Папка МО истории
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Рыбчинская Елена Виталиевна

Методическое сопровождение

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon papka_mo_istorii.zip191.41 КБ

Предварительный просмотр:

2012   - 2013   учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачеворй, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной.

Обществознание  является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального  опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание  обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого  образования свидетельствует, что массовая школа  не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.  Зачастую овладение обществоведческим  материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки  общественных событий.  Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие  знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.  

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Классы  5

Количество часов

Всего  35  час; в неделю 1  час.

      Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., учебной программы для общеобразовательных учреждений «Школа 2100»/ 5 класс, 2004 год, автор программы – Данилов Д.Д.

№№

п\п

Наименование темы

Всего

часов

Из них

Сроки изучаемой темы

Тесты, контрольные работы

Практические работы

1

Вводные уроки

3

2

Духовная культура личности

7

1

3

Социальная структура жизни общества

7

1

4

Экономическая сфера жизни общества

5

1

5

Политическая и правовая Жизнь общества

10

2

6

Резервные уроки

3

Всего:

35

5

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные

понятия

Элементы

содержания

образования

(включает Лаб. оп, демонстрации, ИКТ)

Планируемые результаты

Вид

контроля

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

  1. Вводные уроки (3 часа)

1

 Как работать с учебником?

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Уметь: работать с материалом учебника и рабочей тетради, ориентироваться в заданиях

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

Коммуникативные УУД

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Личностные УУД:

- осознавать мотивацию учения

Фронтальная работа

2

Все науки об обществе

Урок изучение

Урок открытия нового знания

Общество, сферы жизни общества, обществознание,

культурология

Презентация «Науки об обществе»

Знать: понятия общество, сферы жизни общества

Фронтальная работа

3

 Все науки об обществе

Урок-практикум

Урок отработки умений и рефлексии

Уметь: выделять главное из текста, составлять опорные схемы

Индивидуальная работа

  1. Духовная культура личности (7 часов)

4

 Жажда мудрости

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Философия, мудрость,

Презентация

«Жажда мудрости»

Знать: понятие философия, имена древнегреческих философов

Познавательные УУД:

устанавливатъ причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

Личностные УУД:

вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Фронтальная работа

5

 Жажда мудрости

Урок-практикум

Урок исследования (творчества)

Уметь: решать жизненные задачи, слушать чужое мнение

Проектная деятельность

Творческое задание

6

О прошлом, настоящем и будущем

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Социальная философии, секта

Презентация

«Социальная философия»

Знать: понятие социальная философия, иметь представление об этой науки

Фронтальная работа

7

О прошлом, настоящем и будущем

Урок-практикум

Урок исследования (творчества)

Презентация

«Вехи истории»

Уметь: составлять ученические мини проекты по теме урока

Проектная деятельность

8

Искусство рассуждать

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Логика, логические задачи

Презентация

«Искусство рассуждать»

Знать: значение понятий логика

Уметь:

Слушать своих одноклассников

Фронтальная работа

9

Искусство рассуждать

Урок-практикум

Урок отработки умений и рефлексии

Презентация

«Логика в жизни человека»

Уметь: решать логические задачи

Работа с логическими заданиями

10

Обобщающий урок по теме: «Духовная культура личности»

Урок развивающего контроля

Знать: основные понятия темы «Духовная культура личности»

Тестирование

  1. Социальная структура жизни общества (7 часов)

11

 По лестнице добра

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Добро, мораль, право, совесть, этика, этикет, общечеловеческие ценности

Презентация

«По лестнице добра»

Знать:

основные понятия добра и зла, морали и права

Уметь: ценить общечеловеческие ценности

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям',

- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Коммуникативные УУД:

организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

Регулятивные УУД:

— работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно

Личностные УУД:

аргументирование оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

Фронтальная работа

12

 По лестнице добра

Урок-практикум

Урок исследования (творчества)

Уметь: презентовать ученические проекты, реализованные на уроке

Проектная деятельность

13

 Разобраться в себе и помочь другим

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Душа, психология,

Презентация

«Наука психология»

Знать: основные понятия науки психология

Фронтальная работа

14

Разобраться в себе и помочь другим

Урок-практикум

Урок отработки умений и рефлексии

Презентация

«Разобраться в себе и помочь другим»

Уметь: выполнять самостоятельные творческие задания, связанные с темой урока

Творческое задание

15

Игры по правилам

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Социология, социальная группа

Презентация

«Игры по правилам»

Знать: основные термины, связанные с понятием социология

Уметь: различать социальные группы

Фронтальная работа

16

Игры по правилам

Урок-практикум

Урок исследования (творчества)

Уметь: строить объяснение и доказательства

Проектная деятельность

17

Обобщающий урок по теме: Социальная структура жизни общества

Урок развивающего контроля

Знать: основные понятия темы «Социальная структура жизни общества»

Тестирование

  1. Экономическая сфера жизни общества (5 часов)

18

Искусство ведения хозяйства

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Хозяйство, экономика, деньги

Презентация

 «Наука экономика»

Знать: особенности хозяйственной деятельности людей

Познавательные УУД: 

устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

Личностные УУД:

— выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

Индивидуальная работа

19

 Искусство ведения хозяйства

Урок-практикум

Урок отработки умений и рефлексии

Презентация

«История денежных знаков»

Уметь: работая в группах, делать общие выводы по теме

Работа в группах

20

Большое хозяйство – особые задачи

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Макроэкономика, микроэкономика, экономические ресурсы

Презентация

«Хозяйственная деятельность людей»

Знать: основные задачи хозяйственной деятельности людей

Фронтальная работа

21

 Большое хозяйство – особые задачи

Урок-практикум

Урок отработки умений и рефлексии

Уметь : углубленно изучать тему через игровую деятельность

Игровая деятельность

22

Обобщающий урок по теме: Экономическая сфера жизни общества

Урок развивающего контроля

Знать: основные понятия темы «Экономическая сфера жизни общества»

Тестирование

  1. Политическая и правовая жизнь общества (10 часов)

23

 Командовать, подчиняться и договариваться

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Власть, государство, разделение властей, президент, Государственная Дума, Правительство, митинг

Презентация

«Наука политология»

Знать: об основах государственной власти, разделения властей

Познавательные УУД:

— сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

Коммуникативные УУД:

— создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно

Регулятивные УУД:

— определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Личностные УУД:

— извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других',

Работа в группах

24

 Командовать, подчиняться и договариваться

Урок-практикум

Урок исследования (творчества)

Уметь: отстаивать свое мнение по теме урока

Проектная деятельность

25

 Наука о власти

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Монархия, республика, политология, феномен

Презентация

«наука о власти»

Уметь: различать формы правления и их особенности

Фронтальная работа

26

Наука о власти

Урок-практикум

Урок исследования (творчества)

Уметь: выполнять творческие задания, связанные с темой урока

Творческое задание

Проектная деятельность

27

 Знатоки человеческих законов

Урок-изучение

Урок открытия нового знания

Законы, правоведение,

Презентация

«Человек и законы»

Знать: важные законы РФ, уметь в них разбираться

Индивидуальная работа

28

 Знатоки человеческих законов

Урок-практикум

Урок отработки умений и рефлексии

Уметь: определять свое отношение к событиям, происходящим в обществе, умение давать им оценку

Фронтальная работа

29

Обобщающий урок по теме: Политическая жизнь общества

Урок развивающего контроля

Знать: основные понятия темы «Политическая жизнь общества»

Тестирование

30

Символика Российской Федерации

Урок открытия нового знания

Герб, флаг, гимн, символика

Презентация

«Символика РФ»

Знать: гимн РФ, историю появления государственного герба и гимна РФ

Уметь: разбираться в геральдических знаках

Фронтальная работа

31

Обобщение пройденного материала

Урок отработки умений и рефлексии

Уметь: давать определения к понятиям и терминам курса;

Творческая деятельность

32

Итоговый урок

Урок построения системы знаний

Уметь: систематизировать знакомый материал, делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения

Тестирование

33-35

Резервные уроки

                Всего

-тестирование                - проектов

35

5

6

53%

Содержание тем учебного курса

Вводная тема (2 часа). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Как подготовить проект.

Теоретическое занятие (1 час). Философия как наука. Важность  философии для общества и человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социальная философия.  Многообразие теорий развития общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Логика как наука о правильном мышлении. Значение логики в жизни человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Этика как наука о морали  и нравственности. Значимость этики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Психология как наука о душе. Психология как способ поддержки в принятии себя и других людей, преодоления жизненных трудностей. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социология как наука о социальных группах. Влияние правил, принятых в группе, на поведение человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Экономика как искусство ведения хозяйства. Значение экономики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Макроэкономика  – наука, изучающая функционирование экономики в целом. Значение макроэкономики  для  государства, как способ обеспечения достойной жизни гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политика как способ управления обществом. Власть. Президент. Государственная Дума. Правительство. Судебная власть. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политология – наука о политике. Значение политологии в жизни общества и гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Законы – общепринятые и обязательные правила для всех граждан. Правоведение как наука о законах. Практическое занятие (1 час).

Обобщение  (1 час).

Представление проектов.

Требования к подготовке обучающихся

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия):

  1. Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия):

  1. Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
  2. Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
  3. Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия):

  1. Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки  и т.п.).
  2. Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
  3. История, 5-й класс: формирование единой с  историей системы понятий, структуры общественных связей.
    Литература, 5-й класс:
     общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
    География, 5-й класс:
     закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
    Биология, 5-й класс:
     представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

Учебно-методический комплект

Учебник

Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Обществознание («Зачем изучать общество?») 5 класс.- М.: Баласс, 2012.

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь к учебнику Обществознание(Зачем изучать прошлое?). 5 класс/ М.Ю. Ярославцев, Д.Д. Данилов. – М. : Баласс, 2012

Список литературы (основной и дополнительной)

Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис- пресс, 2004.

Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005

Фалькович  Т.А .,Шупина Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию РФ.- М.: «5 за знания», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ (к папке-учителя-предметника)

В подборке - рекомендации по планированию учителем-предметником работы по подготовке учащихся к ЕГЭ, аналитической деятельности, коррекции ЗУН учащихся и др....

Инструментальная папка классного руководителя

Уважаемые коллеги! В этой папке представлен материал в помощь классному руководителю. Особенно, я надеюсь, это поможет молодым учителям в составлении и оформлении документации. Некоторые документы при...

Файлы и папки

Урок на тему: "Файлы и папки"...

Папка отчетных документов педагога дополнительного образования

В данной папке представлены формы отчетных документов, которые заполняются в конце учебного года. Удобно использовать в электронном виде.  Можно также весь отчет представить в виде презентации....

специфика проверки знаний по истории (вкладывается в папку с рабочими программами учителя)

В данном материале:определяется специфика проверки знаний по истории как области знания;выделены объективные и субъективные компоненты, которые  учитываются при проверке подготовленности шко...

Папка достижений учителя истории и обществознания (портфолио)

Папка достижений включает в себя следующие разделы: общие сведения о педагоге, результаты  деятельности,  научно-методическая деятельность педагога и приложения....

Папка проф. достижений учителя истории, обществознания, экономики МБОУ "Лицей" р.п. Степное Советского района Саратовской области

Папка проф. достижений Баландиной О.В. учителя истории и обществознания МБОУ "Лицей" р.п. Степное...