урок в 10 классе с русским языком обучения "Убить пересмешника" Харпер Ли. Темы, идеи, проблемы.
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Жуматаева Зульфия Шархановна

цели урока: показать связь романа с проблемами социальной защиты населения через темы расовой дискриминации, неравенства и социальной несправедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_10_kl._ubit_peresmeshnika_li_harper.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана: Раздел 3. Проблемы социальной защиты.

Школа: НИШ ХБН Шымкент

Дата:11-15.11.24

ФИО учителя: Жуматаева З.Ш.

Класс: 10К

Количество присутствующих: 26

отсутствующих:

Тема урока

«Убить пересмешника» Харпер Ли. Темы, идеи, проблемы.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.Ч6. Понимать тему и идею произведения, определяя литературное направление и социально-исторический контекст;

10.Ч8. Анализировать художественный мир произведения, в том числе представляя в виде несплошного текста/буктрейлера/видеоролика.

Цели урока

Определить тему, идею романа, показать связь романа с проблемами социальной защиты населения через темы расовой дискриминации, неравенства и социальной несправедливости. Через судебный процесс над Томом Робинсоном, отношения в семье Финчей, учащиеся понимают, что литература отражает социальные проблемы и поднимает вопросы социальной защиты.

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Дескрипторы

Анализ романа

Определяет тему романа

- определяет идею романа

Анализирует фрагменты для понимания социальных проблем, затронутых в романе

Представляет роман в виде несплошного текста

ЛГМ

Социальная поддержка населения, социальная политика, человеческий капитал, незащищенные слои населения, рынок труда.

ценности

Открытость, уважение, семейные ценности и традиции, экологическая грамотность, глобальная гражданственность.

Метапредметные навыки

Критическое мышление (анализ текстов и статей, связанных с проблемами социальной защиты, и последующее обсуждение различных точек зрения.

Проведение дискуссий и дебатов, где ученики должны аргументировать свои позиции, приводя факты и примеры).

Саморегуляция (постановка учащимися личных целей в изучении темы и планирование шагов для достижения. Рефлексия: регулярные записи учеников о том, что узнали, какие вопросы у них возникли, и что планируют изучить дальше).

Системное мышление (создание схем и карт, отражающих связи между различными аспектами социальной защиты (экономические, политические, экологические факторы). Создание проектов, где ученики исследуют конкретные проблемы социальной защиты и предлагают системные решения.

Навыки использования

ИКТ

Гаджеты, презентация, https://urok.1sept.ru/articles/654208/pril1.mp4

Предварительные знания

В разделе используются навыки, развивавшиеся на предыдущих уроках.

ЦПРУ

Развитие навыка Письмо с помощью нейросети (ИИ)

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1.Организационный момент.

 Приветствие. Создание положительной психологической атмосферы.

- Некогда интересную мысль высказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: “Если в художественном произведении все ясно, оно утрачивает художественность. В художественном произведении что-то должно быть тайное”.

Почему ученый посчитал наличие тайны обязательным атрибутом художественного произведения?

– В центре внимания сегодня роман американской писательницы Ли Харпер “Убить пересмешника”. Какие предположения о содержании книги у вас были перед её прочтением, когда вам было известно только название романа? (Пересмешник – тот, кто смешит; слово “убить” предполагает наличие детективного сюжета)

– Книга, выносимая на обсуждение, по результатам опроса читателей Великобритании, проведённого в 1999 году, была признана лучшей книгой 20 века.

Середина урока

И. задание 1.

Прочитайте и сформулируйте основную мысль фрагмента текста (во время чтения звучит музыка из фильма “Убить пересмешника):

– Не виляй. Говори.

– Я… мы только хотели кое-что передать мистеру Рэдли.

– Что передать?

– Письмо.

– Покажи.

Джим протянул ему грязный клочок бумаги. Аттикус с трудом стал разбирать написанное.

– Зачем вам, чтобы мистер Рэдли вышел из дому?

– Мы думали, ему с нами будет весело… – начал Дилл, но Аттикус только взглянул на пего, и он прикусил язык.

– Сын, – сказал Аттикус Джиму, – слушай, что я тебе скажу, повторять я не намерен: перестань мучить этого человека. И вы оба тоже. Как живет мистер Рэдли – его дело, сказал Аттикус. Захочет он выйти на улицу – выйдет. Хочет сидеть дома – имеет на это право, и нечего всяким надоедам (а это еще очень мягкое название для таких, как мы) совать нос в его дела. Кому из нас поправится, если вечером перед сном Аттикус без стука вломится к нам в комнату? А ведь, в сущности, так мы поступаем с мистером Рэдли. Нам кажется, что мистер Рэдли ведет себя странно, а ему самому это вовсе не кажется странным. Далее, не приходило ли нам в голову, что, когда хочешь что-нибудь сказать человеку, вежливее постучать в парадную дверь, а не лезть в окно? И последнее: пока нас не пригласят в дом Рэдли, мы будем держаться от него подальше и не будем играть в дурацкую игру, за которой Аттикус однажды нас застал, и поднимать на смех кого бы то ни было на нашей улице и вообще в нашем городе…

Задание 2. Работа в парах/ малых группах по 3-4 человека.

1 группа. Параллельные истории: создайте альтернативный сценарий для одного из ключевых моментов книги. Как бы все изменилось, если бы обвинения против Тома Робинсона были сняты? Напишите короткий рассказ на эту тему.

2 группа. Письмо к автору: напишите письмо к Харпер Ли, в котором выразите свои мысли о некоторых персонажах, их действиях и мотивации. Какие вопросы Вы бы задали автору о процессе написания?

3 группа. Сравнительный анализ: сравните и противопоставьте "Убить пересмешника" с другим произведением литературы, которое также затрагивает темы справедливости и предвзятости. Что их объединяет и отличает?

4 группа. Монолог персонажа: напишите монолог от имени одного из персонажей в момент, когда они испытывают сильные эмоции (например, Аттикус, когда он защищает Тома Робинсона, или Миссис Дубоз, когда узнает о болезни).

5 группа. Социальные сети: создайте профили любимых персонажей в соцсетях. Напишите посты от их имени, проиллюстрировав их взгляды на важные события романа.

6 группа. Тематическая викторина: разработайте викторину на тему "Убить пересмешника" с вопросами, охватывающими сюжет, персонажей и основные идеи. Включите разнообразные форматы вопросов (многовариантные, открытые и т.д.).

7 группа. Кинематографическое переосмысление: если бы вы адаптировали роман в фильм, какие ключевые сцены вы бы выбрали для визуализации? Какую музыку и стилистику вы бы использовали, чтобы передать атмосферу книги?

8 группа. Иллюстрация тем: выберите три основных темы романа (раса, справедливость и мораль) и создайте к визуальную презентацию или коллаж, который связывает каждую тему с конкретными моментами в книге.

Презентация работ, оценивание.

https://www.kinopoisk.ru/film/357/tracks/ 

 

Конец урока

Рефлексия.

Прокомментируйте эпизод одноименного художественного фильма.

– Что для вас осталось в тексте тайным? непонятным?

– Какие вопросы вы бы хотели задать автору романа?

– Книга прочитана. Определен круг заявленных в ней тем: тема образования и воспитания; тема расизма; тема человека и толпы; тема человека и общества с его предрассудками; тема справедливости и несправедливости… Но можете ли вы сказать, что все тайны книги мы сегодня раскрыли? (Настоящее художественное произведение многоаспектно, поэтому не может трактоваться однолинейно. И книга Ли Харпер соответствует тем критериям художественности, которые были определены Д.С. Лихачевым).

Сама Ли Харпер, говоря о своей книге, писала, что это “история чистой и простой любви”. Вопрос: кого к кому? (Человека к человеку независимо от возраста, цвета кожи, уровня образования…)

Д.з. Мини-эссе “Почти все люди хорошие, когда их в конце концов поймешь” (Чему можно научиться у героев книги Ли Харпер?) 

или

литературное исследование: напишите эссе о влиянии исторического контекста на повествование романа. Как социальные и расовые проблемы, описанные в книге, отражают американское общество 1930-х годов?

https://urok.1sept.ru/articles/654208/pril1.mp4 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Разработка урока - КВН по предмету «Русский язык и культура речи» Тема: «Фразеология»

Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и многообразие русского языка; закрепить умение оп­ределять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.Оформление: на доске - плакат...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"

Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...