Урок – конференция по теме: «Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии».
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

 

 Урок по Новой истории 7 класс.

 Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – конференция.

Урок направлен на то, чтобы дать знания учащимся об основных идеях просветителей, о предлагавшимися ими моделями общества; углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве; научить объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества; понять, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии; сформировать мировоззрения, повысить уровень активности и самостоятельности. В ходе урока учащиеся должны научится планировать свою деятельность по подготовке доклада; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради.

Скачать:


Предварительный просмотр:

…Подумайте о том,

чьи вы сыны!

Вы созданы не для

животной доли,

но к доблести и знанью

 рождены!

Данте.

Урок – конференция по теме:

«Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии».

Цели:

Образовательная: дать знания учащимся об основных идеях просветителей, о предлагавшимися ими моделями общества; углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве; научить объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества; понять, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии;

Воспитательная: сформировать мировоззрения, повысить уровень активности и самостоятельности;

Развивающая: научить планировать свою деятельность по подготовке доклада; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради.

   Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – конференция.

Основные понятия и термины: Эпоха Просвещения, разделение властей.

Источники информации: школьные и внешкольные.

  1. Учебник, § 19;
  2. Энциклопедия для детей: Всемирная история. – М.: Аванта +, 1995г. – Т.1 –с. 501-507;
  3. Иллюстрации, портреты деятелей Просвещения;
  4. Компьютерный вариант учебника «Всеобщая история. Учебное пособие по Новой истории 7/8 класс».

Оборудование: компьютер, медиапроектор

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время

1.

Организационный момент (постановка цели урока)

сообщение

2 мин.

2.

Повторение по теме: «Возрождение».

беседа

7 мин.

3.

Изучение новой темы.

сообщения учащихся, знакомство со статьями компьютерного учебника, заполнение таблицы

27мин.

4.

Подведение итогов.

беседа

2 мин.

5.

Домашнее задание.

2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Цель: Проверить  готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей, постановка целей урока.

  1. Повторение по теме: «Возрождение».

Цель: повторить изученный ранее материал по теме: «Возрождение», подготовить учащихся к восприятию новой темы.

 Вступление к теме начинается с небольшой повторительной беседы:

  1. Как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15- 16вв.? (Ответ: возрос интерес к земной жизни, стремление наслаждаться ее радостями, появился интерес в усовершенствовании человеческого общества).
  2. Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения? (Ответ: провозглашение нового отношения к миру, природе, человеку)
  3. Что характерно для эпохи Возрождения? (Ответ: бурное экономическое развитие и политические преобразования; искусство стало неотъемлемой частью жизни общества).

Учитель, завершая беседу, делает вывод: Для эпохи Возрождения и для   гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:

…Подумайте о том,

чьи вы сыны!

Вы созданы не для

животной доли,

но к доблести и знанью

рождены!

Это и будет эпиграфом нашего урока.

  1. Изучение новой темы проходит в форме конференции, с использованием компьютерного материала.

 Цель: дать знания учащимся об основных идеях просветителей; сформировать навыки самостоятельной работы, обобщения, услышанного материала, в ходе конференции; сформировать культуру публичного выступления.

Вступительное слово учителя:

В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».

Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развилось Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи – столетие от конца 17в. и до начала 19в.

Просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели.

Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.

Далее учащиеся вспоминают учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах человека и разделении властей (слушают сообщение учащегося).

 Затем им предлагается проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей 17 в. (на прошлом уроке учащиеся получили задание: подготовить доклады о просветителях 17века).

 Все учащиеся перед началом конференции получают задание: слушая доклады, сделать наброски основных идей в пустографку таблицы(см. приложение 1):

«Идеи французских просветителей»

  Просветители

                               Основные идеи, учения

Учащиеся выступают с докладами. Выступления учащихся происходит по следующим темам:

  1. учения Вольтера,

                  Монтескье,

                  Руссо;

  1. экономические учения А. Смита,

                                            Ж. Тюрго.

Сообщения, не более чем по 3 минуты  каждое.

Физкультминутка:

(Стоя около парты).

Упражнение 1. И.п. – основная стойка. Медленно подняться на носки, руки вверх, прогнуться, вернуться в и.п.

Упражнение 2. И.п. – руки на поясе. Сделать три пружинистых наклона вперед. Доставая до пола руками; вернуться в и.п.

Упражнение 3. И.п. – основная стойка (спиной к сиденью).Сесть на сиденье, руки вперед; вернуться в и.п.

      Знакомство с идеями энциклопедистов происходит с помощью компьютерного варианта учебника: ребята слушают лекцию о складывании идей энциклопедистов, знакомятся с представителем данного направления (см. приложение 2).

 

  1. Подведение итогов.

Цель: подвести итог изученной теме, сделать выводы о сообщениях, подготовленных учащимися, выставить оценки учащимся.

Учитель:

Для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности. 

  1. Домашнее задание § 19, скорректировать таблицу с текстом учебника (примерный вариант таблицы представлен см. в приложении 3); ответить на вопросы после параграфа.

Приложение 3

«Идеи французских просветителей»

(примерный вариант заполненной таблицы).

  Просветители

                               Основные идеи, учения

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778)

Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства – просвещенная монархия во главе с королем-философом.

Реформы, которые проводит королевская власть, - вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность.

Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение 4 церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье.

Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода – право делать то, что дозволено законом.

Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной.

Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской).

Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Источник неравенства и всех бедствий в обществе – частная собственность.

Народ – источник власти. Идеал общественного устройства – демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности.

Энциклопедисты

Неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех пред законом.

Подвергли критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами.

Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитее промышленности и торговли.

Адам Смит (1723-1790)

Считал, что только рыночное хозяйство может сделать человека свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чувство справедливости, находясь, друг с другом в отношениях производителя и потребителя.

Главным мотивом в деятельности человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и обществу.

Для пользы государства «нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении».

Главным источником народного благосостояния является труд.

Жак Тюрго (1727-1781)

Считал необходимыми экономические реформы, проведение которых разрушит старую традиционную систему.

Выступал за полную свободу конкуренции, ничем не ограниченную свободу хозяйственной жизни.

Выступал за свободную торговлю хлебом и мукой, за упразднение средневековых ремесленных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения.

 

МОУ Шумовская основная общеобразовательная школа

Боьшечерниговского района Самарской области.

                             (7 класс)

                                                              Дата проведения: 12.05.08

                                                                                        Разработал: учитель истории                        

Волкова Татьяна Николаевна.  

п. Шумовский-2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по МХК к теме:" Просвещение в зарубежном искусстве"

Урок проходит в нетрадиционной форме. Даёт возможность обучающимся обобщить свои знания по данной теме, оценить друг друга, учит толерантности....

Учебное пособие по литературе "Деревенская" проза: темы, идеи, образы"

Учебное пособие по литературе предназначено для студентов всех специальностей,  обучающихся на базе основного общего образования и предполагает возможность самостоятельной работы, так как содержи...

Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Философия Просвещения" в 7 классе

Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...

Конспект урока обществознание в 10 классе "Духовный мир. Мировоззрение"

laquo;Духовный мир человека. Мировоззрение»2й урок из 2х.Цель: сформировать представление учащихся о мировоззрение как важнейшей ценности духовного мира личности. Задачи урока:- Образ...

урок в 10 классе с русским языком обучения "Убить пересмешника" Харпер Ли. Темы, идеи, проблемы.

цели урока: показать связь романа с проблемами социальной защиты населения через темы расовой дискриминации, неравенства и социальной несправедливости....