Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:

1. «Крестьянская реформа 1861 г.»

2. «Цели и состав радикального движения»

3. «Земля и воля 60-х гг. 19 века»

 4. «Революционное народничество»                                          

5. «Народнические организации начала 70-х гг. 19 века»

Занятие проводится в форме семинара.                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Первомайский политехнический техникум»

Методическая разработка урока по истории

«Общественные движения в России во второй половине 19 века»

Первомайск, 2013

Содержание:

Пояснительная записка ……………………………………………………………………. с. 3

Содержание урока …………………………………………………………….с.4      

Ход урока ……………………………………………………………………...с.5

Литература …………………………………………………………………….с.15                  

Пояснительная записка

Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения.

     Задачи:

- развивать критическое мышление и способность защиты своих взглядов и убеждений;

- формировать  умения самостоятельной работы с учебной, научной  и справочной литературой;

- научить проявлять уважение к докладчику;

- стимулировать активное обсуждение сообщений;

- повысить мотивацию изучения истории.

Тип урока – семинар.

Тема урока: «Общественные движения в России во второй половине 19 века»

В результате изучения темы студенты должны:

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие общественное развитие России в 19 веке;
  • причины развития  радикального революционного движения;
  • основные исторические термины, персоналии и даты по теме;

уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Содержание урока:

  1. Организационный момент (4 мин.)
  2. Вопрос № 1. «Крестьянская реформа 1861 г.» (12 мин.)
  3. Вопрос № 2. «Цели и состав радикального движения» (5 мин.)
  4. Вопрос № 3. «Земля и воля 60-х гг. 19 века» (7 мин.)
  5. Вопрос № 4. «Революционное народничество» (7 мин.)                                                  
  6. Вопрос № 5. «Народнические организации начала 70-х гг. 19 века» (7 мин.)                                          
  7. Подведение итога (3 мин.)

Ход урока

Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим о развитии общественной мысли в России в 19 веке, а в частности -  об общественных движениях, оформившихся в России во второй половине 19 века. Занятие будет проходить в форме семинара, вы должны были подготовить ответы по 5 вопросам  темы. Ваша задача активно работать, отвечая на вопросы  и дополнять ответы своих одногруппников,  слушать внимательно, не перебивать.                

Вопрос 1. «Крестьянская реформа 1861 г».

               Крестьянская реформа -        буржуазная реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной К. р. явился кризис феодально-крепостнической системы. «Сила экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма», заставила крепостников приступить к К. р.. Крымская война 1853—56 обнаружила «... гнилость и бессилие крепостной России». В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошёл на отмену крепостного права. В январе 1857 был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определенного количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В 1858 для подготовки К. р. были образованы Губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Взгляды помещиков, заинтересованных в отмене крепостного права, были выражены в проектах К. Д. Кавелина, А. М. Унковского, Ю. Ф. Самарина. А. И. Кошелева и др. В начале 1858 Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы К. р., проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре 1858 была принята новая программа К. р.: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки К. р. были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.

         19 феврале 1861 в Петербурге Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», состоявшие из 17 законодательных актов. Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия К. р.: крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком». За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами. «Общее положение» определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда.

         В 4 «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. Первое из них — «Великороссийское» для 29 великороссийских, 3 новороссийских (Екатеринославская, Таврическая и Херсонская), 2 белорусских (Могилёвская и часть Витебской) и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на 3 полосы (нечернозёмную, чернозёмную и степную), каждая из которых состояла из «местностей». В первых двух полосах устанавливались в зависимости от «местности» высший (от 3 до 7 десятин; от 23/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевых наделов. Для степной определялся один «указный» надел (в великороссийских губерниях от 6 до 12 десятин; в новороссийских от 3 до 61/2 десятин). Надельная земля предоставлялась «сельскому обществу» по числу душ (только мужских), к моменту составления уставных грамот имевших право на надел. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной «местности» (ст. 18), или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения (ст. 20). Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками (ст. 9 и 121), а также при получении дарственного надела  (ст. 123). При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности (ст. 19). За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год (ст. 168) или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год (ст. 189). Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально (ст. 169 и 190).

         Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Так, «Малороссийское» (для Черниговской, Полтавской и части Харьковской губерний) предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственно-семейного принципа. Каждая губерния делилась на несколько «местностей» с высшим душевым наделом от 23/4 до 41/2 десятин. Низший надел составлял 1/2 высшего. Повинности здесь были несколько ниже, чем в великороссийских губерниях. За каждую десятину надела полагался оброк от 1 руб. 40 коп. до 2 руб. 80 коп. или барщина от 12 до 20 мужских рабочих дней. «Местное положение» для Правобережной Украины (Киевская, Подольская и Волынская губернии) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по инвентарным правилам  1847 и 1848. Повинности здесь были несколько выше, чем на Левобережной Украине. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ровенскую, Минскую и часть Витебской губерний, за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались к 19 февраля 1861. Отрезка производилась, только если у помещика оставалось менее 1/3 удобных земель. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентарях имений.

         Особенности К. р. для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 «Дополнительными правилами» — «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

         «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. «Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6% годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодными выкупными платежами.

         «Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

         Проведение К. р. началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863. Всего было составлено около 113 тыс. грамот на 10013 тыс. ревизских душ (в целом от крепостной зависимости было освобождено 22,5 млн. крестьян обоего пола). На 1 января 1863 крестьяне отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2—3 раза. В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников. В результате отрезки земли, получения дарственных наделов и отказов от земли (преимущественно на Левобережной Украине) надельное землепользование крестьян в ходе К. р. значительно сократилось (например, в Саратовской губернии на 42,4%; Самарской — 41,3%; Полтавской — 37,4%; Екатеринославской — 37,3%). Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, т. к. они были жизненно необходимы крестьянскому хозяйству (водопой, выгон, прогон, сенокос и пр.). Под влиянием Польского восстания 1863  произошли изменения в условиях К. р. в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине: законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшались на 20% выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее — частично. В результате наделы крестьян в этих районах по сравнению с количеством земли, зафиксированной в уставных грамотах, значительно увеличились.

         Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 1552 тыс. ревизских душ, или 15%. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44%; Нижегородская 119 тыс., 35%; Тульская 114 тыс., 31%; Костромская 87 тыс., 31%). В целом быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки. В ряде губерний помещики предоставляли крестьянам рассрочку в уплате дополнительных платежей, чаще всего на кабально-ростовщических условиях, вплоть до замены их отработками. 28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883, перевод на который завершился к 1895. Всего к 1 января 1895 было утверждено 124 тыс. выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9159 тыс. душ в районах с общинным и 110 тыс. домохозяев в районах с подворным землевладением. Около 80% выкупных сделок были обязательными. В итоге К. р. (сведения 1877—1878) в губерниях Европейской России 9860 тыс. душ крестьян получили в надел 33728 тыс. десятин земли (в среднем на душу 3,4 десятины). У 115 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин (в среднем по 600 десятин на владельца).

         Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

         К. р. 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи. 13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 — на Мегрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане К. р. была произведена в 1870—83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии.         ««Крестьянская реформа» была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Однако К. р. не решила социально-экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально-крепостнических пережитков, привела к дальнейшему обострению классовой борьбы. «1861 год породил 1905».

В одной из,  статей Н, П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол», крестьянская реформа оценивалась следующим образом» «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».

- Как вы понимаете слова Н. П. Огарева что подразумевал6сь под словами «новое крепостное право»? (Крестьянин фактически не получил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанной с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли.)

Именно поэтому одной из центральных фигур, главным предметом размышлений представителей революционного движения становится простой народ.

Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н. Г. Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена о крестьянском социализме.

  • Вспомните основные идеи А. И. Герцена.

(Основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе.

Герцен исходил из идеи, что Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому было необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическим правами.

В августе 1861 г. в III-е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Когда же весь народ будет готов, крестьянские «доброжелатели» пришлют «объявление, что пора, люди русские, доброе дело начинать». Подозрение в авторстве пало на Чернышевского. Он был арестован, приговорен к 14 годам каторги (сокращенной наполовину), подвергнут обряду гражданской казни и сослан для отбывания каторжных работ на Александровский завод в Сибири).

Вопрос 2. «Цели и состав радикального движения».

            Среди участников революционного движения преобладали представители следующих профессиональных групп: учащиеся и слушатели высших учебных заведений - 37,5%; рабочие - 14%;  учащиеся школ - 11,3%; служащие - 8,3%; учителя - 7,6%.

        Большинство участников революционного движения принадлежало к такой межсословной группе, как разночинцы. Это были «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей  прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. Уже с 1840-х гг. разночинцы оказывали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры, с падением крепостного права они стали основным социальным слоем для формирования интеллигенции.

- Подумайте, почему социальный состав участников революционного движения был именно таким? (Прежде всего, это образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России.)

  • Вспомните, кто такой революционер? (Революционер - сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем.)
  • Как вы думаете, с чем был связан рост революционных настроений? (Недовольство результатами крестьянской реформы. Медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь. Непоследовательность в политике самого Александра II. В целом надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.)

Вопрос 3. «Земля и воля 60-х гг.19 века»

«Земля и воля» 1860-х гг.

«Земля и воля» 1870-х гг.

Годы существования

1861-1864 гг.

1876-1879 гг.

Участники

Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Слепцов, Н. А. Обручев.

М. А. Натансон,

  1. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов,
  2. Н. Фигнер,
  3. JI. Перовская, Н. А. Морозов,

С. М. Кравчинский.

Цели

1)Созыв народного собрания, свободные выборы в него.

2)Установление демократической республики; широкого местного самоуправления;

3)Освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам;

  1. Объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины.

1)Переход всей земли в руки трудового крестьянства;

2)Организация жизни общества на принципах общинного самоуправления;

3)Введение демократических свобод;

  1. Отказ от захвата политической власти и политической борьбы.

Методы

1)Издание и распространение революционной литературы;

2)Содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным;

3)Подготовка открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания.

1)Пропаганда среди крестьян и рабочих;

2)Зарождена тактики индивидуального террора.

  • Что такое народное собрание? (Выборное представительное учреждение.)
  • Почему начало крестьянского восстания ожидали в 1863 г.? (В 1863 г. начинался переход крестьян на выкуп. Когда это произойдет, думали революционеры, крестьяне поймут, что их обманули и поднимут бунт.)

Однако надежды на крестьянское восстание не оправдались и в 1864 г.  организация приняла решение о самороспуске.

Вопрос 4. «Революционное народничество»

В 60-70-х гг. в печати широкое распространение получили народнические взгляды. Имевшее свои организации, народничество выражало интересы пореформенного крестьянства. Оно придерживалось социалистической идеологии. Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития страны. Происхождение крестьянского социализма народников восходит к идеям А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.

Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П.Л.Лаврова, М.А.Бакунина и П.Н.Ткачева. П.Л.Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа. Он придерживался взгляда, что историю двигают одинокие, критически мыслящие и борющиеся личности. Мысли Лаврова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.

М. А. Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный России, Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал.

Для революционеров-народников программной была книга Бакунина «Государственность и анархия». Бакунин выступал против любой государственности, тем самым отрицая политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы революции.

Журналист Ткачев, напротив, предполагал силами революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования.

Важнейшей задачей своей деятельности народники начала 70-х гг. считали вовлечение народа в революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и организовывать связи между такими кружками. Эта теория получила название «хождение в народ».

Народничество - политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.        

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Идеологи

М. А. Бакунин

П. Д. Лавров

П. Н. Ткачев

Цели

Отрицает государство, централизованное управление «сверху». Самоуправление народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области). Анархизм - общественно-политическое течение, выступающее за уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

Справедливое социалистическое общество.

Установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми, революционными.

Методы

Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции => народный бунт (даже если он «бессмысленный и беспощадный») Разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция - «умственный пролетариат».

Народная революция, длительная подготовка. Крестьянин не готов к революции. Незначительное меньшинство лучших людей - пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Создание революционной организации.

Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация революционеров (революционное меньшинство) совершит переворот, захватит государственную власть. Это даст толчок революции, недовольство народа выйдет наружу.

Общие черты

Народ, крестьянство - главная движущая сила революции. Базис социализма - крестьянская община.

Построение социалистического общества (общества всеобщего равенства)

Организующая сила - революционная партия.

Вопрос 5. «Народнические организации начала 70-х гг. 19 века».

Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г. Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Но опыт первого же года «хождения» показал, что крестьянство не воспринимает социалистические призывы. Тогда народники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.

Как итог первого «хождения в народ» в 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». Своей общей задачей землевольцы  ставили создание массовой крестьянской организации для подготовки революции. Активными деятелями «Земли и воли» были А.Михайлов, Г. Плеханов, С. Перовская и др. Развитие организации было связано с изданием печатного органа «Земля и воля», давшего название всему обществу.

Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда. Кроме того, способом революционной агитации был и террор. Целью каждого террористического акта было привлечение внимания народа, пробуждение его активности. Террористические акты служили землевольцам и способом дезорганизации правительства. Постепенно землевольцы от пропагандистской работы переходили к террору. Продолжая заявлять о решающей роли народа в революции, землевольцы видели в террористических актах первые признаки революции. Росла популярность идей Ткачева.

В марте 1879 г. группа сторонников активной «городской», политической деятельности объявила себя Исполнительным комитетом «Земли и воли». «Деревенщики» - сторонники пропаганды на селе - все более теряют свой авторитет. В организации складывается устойчивое мнение о цареубийстве как о цели, прямо отвечающей задачам революции.

2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II. Летом 1879 г. состоялись съезды «Земли и воли» в Липецке и Воронеже. На съездах было принято компромиссное решение, признающее террор одним из методов политической борьбы. Но такое решение не смогло обеспечить единство членов организации. 15 августа 1879 г. на петербургском съезде произошел окончательный раскол. «Земля и воля» распалась на две организации - «Черный передел» и «Народная воля».

В программных документах «Народная воля» выдвигала следующие задачи: освобождение народа от «гнета современного государства», осуществление «политического переворота с целью передачи власти народу» и провозглашение «традиционных принципов, главные из которых право народа на землю, общинное и местное самоуправление, свобода совести и слова». Ближайшей целью народовольцев было свержение самодержавия и передача власти учредительному собранию, избранному на основе всеобщих выборов.

Развертывая политическую борьбу в условиях отсутствия поддержки со стороны народа, народовольцы все больше и больше обращались к террору. В ноябре 1879 г. они взорвали поезд с царской свитой, идущий впереди царского. В феврале 1880 г. С. Н. Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце. Снова лишь чудо спасло жизнь Александру II - император случайно опоздал к обеду. Одновременно местные организации «Народной воли» провели ряд террористических актов против представителей администрации и жандармских офицеров.

1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной народовольцем И.И.Гриневицким. Однако, затратив огромные усилия на подготовку и осуществление убийства императора, народовольцы оказались неподготовленными к каким-либо дальнейшим действиям по изменению существующего строя.

После событий 1 марта роль «Народной воли» в революционной борьбе начинает падать. В движении начался идейный разброд. Участились случаи провалов. В 1884 г. основной костяк организации распался, хотя отдельные силы народовольцев еще долго продолжали действовать. Организация «Черный передел» значительно уступала «Народной воле» как по численности, так и по влиянию. Чернопередельцы придерживались прежних народнических идей. Но отсутствие централизма, небрежное отношение к конспирации серьезно затрудняли работу этой организации. В деятельности «Черного передела» видную роль играли Г. В. Плеханов, В. И. Засулич и др. Основным направлением работы чернопередельских кружков была пропаганда среди рабочих. Они агитировали за сокращение рабочего дня, свободу слова, печати, союзов и др. Большое значение чернопередельцы придавали дезорганизации армии. В отличие от народовольцев они укрепляли свои позиции не среди офицеров, а среди солдат. Как единая организация «Черный передел» прекратил свое существование в конце 1881 г. Ее члены столкнулись с непреодолимыми противоречиями между идеями бакунизма, которые они пропагандировали, и реальными условиями и практикой революционной борьбы.

В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.

- Предположите, насколько результативна была подобная тактика? Свой ответ обоснуйте.  (Подобная тактика не была результативной, поскольку:

  • крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар». В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;
  • речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническим усмешками;
  • хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам).

Подведение итогов: проводится закрепление рассмотренной темы, выставляются оценки наиболее активным участникам семинара. Говориться о положительных результатах работы, если были какие-то недочёты необходимо предложить варианты их устранения .

Литература

     Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времён до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 6-е изд. М., 2006.

Данилов А.А. История России. IX – XIX вв. Справочные материалы. - М., 1999.

Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. Россия в конце XVII – XIX в. 10 кл. - М., 2005.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 1993.

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. Конец XVII – XIX в. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.

Учитель знакомит ребят с  Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)1)Слайд 1-4Либералы.Утвержде...

Презентация: "Общественное движение в России во второй половине XIX века"

Презентация для урока по истории России в 9 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

Урок «Крестьянский вопрос в России  первой половины XIX века» является частью раздела «Россия на пути модернизации». В ходе данного урока применяются педагогические методы и приемы, направленные ...

Тест по истории "Общественное движение в России во второй половине 19 века"

Тест по истории России на тему: "Общественное движение в России во второй половине 19 века"...

Методическая разработка по теме "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века"

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX  века...

План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."

Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...