Урок – конференция по теме: «Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии».
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Урок по Новой истории 7 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – конференция.
Урок направлен на то, чтобы дать знания учащимся об основных идеях просветителей, о предлагавшимися ими моделями общества; углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве; научить объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества; понять, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии; сформировать мировоззрения, повысить уровень активности и самостоятельности. В ходе урока учащиеся должны научится планировать свою деятельность по подготовке доклада; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-конференция "Идеи Просвещения", 7 класс | 393.55 КБ |
Предварительный просмотр:
…Подумайте о том,
чьи вы сыны!
Вы созданы не для
животной доли,
но к доблести и знанью
рождены!
Данте.
Урок – конференция по теме:
«Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии».
Цели:
Образовательная: дать знания учащимся об основных идеях просветителей, о предлагавшимися ими моделями общества; углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве; научить объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества; понять, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии;
Воспитательная: сформировать мировоззрения, повысить уровень активности и самостоятельности;
Развивающая: научить планировать свою деятельность по подготовке доклада; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – конференция.
Основные понятия и термины: Эпоха Просвещения, разделение властей.
Источники информации: школьные и внешкольные.
- Учебник, § 19;
- Энциклопедия для детей: Всемирная история. – М.: Аванта +, 1995г. – Т.1 –с. 501-507;
- Иллюстрации, портреты деятелей Просвещения;
- Компьютерный вариант учебника «Всеобщая история. Учебное пособие по Новой истории 7/8 класс».
Оборудование: компьютер, медиапроектор
План урока:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время |
1. | Организационный момент (постановка цели урока) | сообщение | 2 мин. |
2. | Повторение по теме: «Возрождение». | беседа | 7 мин. |
3. | Изучение новой темы. | сообщения учащихся, знакомство со статьями компьютерного учебника, заполнение таблицы | 27мин. |
4. | Подведение итогов. | беседа | 2 мин. |
5. | Домашнее задание. | 2 мин. |
Ход урока:
- Организационный момент.
Цель: Проверить готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей, постановка целей урока.
- Повторение по теме: «Возрождение».
Цель: повторить изученный ранее материал по теме: «Возрождение», подготовить учащихся к восприятию новой темы.
Вступление к теме начинается с небольшой повторительной беседы:
- Как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15- 16вв.? (Ответ: возрос интерес к земной жизни, стремление наслаждаться ее радостями, появился интерес в усовершенствовании человеческого общества).
- Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения? (Ответ: провозглашение нового отношения к миру, природе, человеку)
- Что характерно для эпохи Возрождения? (Ответ: бурное экономическое развитие и политические преобразования; искусство стало неотъемлемой частью жизни общества).
Учитель, завершая беседу, делает вывод: Для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:
…Подумайте о том,
чьи вы сыны!
Вы созданы не для
животной доли,
но к доблести и знанью
рождены!
Это и будет эпиграфом нашего урока.
- Изучение новой темы проходит в форме конференции, с использованием компьютерного материала.
Цель: дать знания учащимся об основных идеях просветителей; сформировать навыки самостоятельной работы, обобщения, услышанного материала, в ходе конференции; сформировать культуру публичного выступления.
Вступительное слово учителя:
В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».
Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развилось Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи – столетие от конца 17в. и до начала 19в.
Просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели.
Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.
Далее учащиеся вспоминают учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах человека и разделении властей (слушают сообщение учащегося).
Затем им предлагается проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей 17 в. (на прошлом уроке учащиеся получили задание: подготовить доклады о просветителях 17века).
Все учащиеся перед началом конференции получают задание: слушая доклады, сделать наброски основных идей в пустографку таблицы(см. приложение 1):
«Идеи французских просветителей»
Просветители | Основные идеи, учения |
Учащиеся выступают с докладами. Выступления учащихся происходит по следующим темам:
- учения Вольтера,
Монтескье,
Руссо;
- экономические учения А. Смита,
Ж. Тюрго.
Сообщения, не более чем по 3 минуты каждое.
Физкультминутка:
(Стоя около парты).
Упражнение 1. И.п. – основная стойка. Медленно подняться на носки, руки вверх, прогнуться, вернуться в и.п.
Упражнение 2. И.п. – руки на поясе. Сделать три пружинистых наклона вперед. Доставая до пола руками; вернуться в и.п.
Упражнение 3. И.п. – основная стойка (спиной к сиденью).Сесть на сиденье, руки вперед; вернуться в и.п.
Знакомство с идеями энциклопедистов происходит с помощью компьютерного варианта учебника: ребята слушают лекцию о складывании идей энциклопедистов, знакомятся с представителем данного направления (см. приложение 2).
- Подведение итогов.
Цель: подвести итог изученной теме, сделать выводы о сообщениях, подготовленных учащимися, выставить оценки учащимся.
Учитель:
Для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.
- Домашнее задание § 19, скорректировать таблицу с текстом учебника (примерный вариант таблицы представлен см. в приложении 3); ответить на вопросы после параграфа.
Приложение 3
«Идеи французских просветителей»
(примерный вариант заполненной таблицы).
Просветители | Основные идеи, учения |
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) | Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства – просвещенная монархия во главе с королем-философом. Реформы, которые проводит королевская власть, - вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность. Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение 4 церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей. |
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) | Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода – право делать то, что дозволено законом. Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной. Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан. |
Жан-Жак Руссо (1712-1778) | Источник неравенства и всех бедствий в обществе – частная собственность. Народ – источник власти. Идеал общественного устройства – демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности. |
Энциклопедисты | Неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех пред законом. Подвергли критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитее промышленности и торговли. |
Адам Смит (1723-1790) | Считал, что только рыночное хозяйство может сделать человека свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чувство справедливости, находясь, друг с другом в отношениях производителя и потребителя. Главным мотивом в деятельности человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и обществу. Для пользы государства «нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Главным источником народного благосостояния является труд. |
Жак Тюрго (1727-1781) | Считал необходимыми экономические реформы, проведение которых разрушит старую традиционную систему. Выступал за полную свободу конкуренции, ничем не ограниченную свободу хозяйственной жизни. Выступал за свободную торговлю хлебом и мукой, за упразднение средневековых ремесленных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения. |
МОУ Шумовская основная общеобразовательная школа
Боьшечерниговского района Самарской области.
(7 класс)
Дата проведения: 12.05.08
Разработал: учитель истории
Волкова Татьяна Николаевна.
п. Шумовский-2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по МХК к теме:" Просвещение в зарубежном искусстве"
Урок проходит в нетрадиционной форме. Даёт возможность обучающимся обобщить свои знания по данной теме, оценить друг друга, учит толерантности....
Учебное пособие по литературе "Деревенская" проза: темы, идеи, образы"
Учебное пособие по литературе предназначено для студентов всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования и предполагает возможность самостоятельной работы, так как содержи...
Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Философия Просвещения" в 7 классе
Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...
Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».
Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....
Урок-конференция Нарушение нервно гуморальной регуляции. Конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее»
Урок-конференция...
Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."
Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...
Конспект урока обществознание в 10 классе "Духовный мир. Мировоззрение"
laquo;Духовный мир человека. Мировоззрение»2й урок из 2х.Цель: сформировать представление учащихся о мировоззрение как важнейшей ценности духовного мира личности. Задачи урока:- Образ...