урок в 10 классе с русским языком обучения "Убить пересмешника" Харпер Ли. Темы, идеи, проблемы.
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
цели урока: показать связь романа с проблемами социальной защиты населения через темы расовой дискриминации, неравенства и социальной несправедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_10_kl._ubit_peresmeshnika_li_harper.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный план урока
Раздел долгосрочного плана: Раздел 3. Проблемы социальной защиты. | Школа: НИШ ХБН Шымкент | ||||||||||
Дата:11-15.11.24 | ФИО учителя: Жуматаева З.Ш. | ||||||||||
Класс: 10К | Количество присутствующих: 26 | отсутствующих: | |||||||||
Тема урока | «Убить пересмешника» Харпер Ли. Темы, идеи, проблемы. | ||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 10.Ч6. Понимать тему и идею произведения, определяя литературное направление и социально-исторический контекст; 10.Ч8. Анализировать художественный мир произведения, в том числе представляя в виде несплошного текста/буктрейлера/видеоролика. | ||||||||||
Цели урока | Определить тему, идею романа, показать связь романа с проблемами социальной защиты населения через темы расовой дискриминации, неравенства и социальной несправедливости. Через судебный процесс над Томом Робинсоном, отношения в семье Финчей, учащиеся понимают, что литература отражает социальные проблемы и поднимает вопросы социальной защиты. | ||||||||||
Критерии оценивания |
| ||||||||||
ЛГМ | Социальная поддержка населения, социальная политика, человеческий капитал, незащищенные слои населения, рынок труда. | ||||||||||
ценности | Открытость, уважение, семейные ценности и традиции, экологическая грамотность, глобальная гражданственность. | ||||||||||
Метапредметные навыки | Критическое мышление (анализ текстов и статей, связанных с проблемами социальной защиты, и последующее обсуждение различных точек зрения. Проведение дискуссий и дебатов, где ученики должны аргументировать свои позиции, приводя факты и примеры). Саморегуляция (постановка учащимися личных целей в изучении темы и планирование шагов для достижения. Рефлексия: регулярные записи учеников о том, что узнали, какие вопросы у них возникли, и что планируют изучить дальше). Системное мышление (создание схем и карт, отражающих связи между различными аспектами социальной защиты (экономические, политические, экологические факторы). Создание проектов, где ученики исследуют конкретные проблемы социальной защиты и предлагают системные решения. | ||||||||||
Навыки использования ИКТ | Гаджеты, презентация, https://urok.1sept.ru/articles/654208/pril1.mp4 | ||||||||||
Предварительные знания | В разделе используются навыки, развивавшиеся на предыдущих уроках. | ||||||||||
ЦПРУ | Развитие навыка Письмо с помощью нейросети (ИИ) | ||||||||||
Ход урока | |||||||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||||||
Начало урока | 1.Организационный момент. Приветствие. Создание положительной психологической атмосферы. - Некогда интересную мысль высказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: “Если в художественном произведении все ясно, оно утрачивает художественность. В художественном произведении что-то должно быть тайное”. Почему ученый посчитал наличие тайны обязательным атрибутом художественного произведения? – В центре внимания сегодня роман американской писательницы Ли Харпер “Убить пересмешника”. Какие предположения о содержании книги у вас были перед её прочтением, когда вам было известно только название романа? (Пересмешник – тот, кто смешит; слово “убить” предполагает наличие детективного сюжета) – Книга, выносимая на обсуждение, по результатам опроса читателей Великобритании, проведённого в 1999 году, была признана лучшей книгой 20 века. | ||||||||||
Середина урока | И. задание 1. Прочитайте и сформулируйте основную мысль фрагмента текста (во время чтения звучит музыка из фильма “Убить пересмешника): – Не виляй. Говори. – Я… мы только хотели кое-что передать мистеру Рэдли. – Что передать? – Письмо. – Покажи. Джим протянул ему грязный клочок бумаги. Аттикус с трудом стал разбирать написанное. – Зачем вам, чтобы мистер Рэдли вышел из дому? – Мы думали, ему с нами будет весело… – начал Дилл, но Аттикус только взглянул на пего, и он прикусил язык. – Сын, – сказал Аттикус Джиму, – слушай, что я тебе скажу, повторять я не намерен: перестань мучить этого человека. И вы оба тоже. Как живет мистер Рэдли – его дело, сказал Аттикус. Захочет он выйти на улицу – выйдет. Хочет сидеть дома – имеет на это право, и нечего всяким надоедам (а это еще очень мягкое название для таких, как мы) совать нос в его дела. Кому из нас поправится, если вечером перед сном Аттикус без стука вломится к нам в комнату? А ведь, в сущности, так мы поступаем с мистером Рэдли. Нам кажется, что мистер Рэдли ведет себя странно, а ему самому это вовсе не кажется странным. Далее, не приходило ли нам в голову, что, когда хочешь что-нибудь сказать человеку, вежливее постучать в парадную дверь, а не лезть в окно? И последнее: пока нас не пригласят в дом Рэдли, мы будем держаться от него подальше и не будем играть в дурацкую игру, за которой Аттикус однажды нас застал, и поднимать на смех кого бы то ни было на нашей улице и вообще в нашем городе… Задание 2. Работа в парах/ малых группах по 3-4 человека. 1 группа. Параллельные истории: создайте альтернативный сценарий для одного из ключевых моментов книги. Как бы все изменилось, если бы обвинения против Тома Робинсона были сняты? Напишите короткий рассказ на эту тему. 2 группа. Письмо к автору: напишите письмо к Харпер Ли, в котором выразите свои мысли о некоторых персонажах, их действиях и мотивации. Какие вопросы Вы бы задали автору о процессе написания? 3 группа. Сравнительный анализ: сравните и противопоставьте "Убить пересмешника" с другим произведением литературы, которое также затрагивает темы справедливости и предвзятости. Что их объединяет и отличает? 4 группа. Монолог персонажа: напишите монолог от имени одного из персонажей в момент, когда они испытывают сильные эмоции (например, Аттикус, когда он защищает Тома Робинсона, или Миссис Дубоз, когда узнает о болезни). 5 группа. Социальные сети: создайте профили любимых персонажей в соцсетях. Напишите посты от их имени, проиллюстрировав их взгляды на важные события романа. 6 группа. Тематическая викторина: разработайте викторину на тему "Убить пересмешника" с вопросами, охватывающими сюжет, персонажей и основные идеи. Включите разнообразные форматы вопросов (многовариантные, открытые и т.д.). 7 группа. Кинематографическое переосмысление: если бы вы адаптировали роман в фильм, какие ключевые сцены вы бы выбрали для визуализации? Какую музыку и стилистику вы бы использовали, чтобы передать атмосферу книги? 8 группа. Иллюстрация тем: выберите три основных темы романа (раса, справедливость и мораль) и создайте к визуальную презентацию или коллаж, который связывает каждую тему с конкретными моментами в книге. Презентация работ, оценивание. | https://www.kinopoisk.ru/film/357/tracks/
| |||||||||
Конец урока | Рефлексия. Прокомментируйте эпизод одноименного художественного фильма. – Что для вас осталось в тексте тайным? непонятным? – Какие вопросы вы бы хотели задать автору романа? – Книга прочитана. Определен круг заявленных в ней тем: тема образования и воспитания; тема расизма; тема человека и толпы; тема человека и общества с его предрассудками; тема справедливости и несправедливости… Но можете ли вы сказать, что все тайны книги мы сегодня раскрыли? (Настоящее художественное произведение многоаспектно, поэтому не может трактоваться однолинейно. И книга Ли Харпер соответствует тем критериям художественности, которые были определены Д.С. Лихачевым). Сама Ли Харпер, говоря о своей книге, писала, что это “история чистой и простой любви”. Вопрос: кого к кому? (Человека к человеку независимо от возраста, цвета кожи, уровня образования…) Д.з. Мини-эссе “Почти все люди хорошие, когда их в конце концов поймешь” (Чему можно научиться у героев книги Ли Харпер?) или литературное исследование: напишите эссе о влиянии исторического контекста на повествование романа. Как социальные и расовые проблемы, описанные в книге, отражают американское общество 1930-х годов? | https://urok.1sept.ru/articles/654208/pril1.mp4 | |||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | |||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...
Презентация к уроку 5 класса по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных"
О,Е,Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных...5 класс...
Разработка урока - КВН по предмету «Русский язык и культура речи» Тема: «Фразеология»
Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и многообразие русского языка; закрепить умение определять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.Оформление: на доске - плакат...
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2
Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...
методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"
Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...