Урок – конференция по теме: «Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии».
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

 

 Урок по Новой истории 7 класс.

 Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – конференция.

Урок направлен на то, чтобы дать знания учащимся об основных идеях просветителей, о предлагавшимися ими моделями общества; углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве; научить объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества; понять, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии; сформировать мировоззрения, повысить уровень активности и самостоятельности. В ходе урока учащиеся должны научится планировать свою деятельность по подготовке доклада; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради.

Скачать:


Предварительный просмотр:

…Подумайте о том,

чьи вы сыны!

Вы созданы не для

животной доли,

но к доблести и знанью

 рождены!

Данте.

Урок – конференция по теме:

«Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии».

Цели:

Образовательная: дать знания учащимся об основных идеях просветителей, о предлагавшимися ими моделями общества; углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве; научить объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества; понять, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии;

Воспитательная: сформировать мировоззрения, повысить уровень активности и самостоятельности;

Развивающая: научить планировать свою деятельность по подготовке доклада; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради.

   Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – конференция.

Основные понятия и термины: Эпоха Просвещения, разделение властей.

Источники информации: школьные и внешкольные.

  1. Учебник, § 19;
  2. Энциклопедия для детей: Всемирная история. – М.: Аванта +, 1995г. – Т.1 –с. 501-507;
  3. Иллюстрации, портреты деятелей Просвещения;
  4. Компьютерный вариант учебника «Всеобщая история. Учебное пособие по Новой истории 7/8 класс».

Оборудование: компьютер, медиапроектор

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время

1.

Организационный момент (постановка цели урока)

сообщение

2 мин.

2.

Повторение по теме: «Возрождение».

беседа

7 мин.

3.

Изучение новой темы.

сообщения учащихся, знакомство со статьями компьютерного учебника, заполнение таблицы

27мин.

4.

Подведение итогов.

беседа

2 мин.

5.

Домашнее задание.

2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Цель: Проверить  готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей, постановка целей урока.

  1. Повторение по теме: «Возрождение».

Цель: повторить изученный ранее материал по теме: «Возрождение», подготовить учащихся к восприятию новой темы.

 Вступление к теме начинается с небольшой повторительной беседы:

  1. Как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15- 16вв.? (Ответ: возрос интерес к земной жизни, стремление наслаждаться ее радостями, появился интерес в усовершенствовании человеческого общества).
  2. Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения? (Ответ: провозглашение нового отношения к миру, природе, человеку)
  3. Что характерно для эпохи Возрождения? (Ответ: бурное экономическое развитие и политические преобразования; искусство стало неотъемлемой частью жизни общества).

Учитель, завершая беседу, делает вывод: Для эпохи Возрождения и для   гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:

…Подумайте о том,

чьи вы сыны!

Вы созданы не для

животной доли,

но к доблести и знанью

рождены!

Это и будет эпиграфом нашего урока.

  1. Изучение новой темы проходит в форме конференции, с использованием компьютерного материала.

 Цель: дать знания учащимся об основных идеях просветителей; сформировать навыки самостоятельной работы, обобщения, услышанного материала, в ходе конференции; сформировать культуру публичного выступления.

Вступительное слово учителя:

В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».

Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развилось Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи – столетие от конца 17в. и до начала 19в.

Просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели.

Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.

Далее учащиеся вспоминают учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах человека и разделении властей (слушают сообщение учащегося).

 Затем им предлагается проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей 17 в. (на прошлом уроке учащиеся получили задание: подготовить доклады о просветителях 17века).

 Все учащиеся перед началом конференции получают задание: слушая доклады, сделать наброски основных идей в пустографку таблицы(см. приложение 1):

«Идеи французских просветителей»

  Просветители

                               Основные идеи, учения

Учащиеся выступают с докладами. Выступления учащихся происходит по следующим темам:

  1. учения Вольтера,

                  Монтескье,

                  Руссо;

  1. экономические учения А. Смита,

                                            Ж. Тюрго.

Сообщения, не более чем по 3 минуты  каждое.

Физкультминутка:

(Стоя около парты).

Упражнение 1. И.п. – основная стойка. Медленно подняться на носки, руки вверх, прогнуться, вернуться в и.п.

Упражнение 2. И.п. – руки на поясе. Сделать три пружинистых наклона вперед. Доставая до пола руками; вернуться в и.п.

Упражнение 3. И.п. – основная стойка (спиной к сиденью).Сесть на сиденье, руки вперед; вернуться в и.п.

      Знакомство с идеями энциклопедистов происходит с помощью компьютерного варианта учебника: ребята слушают лекцию о складывании идей энциклопедистов, знакомятся с представителем данного направления (см. приложение 2).

 

  1. Подведение итогов.

Цель: подвести итог изученной теме, сделать выводы о сообщениях, подготовленных учащимися, выставить оценки учащимся.

Учитель:

Для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности. 

  1. Домашнее задание § 19, скорректировать таблицу с текстом учебника (примерный вариант таблицы представлен см. в приложении 3); ответить на вопросы после параграфа.

Приложение 3

«Идеи французских просветителей»

(примерный вариант заполненной таблицы).

  Просветители

                               Основные идеи, учения

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778)

Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства – просвещенная монархия во главе с королем-философом.

Реформы, которые проводит королевская власть, - вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность.

Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение 4 церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье.

Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода – право делать то, что дозволено законом.

Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной.

Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской).

Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Источник неравенства и всех бедствий в обществе – частная собственность.

Народ – источник власти. Идеал общественного устройства – демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности.

Энциклопедисты

Неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех пред законом.

Подвергли критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами.

Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитее промышленности и торговли.

Адам Смит (1723-1790)

Считал, что только рыночное хозяйство может сделать человека свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чувство справедливости, находясь, друг с другом в отношениях производителя и потребителя.

Главным мотивом в деятельности человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и обществу.

Для пользы государства «нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении».

Главным источником народного благосостояния является труд.

Жак Тюрго (1727-1781)

Считал необходимыми экономические реформы, проведение которых разрушит старую традиционную систему.

Выступал за полную свободу конкуренции, ничем не ограниченную свободу хозяйственной жизни.

Выступал за свободную торговлю хлебом и мукой, за упразднение средневековых ремесленных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения.

 

МОУ Шумовская основная общеобразовательная школа

Боьшечерниговского района Самарской области.

                             (7 класс)

                                                              Дата проведения: 12.05.08

                                                                                        Разработал: учитель истории                        

Волкова Татьяна Николаевна.  

п. Шумовский-2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по МХК к теме:" Просвещение в зарубежном искусстве"

Урок проходит в нетрадиционной форме. Даёт возможность обучающимся обобщить свои знания по данной теме, оценить друг друга, учит толерантности....

Учебное пособие по литературе "Деревенская" проза: темы, идеи, образы"

Учебное пособие по литературе предназначено для студентов всех специальностей,  обучающихся на базе основного общего образования и предполагает возможность самостоятельной работы, так как содержи...

Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Философия Просвещения" в 7 классе

Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...

Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...

Конспект урока обществознание в 10 классе "Духовный мир. Мировоззрение"

laquo;Духовный мир человека. Мировоззрение»2й урок из 2х.Цель: сформировать представление учащихся о мировоззрение как важнейшей ценности духовного мира личности. Задачи урока:- Образ...