Методическая разработка по внеклассной работе: "Символы России"
методическая разработка по истории по теме
Методическая разработка по внеклассной работе по предмету история в целях патриотического воспитания представленного в номинации: программы и методические материалы в области патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_nominaciyu_simvolika.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Начинается родина с памяти.
С почитания истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
(Ромашина М.Ф.)
Методическая разработка по внеклассной работе по предмету история в целях патриотического воспитания представленного в номинации: программы и методические материалы в области патриотического воспитания.
Название работы: Символы России – историкокультурологический анализ.
Цели методической разработки: формирования у обучающихся представлении о символах России, их исторической преемственности.
Задачи: 1)Ознакомить обучающихся с историей развития символов России;
2)Воспитывать уважительное отношение к символике государства;
3)Стимулировать исследовательскую активность обучающихся.
Область применения: а) Внеклассные мероприятия по предмету (исторические декадники);
б) Тематические классные часы, в частности день народного единства, 4 ноября;
в) В классах профильного обучения с углубленным обучением истории и обществознания;
Формы и методы реализации:
1)Может быть направлена на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников, интересующихся историей символики своего государства
2)Творческие методы обучения, активная деятельность школьников, связанная с анализом и оценкой символики прошлого и настоящего;
3)Классные часы, викторины;
Возрастная группа обучающихся: 9-11 классы.
Ожидаемые результаты: приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям через изучение символики своего государства; освоение опыта прошлого и достижения настоящего; заинтересованность обучающихся изучаемым предметом; развитие чувства патриотизма и уважения к стране, ее истории; рост исследовательской активности обучающихся.
Содержательная часть.
Темы занятий:
- Символы древней Руси.
- Символы Московской Руси.
- Символы Российской империи.
- Символы Советской России.
- Символы современной России.
- Творческий конкурс: Защита символов эпохи (по выбору обучающихся).
Тема №1. Символы древней Руси.
Задачи занятия:
- Ознакомить обучающихся с историей символов древней Руси.
- Стимулировать исследовательскую активность обучающихся.
Наглядные пособия:
- Изображения русских народных богатырей, символов древне славянской мифологии: жар-птицы, льва, лебедя, медведя, берёзы, дуба, вербы; образ Георгия Победоносца, образы князей: Александр Невский, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий и др.
Вводное слово учителя:
Символ – одно из ключевых понятий гуманитарных и социальных наук. Символы играют важную роль во всем многообразии проявления человеческой культуры – в идеологии и религии, политике и праве, литературе и музыке, рекламе и торговле. Каждый человек должен иметь ясное и чёткое представление о том, что такое символ, каково его место и роль в культуре и обществе; уважать символы не только своего народа и культуры, но и символы представителей других религий и культур.
Вопросы для беседы:
- Как вы думаете, почему главным мифологическим героем русских народных сказок выступает Иван – царевич?
Пояснение учителя: Его деяния – образец достижения наивысшего успеха универсальность этого образа в том, что он “Иван” то есть любой человек, пройдя через самые невероятные испытания, достигает заветной цели. По сути, этот образ входит в современную массовую культуру о русских героях совершивших подвиги.
- Какие животные и звери играли важную роль в символическом мире древнеславянской мифологии?
Пояснение учителя: это Жар – птица, сокол, волк, белый лебедь, рыба, медведь, т.е. животные, обладающие чудесными свойствами. Особое место занимали растительные символы: берёза, верба, дуб. Они известны из русских сказок, пословиц, встречаются в барельефах древнерусских храмов, в декоре домов. Берёза до сих пор служит главным растительным символом России, русской природы. Ветер, дорога, поля – тоже символы, в этом наборе закрепляются представления о бескрайних просторах родной земли.
- Что вам известно об образе Георгия Победоносца?
Пояснение учителя: Георгий Победоносец один из самых популярных христианских воинов, великомучеников на Руси. Святого Георгия не просто почитали на Руси, это почитание стало неотъемлемой частью всей русской культуры. Примечательно, что в иконописной традиции в изображении сцены борьбы Святого Георгия со змием нет апофеоза победы. Русская душа как бы находится в извечной схватке добра и зла и исход этой борьбы не предрешён.
- Чем прославились князья Александр Невский, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий?
Пояснение учителя: Образ князя играл весомую роль в средне вековом сознании, т.к. князья славились ратными подвигами, мудрыми речами и поступками.
В древнерусском сознании подвиг и жертва неразделимы. Обращение к древним фольклорно – литературным и изобразительным памятникам помогает выявить осевую черту самосознания – идею духовной и физической мощи русского народа.
Задание по теме: Подготовить творческую презентацию об основных символах Древней Руси.
Вопросы по теме:
- В чем заключается смысл сказочных повествований об Иване?
- Что прославляет образ Георгия Победоносца?
- Почему образ князя играл весомую роль в сознании народа? (объясните на конкретном примере)
- В чём заключается осевая черта национального самосознания?
- Какие идеи отображали древнерусские символы?
Тема №2. Символы Московской Руси.
Задачи занятия:
- Ознакомить обучающихся с историей символов московской Руси
- Стимулировать исследовательскую активность обучающихся
Наглядные пособия:
- Изображение царского венцы “Шапка Мономаха”, изображения скипетра и державы; изображение архитектурных сооружений – ансамбль московского кремля, храм Василия Блаженного, иконы Ф. Грека, А. Рублёвы и др. Изображение двуглавого орла увенчанного двумя цесарскими венцами; тезис “Москва – третий Рим”.
Вводное слово учителя.
В период создания и укрепления московского государства (14-16 века) огромную роль в плане проповеди идеи о единстве государства сыграли символы. Прежде всего, это словесные символы: “Москва, Московское царство, домострой”. Символическое звучание приобрёл новый государственный герб Московского царства, который представил Иван 3 в 1472 году.
Вопросы для беседы:
- Что значит государственный герб?
Пояснение учителя: государственный герб это законодательно утверждённая, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб – это внешний признак суверенитета и международного признания. На Руси государственный герб утвердился после свержения Монголо-татарского ига в 1480 году и принятие Иваном 3 титула “Государь Всея Руси”, а также провозглашения Москвы “Третьим Римом” преемницей Византии. Иван 3 женатый на Византийской царевне Софье Палеолог, для повышения своего авторитета в отношения с иностранными государствами принимает родовой герб византийских царей – двуглавого орла.
Задание: сопоставьте два герба, найдите сходства и отличия. Предлагается рассмотреть и сравнить герб царя московского Ивана 3 1472 года и герб царя Самодержца московского Ивана 3 1480 года.
Обобщение учителя (после ответов обучающихся):
1472 год – изображение двуглавого орла увенчанного двумя цесарскими венцами, на груди орла – щит с изображением иконы Георгия Победоносца;
1480 год – московский царь становится самодержцем: в лапах орла появляются меч и православный крест. Таким образом, русские цари выбирают в качестве главного символа двуглавого орла, чтобы наглядным образом подчеркнуть преемственность своей власти от самих императоров Рима и Византии. Н. Карамзин одним из первых обратил внимание на печать великого князя московского Ивана 3 1497 года отметив, что символика русского государственного герба ведёт начало от нёё. Хотя имеются основания, что печать данного типа скрепляла грамоты и ранее 1497 года, время ёё появления вряд ли стоит относить слишком далеко от этой даты. Официально принято считать, что российский герб родился в 1497 году. В 1897 году в России отмечалось его 400 – летие.
- Что означает тезис – “Москва Третий Рим”?
Пояснение учителя: Игумен Филофей писал Василию 3, что существующие прежде два мировых центра христианства – Рим и Византия пали из-за отхода от “Истинного христианства”. Тезис должен был обосновать мировое значение русского государства, послужить укреплению православного христианства и возвышению церкви.
Вопрос: что ознаменовали строительство кремля в 14-16 веках?
Пояснение учителя: идею величия и силы единого русского государства.
Вопрос: Какая идея воплотилась в иконе “Троица” А. Рублева?
Пояснение учителя: гуманистическая идея объединения и согласия всех людей, всех народов под лучами света истинной веры.
Вопрос: Почему был силён в русском сознании символ царя – батюшки?
Пояснение учителя: Иван 4 сформулировал принцип, по которому подданные были даны ему в “работу” самим богом. Формировался смысл служения: царя служит богу, а поданные царю. В “Домострое” говорилось: “Как земного царю правдою служишь и боишься его, так же научишься небесного царя бояться”. Отсюда огромная роль символа царя батюшки.
Задание: сравните гербы Ивана Грозного 1548-1574, 1576-1584, 1574-1576 годов.
Обобщение учителя:
Когда Иван 4 короновался на царство, орёл весьма существенно преобразился, олицетворяя всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в правление Ивана Грозного был период, когда он отрёкся от царства и удалился в монастырь, передав трон Касимовскому С.Б. (1574-1576), а фактически боярам. Возвращение И. Грозного к власти вызвало появление нового орла, главы которого увенчала одна общая корона, а на груди орла вместо иконы святого Георгия Победоносца появилось изображение единорога. Однако этот герб был Грозным быстро отменён.
Задание: подготовить сравнение гербов царя Фёдора Ивановича (1584-1587) и Бориса Годунова (1587-1605), презентацией.
Общий вывод по теме: В российском сознании государство рассматривалось, как большая семья. Отсюда вытекало понимание общенародного единства. Идеал, воплощённые понятии “Москва – третий Рим” нашёл новое выражение в “Русской идеи” об особой миссии русского народа во всемирной истории.
Вопросы по теме:
- Какую дату принято считать официальным рождение российского государственного герба?
- Что такое государственный герб?
- Как изменилась в дальнейшем идея “Москва – третий Рим”?
- Кто из царей сформулировал идею: царь служит богу, а поданные царю?
- Какие словесные и визуальные символы распространяли в массовом сознании идеи о единстве славянского государства в 14-16 веках?
Тема №3. Символы Российской империи.
Задачи занятия:
- Ознакомить обучающихся с символами Российской империи (18 – начло 20 веков)
- Стимулировать исследовательскую активность обучающихся
Рассказ учителя:
Для строительства новой России, могучего государства с новыми культурными идеалами, Петру 1 потребовалось создать новую знаково-символическую систему культуры он вводит новый образец русского официального флага (бело-сине-красный триколор), переносит столицу государства, создаёт новые образцы военных мундиров. В 1705 году издана книга “Эмблемы и символы”. Пётр 1 привнёс изменения в образ русского царя, он сам стал символом, разделяющим историю России на 2 части. В 1721 году, в связи с принятием Петром 1 титула императора, короны, венчающие орла, были заменены императорскими. В 1727 году всадник, изображаемый в щитке на груде орла, впервые официально был назван святым Георгием Победоносцем. С 1 четверти 18 века цветам двуглавого орла стали коричневый (естественный) или чёрный. Пётр, когда был мальчиком, нарисовал орла для знамени Потешного полка. У этого орла была всего одна лапа, ибо: “Кто только одно сухопутное войско имеет – одну руку имеет, но кто флот имеет – две руки имеет”.
Задание: опишите государственный герб 1721 года. Какие главные изменения произошли по сравнению с предыдущими гербами.
В конце 18-19 веков границы государства значительно расширяются, Россия – мощная империя. В 1830 году на поднятых крыльях орла были помещены щитки с 6 титульными гербами: Астраханского, Казанского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического царств и Великого княжества Финляндского. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
К началу 20 века оформляется лик России - “Жандарм Европы”.
В 19 - начале 20 века популярны и такие символические фигуры, как русская матрёшка, самовар, тройка. Матрёшка – символ материнства, плодородия. Самовар - образ русской жизни на уровне бытовых традиций. Тройка – символ России, характер русского народа.
Вопросы по теме:
- В каком году всадник, изображаемы в щитке на груди орла, впервые официально был назван святым Георгием Победоносцем?
- Почему Пётр 1 нарисовал для знамени Потешного полка орла с одной лапой?
- Какие 6 титульных гербов располагались на крыльях орла в 1830 году?
- Почему были популярны русские матрешки? Что они символизируют?
- Какие новые знаки, символы появились при Петре 1?
- Как называлась книга, вышедшая в 1705 году посвящённая геральдике?
Задание:
Подготовить презентации на темы по выбору:
- Новые детали государственного герба в правлении Николая 1
- Комплект государственных гербов в правлении Александра 2
- Большой государственный герб 1882 года.
Тема №4. Символы советской России.
Задачи занятия:
- Ознакомить обучающихся с символами советской России
- Стимулировать исследовательскую активность обучающихся
Наглядные пособия:
- Изображения Государственного Герба СССР, Красной пятиконечной звезды, Государственного флага СССР, Кремля, Мавзолея Ленина, Красной площади
Музыкальное сопровождение:
- Государственный гимн “Союз нерушимый республик свободных”
Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана
Рассказ учителя:
В первые годы после октябрьской революции молодое правительство объявило “Войну прежним символам, являющимся отражением идеологии монархического режима”. Была организованна специальная комиссия, которой поручалось заняться заменой “Надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной и трудовой России”[1]. Была осуществлена смена столиц. В 20-30е годы 20 века происходит концентрация первых советских республик вокруг Москвы. В первое десятилетие советской власти оформляются и получают распространение визуальные и словесные символы (красная гвоздика, буревестник, фигуры молотобойца, солдата-красноармейца, Прометея и др.), призванные выразить идейную суть революционного переворота. Символ пламени воплотил миф о неизбежности гибели в мировом пожарище старого, капиталистического мира и рождения нового, очищенного от прежних грехов. Эмблема трёх язычного пламени – знак пионерского движения, члены которого должны были стать активными строителями коммунистического будущего.
История государственных символов в СССР – герба, флага и гимна – свидетельствует о принципиальной негативной позиции новой власти по отношению к традициям русской геральдики с момента утверждения на территории России советской власти серп и молот стали главной государственной эмблемой. Государственный Герб СССР представлял собой серп и молот на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках 15 союзных республик “Пролетарии всех стран соединяйтесь!”, на верху герба – пятиконечная звезда. Солнце – означает источник жизни. Эмблема восходящего солнца на гербе СССР воплощала идею прогрессивного развития государства, олицетворяла “Животворные силы социализма”
Пшеничные колосья в сочетании с символом солнца означали мирный труд под солнцем свободы. Красная звезда – эмблема международной солидарности трудящихся, считалась одним из главных символов советского государства. Красная пятиконечная звезда как эмблема Красной Армии была закреплена в 1918-1946 годах; а затем стала называться эмблемой Советских Вооруженных Сил, ёё изображение до сих пор используется в качестве одного из главных символов Вооруженных Сил РФ.
Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды обрамлено золотой каймой. Красный цвет – знак героической борьбы советского народа.
Государственным символом был гимн “Интернационал” до 1944 года; когда был заменён гимном “Союз нерушимый республик свободных” на музыку А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана.
Политическая символика играла важную роль в иерархии символов советской России.
Вождь – генеральный секретарь ЦК КПСС, лидер советского народа;
Кремль – символ высшего руководства СССР до 1989 года (партии и правительства);
Мавзолей Ленина – историко-идеологический символ СССР;
Красная площадь – символ центра страны;
Спасская башня – символ столицы Москвы
Символы выполняли функцию социализации, приобщения людей к определённым идеалам, ценностям, нормам. Историко-культурно реконструкция позволила выявить образы и символы, возникшие в разные исторические периоды отечественной цивилизации.
Это богатырь, Иван - дурак, Иван – царевич, берёза и др. (культура и эпоха Древней Руси); Царь, православные святые, икона, Московский Кремль, храм Василия Блаженного и др. (культура и эпоха Московского царства); Чёрный двуглавый орёл, фигуры Петра 1, Екатерины 2, Тройка и др. (культура и эпоха российской империи); буревестник, красная гвоздика, фигура партийного вождя, мавзолей, серп и молот и др. (культура СССР). Эти символы продолжают существовать в современной российской культуре, претерпевая некоторые идейносмысловые трансформации. Современная российская культура восприняла символический арсенал предыдущих культурных эпох.
ТЕСТЫ:
- Соотнесите название символов и их значение:
Символы Значения
А. Солнце 1. Древняя эмблема плодородия, животворящей силы
Б. Колос 2. Источник жизни, жизненная сила
В. Красная звезда 3. Символ рабочего класса
Г. Серп 4. Союз трудящихся 5 континентов
Д. Молот 5. Символ жатвы, урожая.
Ответы: А-2; Б-1; В-4; Г-5; Д-3.
- Соотнесите даты и события:
А. 1918-1946 гг. 1. Гимн “Союз нерушимый республик народных”
Б. 1941-1945 гг. 2. Положение о государственном флаге СССР
В. 1955 г. 3. Закрепление эмблемы Красной звезды
Г. 1944 г. как эмблемы Красной Армии
4.Песня “Священная война” – музыкальная
эмблема ВОВ
Ответы: А-3; Б-4; В-2; Г-1.
- Верны ли утверждения?
А. Мавзолей Ленина – историко-идеологический символ СССР (да)
Б. В советской культуре важную роль играли фигуры космонавтов, ученых, писателей, которые рассматривались как социальные символы просвещения, научных достижений и прогресса (да)
В. Художественная символика СССР имела слабые значения в политической пропаганде (нет, были созданы яркие символы: образ Штирлица, Чапаева и т.д.)
- Какую роль выполняли символы?
Ответ: роль социализации, приобщения людей к определённым идеалам, ценностям.
- Чем можно объяснить долговечность символов?
Ответ: их архетипическими основами (например, богатырь – выражение архетипа отца, персонификация родины в образе царицы – олицетворение архетипа матери).
Задание: подготовить презентацию одного из символов СССР по выбору. Эссе на тему: Роль идеалов в солидарности, дружбы, взаимопомощи в советской идеологии.
Тема №5. Символы современной России:
Задача занятия:
- Ознакомить обучающихся с символами современной России.
- Стимулировать исследовательскую активность обучающихся.
Рассказ учителя:
Главную роль в поддержании стабильности символической системы российского общества призвана выполнять государственная символика. После распада СССР, обретения Россией независимости со всей остротой встал вопрос о символах, способных стать олицетворением ёё идеалов и принципов. 11 декабря 1993 года Президент подписал Указ “О государственном флаге РФ” и утвердил “Положение о Государственном флаге”.
Государственный флаг предстаёт как восстановление исторического бело-сине-красного флага, “овеянного славой многих поколений россиян”.
“Белый цвет символизирует чистоту помыслов, добродетель, населяющих Россию народов. Синий цвет символизирует вечность и постоянство России. Красный цвет символизирует мужество, храбрость, доблесть защитников Отечества”[2]. Судьбоносным событием стало принятие в декабре 2000 года ряда законопроектов о государственной символике РФ. Обсуждение проектов законов о государственном гербе, флаге, гимне вызвала острую полемику в российском обществе в большей степени это вызвано неоднозначным отношением разных политических слоев к предложенному Президентом В.В. Путиным гимну России, музыкальной основой которого является мелодия гимна СССР А.В. Александрова, а поэтической основой – слова прежнего советского гимна, только откорректированные С.В. Михалковым. Это свидетельствует о том, что наше общество находится в сложном поиске символов, которые могли бы в идейно смысловом плане консолидировать народ. Новый российский гимн был принят специальным указом Президента от 30 декабря 2000 года и прозвучал в ночь на начало нового 2001 года; нового тысячелетия.
Звучит фрагмент гимна.
Согласно сформировавшейся концепции государственной символики, Россия – наследница и правопреемница, с одной стороны СССР, с другой стороны – до революционной России (двуглавый орел и трехцветный флаг – это то лучшее, что Россия заимствует у прошлых эпох). В качестве основополагающего символа современной России может выступать образ витязя, стоящего у камня на распутье, перед добрым молодцем открываются разные перспективы, одной из которых является либерализм. Пытается Витязь сделать выбор между “альтернативами” каменного указателя: “налево пойдешь – голову потеряешь” (возврат к тоталитаризму), “направо – счастливым будешь” (либерально – демократическая перспектива). “Особенность либерализма в то, что именно в свободе личности, обеспеченной собственностью и правовыми гарантиями, он находит способ преодоления хаоса и варварства”[3]. Понятие и категории, традиционно ассоциируемые с либерализмом (идея самоценности индивида; равенства возможностей, идеал частной собственности принципы свободного рынка, система разделения властей, всеобщее избирательное право) постепенно укореняются в массовом сознании россиян.
Об этом свидетельствует появление определенных символов – это “Президент”, “Парламентарий”, “Правозащитник”, “Бизнесмен”, “Фермер” и другие.
С 1990 годов особую роль в популяризации новых символов принадлежит рекламе. Посредством рекламы вводятся символы служащие выражениям понятий и ценностей потребительского общества (материальные выгоды, легкой наживы, корысти). С 90 годов 20 века Россия переживает период смены символических систем культуры – создаётся постсоветская символическая система, в которой находят выражение понятия, нормы и ценности, отражающие и одновременно формирующие современную духовную реальность.
В эпоху всеобще глобализации всех сфер жизнедеятельности важно сохранить те высокие духовно нравственные принципы и устои, которые отечественная культура создавала и транслировала на протяжении многих веков.
Вопросы для дискуссии (можно провести работу по группам, определив каждой свой круг вопросов):
- Какие символы наиболее полно выражают идеи и ценности русской культуры? Обоснуйте свой ответ.
- Способен ли россиянин принять либеральный порядок и самостоятельно, без государственной опеки, противостоять беспорядкам и социальному разложению?
- Какие символы на ваш взгляд могут консолидировать народ?
- Согласны ли вы с тем, что в нынешней культуре сосуществуют несовместимые ценностные ориентации – коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремления к интеграции в западную цивилизацию?
- В чем выражается нестабильный характер символической системы?
- Как вы думаете, возможна ли реставрация монархии в России? Почему?
- Какие символы могут стать основой для формирования постсоветской культурно символической системы.
- Актуально ли утверждение, что общественное сознание россиян это государственный коллективизм, “Мы” вместо “Я”, что и определяет современное общественное развитие.
Список литературы:
- Иванов В.В., Топоров В.Н. Иван – царевич. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Эллис – Лак, 1995.
- Кара – Мурза А.А. Либерализм против хаоса. Полис. – 1994 №3.
- Михайлов Г.И. Символы России и В.С. – М., 2001
- Соболев Н.А. Очерки истории Российской символики. М., 2006.
- Соколов В.А. Символика государственного флага РФ. Проект. М., 2000.
- Хорошевский А.Ю. Сто знаменитых символов советской эпохи. М., 2006.
- Сервер национального института герба и флага. http://www.geraldika.ru
- Гербы и флаги http://www.geraldika.ru
- Данные из Интернет энциклопедии Википедия. www.wikipedia.ru
- Презентация прилагается.
Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №93”.
Городской этап Всероссийского конкурса “Овеянные славою флаг наш и герб”
Номинация: Методические разработки
Название работы: Символы России – историко-культурологический анализ
Автор: Рыбчинская Елена Виталиевна
Место работы: МОУ “СОШ №93”
Должность: учитель истории и обществознания
[1] Декреты Советской власти. Том 2. М., 1959. С.96.
[2] Соколов В.А. Символика государственного флага Российской Федерации. Проект. М., 2000, С. 26.
[3] Кара-Мурза А.А. Либерализм против хаоса. Полис. 1994. №3. С.119.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка военно-тематической игры "Служу России"
Военно-тематическая игра «Служу России» рассчитана на юношей 16-18 лет, что соответствует возрасту учащихся старших классов или обучающихся учреждений НПО, СПО. Желательно, чтобы в игре п...
Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"
Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....
Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования« Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....