыкновенной добротой, силой воли и верой в человечество, вселяя такую же веру в других. Он знал, что когда освободится, а он верил, что это обязательно произойдёт, он напишет книгу, прочитав которую каждый человек, если он в этом нуждается, обретёт смысл жизни. Конечно, Виктор Франкл дождался освобождения, и, конечно, он написал книгу (всего за 9 дней), которая стала одной из самых читаемых и влиятельных книг во всём мире. Отрывки из этой  книги перед вами, и называется она «Человек в поисках смысла».

Учитель:  Автор статьи Виктор Франкл в годы войны был узником нацистских концлагерей Освенцим и Дахау.

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни.

  1. Заключение. Кластер. На примере судеб людей, переживших нечеловеческие страдания, но не потерявших интереса к жизни. Посмотрите на кластер « Смысл жизни» (после обсуждения убирается лишнее)

Проблемное задание: 

-Как мы теперь  в свете открывшихся событий будем решать проблему урока?

-Имеет ли жизнь  человека вообще смысл, и если да, то какой именно?(ответы учащихся)

-Может ли смыслом быть сама жизнь?

Ведь пока человек живет,  жизнь в этом случае может принести ему много приятных сюрпризов  (новые увлечения, дела, встречи, приятные переживания, рассвет и закат, синее небо, теплое море…)

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.  Виктор Франкл

 IY/ Рефлексия. «Мои открытия»

Литература:

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. М., Российская библиотека Холокоста. 2001
  2. Личность и общество – дилеммы выживания в гетто. Составитель Абрамски И., Иерусалим, 2007
  3. Из истории мировой гуманистической мысли. М., Просвещение, 1995
  4. Материалы виртуального курса «История Катастрофы европейского еврейства (Шоа)»
  5. Школьный философский словарь. М., «Просвещение», 1995
  6. http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/SensLife_ES/

        



Подписи к слайдам:

В поисках смысла жизни… ( на примере истории Катастрофы)
Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. Л.Н.Толстой
Смысл жизни – понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения
Проблема урока:
Имеет ли жизнь человека вообще смысл, и если да, то какой именно?
Виктор Франкл:
«Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла».
… «Кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но вряд ли жизнеспособен»
«Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла жизни человека направляет его совесть».
Кластер «Смысл жизни»
Вопросы к статье «Смысл жизни» С. Франк
- В чем заключается «страусовая политика в отношении смысла жизни»?- В каком случае вопрос о смысле жизни утрачивает свое значение?- Почему именно в молодом возрасте вопрос о смысле жизни уходит на второй план?- Можно ли жить полноценно, не видя объективного смысла жизни? К чему приводит такая жизнь?
Из истории Холокоста…
Политика, проводимая в нацистской Германии, направленная на полное уничтожение еврейского народа.В результате политики Холокоста в Европе и на территории СССР было истреблено 6 млн. евреев.
Еврейское гетто в Варшаве
Было
Стало

СемьяПрофессия Положение в обществе Материальное благополучиеУвлечения Перспективы
- многие лишились семьи;-не было вокруг ни одной семьи, где не потеряли бы кого-нибудь из близких;- не стало привычного уютного дома, работы;- положение в обществе, которое обеспечивало уважение, давало доход, теперь характеризовалось одним словом – гетто;-увлечения, стали бессмысленны, да и невозможны;-перспективы – вымирание.
Видеосвидетельства жертв, переживших Холокост………….
Вопросы учителя: - Чего лишились эти люди в своей жизни?- Какие новые жизненные дилеммы стали для них более актуальными?-Можно ли говорить о том, что прежний смысл жизни был потерян в этом аду?
Текст статьи «Человек в поисках смысла»
-Существуют ли в жизни ситуации, которые были бы действительно лишены смысла?- Какую роль в поисках смысла жизни играет страдание?
Смысл страдания - лишь неизбежного страдания, конечно, - самый глубокий из всех возможных смыслов
Виктор Франкл
Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.
(1905–1997) — австрийский психиатр и психолог
Виктор Франкл в годы войны был узником нацистских концлагерей Освенцим и Дахау.
Человек, который нашел смысл жизни
Проблема урока:
Имеет ли жизнь человека вообще смысл, и если да, то какой именно?
Кластер «Смысл жизни»
Виктор Франкл:
«Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо»
Стремление к смыслу
обладает тем, что получило название «ценность для выживания»
Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. Л.Н.Толстой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"

Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Методическая разработка урока по теме "Роль школы в жизни подростков" для 7 класса

Это  методическая разработка урока из раздела "Школьные проблемы подростов" УМК Биболетовой  З.М. для 7 класса. Это третья тема раздела и полностью опирается на предыдущие темы и является их...

Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Подробна разработка урока+презентации....

Разработка урока по теме "Спорт в моей жизни"

Данная разработка предназначена для проведения урока английского языка в 8 классе по теме "Спорт в моей жизни". Урок содержит разнообразные задания на тренировку и систематизацию речевых навыков обуча...

Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"

Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...

Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.

Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...